Возможности современных фотоаппаратов

Часть 6. Серийная съемка

Сергей Асмаков

Инструмент для ловли мгновений

Характеристики и нюансы

Страховка от опоздания

Цейтраферная съемка

Заключение

 

Заключительная статья цикла посвящена функциям серийной съемки.

Цифровая фотография открыла нам огромное количество новых возможностей. Например, без затрат на пленку, проявку и печать можно сделать сколько угодно дублей одной и той же сцены в поисках единственного и неповторимого ракурса, волшебным образом превращающего заурядный, казалось бы, сюжет в шедевр. Заполнилась карта памяти? Не беда: удаляем неудачные варианты и продолжаем дальше.

Впрочем, такой свободой фотограф располагает лишь при съемке статичных сцен, когда запас времени ограничен лишь его терпением и продолжительностью светового дня. Если же приходится действовать в быстро меняющихся условиях, возможности сделать большое количество дублей нет. С подобными проблемами фотографы обычно сталкиваются при съемке быстротечных процессов (взрывов, разрядов молний и т.д.), движущихся объектов (гоночных автомобилей на трассе; сноубордиста, выполняющего эффектный трюк, и т.п.) или сцен из окна движущегося автобуса, поезда либо автомобиля.

Инструмент для ловли мгновений

Казалось бы, при наличии определенного опыта и практических навыков нажать на спуск в нужный момент несложно. Но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что при съемке необходимо принимать в расчет характерный недостаток цифровых фотоаппаратов — временной лаг, или, проще говоря, задержку срабатывания затвора. Даже если фокусировка была выполнена заблаговременно, между нажатием на спуск и открытием затвора проходит определенное время — до нескольких десятых долей секунды. Казалось бы, немного. При съемке статичных сцен это действительно почти незаметно, однако в случае быстрого движения в кадре задержка даже в пару десятых секунды отделяет удачный снимок от брака. Проблема усугубляется еще и тем, что даже у одной и той же фотокамеры величина задержки срабатывания затвора непостоянна и может варьироваться в зависимости от выбранных настроек и ряда других факторов.

 

Рисунок

Режим серийной съемки незаменим в том случае, когда необходимо запечатлеть
быстротечный процесс — например огненный столб, вырывающийся
из пушки в момент выстрела. Цена ошибки при съемке этого сюжета была высока:
чтобы сделать дубль, пришлось бы ждать целые сутки

Какие же средства из огромного арсенала функций современных фотоаппаратов могут прийти на выручку фотографу при съемке быстротечных процессов и движущихся объектов? Одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих свести к минимуму вероятность получения брака в подобных ситуациях, является режим серийной съемки. В настоящее время такая функция имеется в большинстве профессиональных и любительских фотоаппаратов различных типов — включая как зеркальные, так и компактные модели (в том числе со сменной оптикой).

В режиме серийной съемки камера после нажатия на спуск начинает снимать один кадр за другим — до тех пор, пока фотограф не отпустит кнопку. Таким образом, за относительно короткое время можно получить множество снимков (количество которых может достигать нескольких десятков и даже сотен), а затем в спокойной обстановке выбрать из них наиболее удачный.

Характеристики и нюансы

Очевидно, что возможности фотоаппарата во многом зависят как от особенностей его конструкции, так и от характеристик компонентов. Соответственно возможности, доступные в режиме серийной съемки, могут в значительной степени различаться у разных моделей.

Производители обычно указывают в спецификациях фотоаппаратов два параметра, характеризующие их возможности в режиме серийной съемки: максимальные значения скорости и длины серии. Скорость обычно измеряется в количестве кадров, которые камера способна запечатлеть в течение одной секунды (например, 4,5 кадра в секунду). Ну а максимальная длина — это предельное число снимков, которые можно снять в одной серии. Но есть несколько важных нюансов, на которые необходимо обратить внимание.

У одного и того же фотоаппарата скорость и длина серии могут варьироваться в зависимости от выбранных настроек — в частности разрешения снимков. Понятно, что время, необходимое для обработки и сохранения изображения, напрямую зависит от его объема. Таким образом, при выборе меньшего разрешения в настройках камеры скорость серийной съемки будет увеличиваться — в некоторых случаях весьма значительно. К примеру, максимальная скорость серийной съемки модели Lumix DMC-FZ150 с полным разрешением (12 мегапикселов) составляет 12 кадров в секунду. Если же снизить разрешение до 2,5 мегапикселов, то можно снимать серию со скоростью до 60 кадров в секунду.

 

Рисунок

Изображения, сделанные
камерой Exilim Pro EX-F1
в режиме серийной съемки
со скоростью 60 кадров в секунду

В фотоаппаратах, позволяющих сохранять кадры не только в JPEG-, но и в RAW-формате, максимальная скорость серийной съемки может зависеть еще и от выбранного формата. Очевидно, что для сохранения сжатых файлов JPEG требуется меньше времени, а следовательно, скорость в данном случае обычно выше.

Таким образом, для корректного сравнения возможностей разных моделей следует сопоставлять скоростные характеристики для съемки с максимальным разрешением в одном и том же формате. Нередко в краткой спецификации указывается максимальное значение скорости серийной съемки для кадров с небольшим разрешением, и на это необходимо обратить внимание.

Всего несколько лет тому назад максимальная скорость серийной съемки подавляющего большинства как компактных, так и зеркальных фотокамер не превышала полудюжины кадров в секунду. Ситуация заметно изменилась в начале 2008 года, когда компания Casio представила компактную камеру Exilim Pro EX-F1. Благодаря внедрению ряда передовых решений эта модель установила новые стандарты в области серийной съемки. Посудите сами: Exilim Pro EX-F1 способна снимать серию с максимальным разрешением (6 мегапикселов) со скоростью до 60 кадров в секунду. Длина серии — до 60 кадров в формате JPEG. Кроме того, эта камера стала одной из первых компактных моделей, обеспечивающих возможность изменения скорости серийной съемки в настройках.

В настоящее время выпускается целый ряд моделей компактных фотоаппаратов, позволяющих снимать серию со скоростью 20 и более полноразмерных кадров в секунду. Такой прогресс стал возможен во многом благодаря качественному росту в развитии элементной базы — в частности появлению высокоскоростных КМОП-сенсоров небольшого размера, а также значительному увеличению производительности микропроцессоров. Как ни парадоксально, по возможностям в области высокоскоростной серийной съемки некоторые компактные модели средней ценовой категории сейчас значительно опережают даже довольно дорогие зеркальные камеры. Например, максимальная скорость серийной съемки с максимальным разрешением выпущенных в нынешнем году зеркалок Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800 составляет 6 и 4 кадра в секунду соответственно. В то же время компактная камера Canon PowerShot SX260 HS позволяет запечатлеть до 10 полноразмерных снимков JPEG со скоростью 10,3 кадра в секунду, а Nikon Coolpix P510 — до 20 снимков JPEG со скоростью 15 кадров в секунду.

 

Рисунок

Компактная фотокамера Exilim EX-FH100 позволяет
в течение одной секунды запечатлеть
до 40 снимков с разрешением 9 мегапикселов

Помимо впечатляющих скоростных характеристик, современные модели интересны еще и возможностью выбора различных вариантов серийной съемки. Например, в процессе съемки серии кадры могут сохраняться либо в буферную память фотоаппарата, либо непосредственно на сменный носитель. В первом случае обеспечивается выигрыш в скорости за счет гораздо более высокой производительности буферной памяти. Правда, расплачиваться за него приходится небольшой длиной серии (за редкими исключениями — не более пары десятков кадров). Кроме того, снять вторую серию сразу же после первой не получится: камере потребуется некоторое время для того, чтобы освободить буферную память, скопировав записанные в ней кадры на сменный носитель. Во втором случае скорость будет ниже, зато снимать можно до тех пор, пока не закончится свободное место на карте памяти (или пока не сядет аккумулятор).

В качестве примера рассмотрим возможности серийной съемки компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX40 HS. Эта модель позволяет снять серию, включающую до восьми снимков, с максимальным разрешением (12 мегапикселов) со скоростью 10,3 кадра в секунду или запечатлеть неограниченное количество изображений аналогичного размера со скоростью около 2,4 кадра в секунду. Таким образом, скорость серийной съемки при записи фотографий в буфер и на карту памяти в данном случае различается более чем в 4 раза.

В ряде цифровых фотоаппаратов есть возможность задействовать комбинированный метод: сначала осуществляется съемка во внутренний буфер камеры с максимальной скоростью, а после его заполнения аппарат продолжает снимать уже с более низкой скоростью, сохраняя изображения на карте памяти.

Еще один важный момент — возможность выбора метода фокусировки и экспозиции для серийной съемки. Обычно фокусировка и экспозамер выполняются только для первого кадра, а съемка всех последующих изображений серии выполняется с теми же настройками. Очевидно, что такой способ обеспечивает более высокую производительность, однако в некоторых случаях может оказаться неэффективным. Например, если в процессе съемки серии изображений приближающегося к фотографу (или же удаляющегося от него) объекта задействовать режим фокусировки по первому кадру, то на большей части снимков фотографируемый объект окажется вне границ резко изображаемого пространства — иными словами, не в фокусе.

Именно поэтому в некоторых фотоаппаратах предусмотрена возможность съемки серии с фокусировкой по каждому кадру. Разумеется, в этом случае скорость будет заметно ниже. Так, компактный фотоаппарат Canon PowerShot G1X позволяет снимать серию с фокусировкой по первому кадру со скоростью до 4,5 кадров в секунду, в то время как при выполнении фокусировки для каждого кадра этот показатель снижается до 0,7 кадров в секунду.

В некоторых фотоаппаратах предусмотрены режимы серийной съемки не только с фокусировкой, но и с экспозамером отдельно для каждого кадра — разумеется, с соответствующим снижением скорости.

Качество кадров, полученных в режиме серийной съемки на одном и том же фотоаппарате, может значительно различаться в зависимости от того, какой тип затвора используется при съемке — механический в комбинации с электронным (как при обычной фотосъемке) или только электронный. Например, упоминавшийся выше фотоаппарат Lumix DMC-FZ150 позволяет снимать до 12 кадров в секунду с использованием механического затвора и до 60 кадров в секунду — с помощью электронного.

Отсечка посредством механического затвора обеспечивает получение более четких снимков, однако в силу ряда технических ограничений не позволяет вести съемку на высокой скорости. Именно поэтому в сверхскоростных режимах (порядка нескольких десятков кадров в секунду) для управления экспонированием кадров задействуется только электронный затвор. Основным недостатком такого метода является заметное увеличение количества нечетких (смазанных) изображений в серии.

Страховка от опоздания

Как было упомянуто в самом начале статьи, в процессе съемки движущихся объектов фотографу приходится действовать с упреждением: необходимо вносить поправку, учитывающую как человеческий фактор (время реакции нормального человека составляет 0,2-0,3 с), так и временной лаг камеры. Таким образом, чтобы в полной мере реализовать творческий замысел, фотографу необходимо нажать на спуск на несколько десятых долей секунды до того, как снимаемый объект окажется в нужной точке. Режим серийной съемки позволяет подстраховаться и нажать на спуск с большим опережением, однако и в этом случае допустимы лишь незначительные ошибки.

При выборе высокоскоростного режима приходится считаться с небольшой длиной серии: есть риск «расстрелять» все кадры вхолостую еще до нужного момента. Низкоскоростной режим с записью снимков непосредственно на карту памяти позволяет избавиться от этого ограничения, но лишь ценой значительного снижения вероятности получить снимок объекта, находящегося в нужной точке или фазе движения.

Особенно сложной эта задача становится в том случае, если у фотографа нет возможности наблюдать за движущимся объектом до того, как он попадет кадр. Например, очень трудно предугадать момент появления автомобиля из-за «слепого» поворота на гоночной трассе. Именно в таких ситуациях неоценимую помощь окажет режим серийной съемки с предварительной циклической записью.

 

Рисунок

Режим серийной съемки с предварительной циклической записью позволяет получить нужный снимок даже
в том случае, если фотограф не успел вовремя среагировать на произошедшее событие

Работает он следующим образом. При нажатии спусковой кнопки наполовину камера выполняет автоматическую настройку фокусировки и экспозиции, после чего начинает снимать серию, сохраняя кадры в буферную память. Когда буфер заполнен, из него удаляется кадр, снятый первым, и т.д. Процесс останавливается полным нажатием спусковой кнопки. В зависимости от выбранных пользователем настроек и особенностей реализации данной функции в конкретной модели возможно два варианта действий: либо съемка прекращается сразу, либо сохраняется только часть из уже имеющихся в буфере кадров и камера продолжает фотографировать до его заполнения. В некоторых моделях предусмотрена дополнительная настройка, позволяющая фотографу изменять соотношение количества кадров, сохраняемых до и после нажатия на спуск.

Одной из первых режим серийной съемки с предварительной циклической записью внедрила в своих фотоаппаратах компания Casio. Подобная функция с возможностью настройки скорости съемки и соотношения количества кадров, сделанных до и после нажатия на спуск, реализована в моделях Exilim EX-FH100, EX-FS10, EX-FC100, EX-ZR100 и др.

Наряду с неоспоримыми достоинствами у режима циклической серийной съемки есть и существенный недостаток. Фотоаппарат, работающий в этом режиме, потребляет много электроэнергии, что негативно отражается на продолжительности его автономной работы.

Цейтраферная съемка

В ситуациях, о которых речь шла выше, мы рассматривали использование серийной съемки для фотографирования быстротечных процессов. Но иногда возникает необходимость запечатлеть событие, происходящее в течение длительного времени, — например восход или закат солнца, движение звезд по небосводу или таяние ледяных кубиков в стакане. Объединив последовательность кадров, сделанных с одной и той же точки через равные промежутки времени, можно получить весьма эффектный видеоролик. Подобный прием называют цейтраферной (от нем. Zeit — время и raffen — собирать) или интервальной съемкой.

Разумеется, обычный режим серийной съемки позволит решить подобную задачу только в том случае, если в настройках камеры предусмотрена возможность настройки интервалов между кадрами, а диапазон доступных значений позволяет делать снимки не чаще одного раза в секунду.

Во многих зеркальных камерах Canon, Nikon и ряда других производителей, а также в некоторых компактных моделях (в частности, Nikon Coolpix P510) есть специальный режим цейтраферной съемки (чаще всего он фигурирует под названием Time Lapse). Обычно предусмотрена возможность настройки интервала между съемкой кадров, а в некоторых случаях — еще и встроенная функция для автоматического объединения последовательности полученных снимков в видеоролик. Кроме того, при наличии у фотоаппарата функции дистанционного управления спуском цейтраферную съемку можно осуществлять при помощи специальных внешних устройств либо ПК с соответствующим программным обеспечением.

Заключение

Итак, функция серийной съемки является весьма полезным инструментом, позволяющим значительно расширить возможности цифрового фотоаппарата и существенно снизить риск получения технического брака при съемке движущихся объектов и быстротечных процессов. Во многих современных фотокамерах есть возможность выбирать различные режимы серийной съемки и осуществлять настройку дополнительных параметров, что повышает гибкость этого инструмента, позволяя наилучшим образом приспособить его к специфике выполняемой задачи. Именно поэтому при оценке возможностей того или иного фотоаппарата в области серийной съемки необходимо обращать внимание не только на указанные в спецификации технические характеристики, но и на возможность выбора различных режимов и настройки дополнительных параметров.

Данная публикация завершает цикл статей, посвященных рассмотрению функций и возможностей современных фотоаппаратов. Но развитие цифровой фототехники продолжается, и можно не сомневаться в том, что уже в скором времени владельцам фотоаппаратов станут доступны новые возможности, о которых мы постараемся максимально оперативно рассказать нашим читателям.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 06'2012

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует