Хроники «зазеркалья»: полный кадр

Сергей Асмаков

Сверхновая «альфа» созвездия Sony

Замена среднего звена

Мания миниатюризации

Заключение

 

Середина октября была ознаменована целой чередой анонсов в сегменте незеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой. Но, несомненно, самыми долгожданными и впечатляющими новинками стали фотокамеры Sony, оснащенные (впервые в классе!) полнокадровыми сенсорами. С рассказа о них мы и начнем этот выпуск «хроник».

Сверхновая «альфа» созвездия Sony

Слухи о том, что в Sony работают над созданием незеркальных камер с полнокадровыми сенсорами (размер их рабочей области соответствует кадру 35-мм фотопленки), циркулировали уже на протяжении многих месяцев. Однако сведения, появлявшиеся на просторах Всемирной паутины, были весьма противоречивыми. В частности, высказывались предположения, что конструкция байонета E mount в принципе не предусматривает возможность использования полнокадровых сенсоров и соответствующей оптики. Впрочем, сомнения в технической осуществимости подобного решения были развеяны после выпуска видеокамеры NEX-VG900 и адаптера LA-EA3.

И вот наконец 16 октября японский производитель официально объявил о выпуске фотокамер A7 и A7R — первых в мире серийных моделей незеркальных фотоаппаратов, оснащенных полнокадровыми сенсорами и предназначенных для любительской съемки. Обратите внимание на то, что аббревиатуры NEX в названии этих камер нет: судя по всему, в Sony решили объединить все разновидности фотоаппаратов со сменной оптикой под единым брендом «альфа».

 

Фотокамера Sony A7
с зум-объективом Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS

Новинки объединяет не только схожесть названий, но и практически одинаковый корпус довольно компактного (для полнокадровых камер) размера: 126,9×94,4×48,2 мм. Он изготовлен из магниевого сплава, а его конструкция обеспечивает защиту от попадания внутрь пыли и грязи. Отличительными чертами дизайна этих камер являются выступающая вперед рукоятка­захват, а также граненая надстройка электронного видоискателя, которая расположена так же, как и в зеркальных камерах, — непосредственно над байонетом.

При более близком знакомстве нельзя не обратить внимание на большое количество органов управления, обеспечивающих оперативный доступ к различным функциям и настройкам. На верхней панели имеется программируемая кнопка, а также пара вращающихся селекторов для выбора основных режимов работы аппарата и установки величины экспокоррекции. Помимо этого предусмотрены два колесика для оперативного управления выбранными параметрами. Одно из них находится в верхней части рукоятки­захвата (под указательным пальцем правой руки), второе — в верхнем правом углу задней панели (его удобно вращать большим пальцем). На задней панели имеются еще три программируемые кнопки, а также объединенные в единый функциональный блок переключатель и кнопка, при помощи которых можно выбирать режим фокусировки (AF/MF) и активировать режим блокировки настроек экспозиции (AE lock).

 

Расположение органов управления
на верхней панели корпуса фотокамеры Sony A7

Впрочем, очевидное внешнее сходство не должно вводить в заблуждение. На самом деле эти камеры имеют ряд важных различий, которые скрыты внутри корпуса. Модель A7 оборудована 24-мегапиксельным сенсором со специальными ячейками, обеспечивающими работу системы автоматической фокусировки методом фазовой детекции. Перед сенсором установлен низкочастотный оптический фильтр. Как и в выпущенных ранее моделях NEX-5R, NEX-5T и NEX-6, в А7 реализована гибридная система автоматической фокусировки Fast Hybrid AF. Она объединяет 117-точечную систему фокусировки методом фазовой детекции и 25-точечную систему фокусировки по контрасту.

В камере A7R установлен 36-мегапиксельный сенсор без низкочастотного фильтра (что теоретически позволяет повысить детализацию получаемых изображений) и используется более простая 25-точечная система автоматической фокусировки по контрасту Fast Intelligent AF.

Обе камеры оснащены байонетом E mount — таким же, как и у моделей семейства NEX. Чтобы в полной мере реализовать потенциал полнокадрового сенсора, понадобятся объективы серии FE (о них речь пойдет далее) либо специальный переходник (LA-EA3 или LA-EA4), позволяющий устанавливать оптику для зеркальных аппаратов с байонетом А mount. Для съемки через обычную оптику с байонетом E mount предусмотрен специальный режим (crop mode), при активации которого изображение считывается лишь с центральной области рабочей поверхности сенсора, размеры которой соответствуют формату APS-C. Разрешение снимка в этом случае уменьшается до 10 и 15 мегапикселов для моделей A7 и A7R соответственно.

 

Модели Sony A7 и A7R оборудованы
электронным видоискателем и ЖК-дисплеем
с изменяемым углом наклона

Камеры обеспечивают возможность переключения размера рабочей области как в автоматическом режиме, так и вручную. Это, в частности, позволяет делать снимки полнокадровой оптикой в режиме crop mode или же, наоборот, получать полноразмерные изображения с объективов формата APS-C (с соответствующим виньетированием).

Оба аппарата оснащены новым процессором BIONZ X. По оценкам разработчиков, его производительность примерно в три раза выше по сравнению с процессором BIONZ предыдущего поколения. Кроме того, в BIONZ X реализовано несколько новых решений. Одно из них — усовершенствованный алгоритм повышения четкости изображений (Detail Reproduction Technology). Как утверждают его создатели, он обеспечивает более тонкую и дифференцированную (по сравнению с ранее применявшимися решениями) обработку исходного изображения, что позволяет достичь более тщательной проработки мелких деталей на снимке.

Еще одна технологическая новинка — алгоритм снижения дифракции. Он дает возможность компенсировать снижение четкости картинки, возникающее вследствие влияния дифракции при съемке с максимально закрытой диафрагмой.

 

Штатный объектив Carl Zeiss Sonnar T* FE 35mm
F2.8 ZA (SEL35F28Z)

И наконец, еще одна инновация — алгоритм избирательного шумоподавления (area-specific noise reduction), который позволяет варьировать настройки обработки для отдельных участков снимка. По словам разработчиков, данное решение дает возможность повысить точность передачи плавных тональных переходов и текстур, а также сделать более четкими контрастные границы объектов.

В обеих камерах имеется электронный видоискатель Tru-finder, оснащенный OLED-панелью высокого разрешения (2,36 млн пикселов). Кроме того, есть и 3-дюймовый ЖК-дисплей Xtra Fine (921 тыс. пикселов), установленный на платформе с изменяемым углом наклона (+90°/–45°). На надстройке видоискателя предусмотрен «горячий башмак» для установки внешней вспышки (встроенной в представленных моделях не предусмотрено) и других аксессуаров.

Как и в некоторых ранее выпущенных моделях семейства NEX (в частности, NEX-5R, NEX-5T и NEX-6), в камерах A7 и A7R реализована возможность расширения базового набора функций путем загрузки дополнительных приложений из фирменного онлайнового репозитария Sony PlayMemories Camera Apps.

Оба аппарата оборудованы встроенными беспроводными адаптерами NFC и Wi-Fi. Последний обеспечивает возможность передачи отснятого материала на ПК, просмотра на экране мобильных устройств и DLNA-совместимых телевизоров. При установке приложения Smart Remote Control появляется возможность дистанционного управления настройками экспозиции и спуском затвора камеры со смартфона или планшетного ПК, подключенного по Wi-Fi.

Максимальный размер получаемых изображений составляет 6000×4000 пикселов для модели A7 и 7360×4144 для A7R. Снимки можно сохранять в виде файлов форматов JPEG и/или RAW (ARW 2.3). В настройках камер предусмотрена возможность выбора соотношения сторон кадра из двух вариантов — 3:2 либо 16:9. Механический затвор позволяет отрабатывать выдержки длительностью до 1/8000 с.

В распоряжение фотографа предоставлен полностью автоматический режим, набор программ сюжетной съемки и полный комплект творческих режимов (P/A/S/M). Предусмотрены функции брекетинга по экспозиции, балансу белого и степени сжатия динамического диапазона (DRO).

 

Штатный объектив
Carl Zeiss Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA (SEL55F18Z)

Помимо фотографий обе камеры позволяют снимать видео с разрешением до 1920×1080 пикселов с частотой 60 либо 25 кадров в секунду с прогрессивной разверткой в формате AVCHD Ver. 2.0/MP4.

Аппараты оборудованы комбинированным слотом и поддерживают работу со сменными носителями форматов Memory Stick PRO Duo, PRO-HG Duo и XC-HG Duo, а также SD, SDHC и SDXC (в том числе класса UHS-I). Для проводного подключения к внешнему оборудованию имеются интерфейс USB и выход HDMI. Также предусмотрены гнезда аналогового микрофонного входа и выхода на наушники (оба — 3,5-мм mini-jack). Все разъемы установлены под защитной крышкой с левой стороны корпуса. Источником питания камер служит литий­ионная аккумуляторная батарея NP-FW50.

Начало продаж новых фотоаппаратов намечено на декабрь. В США розничная цена камеры A7 составит порядка 1,7 тыс. долл., а в комплекте с полнокадровым зум­объективом Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS — около 2 тыс. За модель A7R придется выложить примерно 2,3 тыс. долл.

Одновременно с камерами A7 и A7R была анонсирована линейка полнокадровых объективов с байонетом E mount. На данный момент она включает два светосильных штатных объектива Carl Zeiss Sonnar T* с фиксированным фокусным расстоянием, два универсальных зума и один телезум.

Штатный объектив Carl Zeiss Sonnar T* FE 35mm F2.8 ZA (заводской индекс — SEL35F28Z) создан для фотографов, специализирующихся на съемке пейзажей и уличных сцен. Данная модель выполнена в корпусе диаметром 61,5 и длиной 36,5 мм, а ее вес составляет 120 г. Оптический тракт построен по схеме «зоннар» и включает семь элементов в пяти группах. Минимальная дистанция фокусировки составляет 35 см, максимальное увеличение — 0,12х.

 

Универсальный зум-объектив
Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS (SEL2470Z)

Оптический тракт объектива Carl Zeiss Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA (SEL55F18Z) также построен по схеме «зоннар» и включает семь элементов в пяти группах. Благодаря высокой светосиле (1:1,8) и резкости эта модель наилучшим образом подходит для съемки портретов, а также сцен в условиях слабой освещенности. Этот объектив выполнен в корпусе диаметром 64,4 и длиной 70,5 мм, а его вес составляет 281 г. Минимальная дистанция фокусировки — 50 см, максимальное увеличение — 0,14х.

На тубусе обоих объективов имеется вращающееся кольцо для ручного управления фокусировкой. Конструкция корпуса обеспечивает защиту от попадания внутрь пыли и грязи, что весьма актуально при использовании на улице. Предусмотрена возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 49 мм.

Универсальный зум Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS (SEL2470Z) предназначен для решения широкого спектра задач, включая съемку портретов, пейзажей и уличных сцен. Данная модель обладает постоянной светосилой (1:4,0) во всем диапазоне фокусных расстояний (24-70 мм) и оборудована встроенной системой оптической стабилизации изображения Optical SteadyShot.

Объектив выполнен в корпусе диаметром 73 и длиной 94,5 мм, а его вес составляет 426 г. Оптический тракт построен по схеме «тессар» и включает 12 элементов в 10 группах, в том числе одну линзу из стекла со сверхнизкой дисперсией. Данный объектив оснащен механическим приводом трансфокатора, кольцом ручного управления фокусировкой и 7-лепестковой диафрагмой. Минимальная дистанция фокусировки составляет 40 см, максимальное увеличение — 0,2х. Предусмотрена возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 67 мм.

 

Универсальный зум-объектив Sony FE 28-70mm
F3.5-5.6 OSS (SEL2870)

В универсальном зуме Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS (SEL2870) удачно сочетаются компактные габариты, небольшой вес и приемлемая цена. Он выполнен в корпусе диаметром 72,5 и длиной 83 мм, а его вес составляет 295 г. Оптический тракт включает девять элементов в восьми группах, в том числе три асферические линзы и одну из стекла со сверхнизкой дисперсией. Данная модель оборудована встроенной системой оптической стабилизации изображения Optical SteadyShot, механическим приводом трансфокатора, кольцом ручного управления фокусировкой и 7-лепестковой диафрагмой. Минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см в широкоугольном и 45 см в телеположении, максимальное увеличение — 0,19х. Конструкция обеспечивает возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 55 мм.

И наконец, телезум Sony FE 70-200mm F4 G OSS (SEL70200G) предназначен для съемки диких животных, спортивных состязаний и других подобных сюжетов. Данная модель входит в серию высококачественных объективов Sony G — ее характеристики позволяют удовлетворить потребности даже искушенных фотографов.

 

Телезум Sony FE 70-200mm F4 G OSS (SEL70200G)

Объектив выполнен в корпусе белого цвета диаметром 80 и длиной 175 мм, а его вес составляет 840 г. В комплект поставки входит съемное крепление для установки на штатив. Оптическая схема включает 21 элемент в 15 группах. Из особенностей этой модели стоит отметить постоянную светосилу (1:4,0) во всем диапазоне фокусных расстояний и 9-лепестковую диафрагму. Объектив оборудован встроенной системой оптической стабилизации изображения Optical SteadyShot, механическим приводом трансфокатора, кольцом ручного управления фокусировкой, а также набором дополнительных органов управления. На корпусе установлены переключатели режима работы систем стабилизации и фокусировки, а также кнопка блокировки текущего положения фокусировки. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1 м в широкоугольном и 1,5 м в телеположении, максимальное увеличение — 0,13х. Предусмотрена возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 72 мм.

Для установки оптики с байонетом A mount на фотоаппараты A7 и A7R будут доступны фирменные адаптеры Sony LA-EA3 и LA-EA4. Модель LA-EA3 представляет собой переходник с поддержкой ограниченного набора функций (в частности, управления диафрагмой с фотоаппарата), но без автофокуса. В свою очередь, адаптер LA-EA4 оснащен полупрозрачным зеркалом и встроенной системой автоматической фокусировки методом фазовой детекции, которая работает с любой автофокусной оптикой системы A mount.

В европейских странах объектив SEL35F28Z, а также адаптеры LA-EA3 и LA-EA4 поступят в продажу в конце ноября. Начало продаж моделей SEL55F18Z и SEL2470Z намечено на январь будущего года. Что касается зум­объектива SEL2870, то в ближайшее время он будет доступен только в составе kit-комплектов с камерой A7. И наконец, телезум SEL70200G появится в продаже весной 2014 года.

Согласно предварительному плану, в течение двух ближайших лет Sony планирует расширить линейку полнокадровой оптики с байонетом E mount до полутора десятков моделей. Естественно, свою лепту внесут и сторонние производители — такие как Sigma, Tamron и Samyang. Последняя, кстати, уже анонсировала пять полнокадровых объективов с фиксированным фокусным расстоянием, которые будут доступны в том числе и в исполнении с байонетом E mount: 14mm f/2.8 ED AS IF UMC, 24mm f/1.4 ED AS IF UMC, T-S 24mm f/3.5 ED AS UMC, 35mm f/1.4 AS UMC и 85mm f/1.4 AS IF UMC.

 

При помощи адаптера LA-EA4
на фотоаппараты Sony A7 и A7R
можно устанавливать оптику от зеркальных камер
с байонетом А mount

Завершая эту часть обзора, хотелось бы затронуть еще одну важную тему. Не секрет, что многие фотографы, остановившие свой выбор на камерах семейства NEX, предпочитают устанавливать на них объективы других систем — благо, приобрести соответствующие переходники нетрудно. Вполне естественно, что некоторые пользователи, обладающие солидным парком полнокадровой оптики других систем и не испытывающие материальных затруднений, захотят приобрести камеру A7 или A7R. К сожалению, в этом случае могут возникнуть определенные проблемы. Дело в том, что при установке на эти фотоаппараты полнокадровых объективов через многие ныне выпускаемые переходники наблюдается явно выраженное виньетирование. Проблема заключается в том, что изначально адаптеры под байонет E mount были рассчитаны на работу с сенсором формата APS-C.

Разумеется, со временем будут выпущены новые модели адаптеров, обеспечивающих полноценную работу полнокадровой оптики на новых незеркальных фотоаппаратах семейства «альфа». Одним из первых подобных изделий стал анонсированный в конце октября переходник Voigtlander VM-E Close Focus. С его помощью можно устанавливать объективы с байонетами VM и ZM (как ныне выпускаемые, так и уже снятые с производства) на любые фотокамеры Sony с байонетом E mount. Благодаря наличию фокусировочного геликоида с рабочим ходом 4 мм, переходник позволяет сократить минимальную дистанцию фокусировки, что весьма актуально при использовании оптики от дальномерных камер. Кроме того, на корпусе адаптера предусмотрена кнопка, блокирующая настройку фокусировки в положении «бесконечность». Розничные продажи новинки по цене порядка 290 евро начнутся в декабре.

Замена среднего звена

Спустя чуть более года после анонса фотокамеры X-E1 компания Fujifilm представила ее преемницу — модель X-E2, также рассчитанную на установку сменных объективов с байонетом X-Mount. В новой камере установлен 16-мегапиксельный КМОП-сенсор X-Trans CMOS II формата APS-C. В числе его особенностей — наличие порядка 100 тыс. ячеек, обеспечивающих работу системы автоматической фокусировки методом фазовой детекции. Кроме того, светофильтры над ячейками сенсора расположены по псевдослучайной схеме кластерами 6×6. Такое решение позволило отказаться от использования низкочастотного оптического фильтра, что позволит улучшить детализацию получаемых изображений.

Камера оборудована процессором EXR II, электронным видоискателем высокого разрешения на базе OLED-панели (2,36 млн пикселов) и 3-дюймовым ЖК-дисплеем (1,04 млн пикселов), установленным на платформе с изменяемым углом наклона. Для съемки в условиях недостаточной освещенности предусмотрена встроенная выдвигающаяся вспышка с ведущим числом 7. На верхней панели корпуса имеется «горячий башмак» для установки внешней вспышки и других аксессуаров.

В данной модели применена интеллектуальная гибридная система автоматической фокусировки. Фактически она объединяет две системы автофокуса, одна из которых работает по контрасту, а другая функционирует по принципу фазовой детекции. Автоматика камеры выбирает и задействует ту систему, которая обеспечит максимально быструю и точную фокусировку в текущих условиях. По словам разработчиков, время срабатывания гибридного автофокуса камеры X-E2 составляет всего 80 мс.

 

Фотоаппарат Fujifilm X-E2 с зум-объективом
XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS

Реализованный в данной модели алгоритм LMO (Lens Modulation Optimizer) позволяет повысить качество получаемых снимков за счет реализованной на программном уровне компенсации виньетирования и влияния дифракции при съемке с максимально закрытой диафрагмой. Обработка изображения выполняется с учетом оптических характеристик объектива, который в данный момент установлен на камере.

Как и у предыдущей модели, на верхней панели корпуса X-E2 имеются вращающиеся селекторы для выбора времени экспозиции и величины экспокоррекции. Кроме того, на корпусе предусмотрено четыре кнопки, функции которых можно настроить в меню аппарата.

Камера позволяет получать снимки размером до 4896×3264 пикселов и сохранять их в форматах JPEG и/или RAW (RAF). В настройках можно выбрать желаемое соотношение сторон кадра из трех вариантов — 3:2, 16:9 либо 1:1. Механический затвор позволяет отрабатывать выдержки длительностью до 1/4000 с.

В распоряжение фотографа предоставляются авторежим, набор сюжетных программ и полный комплект творческих режимов (P/A/S/M). Максимальная скорость серийной съемки составляет семь полноразмерных кадров в секунду; длина серии — до 28 и восьми снимков при сохранении в JPEG и RAW соответственно. Кроме того, возможна серийная съемка в JPEG со скоростью 3 кадра в секунду без ограничения (до заполнения карты памяти).

В аппарате реализованы функции съемки панорам «в одно касание» (Motion Panorama), оптимизации динамического диапазона, преобразования RAW-файлов в JPEG, объединения нескольких снимков, сделанных с различными настройками экспозиции, в одно изображение и т.д. Также имеется набор цифровых фильтров для обработки снимков и имитации характерных особенностей фотопленок различных типов.

Помимо фотографий камера позволяет снимать видео в формате MOV (H.264) с разрешением до 1080 линий с прогрессивной разверткой и частотой 30 либо 60 кадров в секунду.

Встроенный адаптер Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n) обеспечивает передачу снимков и видеороликов по беспроводному соединению на мобильные устройства и ПК. Для взаимодействия камеры со смартфонами и планшетами на базе ОС Android и iOS доступно бесплатное приложение Fujifilm Camera Application. Оно позволяет копировать выбранные фотографии и видеоролики на мобильное устройство, записывать в тэги снимков информацию о географических координатах, а также публиковать изображения на страничках социальных сетей.

 

Расположение органов управления
в верхней части корпуса Fujifilm X-E2

Установив на свой ПК бесплатную программу Fujifilm PC AutoSave, владелец фотокамеры может задействовать функцию PC Autosave, которая будет автоматически сохранять новые снимки в выбранной папке жесткого диска компьютера при подключении камеры к домашней беспроводной сети.

Аппарат оснащен полноразмерным SD-слотом и поддерживает работу со сменными носителями форматов SD, SDHC и SDXC (в том числе класса UHS-I). Для проводного подключения к внешнему оборудованию имеются интерфейс USB, выход HDMI, а также совмещенный разъем (2,5-мм mini-jack), предназначенный для подсоединения внешнего микрофона и проводного пульта ДУ.

Питается камера от литий­ионного аккумулятора NP-W126. По данным производителя, его емкости хватит, чтобы снять до 350 фотографий или до 110 мин видео без подзарядки.

Размеры корпуса аппарата — 129×74,9×37,2 мм; вес — 350 г. Данная модель будет представлена в корпусе черного и черно­серебристого цвета.

Начало розничных продаж намечено на ноябрь. В США камеру X-E2 можно будет приобрести примерно за 1 тыс. долл., а в комплекте с зум­объективом XF 18-55mm F2.8-4 — за 1,4 тыс.

Мания миниатюризации

Компания Panasonic представила еще один фотоаппарат системы Micro Four Thirds. Главной особенностью модели Lumix DMC-GM1, на которой акцентирует внимание официальный пресс­релиз японского производителя, — это удивительно компактный корпус. Его размеры составляют 98,5×54,9×30,4 мм, а вес (без объектива) — 204 г.

С целью уменьшения габаритов был реализован целый ряд новых технических решений. Например, полностью переработана конструкция затвора: вместо традиционно используемой в подобных узлах пружины его приводит в действие миниатюрный электродвигатель.

В аппарате установлен 16-мегапиксельный КМОП-сенсор Live MOS формата 4/3 дюйма и применена быстродействующая система автоматической фокусировки по контрасту Light Speed AF. Для визирования кадра и работы с настройками имеется ЖК-дисплей с 3-дюймовым сенсорным экраном высокого разрешения (1,036 млн пикселов). Альтернативного видоискателя не предусмотрено (даже в качестве опции), однако для выдвигающейся встроенной вспышки разработчики все­таки нашли место даже в столь компактном корпусе.

 

Фотоаппарат Lumix DMC-GM1 с компактным
зум-объективом Lumix G Vario 12-32mm
F3.5-5.6 ASPH. MEGA O.I.S.

Как и многие современные модели, Lumix DMC-GM1 оснащена встроенным адаптером Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n) для беспроводного подключения к локальной сети либо непосредственно к другим устройствам. Это, в частности, обеспечивает возможность передачи изображений и видеозаписей на мобильные устройства или ПК.

Бесплатное приложение Panasonic Image App, доступное для устройств с ОС Android и iOS, обеспечивает загрузку снимков и видеороликов с камеры на смартфон или планшет как вручную, так и автоматически сразу же после съемки.

Аппарат позволяет получать снимки размером до 4592×3448 пикселов и сохранять их в виде файлов форматов JPEG и/или RAW. В настройках можно выбрать желаемое соотношение сторон кадра из четырех вариантов — 4:3, 3:2, 16:9 либо 1:1. Также предусмотрена возможность записи стереоскопических снимков в формате MPO.

Для начинающих пользователей реализован «интеллектуальный» автоматический режим iA+ (Intelligent Auto Plus) с множеством вспомогательных функций. Для более опытных фотографов в камере имеется набор программ сюжетной съемки и полный комплект творческих режимов (P/A/S/M).

В аппарате реализованы функции съемки панорам (Creative Panorama), цейтраферной съемки, создания видеоролика из последовательности снятых кадров (что, к примеру, позволяет создать эффект движения зрителя вокруг какого-либо объекта), более двух десятков фильтров для обработки и автоматической ретуши фотографий и множество других возможностей.

Максимальная скорость серийной съемки достигает пяти полноразмерных изображений в секунду при фокусировке по первому кадру и до четырех при фокусировке по каждому кадру. При использовании только электронного затвора камера способна запечатлеть до 40 кадров в течение секунды.

Для незаметной съемки в музеях, концертных залах и т.п. в аппарате предусмотрен режим тихой съемки (Silent Mode). При его активации отключаются все звуковые сигналы и лампа подсветки автофокуса, а для экспонирования кадра задействуется только электронный затвор.

Помимо фотографий камера позволяет снимать видео с разрешением до 1080 линий и частотой 50 либо 24 кадра в секунду с чересстрочной и прогрессивной разверткой соответственно. Запись видео возможна в форматах AVCHD либо MP4 (MPEG-4/H.264).

 

Благодаря телескопической конструкции
длина корпуса объектива Lumix G Vario 12-32mm
F3.5-5.6 ASPH. MEGA O.I.S. в нерабочем
состоянии составляет всего 24 мм

Аппарат оснащен полноразмерным SD-слотом и поддерживает работу со сменными носителями форматов SD, SDXC и SDHC (в том числе класса UHS-I). Для проводного подключения к внешнему оборудованию имеются интерфейс USB, аналоговый AV-выход и порт HDMI. Источником питания камеры служит литий­ионная аккумуляторная батарея.

Фотоаппарат Lumix DMC-GM1 можно будет приобрести в корпусе черного, серебристого, белого и оранжевого цветов. В стандартный комплект поставки входит ПО PHOTOfunSTUDIO 9.2 AE и SILKYPIX Developer Studio 4.1 SE. Начало розничных продаж этой модели намечено на февраль 2014 года.

Вместе с фотоаппаратом Lumix DMC-GM1 компания Panasonic представила компактный зум­объектив Lumix G Vario 12-32mm F3.5-5.6 ASPH. MEGA O.I.S. (заводской индекс модели H-FS12032). Он выполнен в металлическом корпусе диаметром 55,5 мм, длина которого в нерабочем состоянии составляет всего 24 мм. Этого удалось достичь благодаря телескопической конструкции тубуса объектива, которая в настоящее время широко распространена во встроенной оптике компактных камер. Универсальный диапазон фокусных расстояний (экв. 24-64 мм; 1:3,5…5,6) позволяет решать при помощи данного объектива широкий круг задач.

Оптический тракт этой модели включает восемь элементов в семи группах, в том числе три асферические линзы и одну из стекла со сверхнизкой дисперсией. Многослойное покрытие линз снижает вероятность появления бликов и паразитных отражений на получаемых снимках. Объектив оборудован механическим приводом трансфокатора, встроенной оптической системой стабилизации изображения MEGA O.I.S., 7-лепестковой диафрагмой и бесшумным приводом автофокуса с шаговым электродвигателем. Минимальная дистанция фокусировки составляет 20 см в широкоугольном и 30 см в телеположении. Конструкция предусматривает возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 37 мм. Данная модель будет доступна в корпусе серебристого и черного цвета.

Завершая рассказ о новинках Panasonic, нельзя не отметить, что столь активное стремление к миниатюризации выглядит как минимум странно. Анонсируя первые моделей системы Micro Four Thirds, их создатели действительно акцентировали внимание потенциальных покупателей в том числе и на более скромных (по сравнению с зеркальными камерами) размерах корпуса. Однако в ходе реальной эксплуатации фотоаппаратов этого типа стало очевидно, что преимущество в компактности явно преувеличено. Ведь в конечном счете габариты готового решения складываются из размеров как самой камеры, так и установленного на ней объектива. И если незеркальный фотоаппарат с компактным широкоугольным объективом (так называемым блинчиком) еще можно отнести к категории действительно карманных устройств, то при установке более­менее мощного телевика решающее значение будут иметь размеры именно этого компонента системы.

Это целиком относится и к новой модели Lumix DMC-GM1. В полном смысле карманный размер этой камеры обеспечивается лишь при установке специально разработанного для нее объектива H-FS12032. Однако какой в этом случае смысл приобретать камеру со сменной оптикой? Тем более что за миниатюризацию приходится расплачиваться. Во­первых, отсутствием альтернативного видоискателя, а во-вторых, сокращением энергоемкости аккумуляторной батареи (согласно спецификации, Lumix DMC-GM1 позволит сделать лишь 230 снимков без подзарядки). Кроме того, слишком маленький корпус неудобно держать, да и плотное расположение органов управления является очевидным эргономическим недостатком.

Заключение

Вот и свершилось то, что уже на протяжении многих месяцев предсказывали аналитики и чего ожидали многие пользователи. Стараниями разработчиков корпорации Sony незеркальные камеры с полнокадровым сенсором стали реальностью. И весьма символично, что произошло это практически ровно через пять лет после анонса первых моделей незеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой.

Чем дальше, тем более очевидным становится деление производителей цифровых фотокамер со сменной оптикой на приверженцев традиционных зеркальных аппаратов и сторонников более новаторских и компактных незеркальных моделей. В прошлом выпуске «хроник» мы рассказывали о том, что компания Olympus официально объявила о принципиальном решении, касающемся стратегии развития линейки своих фотокамер со сменной оптикой. Не имея возможности параллельно развивать линейки зеркальных и незеркальных фотоаппаратов, руководство японского производителя сделало выбор в пользу последних.

Хотя представители Sony пока не сделали подобного заявления, объединение всех типов фотоаппаратов со сменной оптикой под единым брендом и выпуск полнокадровых незеркальных моделей красноречиво свидетельствуют об изменении стратегии развития. Возможно, разработка и выпуск зеркальных и SLT-фотоаппаратов семейства «альфа» будут продолжены, однако чем дальше, тем явственнее акцент смещается в сторону незеркальных моделей. Высокий статус полнокадровых незеркалок в семействе «альфа» подчеркивает и их одноразрядный номер, в то время как для нумерации SLT- и зеркальных фотоаппаратов Sony использует соответственно двух- и трехзначные цифровые индексы.

В заключение остается задается вопросом, кто же рискнет последовать по стопам Sony? От Olympus и Panasonic в ближайшее время ожидать выпуска подобных моделей вряд ли стоит, а вот Pentax или та же Fujifilm вполне могут сделать это. Кстати, в конце октября во Всемирной паутине появились слухи о том, что работа по созданию первой полнокадровой незеркалки Fujifilm идет полным ходом. На ближайшую Photokina запланирован анонс полнокадрового фотоаппарата Fujifilm со встроенной оптикой (который, по идее, составит конкуренцию Sony Cyber-shot DSC-RX1). А в начале 2015-го ожидается появление полнокадровых моделей Fujifilm и со сменными объективами.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2013