Принцип «As is» и защита прав покупателя ПО

Григорий Григоренко

В настоящее время большинство программ в мире продается по принципу «As is» («Как есть»). В результате за проблемы, возникающие в процессе эксплуатации или установки программы, разработчик и распространитель ответственности не несут: они уже сделали все возможное, чтобы таких проблем не возникало. Проще говоря, разработчик программы не отвечает за ее работу. Кажется, что подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Однако принцип «As is» — это общепринятое положение в мировой компьютерной практике. Давайте рассмотрим юридическую сторону продажи программ.

Прежде всего, надо отметить, что программное обеспечение (далее ПО) защищено законом об авторском праве (в том числе и от несанкционированного копирования). Этот закон предусматривает сохранение за автором (издателем) программного обеспечения нескольких исключительных прав, одно из которых — право на производство копий программного обеспечения. Таким образом, приобретение программного продукта пользователем — это приобретение лицензии (права) на его использование. Чаще всего это право неэксклюзивное, то есть пользователь не может рассчитывать на единоличное пользование данным программным продуктом.

Итак, лицензия на ПО предоставляет официальное право на использование конкретной программы. Условия лицензии фиксируются в лицензионном соглашении конечного пользователя (End User License Agreement, EULA).

Какие же бывают лицензионные соглашения? Лицензионные права, как правило, различаются для разных категорий продуктов. Персональные операционные системы, настольные приложения, игры, мультимедийные программы обычно лицензируются по следующему принципу: одна лицензия на один компьютер. При этом не имеет значения, сколько физических лиц работает за одним компьютером. Средства разработки чаще всего лицензируются по принципу: одна лицензия для одного физического лица. Серверные продукты обычно предполагают в общем случае две схемы лицензирования: лицензирование на сервер (серверная лицензия для установки на сервер плюс клиентские лицензии для устройств, обращающихся к службам сервера) или лицензирование на процессор (процессорная лицензия для каждого процессора сервера).

Большинство лицензионных соглашений прямо запрещает передачу программного обеспечения во временное пользование или предоставление в аренду.

Многие разработчики ПО используют лицензионное соглашение для ограничения прав потребителя. Разработчик ПО предполагает, что покупатель, приобретая лицензию по принципу «As is», получает программный продукт со всеми имеющимися в нем ошибками и, следовательно, не вправе требовать возмещения ущерба, причиненного его применением. Обычно в подобной лицензии материальная ответственность производителя ограничивается суммой, уплаченной покупателем за программный продукт. Разработчик и распространитель, как правило, не несут ответственности и за утерю пользователем баз данных программы и не производят ее восстановления.

Почему же возможна подобная безответственность? Основной лозунг производителей ПО в настоящее время звучит так: «Невозможно исключить все ошибки из разрабатываемых приложений!» Однако это неверно. Существует множество ПО, функционирующего без ошибок. Более корректно было бы говорить: «Невозможно гарантировать отсутствие ошибок в ПО, поскольку современное ПО очень сложное». Тестирование не позволяет достичь уверенности в отсутствии ошибок, но увеличивает вероятность их выявления.

Утверждение, что гарантий нельзя давать из-за сложности ПО, не выдерживает критики. Современный самолет — устройство со сложнейшим программным и аппаратным обеспечением. Его производитель не может быть уверен, что все ошибки были полностью устранены. Тем не менее производитель самолетов, как правило, берет на себя всю ответственность за качество своей продукции. Ни одна другая технологичная индустрия не полагается исключительно на тестирование. Человечеством накоплен значительный опыт, позволяющий утверждать, что тестирование — это дорогой и не всегда эффективный способ выявления ошибок, в том числе и в приложениях. Для достижения высокого качества товара необходимо уделить особенно пристальное внимание его производству. Разработаны специальные методы улучшения качества производства, позволяющие производить продукты, не содержащие ошибок. При этом производители берут на себя ответственность за их работу, а также все расходы по возмещению ущерба, к которому привело использование их товара. Ситуация в индустрии программ, однако, противоположна описанной. Очень часто ПО поставляется с заведомыми ошибками, за исправление которых деньги затем берут с пользователя. В целом об индустрии ПО сложилось мнение как о выпускающей ненадежную и некачественную продукцию. Типичный аргумент в защиту: «Ведь никто не делает лучше!» в данном случае неубедителен.

Сегодня во многих системах от работы ПО зависит человеческая жизнь. Как насчет ПО для ядерных реакторов, медицинских инструментов, управления безопасностью автомобиля, производства лекарств? Вы согласны с тем, что его производители не будут нести ответственности за работу своих программ? Смертельное лекарство, авария на атомной электростанции по вине разработчика ПО… Неужели в ближайшем будущем все это произойдет? Нет, это реальность настоящего дня! Известен случай, когда в результате ошибок, допущенных при разработке ПО для медицинского прибора, погибли люди, для лечения которых он применялся. Компьютеры и вычислительные устройства все больше вторгаются в нашу жизнь. Мы всё сильнее зависим от программного обеспечения и полагаемся на его надежную работу. Неужели происшествия, связанные с некачественным ПО, должны стать нормой, чтобы мы задумались? Или уже настало время признать, что качество — это неотъемлемая часть ПО? Производители ПО должны нести ответственность за свои продукты. Баги в программах — это не неудобства, а дефекты, которые требуется устранить. Давайте представим себе другой мир, в котором на программах, продаваемых по принципу «As is», имеется яркая наклейка «Производитель данной программы не гарантирует ее корректную работу» или «Использование этого ПО может быть вредно для вашего здоровья». А в выпуске новостей, например, передают сообщение о том, что корпорация «Макрософтвер» отзывает 422 млн. копий своего продукта Home XP из-за проблем с печатью документов и гарантирует покупателям возмещение материального ущерба. Не пора ли нам задуматься над тем, как претворить эти мечты в жизнь?

КомпьютерПресс 1'2003