Наступит ли эра цифрового телевидения?

Олег Татарников

Особенности национального телевидения

От планов к реальности

Услуги платного телевидения в Москве

Услуги платного телевидения в Санкт-Петербурге

Заключение

 

Цифровое телевидение и компьютеры

Цифровое телевидение выгодно государству

Достоинства и недостатки «цифры»

 

Нынешний аналоговый стандарт вещания уже устарел, и на смену ему идут новые способы передачи информации. С наступлением эры цифрового телевидения зрителям сулят «телевизионный рай» — почти идеально четкую картинку, стереозвук, объемное изображение, множество дополнительных функций в телевизоре (телетекст, разнообразную справочную информацию, игры и пр.). Цифровые каналы дают и более высокое качество изображения и звука, что достигается благодаря тому, что по мере прохождения сигнала по телевизионному тракту от источника до телезрителя сохраняется цифровое представление информации и не накапливаются помехи, присущие всем существующим системам аналогового вещания.

Сегодня число цифровых телесетей в нашей стране невелико, в основном это кабельное телевидение или сети непосредственного вещания, когда сигнал попадает со спутника прямо на домашнюю «тарелку».

Что же касается привычного всем нам наземного (эфирного) телевещания, то оно пока получило развитие лишь за рубежом. Полностью на цифровое телевещание еще не перешла ни одна страна, но во всех развитых странах разработаны соответствующие концепции по переводу телевизионного вещания на цифровые стандарты. В Европе и Америке цифровое телевидение постепенно становится реальностью. В США, например, к 2010 году намечается целиком исключить из обихода аналоговое вещание — сейчас прекращена выдача лицензий на аналоговые передатчики, а после 2010 года такие лицензии будут отбираться. С 2007 года каждый продаваемый в США телеприемник должен будет иметь возможность приема цифровых программ. Таким образом, правительство собирается ликвидировать все 1600 аналоговых государственных телестанций и планирует полностью перейти к 2007 году на цифровое телевизионное вещания в масштабах страны. Все аналоговые телевизионные каналы уже получили для перехода на новый формат вещания свои цифровые «дубликаты». Однако простые граждане этой высокоразвитой страны с давними традициями платного телевидения пока не торопятся приобщиться к достижениям цивилизации. За последние годы цифровые телевизоры приобрело ничтожное количество потенциальных зрителей — менее 1%, а ведь после 2006 года аналоговые приемники нужно будет либо выбрасывать, либо оснащать специальной приставкой-ресивером, преобразующей цифровой сигнал в аналоговый.

Основной причиной такого равнодушия будущих зрителей является высокая стоимость новинок — как цифровых телевизоров, так и приставок. Кроме того, отсутствует серьезная мотивация для их приобретения, поскольку вещание в цифровом формате ведет всего несколько сотен независимых станций, а наиболее популярные кабельные телевизионные службы, подписчиками которых являются две трети американцев, пока не собираются начинать цифровое вещание. Свои резоны против перехода на цифровое вещание имеет и киноиндустрия, которая справедливо опасается, что этот переход значительно упростит возможность пиратской записи высококачественных копий новых фильмов. При отсутствии мотивации у потребителя и, следовательно, при малом спросе на цифровое оборудование производители телевизионной техники, начиная с таких грандов, как Sony или JVC, всячески оттягивают массовое производство бытовых цифровых телевизоров, и соответственно цены на них не снижаются.

В результате аналоговые станции пытаются сегодня использовать выделенные им цифровые каналы совсем для других целей, отличных от телетрансляции (в том числе, например, для выхода в Интернет), а переход на цифровое телевидение задерживается на неопределенное время.

Очень низки показатели цифрового телевещания и в целом по Европе: на грани банкротства балансирует испанский цифровой оператор Spain’s Quero, разорились компании ITV Digital в Англии и Kirch Pay TV в Германии, предоставлявшие услуги платного цифрового телевидения в своих странах. Скандинавские страны оказались в похожей ситуации: в Норвегии внедрение цифрового вещания было отложено, а в Швеции, Дании и Финляндии продажи цифровых услуг вообще прекратились.

Однако цифровая техника развивается настолько стремительно, что жизнь постоянно вносит коррективы в прогнозы и технические концепции. Так, например, в некоторых странах Европы, где собирались «оцифровать» свое телевидение к 2007 году, сегодня все чаще называют даже более оптимистичные сроки — чуть ли не 2005 год! К примеру, уже сейчас в пользовании англичан находится более 10 млн. устройств для приема спутниковых DVB-S, наземных (эфирных) DVB-T и кабельных DVB-C-программ (европейская система эфирного цифрового телевидения называется DVB-T, то есть Digital Video Broadcasting-Terrestrial, и отличается от американской ATSC). Таким образом, в Великобритании 90% семей имеют возможность принимать цифровой сигнал, да и в других странах Евросоюза этот процесс идет очень активно. Итальянские сенаторы повторили свое обещание отключить аналоговое телевещание 31 декабря 2006 года и для облегчения этой акции планируют вручить грант в размере 70 евро каждой семье, желающей купить цифровую приставку к телевизору. Кроме того, правительство Италии собирается профинансировать до 40% стоимости переоборудования передающих систем.

По большому счету, на сегодняшний момент полный переход на цифру сдерживается только отсутствием у массового зрителя приемных устройств, так как обычный телевизор не может принимать цифровой сигнал. Однако направления развития определены и хорошо известно, что надо делать. Кроме того, цифровые технологии сегодня уже весьма широко используются внутри телекомпаний при производстве информационного продукта.

Особенности национального телевидения

В России, согласно концепции Минсвязи РФ в отношении комплексного развития теле- и радиовещания, внедрение эфирного цифрового телевещания будет происходить поэтапно и должно закончиться в 2015-2020 году. При этом отечественная промышленность должна разработать и внедрить образцы передающей и приемной аппаратуры, в том числе цифровые телевизоры и приставки к обычным аналоговым телевизорам для приема цифрового сигнала. Российские разработки опираются на европейский стандарт DVB-T, преимуществом работы в котором является, помимо прочего, еще и то, что данный стандарт обеспечивает уверенный прием программ в подвижных транспортных средствах (в отличие, например, от американской системы ATSC, при использовании которой, как известно, прием программ в движении принципиально невозможен).

Европейские специалисты сообщают, что во время испытаний по приему DVB-T они достигали весьма высоких скоростей движения (вплоть до 170 км/час), а качество сигнала при этом не ухудшалось. Поэтому и в Европе, и в России планируется продавать автомобильные мониторы и мобильные цифровые телеприемники. Предварительный анализ спроса на эту услугу внушает оптимизм: уже сейчас многие устанавливают в автомобили аудиосистемы класса hi-end, которые стоят дороже, чем будущее цифровое телеоборудование. В этом году в Москве заработает уникальная сеть цифрового телевидения, передачи которой можно будет принимать в движущемся автомобиле. Оператором сети является московская компания ООО «Цифровое телерадиовещание» (ЦТВ), которая имеет две из трех лицензий на цифровое вещание, выданных в России. По мнению аналитиков фирмы, в Москве в месяц может продаваться около 100 автокомплектов при ежемесячной абонентской плате около 100 долл. Впрочем, услуги по подключению у ЦТВ будут недешевы: цена аппаратуры и подключения может составить около 3000 долл. Поэтому целевой аудиторией ЦТВ являются владельцы престижных марок автомобилей, а, по оценкам оператора, в Москве насчитывается около 50 тыс. машин представительского класса. Кроме того, указанное свойство DVB-T может широко использоваться в междугородных автобусах и поездах, и в недалеком будущем мы даже в пути сможем не покидать информационное пространство.

Телевидение на территории нашей страны в течение какого-то времени будет смешанным, то есть программы центрального телевидения будут одновременно передаваться и в цифровом, и в аналоговом формате. Кстати, одновременно с этим цифровые преобразования будут проходить и в радиовещании, а полностью перейти на новый формат цифровых радиотрансляций DAB (Digital Audio Broadcast) предполагается к 2020 году. При этом цифровые передатчики будут работать не только в традиционном ЧМ-диапазоне УКВ 100-108 МГц, но и на длинных волнах, что обеспечит их прием на больших расстояниях. Как на самом деле пойдет этот процесс, предсказать сложно, так как, к сожалению, будущее российской экономики на столь длительную перспективу спрогнозировать невозможно.

Сейчас на основе трех опытных зон — в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде — Минсвязи и Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР) совместно разрабатывают программу, которая прояснит, по каким принципам будет развиваться эфирное цифровое ТВ. По опыту телекомпаний, получивших экспериментальные лицензии, будут выработаны не только технические стандарты, но и нормативные документы, которые определят условия цифрового вещания в дальнейшем. Экспериментальное эфирное вещание в стандарте DVB-T с трансляцией четырех программ на одной частоте впервые начали проводить с 2000 года в Нижнем Новгороде на 50-м канале городского телевидения.

К настоящему времени уже разработаны отечественная аппаратура для цифрового вещания, цифровые приемники-приставки STB к обычному аналоговому телевизору и модели гибридного аналого-цифрового телевизора TV/DVB-T, которые созданы на основе серийно выпускаемых аналоговых телевизоров. Цифровая приставка была разработана в НИИ «Научный центр» (г.Зеленоград), а разработка гибридного телевизора проводилась московским АОЗТ «МНИТИ» в рамках межгосударственной российско-белорусской программы «Союзный телевизор».

Понятно, что принимать передачи DVB-T можно и на импортных приемниках или с помощью приставок — смотрим же мы обычные программы по телевизору зарубежного производства. Вполне очевидно, что состоятельные россияне именно так и сделают: купят себе импортный цифровой телевизор или цифровую приставку STB. Но если речь идет о массовом переходе на цифровое телевидение, необходимо думать не о них, а о десятках миллионов зрителей, которые, как известно, по необходимости «поддерживают отечественного производителя» и покупают родные «Рубины» и «Радуги». Поэтому приемники DVB-T, как самый массовый элемент системы цифрового телевидения, должны быть дешевыми и стоять буквально в каждом доме. А значит, их необходимо изготовить самостоятельно, в относительно короткие сроки и в огромных объемах. По оценкам экспертов, сейчас в России порядка 45 млн. семей, пропорционально чему и следует планировать выпуск и продажу цифровых приемников для россиян. Если же учесть, что многие наши соотечественники уже привыкли иметь дома не один, а как минимум два телевизора, то эту цифру придется значительно увеличить (по разным данным, у нас в стране насчитывается по меньшей мере 70 млн. телевизионных приемников). Поэтому от того, как быстро начнется у нас выпуск цифровых приемников и насколько они окажутся доступными по цене, в конечном счете и будут зависеть темпы и сроки внедрения цифрового телевидения в России.

Следует отметить, что, во-первых, переход на цифровое телевидение должен стимулировать развитие в нашей стране цифровых технологий (в том числе и в компьютерной области), а во-вторых, при работе с цифровой техникой ситуация в нашей стране более благоприятна для наших электронщиков, так как громадную долю в стоимости цифровых устройств (в том числе приставок и цифровой «начинки» телевизоров) приходится на оплату разработки программного продукта и различного рода лицензий. При этом само по себе электронное железо относительно недорогое (и будет стремительно дешеветь по мере увеличения объемов выпуска и развития технологий изготовления), но если за рубежом «мозги» и программные разработки стоят очень дорого, то у нас эту стоимость можно значительно снизить. Возможно, что мы сможем производить вполне конкурентоспособные на мировом рынке изделия, тем более что спрос на подобные приставки при повсеместном переходе к цифре будет очень велик. На сегодня прогнозируемая цена серийных образцов отечественных приставок для цифрового телевидения не должна превышать 200 долл. По правде говоря, это не внушает оптимизма по поводу рыночных перспектив отечественных приставок, поскольку импортные аналоги стоят сегодня, как минимум, не дороже, а за 300-400 долл. можно приобрести уже очень серьезный цифровой аппарат.

Маркетинговые исследования показывают, что приемная сеть цифрового телевидения в России действительно могла бы стать массовой, если за возможность принимать телепрограммы в цифровом формате потенциальному пользователю не пришлось бы платить более 50-100 долл. Если же сразу производить не приставки, а полностью цифровые телевизоры, то они будут стоить еще дороже, чем комплект «аналоговый телевизор + цифровая приставка». А с учетом низкого начального спроса на цифровые телевизоры малый объем продаж (а следовательно, и выпуска) долгое время не позволит снизить цену.

Кроме того, для организации производства цифровых телеприемников потребуется коренное технологическое переоснащение заводов, ведь при производстве цифровой техники, в отличие от аналоговой, используются многослойные печатные платы и автоматизированные установки для поверхностного монтажа. Поэтому если завтра все наши телевизионщики вдруг захотят выпускать цифровые телевизоры, то им придется сначала провести основательную модернизацию своего производства и полностью обновить имеющееся технологическое оборудование. Расчеты показывают, что предполагаемая цена отечественных цифровых телевизоров в этих условиях окажется недопустимо высокой для среднего россиянина, в результате чего они будут неконкурентоспособными и наше население просто не станет их покупать.

Выход был найден в модификации старых аналоговых телевизионных приемников и в выпуске так называемых гибридных аналого-цифровых телевизоров TV/DVB-T, собранных на базе серийных аналоговых моделей. Такие аппараты обеспечивают возможность приема программ обычного вещательного телевидения SECAM D/K, а при необходимости, после установки в них дополнительной цифровой платы, — еще и передач в цифровом формате DVB-T. Иными словами, шасси гибридного телевизора имеет открытую архитектуру, предусматривающую его дальнейшее наращивание по согласованному программно-аппаратному интерфейсу. Концепция гибридного аппарата АОЗТ «МНИТИ» дает возможность выпускать его на любых серийных отечественных заводах в нескольких вариантах. Таким образом, сначала промышленность перейдет на выпуск подобных модифицированных телевизоров (а цена такого аппарата практически не отличается от обычного — разница составит не более 10-15 долл.), а затем будет плавно адаптироваться к современным цифровым технологиям с постепенным переоснащением производства и обучением персонала. После такой адаптации те же заводы смогут выпускать цифровые платы DVB-T и предлагать их населению, которое к тому времени уже перейдет на гибридные телевизоры, подготовленные к установке DVB-T. До этого момента гибридный телевизор ничем не будет отличаться от обычного, кроме возможности дальнейшего штатного апгрейда для приема программ цифрового телевидения, поэтому вряд ли кто-нибудь откажется от такой возможности, тем более что она практически ничего не будет стоить.

Поскольку плата для цифрового апгрейда конструктивно значительно проще, чем отдельная цифровая приставка (хотя бы потому, что у нее нет ни собственного корпуса, ни пульта дистанционного управления), то ее стоимость будет значительно ниже.

В начало В начало

От планов к реальности

Понятно, что одно только улучшение изображения может оказаться слабым стимулом к росту доли цифрового телевидения и не привлечет к цифровому вещанию массового зрителя. Чтобы люди решились приобрести (или сменить) оборудование, должно быть существенно увеличено число самих цифровых каналов — считается, что зрителя можно привлечь лишь чем-то новым и необычным, а новые каналы можно развивать только на коммерческой основе.

Бесплатное телевидение живет и развивается прежде всего за счет рекламы. Некоторых программ мы там не увидим в принципе, поскольку они не обеспечивают каналу достаточного рейтинга и не интересуют рекламодателей. Но рынок рекламы ограничен, а у нас и так переизбыток бесплатных каналов, поэтому увеличивать их число и качество наполнения можно только на платной основе. Разумеется, платное телевидение тоже не пренебрегает рекламой (хотя, естественно, показывает ее не в таком объеме, как бесплатное), однако основным источником доходов здесь должна являться абонентская плата. Но если даже в Соединенных Штатах, где платное кабельное абонентское телевидение существует давно и успешно (вполне привычное и прибыльное сегодня), не уверены в скором успехе цифры, то что же тогда говорить о нашей стране, где вообще не привыкли платить за телевизионный просмотр? А для того чтобы окупаться, компаниям цифрового телевидения необходимо сперва получить начальную прибыль, набрать некоторую критическую массу зрителей, после чего рынок в целом начнет расти быстрее. Иными словами, скорость внедрения на рынок цифрового телевидения зависит не только от богатства нации, но и от многих других, менее очевидных причин. Для нас пока важно уже то, что продвигается сама идея платного телевидения.

И здесь возникает порочный круг: люди поймут, что им это нужно, только тогда, когда появится интересное содержание за доступную цену, но ведь содержание и цена будут зависеть от количества подписчиков... А судя по сегодняшнему положению дел, даже столичный рынок платного телевидения (не говоря уж о российском в целом) находится еще в зачаточном состоянии: по оценкам компаний, работающих на этом рынке в Москве, число потенциальных клиентов платного телевидения не превышает 3% от числа жителей столицы. К тому же триста тысяч потенциальных зрителей делят между собой «НТВ-Плюс», «Космос-ТВ», «КОМКОР-ТВ» и DIVO TV, так что ни о критической массе зрителей, ни о серьезной конкуренции говорить пока нельзя. А ведь отсутствие платной основы ведет к потере одного из самых мощных рычагов развития.

Следует отметить, что ни в одной стране мира нет такого количества бесплатных эфирных телеканалов, как у нас в России. Только в Московском регионе можно смотреть 10-15 открытых каналов, тогда как в Вашингтоне, например, — всего пять. Наличие государственных, общественных, областных, муниципальных и межрегиональных каналов, живущих на прямые или косвенные дотации, обессмысливает попытки продвигать саму идею абонентского телевидения и уж точно никак не помогает приучать население к мысли о том, чтобы платить за то, что смотришь.

Специалисты, впрочем, говорят, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Ситуация в скором времени кардинально изменится, ибо вся инфраструктура российского телевидения создана еще в далекие брежневские времена и вот-вот развалится просто потому, что давно кардинально не подновлялась. Выход из строя изношенных на 80% передатчиков грозит полным отключением от эфирного вещания некоторых регионов России. Но какой смысл заменять оборудование снова на аналоговое, если весь мир уже переходит на цифру?

В начало В начало

Услуги платного телевидения в Москве

В Москве потребителя уже не удивить платными каналами телевещания: здесь весьма популярны системы спутникового телевидения «НТВ-Плюс» (http://www.ntvplus.ru/), кабельного телевидения «КОМКОР-ТВ» (http://www.comcor-tv.ru/) и сетей «Космос-ТВ» (http://www.kosmostv.ru/) и «Версател» (DIVO TV, http://www.divotv.ru/), использующих технологию MMDS (Microwave Multipoint Distribution System).

«КОМКОР-ТВ» предоставляет самые привлекательные условия, так как транслирует свои каналы по кабелю, но, к сожалению, его абонентами могут стать пока только москвичи, проживающие в районах Хамовники и Чертаново.

Для приема сигнала «НТВ-Плюс» необходимы спутниковая «тарелка» и абонентский терминал (сегодня комплект приемного оборудования предлагается всего за 100 долл. без стоимости установки). В базовый пакет услуг, стоимостью около 19 долл. в месяц, входит просмотр 25 каналов.

«Космос-ТВ» и «Версател» (DIVO TV) транслируют каналы с помощью технологии микроволнового многоканального распределенного вещания — MMDS, поэтому для приема сигнала не требуется «тарелки». Клиенту придется раскошелиться лишь на аренду/покупку абонентского терминала и специальной антенны (подключение стоит от 150 до 200 долл.) и на ежемесячную абонентскую плату (от 10 до 20 долл. в месяц в зависимости от числа каналов).

К тому же в последнее время при помощи системы так называемого условного доступа Videoguard компания «Версател» заметно упростила процедуру подключения к кабелю и даже несколько снизила тарифы на платное телевидение. Суть этой технологии заключается в том, что передача цифрового сигнала происходит по уже существующей кабельной сети ОАО «Мостелеком», а не при помощи спутниковых или специальных антенн. Как известно, «Мостелеком» подключил к своим кабелям основную часть жилого фонда столицы (из 3,7 млн. квартир около 3,2 млн. получают телесигнал по кабелю). Таким образом, для подключения к цифровому вещанию достаточно присоединить обычный ТВ-кабель к телевизору через специальный декодер, поставляемый в комплекте с контрактом, и доступ к платным каналам обеспечен. Кстати, сам приборчик компактный и выглядит весьма привлекательно, не в пример «тарелке» и эфирным телеантеннам. Предлагаемый контракт включает набор из 26 наиболее популярных каналов, почти такой же, как и в базовом пакете «НТВ-Плюс». Еще одним новшеством при таком подключении является возможность получать «видео на заказ». На двух дополнительных каналах транслируются последние анонсы кинопроката, которые многократно прокручиваются в течение суток, так что можно выбрать фильм и удобное для себя время просмотра, а затем позвонить в компанию и получить доступ к этому каналу.

О том, чтобы смотреть то, что хочется, причем в удобное время и без рекламы, мечтает каждый из нас. Нет ничего проще — надо лишь заплатить за это.

В начало В начало

Услуги платного телевидения в Санкт-Петербурге

В Северной столице работает целый ряд компаний — это вышеуказанная компания «НТВ-Плюс», а также «Телеплюс», которые ретранслируют каналы спутникового телевидения. Кроме того, «Телеплюс» транслирует каналы с помощью технологии MMDS.

Как и в Москве, «НТВ-Плюс» и «Телеплюс» функционируют уже более пяти лет, но нельзя сказать, чтобы их услуги стали массовыми. В Санкт-Петербурге обе компании в сумме обслуживают менее 10 тыс. абонентов, что несопоставимо с сотнями тысяч пользователей традиционного эфирного телевидения. Главная причина такого дисбаланса — влияние пресловутого «социально-экономического фактора»: население привыкло к бесплатному телевидению и не желает ежемесячно платить 5-10 долл. за просмотр спутниковых телепрограмм.

Правда, в настоящее время даже на этом узком рынке появляются новые компании, причем цифровые. Например, в июле 2002 года получила разрешение на коммерческую деятельность в этой области питерская компания ЗАО «ТелеМедиум», являющаяся дочерним предприятием АО «Телекоминвест», которое на коммерческой основе предоставляет в Санкт-Петербурге услуги цифрового телевидения и ретранслирует шесть каналов: ТV-XXI, CNBC, National Geographic, Fox Kids, EuroNews и MCM. Плата за подключение составляет 1700 руб., но помимо этого пользователь должен внести около 200 долл. за цифровой ресивер. Абонентская плата за просмотр программ составляет около 300 руб. в месяц. Компания адресует свои услуги домашним пользователям и ориентируется на небольшую аудиторию.

К тому же «новички» убеждены, что в недалеком будущем цифровые телеприемники будут стоить не дороже аналоговых, но их качество и возможности, безусловно, выше. В принципе, если гибридный аналогово-цифровой телевизор будет стоить лишь на 25-30 долл. дороже обычного, то успех цифрового телевидения (по крайней мере, платного) — предрешен. Однако при выборе между цифровым и аналоговым ТВ-приемником решающее влияние на потребительские предпочтения окажет все-таки содержание новых программ.

По весьма оптимистическим оценкам компании «Телемедиум», к 2009 году услугами цифрового телевидения будет охвачено от 20 до 40% петербуржских зрителей.

В начало В начало

Заключение

Внедрение цифрового телевидения — только первый шаг на пути к новейшим цифровым информационным технологиям завтрашнего дня. В век глобальных информационных сетей и тотального перехода на цифру всей домашней аудио- и видеотехники слияние компьютерных и бытовых аудиовизуальных технологий стало уже объективной реальностью. Ярчайшие примеры подобного проникновения цифровых технологий — это устройства для записи и воспроизведения музыки в формате mp3, скачивание музыкальных файлов из Интернета, Интернет-телевидение и радиовещание, а также быстрый доступ в Сеть по каналам цифрового телевидения посредством кабельных модемов. Где здесь кончается компьютер и где начинается бытовая аудио- и видеоаппаратура в их привычном понимании, разобрать уже трудно. С появлением цифровых фото- и видеокамер, DVD-плееров, интерфейса FireWire (IEEE-1394) и т.д. грань между бытовой аппаратурой и компьютером становится весьма условной и со временем практически исчезнет, так как домашний аудио- видеокомплекс превратится в самую настоящую компьютерную сеть, состоящую из специализированных мультимедийных компонентов.

Еще более грандиозные проекты по созданию интерактивной телевизионно-информационной системы нового поколения на основе универсальной домашней мультимедийной платформы МНР (Multimedia Home Platform) выдвигаются мировым и европейским сообществом. Спецификация МНР 1.1 была официально утверждена в феврале 2000 года как составная часть стандарта DVB, а спецификация МНР 1.2, определяющая процедуру подключения к Интернету, находится в стадии согласования и будет принята в ближайшем будущем. Несмотря на то что стандарт МНР принят совсем недавно, большинство ведущих фирм уже начали разработку аппаратуры, базирующейся на этой платформе. Так, компания Philips, которой консорциум DVB поручил разработать технические спецификации на технику МНР, уже в сентябре 2000 года показала прототипы таких устройств.

Итак, мы находимся на пороге перемен, которые полностью изменят облик телевещательной индустрии — на смену традиционной модели вещания строго определенного набора телепередач придет ориентация на потребителя, то есть клиент в соответствии со своими личными предпочтениями будет выбирать из широкого спектра общемировых информационных ресурсов именно то, что ему нужно. Жизнь становится все быстрее, каждый из нас хочет получать необходимую информацию, потому и в телевещании намечается движение к так называемому персонифицированному телевидению. И если цифровое телевидение — это только первый шаг, который будет сделан в ближайшее время, то следующим шагом в обозримом будущем станет HDTV — телевидение высокой четкости.

КомпьютерПресс 1'2003

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует