Рынок ИТ-систем в государственном секторе

Светлана Шляхтина

Положительные аспекты e-government

   Экономия времени на взаимодействие

   Экономия средств на взаимодействие

Технология перехода к электронному правительству

Рейтинг электронных правительств

e-government в России

 

Общеизвестно, что чиновничий аппарат госсектора постоянно увеличивается, снижается эффективность его работы, а кроме того, обостряются проблемы взаимодействия различных государственных структур как между собой, так и с гражданами и с коммерческими организациями. Сегодня единственным разумным способом повышения эффективности управления в государственном секторе является использование современных информационных технологий, под которым подразумевается гораздо большее, чем просто компьютеризация, переход на электронный документооборот и внедрение бухгалтерских систем.

Применяя современные технологии в области электронной почты, электронного документооборота и телекоммуникаций, государственные организации могут существенно повысить эффективность своей работы за счет большей точности, полноты и достоверности накапливаемой информации; ее оперативного представления, широких возможностей для осуществления контроля за исполнением решений; прозрачности государственных процессов и снижения расходов. В конечном счете процесс автоматизации государственного управления на базе современных ИТ должен привести к созданию так называемого электронного правительства (e-government). Это, по определению Gartner, обеспечит трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

Выиграют от этого все — и отдельные граждане, и предприятия, и государство в целом. Граждане и коммерческие структуры сэкономят время, традиционно затрачиваемое на взаимодействие с государством, а также значительную долю средств, а для государства польза будет заключаться не только в повышении качества обслуживания граждан, но и в экономии средств, которые расходуются на такое обслуживание.

Концепция электронного правительства как средства взаимодействия между органами управления государством, гражданами и субъектами коммерческой деятельности приобретает сегодня все большую популярность. Следствием этого стало появление — наряду с популярными сферами В2В (бизнес бизнесу) и B2C (бизнес гражданам) — новых направлений: B2G (бизнес правительству), G2C (правительство гражданам) и G2G (правительство правительству). Разделение здесь весьма условно, поскольку названные функции реализуются, как правило, одними и теми же электронными правительственными структурами. Тем не менее задачи, которые можно будет решать с помощью указанных направлений e-government, различны.

Цель внедрения G2C состоит в том, чтобы обеспечить гражданам удобный и быстрый онлайн-доступ к информации и услугам. Примером подобного сайта может служить, например, американский портал GovBenefits.gov, информирующий граждан обо всех правительственных программах.

Смысл G2B заключается, с одной стороны, в обеспечении онлайн-доступа к электронной информации коммерческих структур с тем, чтобы избавить их от необходимости многократно сообщать одни и те же данные разным агентствам. А с другой стороны, внедрение G2B должно облегчить субъектам коммерческой деятельности взаимодействие с правительством, в частности в плане ознакомления и публикации комментариев федеральных правил и инструкций. В итоге облегчается сам процесс ведения коммерческой деятельности, появляется возможность налогообложения в онлайне, сокращается время на заполнение разнообразных форм для сдачи информации в госструктуры.

Первоочередная цель развития сферы G2G состоит в том, чтобы облегчить сотрудничество федеральным, государственным и местным органам власти, в результате чего названные структуры власти будут владеть более точной и своевременной информацией и смогут заметно сократить время решения различных вопросов.

Первая национальная программа электронного правительства была разработана в США в начале 90-х годов, а сегодня уже более трети всех интернетовских пользователей США посещает web-сайты федерального правительства (данные Nielsen//NetRatings, 2003). Позднее аналогичные программы появились и в других странах, а также на общеевропейском уровне. В Германии, например, к 2005 году планируется оказывать более 400 видов государственных услуг через Интернет, а в США к 2006 году все уровни исполнительной власти будут собирать через Интернет 15% налогов и штрафов, что составит в общей сложности около 602 млрд. долл.

В России результатом инициатив в области e-government стало принятие федеральных целевых программ «Электронная Россия (2002-2010 годы)», «О развитии единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» и закона «Об электронной цифровой подписи», в соответствии с которыми к 2010 году должен быть полностью завершен переход всех органов государственной власти к электронному документообороту.

В начало В начало

Положительные аспекты e-government

Экономия времени на взаимодействие

По некоторым экспертным оценкам, в России временные затраты граждан на обращения в государственные службы составляют примерно 3-4 млрд. человеко-часов в год, что соответствует 1,5 млн. человеко-лет в год. От четверти до трети всех транзакций, которые проводятся при взаимодействии всех граждан с государственными службами, осуществляются с теми или иными ошибками. Кроме того, зачастую данные для той или иной справки должны составляться на основе информации разных ведомств, что еще больше замедляет и усложняет процесс. Не редким является и факт предоставления в различные ведомства противоречивых данных. В итоге для выполнения какой-либо простейшей операции, например оформления права собственности, или для той или иной регистрации нужно собрать немыслимое количество справок, которые придется еще не один раз переправить из одной организации в другую. И при этом никогда нельзя быть уверенным в получении нужного результата.

В то же время принципы e-government подразумевают, что гражданин должен иметь возможность оформить нужный ему документ через Интернет, не посещая непосредственно те или иные инстанции и не задумываясь о том, в какие ведомства ему следует обратиться.

Сегодня возможности большинства правительственных порталов ограничиваются лишь переадресацией пользователя на нужные ему Web-узлы. В то же время общей тенденцией в этой области можно назвать движение в сторону предоставления «интегрированной информации и услуг», что не потребует от пользователя знания структуры государственного аппарата. Но даже при таком положении вещей 75% пользователей сферы e-government считают, что правительственные сайты значительно облегчают получение информации (данные Council for Excellence, апрель 2003).

На практике это выражается в том, что граждане могут в режиме онлайн подавать налоговые декларации и голосовать, получать копии разнообразных свидетельств, регистрировать свой бизнес, обновлять профессиональные лицензии, возобновлять регистрацию транспортных средств и водительских прав и т.п. Плюсы очевидны — получить информацию или подать сведения можно в кратчайшие сроки и без утомительного хождения по ведомствам.

Примерами внедрения подобных направлений e-government, наряду с системами предоставления разнообразной информации, могут служить работа биржи государственных служб занятости стран Евросоюза EDEN, которая предназначена для публикации резюме и вакансий, их обработки и последующего обмена этой информацией на территории Европы, сбор данных переписи населения по Интернету в Швейцарии, работа по оформлению налоговых деклараций в онлайне в США, Бельгии, Испании и др. — например, по данным Nielsen//NetRatings, этой возможностью в 2003 году воспользовались более 2,4 млн. налогоплательщиков США. Даже онлайновые выборы сегодня уже стали реальностью — в США создан специальный центр для онлайновой обработки поступающих во время выборов голосов, а в Южно-Африканской Республике подобные выборы уже проходили.

Экономия средств на взаимодействие

Следствием автоматизации государственных процессов на основе современных ИТ является, с одной стороны, сокращение государственного аппарата, а с другой — повышение эффективности различных процессов. Все это в комплексе обеспечивает гигантскую экономию средств как для граждан и коммерческих структур, так и для государства в целом.

Скажем, популярный американский сайт UsinessLaw.gov, который обеспечивает представителей малого бизнеса быстрым доступом к юридической и регулирующей информации, по ряду оценок, помогает коммерсантам сократить расходы в общей сложности на 56 млн. долл. в год. А портал Regulations.gov, комментирующий законодательные акты, с момента его запуска в январе 2003 года помог коммерсантам сохранить более 90 млн. долл. только за счет своевременного информирования о тонкостях законодательных актов. И подобных примеров немало.

Самые большие выгоды на данный момент обеспечивают электронные госзакупки. Электронные торгово-закупочные площадки позволяют проводить закупки материально-технических ресурсов и услуг на конкурсной основе. Размещение в Интернете позволяет привлекать широкий круг поставщиков, в том числе представителей малого бизнеса, что повышает конкуренцию. Конкуренция между поставщиками дает возможность снизить цены на закупаемые ресурсы. Использование современных телекоммуникационных технологий ускоряет информационный обмен и документооборот, а значит, и весь процесс проведения конкурсов. Достигается значительная экономия на издержках, связанных с оформлением и расчетами, а также за счет самого механизма аукционов. Процедура закупок становится прозрачной в плане управления, что позволяет снизить число злоупотреблений и уровень коррупции.

Наиболее заметные результаты в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд получены в Швеции, Австралии, Ирландии и Норвегии (табл. 1).

 

Таблица 1. Электронные госзакупки в мире (источник — Национальная ассоциация участников ЭТ, 2003)

Аналогичный экономический эффект от автоматизации закупочной деятельности, без сомнения, могут получить многие крупные российские компании. Теоретически, по данным сайта http://goszakupki.ru/, внедрение системы электронных госзакупок позволит экономить до 1,5 млрд. руб. только за счет укрупнения лотов. Поэтому автоматизация государственных закупок является одним из приоритетных направлений федеральной целевой программы «Электронная Россия».

И сегодня в регионах набирают популярность системы онлайновых торгов по госзакупкам (табл. 2). Например, по информации Администрации Новосибирской области, работающая там торгово-закупочная площадка окупилась после проведения двух конкурсов (табл. 3). Система онлайновых госзакупок активно внедряется в Кемеровской области. К концу года 30% госзакупок в Челябинской области будет осуществляться в онлайн-режиме. В 2004 году Белгородская область планирует увеличить объем госзакупок через электронную систему до 90% от общего объема товаров и услуг, приобретаемых для государственных нужд области. Завершено создание электронной системы государственных и муниципальных закупок Московской области, полномасштабное использование которой начнется в 2004 году.

 

Таблица 2. Объем электронных госзакупок в некоторых областях России

Таблица 3. Эффективность внедрения системы электронных госзакупок, Новосибирская обл. (источник — Национальная ассоциация участников ЭТ, 2003)

В начало В начало

Технология перехода к электронному правительству

Процесс перехода от традиционного правительства к полностью электронному специалисты обычно подразделяют на три этапа.

Первый этап предполагает создание Web-сайтов правительственных органов и их регулярное обновление с публикацией основной правительственной информации, в частности баз данных по законодательству.

Второй этап состоит в организации интерактивного взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом. Это подразумевает, например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством; или, скажем, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев.

На третьем этапе реализуется обработка транзакций, что предполагает активное общение между государством и адресатом услуг. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. Или предоставление таких услуг, как дистанционное образование, консультирование, советы по состоянию здоровья и пр. На данном этапе одной из главных задач становится обеспечение безопасности работы.

Сегодня в области формирования электронного правительства за рубежом сделано уже немало. Многие страны имеют правительственные порталы, откуда граждане получают доступ ко всем государственным учреждениям. Число таких порталов постоянно растет. Причем это Web-сайты не только непосредственно правительства, но и ряда правительственных организаций, например министерств обороны, образования и здравоохранения, создание которых должно обеспечить мгновенный обмен данными различных структур внутри сферы и снизить затраты на формирование запросов из одной структуры в другую.

По данным Brown University Taubman Center for Public Policy, на конец 2002 года в мире насчитывалось около 1200 правительственных Web-сайтов, большая часть которых приходилось на Западную Европу (рис. 1). А в отчете Center for Public Policy Brown University на конец 2003 года анализировались уже 1663 Web-сайта.

 

Рис. 1. Количество правительственных сайтов в разных странах, % (источник — Brown University Taubman Center for Public Policy, 2002)

В ряде случаев функционирующие онлайновые службы не ограничиваются публикацией правительственной информации и дополнительно предоставляют различные аналогичные услуги. Правда, объем интерактивных услуг в общей массе невелик. По данным Brown University Taubman Center for Public Policy, их предлагают только 12% правительственных сайтов; правда, для некоторых стран доля таких сайтов намного выше — в США, например, интерактивные сервисы предоставляют 44% правительственных ресурсов. Но даже там большинство интерактивных услуг являются информационными.

В то же время общее число сервисных услуг, предоставляемых на правительственных порталах, равно как и их разнообразие, неуклонно растет. При этом в Великобритании, например, к 2008 году планируется обеспечить доступность всех услуг государства по электронным каналам. В числе наиболее популярных онлайновых услуг можно назвать заполнение налоговых деклараций, продление водительских лицензий, получение разрешений на охоту, регистрацию бизнеса и т.п. (данные Center for Public Policy Brown University). Результаты последнего исследования ООН свидетельствуют о том, что правительства только 15 стран предоставляют в онлайновом режиме возможность комментировать вопросы политики, в то время как производить такие транзакции, как заполнение каких-либо форм или оплата штрафов, посредством Интернета можно в 33 странах.

Исследование TNS (2003) показало, что из форм взаимодействия с правительством через Интернет по-прежнему самым популярным является информационный поиск (24%), а наименее популярны — онлайн-консультации (4%), рис. 2. В целом за период с 2001-го по 2003 год вырос уровень применения всех сервисов, кроме онлайн-консультаций. Чаще всего к поиску информации на правительственных сайтах обращаются скандинавы, активно прибегают к скачиванию правительственных документов норвежцы и канадцы. А онлайн-консультации — не редкость для жителей Фарерских островов (14% против средних по миру 4%). Датчане и сингапурцы предпочитают для получения правительственных актов пользоваться услугами провайдеров, а скандинавы и эстонцы оценили возможности оплаты счетов и заполнения налоговых деклараций в онлайновом режиме.

 

Рис. 2. Степень использования e-government-сервисов, % (источник — TNS, 2003)

В начало В начало

Рейтинг электронных правительств

В 2003 году компания Accenture в очередной раз представила рейтинг государств, правительства которых наилучшим образом используют возможности, предоставляемые современными технологиями. В исследовании участвовали 22 страны мира, а в качестве определяющих факторов учитывались присутствие государства в сети, предоставление базовых онлайновых услуг, повышение доступности услуг и совершенствование электронных решений. Лидером рейтинга, причем третий раз подряд, стала Канада, а за ней следуют Сингапур и США. Далее идут Дания, Австралия, Финляндия, Гонконг и Великобритания: Япония здесь оказалась лишь на 15-м месте.

Немного иные данные фигурируют в опубликованном в ноябре 2003 года отчете ООН. Первая десятка представлена такими странами, как США, Швеция, Австралия, Дания, Великобритания, Канада, Норвегия, Швейцария, Германия и Финляндия. ООН утверждает, что правительственные Web-сайты посещают менее 20% пользователей и по крайней мере 60% всех проектов e-government в развивающихся странах пока не удается реализовать.

Интересные данные приведены в обзоре компании TNS (2003), в котором отслеживается уровень e-government в 32 странах Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона за период с 2001-го по 2003 год. Россия в обзоре не фигурирует, зато присутствуют ее ближайшие соседи: Эстония, Латвия, Польша и Словакия. В целом, степень взаимодействия Интернета и государства для большинства стран осталась практически на уровне 2002 года, в то время как 2001 год был отмечен значительным ростом государственной активности в онлайне. Самая высокая активность наблюдается в Дании, где 63% пользователей Интернета посещают государственные сайты, а самая низкая — в Болгарии (1%), рис. 3. В 30 из рассмотренных в исследовании стран активность государства в этом году слегка повысилась. Наиболее значительные положительные изменения отмечены в Нидерландах, Дании, Финляндии, Индии, Норвегии, Гонконге, Испании и Латвии (табл. 4). Самая высокая степень проникновения (свыше 60%) — в скандинавских странах, Сингапуре, Нидерландах и Канаде.

 

Рис. 3. Степень активности использования государственных онлайн-сервисов в 2003 году (источник — TNS, 2003)

Таблица 4. Изменение активности в сфере e-government (источник — TNS, 2003)

Определенные изменения за прошедший год произошли в Великобритании — огромные инвестиции, сделанные правительством в развитие государственных онлайн-сервисов, принесли плоды: активность англичан выросла с 13 до 18%. Прогресса в данной сфере достигло и правительство Латвии, при этом значительный рост здесь наблюдался в использовании всех правительственных Интернет-сервисов, в первую очередь для поиска информации. В Польше, наоборот, несмотря на значительный рост числа Интернет-пользователей, их интерес к правительственным сайтам не увеличился; по мнению аналитиков, в связи с тем, что правительство на рассматривает сферу e-government в числе приоритетных. Япония остается в арьергарде, и хотя за 2003 год там появилось много правительственных сайтов, большинство из них пока находится в стадии наполнения. США и Канада продолжают планомерное расширение правительственных онлайн-услуг и входят в пятерку стран-лидеров по количеству скачиваемой информации (24% — в Канаде и 23% — в США).

Как и прежде, продолжают интересоваться возможностями государственного Интернета больше мужчины (34%), нежели женщины (26%), а среди возрастных категорий наиболее активно посещают правительственные сайты пользователи в возрасте от 25 до 34 лет (41%).

В начало В начало

e-government в России

Растет интерес к сфере e-government и со стороны российских властных структур. Серьезным шагом стало утверждение в 2002 году федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в которой, например, немало места отведено вопросам проведения электронных торгов для государственных нужд и, в частности, подчеркивается, что создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40% средств соответствующих бюджетов.

В России на конец 2003 года, по данным Ассоциации менеджеров России, функционировали 62 сайта федеральных органов исполнительной власти. Это исследование подтвердило мнение аналитиков Center for Public Policy Brown University о том, что подавляющее большинство российских сайтов госорганов напоминают электронные книги: при весьма приемлемом уровне информационных ресурсов (документов и баз данных) практически полностью отсутствуют общественные инструменты диалога. В итоге создатели сайтов российских правительственных органов упускают основное преимущество Интернета — интерактивность, которая предусмотрена во всех западных аналогах.

При составлении рейтинга сайтов аналитиками Ассоциации менеджеров России наибольшее значение придавалось критериям групп «информационная открытость» и «официальные сведения», в то время как в аналогичных зарубежных исследованиях основной упор обычно делается на предоставлении сервисных услуг. У нас сервисные услуги даже не учитывались из-за отсутствия достаточно развитой инфраструктуры электронных платежей. И потому лидерами стали сайты, предоставляющие наиболее подробную информацию (табл. 5). Возможно, что результат исследования был бы несколько иным, если бы в рассмотрение попали некоторые региональные сайты, активно участвовавшие в 2003 году в системе электронных госзакупок.

 

Сайт
Номер в рейтинге
Федеральный горный и промышленный надзор России (http://www.gosnadzor.ru/)
1
Министерство образования Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/)
2
Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации (http://council.gov.ru/)
3
Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (http://www.federation.ru/)
4 - 5
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (http://www.mcx.ru/)
4 - 5

Таблица 5. Рейтинг российских правительственных сайтов (источник — Ассоциация менеджеров России, 2003)

КомпьютерПресс 1'2004

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует