Популярные цифровые фотоаппараты

Олег Татарников

Какую марку предпочесть

Производителям придется менять взгляды

 

JVC выпускает дисковые видеокамеры

 

По данным Интернет-каталога Яндекса, в настоящее время в России предлагается цифровая фототехника от более чем трех десятков производителей, однако по количеству продаж доминирует продукция всего нескольких известных японских компаний. Лидерство по объемам продаж делят между собой компании Canon и Olympus, далее идут камеры Nikon, Sony, FujiFilm, Konica-Minolta, Casio и др. Стоит отметить, что до 2002 года абсолютным лидером на нашем рынке была компания Olympus, но в последнее время конкуренция между ведущими японскими производителями возросла и позиции Olympus стали слабее.

Какую марку предпочесть

Сегодня, когда общий спрос на цифровые камеры продолжает расти, доли конкретных марок и моделей еще более выравниваются, так что советовать что-либо конкретное становится все труднее. Достоверные данные по продаваемым в России брендам, конечно, отсутствуют, но по количеству запросов в Интернете в России сейчас больше всего интересуются цифровыми камерами Canon — более 30%, далее следуют Olympus/Nikon — 15-17%, потом Sony/FujiFilm — 10-15%, затем Konica-Minolta/Pentax/Samsung — менее 10% и, наконец, Casio/Panasonic — около 5%. В этом смысле мы ближе к Европе, нежели к Америке или Японии, где статистика заметно отличается от европейской. Так, например, европейцы тоже предпочитают Canon — чуть менее 30%, затем Nikon/Sony — около 12-15%, потом Olympus — около 10%, далее следуют FujiFilm/Konica-Minolta/Kodak — 5-7%, затем Panasonic/Pentax/Casio — около 5% и, наконец, HP/Samsung — 1-2%. Американцы почему-то любят Sony — более 20%, затем у них идет Canon — 17-19%, потом следуют Olympus/FujiFilm — около 15%, Nikon — менее 10%, Kodak/Casio — 5-7% и, наконец, HP — 2-3%. Однако это не говорит о том, что покупаются фотоаппараты только перечисленных фирм, — рынок сегодня весьма разнообразен. Кстати, компания Sony за счет продаж в Японии и Америке уже пятый год занимает лидирующее положение в мире с примерно 20% рынка, а ее доля в России (да и по всей Европе) не слишком велика.

Что касается общего положения с продажами в мире, то, хотя цифровые фотоаппараты по-прежнему продолжают пользоваться устойчивым и постоянно растущим спросом, тенденции роста сильно замедлились и сегодняшние темпы уже не являются рекордными. Так, например, по данным RBC Capital Markets, в августе прошедшего года во всем мире было продано в среднем всего на 4% больше камер, чем в июле (а, как известно, в летние месяцы фотоаппараты наиболее востребованы). Однако цифры различных агентств, да еще и по разным регионам очень сильно разнятся: так, например, в США и Японии рост спроса составил 4 и 6% соответственно, а вот в Европе спрос даже упал на 6%. Между тем, по данным японских маркетологов, несмотря на столь незначительное повышение спроса на цифровые фотоаппараты, возможно возникновение дефицита используемых в этих устройствах ПЗС-матриц (ССD), поскольку многие компании сегодня переходят на производство CMOS-сенсоров для мобильных телефонов (камерафонов).

 

Casio EX-P700, Pentax Optio 750Z, Olympus C-7000 Z, Sony DSC-V3 и Canon PowerShot G6

Casio EX-P700, Pentax Optio 750Z, Olympus C-7000 Z, Sony DSC-V3 и Canon PowerShot G6

По данным Ассоциации производителей камер и продуктов обработки изображений (CIPA), мировой рынок камер на 2004 календарный год ожидается в размере 60,9 млн. штук. Это на 40,3% выше, чем в 2003-м. Лучшие показатели роста остаются у Canon: удвоение продаж в 2003-м и 76,7% рост в нынешнем году, что составляет 15,2 млн. единиц.

На нынешний финансовый год, который закончится в марте, Sony предсказала выпуск 15 млн. единиц, Canon — примерно то же количество, Olympus — 11 млн. (48,6% рост). Sanyo, OEM-производитель, продал в 2003 финансовом году 11,1 млн. устройств, а в 2004 году с 20 млн. показал 80,2% рост.

Но хотя в процентном отношении рост продаж на этом рынке снижается, в численном выражении он все же остается весьма значительным. Тем не менее мировой рынок цифровых камер движется в сторону насыщения и через несколько лет стабилизируется. Однако компании пока не берутся предсказывать, когда это произойдет.

При этом производители пленочных камер терпят колоссальные убытки. Так, например, японская корпорация Nikon в 2003/2004-м финансовом году из-за высокого курса йены и слабого спроса на пленочные фотоаппараты и оборудование для производства чипов потеряла почти 10 млн. долл. Для сравнения: 2002/2003 финансовый год Nikon закончила хоть с минимальной, но прибылью. При этом продажи пленочных фотоаппаратов, значительную долю рынка которых удерживает Nikon, серьезно сократились, а продажи компании на рынке цифровых камер резко выросли.

В 2002/2003 финансовом году Nikon контролировала около 30% мирового рынка пленочных зеркальных фотокамер, однако отстала от своих основных конкурентов — Olympus и Sony — в быстро растущем секторе цифровых камер. А в 2003/2004 финансовом году Nikon контролировала лишь чуть более 10% рынка цифровых камер, находясь на 5-м месте после Sony, Canon, Olympus и Fuji Photo Film.

 

Canon EOS 300D/Digital Rebel/EOS Rebel

Canon EOS 300D/Digital Rebel/EOS Rebel

Россию мировая тенденция пока еще не затронула: прирост объема продаж пленочных фотокамер за 2003 год составил менее 20%, в то время как сбыт фотопленок увеличился за тот же период на 26%. Обычными фотоаппаратами владеют примерно 40% российских семей, в то время как цифровые камеры имеются лишь у 1-2% (кстати, считается, что новая продукция достигает массового рынка только при доле проникновения более 20%). Для сравнения: персональные компьютеры и принтеры есть соответственно в 6 и 3% семей. Тем не менее сегмент цифровых фотокамер развивается весьма динамично: продажи цифровых камер только за первое полугодие 2004 года выросли на 65%.

Интересной особенностью молодого российского рынка цифровой фототехники является то, что в структуре сбыта преобладают устройства с большим разрешением (правда, эта статистика основана на данных о продаже цифровых камер только в Москве и Санкт-Петербурге). Как показывают собранные в ходе опроса покупателей данные, при выборе цифровых камер потребители в первую очередь ориентируются на разрешающую способность устройств, за ней следует качество модели, ее марка и лишь затем — цена. Примерно 85% опрошенных покупают цифровой фотоаппарат в развлекательных целях и только 15% — для работы. Совершать покупки россияне предпочитают в специализированных магазинах — более 40%, в компьютерных салонах — около 30%, а магазины бытовой техники стоят на третьем месте. При этом четверть покупателей готовы приобрести фотоаппарат «из вторых рук». А вот Интернет-магазинами для покупки фотоаппаратов у нас практически никто не пользуется (менее 1% покупок).

В то же время производители цифровых фотоаппаратов обеспокоены тем, что в связи с массовым появлением мобильных телефонов, оснащенных встроенными цифровыми камерами с разрешением более мегапиксела, существенная часть покупательского спроса, ранее приходившаяся на цифровики, теперь смещается в сторону камерафонов. По прогнозу японской аналитической компании Techno Systems Research (TSR), в 2005 году глобальный спрос на цифровые фотоаппараты возрастет на 29,5%, что составит соответственно 64 млн. единиц, а для камерафонов эти показатели составят 139% и 83,4 млн. единиц. В то же время в прошлом году компания JP Morgan прогнозировала в 2005 году спрос на цифровые камеры в размере 83,4 млн. В 2004 году стремительное увеличение числа камерафонов с высоким разрешением вынудило заметно скорректировать данный прогноз в сторону уменьшения. Помимо неприятного факта снижения уровня предполагавшегося ранее спроса, тайваньские производители ожидают и сокращения OEM-заказов от японских брендов. Суммарные собственные производственные мощности японских компаний в 2005 году вырастут до 60 млн. единиц цифровых фотоаппаратов в год, что не намного меньше прогнозируемого глобального спроса. Чтобы выйти из неприятной ситуации, некоторые тайваньские производители во избежание простоев производства разработали портативные цифровые камкордеры (в том числе с записью на флэш-карты), однако с продвижением этого направления возникли серьезные затруднения, поскольку почти все CCD-технологии контролируются японскими производителями цифровой видеоаппаратуры.

Однако сами японские бренды постепенно уходят с рынка недорогих цифровых камер, передавая их производство в Малайзию, Китай и Тайвань. Так, например, недавно компания Konica Minolta решила сфокусироваться исключительно на производстве цифровых камер класса high-end от 500 долл. и полностью отказаться от выпуска цифровых камер, розничная цена которых составляет порядка 200-300 долл. Впрочем, 80% ее high-end-продукции уже сейчас изготавливается в подразделениях компании в Малайзии и Шанхае. Остальная часть продукции производится компанией Sanyo, мировым лидером в производстве цифровых камер OEM.

В текущем году компания планирует до 25% продукции класса high-end заказывать у OEM-производителей. Основным поставщиком OEM-продукции для Konica Minolta по-прежнему останется компания Sanyo. Небольшие заказы также будут размещены у двух компаний из Тайваня — Premier Image Technology и Altek.

 

Olympus C-8080 Wide Zoom

Olympus C-8080 Wide Zoom

Sanyo вообще является производственным партнером как минимум для пяти известных в этой отрасли компаний, включая Nikon и Olympus. Практически 90% цифровых камер, выпускаемых Sanyo, впоследствии поставляются под другими брендами.

В начало В начало

Производителям придется менять взгляды

Несмотря на жестокую ценовую войну с камерафонами, известные компании долго не желали опускать цену на цифровые фотоаппараты ниже 100 долл. Вместо того чтобы максимально снизить цены на камеры, их стали оснащать дополнительными функциями — например онлайновой печатью фотографий и новой периферией: фотопринтерами, а кроме того, расширились возможности и ассортимент цифровых камер. Но рынок сыграл с ними злую шутку: например, американская компания CVS Pharmacy надумала выпускать одноразовые цифровые фотоаппараты! Пока она собирается продавать их только в собственных аптеках и под собственной торговой маркой. Если говорить точнее, на рынок выпущены сразу две модели: CVS Digital One-Time-Use Camera: первая, более дорогая, имеет 1,4" LCD-дисплей, на котором можно будет просматривать сделанные фотографии и удалять неудавшиеся, вторая лишена дисплея, зато стоит всего 10 долл. (с дисплеем — 20 долл.). Как утверждают в CVS Pharmacy, пользователи смогут сделать до 25 снимков, при этом, правда, не уточняются параметры этих снимков, равно как и технические характеристики камер.

После того как память камеры будет забита под завязку, обладатели этих фотоустройств смогут сдать их обратно в аптеку и получить свои фотографии в бумажном виде или на компакт-диске. В ближайшее время аналогичные одноразовые цифровые камеры планируют выпустить и Ritz Camera, и Walt Disney. Что касается потенциального спроса на них, то до конца года CVS Pharmacy рассчитывает продать более 3 тыс. таких камер на всей территории США.

Конечно, увеличением разрешения матриц сегодня уже никого не обманешь — пользователи понимают, что больше 6-мегапикселов им уже вряд ли понадобится и от дальнейшего роста разрешения ничего, кроме дополнительных проблем, ждать не приходится. И производители стали уходить от прямого соревнования «за мегапикселы», все больше сосредоточиваясь на других особенностях цифровой съемки и переосмысливая понятие ее «качества». Canon в своих последних моделях совершенствует собственный процессор DIGIC, предназначенный для обработки изображений, Minolta применяет собственную оригинальную технологию CxProcess, которая позволяет более точно воспроизводить цветовую гамму снимков, а другие производители внедряют те или иные системы подавления шумов при съемке затемненных сцен, возможности записи видео и другие технологии.

Скорее всего, недорогие аппараты начального уровня с относительно небольшой матрицей и ограниченным набором функций уступят место камерафонам, а производители сосредоточат свои усилия на камерах «имиджевой» категории и высококлассных профессиональных аппаратах.

«Имиджевый» рынок требует стильных и компактных фотоаппаратов с широким набором функций (в том числе и неожиданных), а фотографы-профессионалы ждут серьезных конкурентов пленке.

В 2003-2004 годах легкие, ультракомпактные камеры в нестандартной компоновке и с необычным оформлением корпуса выпустили многие производители (и тон здесь задавали компании Canon и Casio с линейками камер Digital IXUS и соответственно Exilim). Nikon и Canon сосредоточились на повышении качества зеркальных камер для полупрофессиональных и профессиональных пользователей для студийной и репортерской съемки (Canon EOS 300D/Digital Rebel/EOS Rebel произвел настоящий фурор в этом секторе рынка). Olympus также меняет структуру продукции и расширяет функциональные возможности своих фотоаппаратов (большой популярностью пользовалась у знатоков камера Olympus C-8080 Wide Zoom, а недавно выпущенная «зеркалка» со сменным объективом Olympus E-300/EVOLT E-300 выводит компанию на профессиональный рынок). Из популярных в прошедшем году цифровых фотоаппаратов среднего класса можно отметить Canon PowerShot G6, Casio EX-P700, Olympus C-7000 Z, Pentax Optio 750Z и Sony DSC-V3.

     

JVC выпускает дисковые видеокамеры

Новые цифровые камеры JVC, объединенные общим названием Everio, используют в качестве носителя cъемный жесткий диск MicroDrive. В комплекте поставляется диск емкостью 4 Гбайт, что позволяет записать от 60 до 300 мин цифрового видео с максимальной скоростью потока 8,5 Мбит/с с качеством 720x576/50i. Дополнительным носителем здесь могут служить карты памяти Compact Flash и SD. Матрица CCD размером 1/3,6 дюйма с разрешением 2,12 мегапикселов позволяет записывать также фотографии с максимальным размером 1200x1600.

 

Новый носитель MicroDrive имеет существенно большую емкость, чем диск DVD-RAM/-RW, используемый в видеокамерах конкурентов (4 Гбайт против 1,8 на 2,5-дюймовом диске). К тому же MicroDrive более компактен. Однако и его цена значительно выше (в настоящее время — около 300 долл.), так что эти камеры будут интересны прежде всего тем, кто работает в онлайн-режиме или не расстается со своим ноутбуком.

Устройство поддерживает форматы AVI, DV-AVI, MPEG-1, MPEG-2, Windows Media Video и RealVideo. Кроме того, камера может использоваться как фотоаппарат, снимающий с разрешением 1600Ѕ1200 точек. Компания анонсировала Everio GZ-MC200 еще в сентябре, но только перед рождеством видеокамера поступила в продажу в сетевом магазине Amazon.com по цене 1049 долл. Камера Everio GZ-MC100 меньше размером, имеет вертикальную компоновку и стоит на 100 долл. дешевле.

 

 

В то же время если проанализировать распределение моделей по стоимости, то можно увидеть, что многие производители ориентируют свои камеры на разные группы потребителей с некоторой специализацией, хотя все стремятся выпускать большое количество моделей стоимостью 300-500 долл., предназначенных для наиболее массовой аудитории. Такие производители, как Casio, Hewlett-Packard и Samsung, по-прежнему больше ориентируются на начинающих, Olympus и Konica-Minolta выходят уже на продвинутых любителей и полупрофессионалов, а в модельных рядах Canon, Nikon и Fuji Photo Film есть аппараты стоимостью более тысячи долларов, что соответствует их имиджу как производителей камер для профессионалов.

КомпьютерПресс 1'2005