oldi

Телекоммуникации — жизнеобразующий процесс

 

Сотовая связь и передача данных — давняя любовь

Шаг второй — WAP

GPRS — широкая магистраль для данных

 

Тинейджеры выбирают SMS

WAP + финансы = Телебанк

 

Последнее время весь мир взбудоражен Интернетом, системами мобильной связи третьего поколения, которые якобы вот-вот заработают, широчайшими возможностями, открывающимися перед пользователями обыкновенных (или уже «необыкновенных») сотовых телефонов. Однако на фоне многомиллиардных аукционов, проводящихся в наиболее телефонизированных странах в целях получения лицензий на предоставление услуг сотовой связи третьего поколения, в нашей стране в этой области наблюдается некоторое затишье.

Для того чтобы составить максимально точную картину развития сотового рынка, а в особенности конвергенции Интернета и мобильной связи, мы обратились к «первоисточнику» — к компании МТС, которая на сегодняшний день занимает лидирующее положение на отечественном рынке мобильной связи.

О текущем состоянии сотовой связи, о новых технологиях WAP и GPRS, а также об основных тенденциях редактору КомпьютерПресс рассказал директор службы новых технологий и услуг компании МТС Шагит Тимофеевич Резников.

Сотовая связь и передача данных — давняя любовь

Технологии передачи данных доступны в сотовых сетях второго поколения, к которым относится и GSM, с самых первых дней — то есть с начала 90-х годов. Однако, несмотря на довольно длительное существование этой  возможности, пользователей у нее было немного и их число довольно долго оставалось стабильным — порядка 1% всей абонентской базы. Тормозом здесь являются прежде всего такие факторы, как комфорт и мобильность. Действительно, в настоящее время для того, чтобы принять или передать данные пользователю, требуется сразу несколько портативных устройств — PDA (карманный компьютер) или ноутбук и сотовый телефон, соединенный с ними специальным проводом. Вариант с инфракрасным портом еще менее удобен — порты нужно точно позиционировать, что, например, в движущемся автомобиле сделать практически невозможно. Плюс к этому невысокая скорость передачи данных — 9600 Кбит/с. Все это серьезно сдерживало рост числа пользователей этой услугой.

Существует и другое применение технологии передачи данных — сервис коротких сообщений (Short Message Service, SMS). Здесь ситуация развивается несколько по иному сценарию — отмечается экспоненциальный рост числа тарифицируемых сообщений. Так, например, на первых порах предоставления этого сервиса наш коммутатор обрабатывал одно сообщение в секунду, сегодня эта цифра возросла в несколько десятков раз, и мы уже ощущаем надвигающуюся потребность в дополнительном увеличении мощностей — в ближайших планах увеличение емкости до 200 SMS в секунду. Если переводить эти цифры в количество переданных сообщений, то сегодня по сравнению с январем 2000 года, когда мы передавали 30 тыс. сообщений в день, через коммутатор проходит более 200 тыс. SMS. Ярким примером роста интереса пользователей к SMS стал июль прошлого года, когда количество сообщений за месяц превысило суммарное число за первые шесть месяцев 2000 года. Практически единственным ограничением победного шествия SMS является на сегодняшний день поддержка русского языка — телефоны многих производителей просто не умеют писать по-русски.

В нашей стране проникновение SMS в массы происходит по традиционной схеме — через молодежь. Продвинутые тинейджеры выжимают из телефона все соки, заставляя его работать на полную катушку, и передача коротких сообщений играет здесь довольно важную роль. В первую очередь это стало возможно благодаря стоимости одного SMS, которая в дневное время в три раза дешевле минуты разговора. Естественно, удобнее, практичнее и дешевле отправить сообщение о месте и времени встречи, нежели долго уговаривать партнера по телефону.

Однако такая ситуация складывается не со всеми  категориями наших, да и не только наших, пользователей. Немалую роль здесь играет менталитет людей — люди боятся или не верят в возможности сотового телефона. И этот психологический барьер нам еще предстоит преодолеть.

В начало В начало

Шаг второй — WAP

Довольно удачным ходом в этом направлении стало внедрение WAP и ряда сервисов, основанных на нем. По большому счету WAP, как, впрочем, и GPRS, является своего рода зондом, исследующим рынок перед переходом на третье поколение мобильной связи. Однако было бы неразумно сломя голову броситься внедрять UMTS, пока такой «малозатратный» для оператора сервис, как WAP, еще не набрал той популярности, которую пророчили ему в момент появления.

Что такое WAP для пользователя? Это в первую очередь доступ к информационному наполнению — контенту. И это представляет собой новую задачу для оператора сотовой связи, который начинает заниматься несвойственным ему делом — поиском и доставкой информации потребителю. Здесь следует правильно представлять себе приоритеты — можно внедрить сколько угодно новых технологий передачи данных, но без контента это никому не будет нужно. WAP — это всего лишь средство доставки информации, которое можно использовать и как средство упрощения бизнес-процессов.

В России проблема контента стоит несколько острее, чем в других странах. И это накладывает дополнительную ответственность на оператора: контент должен быть адекватным — иначе пользователь, оплачивающий услугу доступа именно к этому контенту, сможет предъявить претензии о ненадлежащем качестве контента. На сегодняшний день компанией МТС заключены договоры с France Press, «РосБизнесКонсалтингом», Прайм-ТАСС и «Оперативной Справкой» на предоставление информационного сервиса на основе WAP — и это только первые ласточки.

Развитие WAP сдерживается несколькими  факторами. Первый и практически самый важный — недостаточное количество WAP-аппаратов на рынке. Если точнее — отсутствие дешевых WAP-аппаратов. Действительно, если проанализировать рынок, то сегодня большинство новых абонентов — это молодежь, которая тратит на подключение и сотовый телефон порядка 100 долл. А в этом ценовом диапазоне (до 80 долл.) WAP-аппаратов практически нет. Второй фактор — скорость подключения, которая составляет все те же 9600 бит/с. Определенным стимулом к развитию WAP послужит введение в коммерческую эксплуатацию системы GPRS (General Packet Ratio Service), обеспечивающей более высокие скорости передачи данных и, как следствие, меньшие затраты на получение нужной информации.

Одним из путей решения проблемы отсутствия WAP-браузеров стала новая разработка производителей SIM-карт — SIM-браузер. Другими словами, WAP-браузер программно реализован на SIM-карте. Единственными требованиями здесь являются поддержка вашим телефоном услуг фазы 2+ и наличие графического дисплея.

В начало В начало

GPRS — широкая магистраль для данных

Развитие GPRS идет практически след в след с WAP — те же самые проблемы и не менее блестящие перспективы. Пакетная передача данных позволит тарифицировать не время нахождения на линии (в системе GPRS оно «постоянное»), а объем переданной информации, будь то голос или данные.  Естественно, более высокие скорости позволят пользователям чувствовать себя более комфортно. Что касается ограничений, то они временные —  полное отсутствие GPRS-аппаратов на рынке, если не считать небольшого количества GPRS-терминалов Motorola, которые разошлись «по рукам» технических служб.

Именно поэтому заводить сегодня спор на тему: «что раньше — курица или яйцо?» просто некорректно. И на сроки введения в коммерческую эксплуатацию нужно смотреть адекватно — к моменту появления на рынке GPRS-терминалов их будет где использовать. В первое время скорость передачи данных будет составлять порядка 30 Кбит/с, а затем планомерно увеличится до 115 Кбит/с.

Введение GPRS позволит предложить пользователю большой набор новых услуг. Взять хотя бы тот же WAP — более высокие скорости значительно сократят время загрузки той или иной информации. Далее процесс приобретает лавинообразный характер: меньше времени — больше информации — больше пользователей — ниже тарифы и т.д. В качестве возможных  информационных сервисов — информация о погоде, курсах валют, расписании авиарейсов и железнодорожных маршрутов, дорожных пробках, политические, спортивные и другие новости. К этому добавятся возможности заказа билетов, например в театр, покупки товаров, оплаты счетов и пр. Здесь в действительности основная роль отводится контент-провайдерам: будет контент — будут и услуги, а оператор лишь транспортирует информацию от провайдера до абонента.

В заключение отметим, что прогресс не остановишь, и не за горами то время, когда и Россия получит доступ ко всему спектру возможностей сотовых сетей.

 

Записал Андрей Фильчаков

КомпьютерПресс 2'2001