oldi

CAMEDIA E-10 Digital SLR

Обзор новой профессиональной цифровой фотокамеры Olympus CAMEDIA E-10

Олег Татарников

Первое знакомство

 

Меню настройки фотокамеры Olympus CAMEDIA E-10

Меню записи (Record Menu)

Меню воспроизведения (Play Menu)

Olympus Camedia E-10

 

«…наконец-то мы встретили того, кто нас действительно любит, а не стремится, как некоторые другие, просто «впарить» нам что-нибудь новенькое и блестящее…»

Еще совсем недавно так называемые любительские и профессиональные цифровые камеры разделяла огромная пропасть (причем как по возможностям, так и по цене). Разница в стоимости этих двух категорий камер составляла поистине астрономические суммы, а каких-либо «мостов» между ними практически не существовало. Естественно, подобная ситуация на рынке представляется абсурдной, и такое положение вещей не могло сохраняться долго (возьмем, к примеру, традиционные пленочные аппараты — границы различных категорий, в том числе и ценовые, там давно уже довольно размытые).

Да, конечно, с развитием технологий профессиональная цифровая аппаратура постепенно дешевела (разумеется, речь идет не о каких-то специальных применениях или принципиально дорогой оптике), пропасть уменьшалась, но по-прежнему сохранялась. И вот, наконец, с появлением модели Olympus CAMEDIA E-10 произошло, пожалуй, окончательное исчезновение этой пропасти.

При этом если все профессиональные цифровые конкуренты E-10 «отпочковывались» главным образом от своих пленочных собратьев (Minolta при изготовлении RD-3000 взяла за основу свои APC-модели, что совершенно логично, так как размер кадра APS-пленки (24 мм) сравним с областью отображения ее сдвоенной ПЗС-матрицы, Nikon D1 «очень похож» на пленочные F5/F100, а Canon EOS D30 — это «цифровой близнец» новой пленочной камеры EOS 30), то у нового профессионального аппарата от Olympus явно больше цифровых корней (к которым можно отнести, например, и концепцию «все-в-одном», предполагающую компоновку камеры с несъемным объективом, специально разработанным для используемой матрицы).

Кроме того, новая камера CAMEDIA E-10 — это, по сути, первый доступный четырехмегапиксельный цифровой фотоаппарат (его цена в российской фирме «Остава», которая предоставила нам эту камеру для тестирования — 1550 долл.). Таким образом, это принципиально важный продукт не только для фирмы Olympus! Выводя компанию на рынок профессиональных цифровых камер, где она вступает в прямую конкуренцию с производителями аппаратов самого высокого уровня, такими как Nikon, Canon, Minolta и Fuji, цифровая «зеркалка» E-10 ломает устоявшуюся традицию немереного отъема денег у профессиональных поклонников «цифры». С ней уже «не так стыдно» снимать и в студии, и для модельных, и для рекламных агентств, и для глянцевых журналов, а ее высокие оптические возможности при этом гармонично сочетаются с цифровыми.

Первое знакомство

При ближайшем знакомстве с этой камерой быстро становится понятно, что фирма Olympus нас действительно любит, а не стремится, как некоторые другие, просто «впарить» нам что-нибудь новенькое и блестящее.

Camedia E-10 — новейшая и самая мощная цифровая камера фирмы Olympus. Это первая по-настоящему цифровая профессиональная четырехмегапиксельная «зеркалка». SLR-камера укомплектована специально разработанным несменным объективом с переменным фокусным расстоянием 9-36 мм/F2.0-2.4 (35-140 мм в эквиваленте 35-миллиметровой пленки). Объектив (14 элементов в 11 группах) имеет специальное покрытие, двойные асферические элементы и ED-оптику (Extra Dispersion — специальные линзы с низким рассеиванием, увеличивающие светосилу и дающие малые искажения на обоих концах фокального диапазона), чтобы понизить хроматические аберрации и обеспечить наивысшее качество изображения, доступное для цифровых камер. То, что объектив несменный, — беда не большая. Целый ряд согласованных с ним насадок и линз от фирмы Olympus даст фотографам всю необходимую гибкость для воплощения любых творческих идей (хотя надо отметить и минус таких насадок — они снижают светосилу объектива). Черный корпус с прочной алюминиевой основой выглядит очень солидно и радует глаз профессионала. Чувствуется долговечность и сила, заложенные в этом аппарате. Естественно, все резьбы, ушки для ремней, закладки для этих ушек и все прочее — металлическое. При этом все кольца и накладки для рук хорошо обрезинены, а все подвижные детали снабжены фиксаторами: и ЖК-панель, и крышка для батареек, и гнездо для флэш-карты. Кроме того, фирма Olympus специально отмечает, что вся электроника «упакована» в так называемую зеркальную коробку (Mirror Box), выполняющую функции жаростойкого корпуса для отвода тепла, производимого преобразователем изображения и всей внутренней электроникой, что способствует снижению паразитных шумов и улучшает качество фотографий.

На первый взгляд корпус довольно громоздкий и неуклюжий, но стоит взять его в руки — и это ощущение пропадает: камеру удобно держать, все органы управления очень эргономично расположены и всё, что нужно, всегда под рукой (а для профессиональных фотографов — под теми же пальцами, что и на привычных пленочных фотоаппаратах).

Вообще, фирма Olympus на этот фотоаппарат кнопок не пожалела: причем как фотографических, так и цифровых. Все они удобно расположены и имеют хорошую отдачу «в одно касание» (можно даже посетовать, что кнопка спуска слишком мягкая, но это уже дело привычки). Некоторые кнопки работают вместе с колесиком (знакомым профессионалам по пленочным аппаратам): например, кнопка экспокоррекции под левую руку, а колесо для выбора значения — под правую. Специально выделенные кнопки предусмотрены здесь для быстрого доступа и управления режимами съемки, вспышки, настройки баланса белого и других установочных параметров. Диафрагма и выдержка также устанавливаются с использованием диска (причем есть и режим выбора согласованных пар).

Микрофонов, видеороликов и других «попсовых» режимов здесь нет — Camedia E-10 имеет только те функции, которых ожидают от фотоаппарата профессионалы, включая программный автоматический режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы и полностью ручной режим съемки.

Также следует отметить ручную регулировку фокусного расстояния на тубусе объектива и кольцо ручной фокусировки. Фокусируется изображение на привычном для пользователей «зеркалок» реальном матовом стекле.

Конечно, есть в E-10 и автофокусировка, причем в двух режимах: активном, с использованием запатентованной фирмой Olympus инфракрасной технологии (для предварительной фокусировки), и пассивном, для точной фокусировки TTL-системой по максимуму контрастности. Фокусировка работает очень быстро и точно. Удивило в связи с этим то, насколько увеличилось время работы цифровой камеры на одном комплекте батарей после удаления бесполезной «жужжалки» — электродвигателя привода зуммирования. Правда, на E-10 есть и второе средство для экономии энергии — большой буфер оперативной памяти на четыре кадра наивысшего разрешения, который позволяет не только снимать сериями по три снимка в секунду, но и реже обращаться к энергоемким карточкам памяти.

Профессионалы также оценят и наличие двух стандартных разъемов для подключения внешней вспышки: «горячего башмака» (hot-shoe) с дополнительными контактами для «умной» вспышки FL-40 фирмы Olympus и синхроконтакта (PC-connector). А откидная встроенная вспышка расположена так высоко, что эффект «красных глаз» практически не возникает даже без использования специального режима его подавления.

Особо подчеркну уникальную на сегодняшний день для цифровых «зеркалок» возможность использования ЖК-панели в качестве видоискателя (а также примыкающую к ней возможность использования видеовыхода для подключения телевизионного монитора для просмотра снимаемой сцены). Дело в том, что система неподвижного зеркала, используемая в этой камере, считается довольно дорогой и применяется только в очень «продвинутых» пленочных фотоаппаратах. Но если в последних она решает только одну проблему — устраняет вибрации камеры при съемке, то здесь она позволяет получить еще и полноценный цифровой фотоаппарат — с ЖК-видоискателем и видеовыходом. То есть и здесь фирма Olympus экономить не стала. На высоте оказался и оптический TTL-видоискатель новой камеры: 95% изображения, широкая диоптрийная коррекция и внутренняя заслонка, закрывающая его, например, при съемках с пульта дистанционного управления.

Очень порадовала возможность сохранения непосредственного 48-разрядного образа ПЗС-матрицы (это так называемый RAW-формат — 16 бит на цвет без внутренней обработки кадра). Во-первых, при таком подходе заметно экономится место на карте памяти (более чем в пять раз для несжатого изображения максимального разрешения); во-вторых, снижаются непроизводительные затраты времени на сохранение этих изображений (они обрабатываются не внутри самого фотоаппарата, а уже в компьютере); в-третьих, для получения снимка самого высокого качества профессиональному цифровому художнику не обязательно знать, что думают по этому поводу инженеры — разработчики фотоаппарата, — он сам при помощи Adobe Photoshop вручную обработает изображение.

Из других достоинств этого аппарата можно выделить также специально выделенную кнопку для быстрой настройки ручного баланса белого, универсальность в использовании карт памяти (и SmartMedia, и CompactFlash), высокоточный замер экспозиции по 1,6-2-процентному пятну и наличие в комплекте пульта дистанционного управления.

Таким образом, даже возможные «недостатки» этой камеры являются прямым продолжением ее достоинств:

  • наличие несменной оптики объясняется тем, что стандартные SLR-объективы не подходят для ПЗС такого размера. Поэтому пришлось разрабатывать оптимальный и, следовательно, уникальный объектив (а значит, его заменяемость невозможна). С другой стороны, он получился очень «светлым» (F2.0) и практически не имеющим искажений. Кроме того, герметичное крепление несменного объектива защищает чувствительный элемент от попадания пыли. И наконец, можно воспользоваться согласованными насадками на все случаи жизни: макролинзой, трехкратным «телевиком» (в результате мы получим восьмикратный Zoom), панорамным «широкоугольником» (1.45x) или «рыбьим глазом» (0.8x);
  • изображения в режиме просмотра — «настоящие», а не специально сделанные уменьшенные копии, поэтому они появляются довольно медленно, зато в режиме показа гистограмм мы можем оценить реальную картину цветового распределения;
  • регулировка фокусного расстояния ручная, но это только радует профессионала, так как пользоваться ею значительно удобнее и привычнее, а бесполезный мотор не жужжит, не создает дополнительных проблем и не «съедает» ценную энергию аккумуляторных батарей, необходимую не для баловства, а для серьезных съемок;
  • кольцо регулировки фокусного расстояния показывает значения не в эквиваленте 35-миллиметровой пленки, а в своих, реальных единицах. Может быть, это и правильно — с таким фотоаппаратом о пленке уже пора забыть. Однако, думаю, что профессионалы, привыкшие к 35-миллиметровым форматам, такой шутки не оценят. Кроме того, физические размеры ПЗС-матриц в цифровых камерах постоянно меняются, а следовательно, и этот формат опять-таки временный, так что привыкать к нему не имеет смысла.

Из других недостатков этой камеры можно отметить однозонный автофокус (по центру кадра) и недостаточную для съемки быстродвижущихся объектов минимальную выдержку 1/640.

Нарекания по поводу якобы «неправильных» стандартных установок баланса белого на поверку оказались необоснованными. Дело в том, что шкала температур предустановленных балансов белого на этой (повторимся — профессиональной) камере начинается с 3000 К. Так что если есть желание снимать в обычной комнате без специального освещения (температура бытовых лампочек накаливания колеблется от 2600 до 2800 К), то нужно не выбирать из меню значение Tungsten, а выставлять баланс белого вручную.

Других «недостатков» не обнаружено. Без сомнений, это лучшая цифровая камера из всех, которые мы когда-либо видели.

В заключение добавим, что Camedia E-10 поставляется с 16-мегабайтной карточкой памяти Olympus SmartMedia (позволяющей сохранить в полном разрешении пять образов матрицы в формате RAW, один кадр в формате TIFF без сжатия или 5-17 JPEG с разной степенью компрессии), программным обеспечением Olympus Camedia Master 2.5 Utility Software для загрузки изображений из камеры в компьютер, дополнительным модулем Photoshop Plug-in для конвертации RAW-формата, инструкцией по эксплуатации QuickStart Guide, крышкой и блендой на объектив и ремнем для переноски аппарата на шее. Для последующей эксплуатации советуем сразу купить металл-гидридные аккумуляторы и зарядное устройство к ним.

 

Автор выражает благодарность Андрею Ханову за многочисленные советы и неоценимую помощь при тестировании. Выражаем благодарность фирме «Остава» (тел.: (095) 232-9961, (095) 234-4358) за предоставленную камеру.

КомпьютерПресс 2'2001