Maya в реальном времени

Сергей Пшеничнов

Что такое Maya

Maya Complete включает

Maya Unlimited включает

Maya Builder включает

 

Школа RealTime

 

В настоящее время программа для трехмерного моделирования Maya компании Alias|Wavefront является одним из наиболее мощных пакетов 3D-графики. Области ее применения чрезвычайно обширны — это и реклама, и архитектура, и телевидение, не говоря уже о различных спецэффектах и мультипликации. Maya позволяет создавать любые реалистические или фантастические эффекты, реализовывать самые смелые замыслы, моделировать объекты любого уровня сложности. Если вас интересует мир трехмерной графики и вы хотите создавать объекты и вдыхать в них жизнь, то Maya предоставит вам такую возможность.

Что такое Maya

Существует две основные версии программы — Maya Complete и Maya Unlimited. Последняя версия включает некоторые специфические возможности, такие как Maya Cloth, Paint Effects и пр. Специально для разработчиков игр спроектирован Maya Builder — представитель семейства Maya, возможности которого полностью интегрированы с остальной линейкой продуктов Maya.

Maya работает как в системе Windows 2000/NT/XP, так и в Linux и даже в Macintosh. Программа позволяет создавать фотореалистичные растровые изображения, анимационные ролики, различные спецэффекты, причем работа начинается с пустого пространства. Любой объект или параметр способен изменяться с течением времени, результатом чего становится анимация. Перечислим некоторые области применения Maya:

  • Реклама на телевидении. Создатели рекламных роликов все чаще используют 3D-графику для создания броских эффектов или объектов оригинальной формы, что привлекает внимание зрителя.
  • Кинофильмы и мультипликация. Одной из основных функций программы, бесспорно, является создание кинофильмов, таких как «Final Fantasy», «Корпорация монстров», «Шрек» и т.д. Кроме того, Maya позволяет комбинировать фотореалистичные элементы с обычным фильмом, создавая таким образом эффекты, которые невозможно воплотить в реальности.
  • Компьютерные игры. Разработчики игр все чаще стали использовать программу для создания элементов игрового поля, Level-дизайна и персонажей. Раньше 3D-soft использовался только для создания статичных изображений или в видеороликах, которые демонстрировались при переходе с одного уровня на другой, а также в каких-либо кульминационных моментах игры. Теперь большинство компьютерных игр содержит массу элементов, объектов и текстур, созданных в таких приложениях, как Maya. Мало найдется таких, кто не слышал про игру DOOM, относящуюся к жанру 3D-Shooter. В свое время она поистине совершила революцию на рынке компьютерных игр благодаря своей потрясающей на тот момент графике. Сейчас компания ID работает над третьей частью этой известнейшей игры, причем все модели монстров и дизайн уровней выполнены на базе технологий Maya.
  • Архитектура. Обычно все проекты сначала подготавливаются в различных пакетах 3D-графики: создаются видеоролики, плакаты, которые потом согласовываются с заказчиком. Maya предоставляет широчайший набор инструментов и способна воплотить в жизнь даже самые смелые замыслы художника-архитектора. С ее помощью одинаково легко проектировать интерьеры кафе, создавать в трехмерном пространстве уютные комнаты загородного домика или же моделировать такие масштабные сооружения, как, например, стадион.

Это далеко не полный перечень возможностей Maya — области ее применения обширны: медицина, криминалистика, география и даже космос. Maya является незаменимым инструментом при реализации большинства современных научных технологий и при любых разработках.

 

     

Школа RealTime

Чем сложнее пакет трехмерной графики, тем легче в нем моделировать, накладывать текстуры, создавать анимацию и т.д., но соответственно тем труднее его изучать. Для самостоятельного изучения Maya требуется очень много времени, но что делать, если этого времени у вас по каким-либо причинам нет или же вы в процессе освоения столкнулись с проблемой, которую не в состоянии решить самостоятельно? Если после всех перечисленных трудностей стремление освоить данный пакет вас не покинуло, если у вас все еще есть желание применять его на практике, зарабатывать с его помощью деньги или же просто, для собственного удовольствия, создавать миры, поражающие своей оригинальностью, то приходите в школу RealTime и вы не пожалеете. Кстати, автору данного материала самому посчастливилось учиться в этой школе на базовом курсе по Maya.

Школа специализируется на профессиональном обучении компьютерной графике с 1999 года и занимает лидирующее положение в России на рынке образовательных ресурсов в данной области. Стоит только в любом поисковом сервере, например в Yandex, в строке поиска набрать: «Maya, обучение» — и одной из первых в найденном списке окажется школа RealTime. В ее стенах прошли обучение студенты из многих стран мира — Франции, Англии, Германии, Израиля и др.

Коллектив преподавателей школы состоит из ярких представителей различных областей трехмерной графики. Все специалисты заняты реальными проектами и преподают в свободное от основной работы время. Основной принцип деятельности школы заключается в том, чтобы не тратить времени зря. Учитывая компетентность инструкторов, их практический опыт, изучение предмета становится намного более интересным, а главное — понятным. Ведь по книгам, как правило, очень сложно вникнуть во все тонкости предмета, а преподаватели школы способны квалифицированно донести до обучаемых весь спектр возможностей данного программного продукта.

Студенты и преподаватели живут в одном здании. Занятия начинаются с 10 утра и заканчиваются не раньше 10 часов вечера. Таким образом, ничто не отвлекает учащихся от изучаемого материала. Попадая в почти непрерывный поток информации, слушатель не только получает глубокие теоретические знания, но и приобретает практические навыки.

Всего курсов по Maya существует пять, и они раскрывают перед студентами все секреты работы с данным софтом. Но тем, кто имеет о Maya только общее представление, все же рекомендуется начать с азов, которых вполне достаточно для дальнейшего самостоятельного изучения программы в целом.

Студент получает общее представление о различных аспектах работы с пакетом:

  • пользовательский интерфейс;
  • моделирование на основе полигонов и NURBS-поверхностей;
  • анимационные техники;
  • персонажная анимация;
  • инверсная кинематика;
  • основы программирования на встроенном языке MEL;
  • динамика и спецэффекты;
  • текстурирование;
  • рендеринг.

Данный подход оправдан с точки зрения целесообразности, поскольку невозможно за пять дней обеспечить углубленную подготовку в той или иной области, при этом не в ущерб остальным возможностям программы. Курс не охватывает специфических возможностей Maya Unlimited, но лишь потому, что на это просто физически не хватает времени.

Не стоит ожидать, что в рамках базового курса вам раскроют секреты режиссерского и операторского мастерства или покажут, как создать реалистичную модель трехмерного персонажа, — все это в программу не входит. Для этого есть другие, более продвинутые курсы:

  • Maya/MEL, Dynamics & visual effects;
  • Maya/Unlimited;
  • Maya/Персонажная анимация — I;
  • Maya/Персонажная анимация — II.

Главное, что обеспечит вам базовый курс, помимо огромного объема информации, расширенного кругозора и просветленной головы, — это необходимый импульс для дальнейшей работы и огромное стремление двигаться вперед, легко решая по ходу все задачи, связанные с 3D.

Процесс обучения ведется с применением системы мини-проектов, на основе которых студент получает всю необходимую информацию о пакете. Самостоятельных заданий совсем немного, домашних работ нет вообще, но никто не требует покинуть класс сразу же после окончания занятий, а напротив, преподаватель сам интересуется, нет ли у кого-либо каких-нибудь неясностей в пройденном материале, и если таковые находятся, терпеливо объясняет еще раз. Порой занятия продолжаются до глубокой ночи. Таким подходом к обучению студентов школа RealTime выгодно отличается от остальных заведений подобного профиля. Преподаватели курса — высокообразованные, доброжелательные люди, с хорошим чувством юмора. На занятиях царит дружеская атмосфера, что, безусловно, повышает эффективность усвоения материала. От себя хочу отметить, что если бы в наших средних школах все преподаватели были такими же, то у большинства детей могло бы раскрыться множество самых неожиданных талантов.

www.realtime.ru, тел.: (095) 442-5966, 442-5977

 

Maya Complete включает:

  • Полигональное моделирование — обширный набор инструментов, предназначенный для игровых и иных интерактивных приложений. Это быстрый и удобный способ создавать модели любой, даже очень сложной формы и топологии. Обычно используется для моделей с четкими контурами, которые в дальнейшем не подвергаются деформациям, либо в случае, когда требуется объект с низкой плотностью сетки, например при создании компьютерных игр. Однако этот метод подходит также и для создания сложных моделей — благодаря возможности сглаживать сетку. Моделирование на основе полигонов, в отличие от сплайнов, не имеет таких недостатков, как излишнее усложнение модели или проблемы с ликвидацией швов между отдельными фрагментами NURBS-поверхности.
  • Сплайновое моделирование — удобная в использовании технология построения и редактирования поверхностей на базе NURBS-кривых. Созданная таким способом поверхность похожа на искривленный в пространстве трехмерный лист. Основное преимущество этого метода заключается в том, что поверхности остаются кривыми, уровень детализации которых при необходимости легко изменяется. NURBS-кривые хорошо подходят для моделирования органических объектов, например растений или фруктов. Помимо этого здесь удобно моделировать объекты, требующие высокой точности исполнения и обтекаемые по форме, такие как автомобили, прессованные детали и т.д.
  • Моделирование поверхностей разбиения (subdivision) — прогрессивная и активно развивающаяся технология моделирования иерархических поверхностей. Этот метод, при котором получается бесконечно гладкая поверхность, позволяет создавать чрезвычайно сложные модели на основе одной поверхности благодаря возможности бесконечно усложнять выбранную область модели.
  • Общая анимация — наиболее полный диапазон средств анимации по ключевым кадрам, а также процедурной (нелинейной) анимации. Можно сказать, что именно в этой области Maya в полной мере проявляет свои возможности как пакет для трехмерного моделирования. Практически любой параметр может быть анимирован. Существует великое множество анимационных техник, что обусловлено огромным количеством инструментов. Можно заставить дым превратиться в дерево, можно изменить направление гравитации, можно анимировать текстуры. В общем, все, что не выходит за рамки здравого смысла, можно заставить изменяться с течением времени.
  • Персонажная анимация — высокоуровневые средства создания характерных особенностей персонажа, редактирования и анимации реалистичных движений. Сущность данного метода заключается в создании натянутой на каркас (набор сочленений) кожи, которая во всем повторяет его движения. Создание сложного персонажа, наделенного реалистичной пластикой, — весьма нелегкий труд, который может занять несколько дней, если не недель. В крупных компаниях этим занимаются специально обученные специалисты.
  • Деформеры — набор различных инструментов деформаций для моделирования и анимации.
  • Динамика жестких и мягких тел — управление объектами различного уровня сложности посредством воздействия на них внешними физическими силами. Это вид анимации, при котором не используются ключевые кадры или выражения. Движение объектов в сцене происходит на основе вычисления таких физических явлений, как сила тяжести, гравитация, упругость, начальная скорость и т.д. Остается только задать начальные параметры — траекторию движения Maya рассчитает и покажет сама. Стоит отметить, что подобный результат практически невозможно получить при помощи традиционной, ключевой анимации.
  • Частицы и поля — эффекты и модели поведения для систем частиц, управляемых внешними воздействиями. Ни в какой другой программе трехмерной графики нет таких возможностей и инструментов для работы с системами частиц, как в Maya. Салюты, фейерверки, взрывы, разнообразные пиротехнические эффекты, потоки жидких или твердых тел, погодные явления, фонтаны, дым — вот далеко не полный перечень того, что можно создавать при помощи стандартных инструментов Maya для работы с частицами. Практически любой объект может выступать в роли частицы в той или иной точке пространства, даже предварительно анимированный, например можно создать табун скачущих лошадей или эскадрилью летящих самолетов с вращающимися пропеллерами. Источником частиц могут служить даже сами частицы.
  • Maya Artisan — уникальный инструмент на базе чувствительных к нажатию кистей для трехмерной скульптурной лепки. Дает возможность моделировать довольно сложные объекты, такие, например, как голова монстра или горный ландшафт. Этот инструмент не позволяет добиться какой бы то ни было точности, но им удобно править сетки уже готовых моделей. Можно внести некоторую несимметричность в реалистичную модель человеческой головы, наделив ее характерными чертами или придав ей эмоциональную окраску. Работа с этим инструментом напоминает своего рода лепку из пластилина или из глины — пользователь подобно скульптору проминает или вытягивает поверхность.
  • Maya Paint Effects — технология рисования для создания плоских или трехмерных сцен высокой сложности, детализации и реализма.
  • 3D Paint — сочетание технологий Maya Artisan и Maya Paint Effects для рисования цветом, прозрачностью и другими текстурными атрибутами прямо по поверхности трехмерных объектов. Это также уникальная разработка компании Alias|Wavefront. Она очень проста в использовании, но позволяет добиваться потрясающих визуальных эффектов.
  • MEL — встроенный язык для настроек и расширения существующих возможностей Maya, в том числе модификации пользовательского интерфейса. MEL дает ключ к любым настройкам программы, позволяет создавать новые или редактировать уже имеющиеся инструменты, а также привязывать целые последовательности действий к нажатию одной кнопки, что удобно, если приходится многократно выполнять ряд тех или иных операций. Кроме того, MEL позволяет расширять возможности программы, не прибегая к дополнительно подключаемым модулям.

Maya Unlimited включает:

  • Maya Fluid Effects — динамика потоков жидкостей и газов. Моделирование и рендеринг разнообразных атмосферных, пиротехнических, жидкостных и пр. явлений. Долгожданная разработка, появления которой с нетерпением ждали пользователи Maya и вообще все «тридешники». К сожалению, на данный момент только очень мощные компьютеры позволяют добиваться по-настоящему реалистичного результата.
  • Maya Cloth — моделирование и анимация тканей одежды для цифровых персонажей.
  • Fur — эффекты волос и меха.
  • Maya Live Matchmovin — трекинг и восстановление трехмерной камеры для совмещения видео и графики в единой сцене.

Maya Builder включает:

  • Моделирование — представлен весь спектр полигональных инструментов из Maya Complete, в том числе Artisan. Также имеются установка источников света, редактирование UV-координат. В качестве вспомогательных средств для построения полигональных объектов и для анимации вдоль путей в Maya Builder включены также сплайновые кривые.
  • Aнимация — базовая.
  • Деформеры для моделирования — решетки, bend, twist, taper.
  • MEL — язык скриптов для конфигурирования интерфейса, расширения возможностей и написания собственных инструментов работы.

Даже из столь поверхностного описания основных функций программы, совокупности инструментов и простоты их применения можно сделать вывод, что Maya является одним из лучших представителей семейства пакетов для 3D-графики. Она обладает рядом уникальных инструментов, которых нет ни у одного другого пакета для 3D-графики, а работа со стандартными инструментами, как правило, здесь более проста и удобна, что автоматически сказывается на скорости и качестве работы. Программа имеет широчайший диапазон применения и считается одной из лучших в области анимации. Это продукт нового поколения систем компьютерной графики для создания потрясающих визуальных эффектов. Maya — это конструктор, предоставляющий пользователю возможность расширить систему с учетом личных специфических требований.

Однако вместе с тем нельзя не отметить сложности с освоением программы, что является серьезным препятствием для многих начинающих пользователей. Изучить программу подобного уровня самостоятельно, методом проб и ошибок, весьма трудно; это может потребовать очень много времени, а для новичка в 3D-графике и анимации эта задача и вовсе непосильна.

 

 

Редакция выражает благодарность школе RealTime за предоставленную информацию

КомпьютерПресс 2'2004


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует