Экскурсия в мир портативных проигрывателей MP3
Классификация портативных MP3-проигрывателей (по типу носителя)
Глоссарий по MP3-звуку и портативным проигрывателям
Досье на портативные цифровые проигрыватели D-Link (www.dlink.com)
Досье на цифровые проигрыватели Creative (www.creativelabs.com)
Досье на цифровые проигрыватели Samsung (www.samsungelectronics.com)
Досье на цифровые плейеры Philips (www.philips.com)
Досье на MP3-плейеры Pine (www.pineusa.com)
Портативные плейеры MP3 сейчас не выпускает разве что ленивый — на мировом рынке продаются сотни моделей от десятков различных производителей. Если MP3-проигрыватели на основе компакт-дисков, для изготовления которых необходимы достаточно совершенные технологии, выпускают в основном производители обычных CD-плейеров (Sony, Philips и некоторые другие), то плейеры на основе интегральной Flash-памяти могут быть легко изготовлены даже в фирме «гаражного» типа, которых в Юго-Восточной Азии превеликое множество.
Классификация портативных MP3-проигрывателей (по типу носителя)
Основой для классификации портативных проекторов обычно служит тип используемого в них носителя.
Твердотельная (solid state) флэш-память. Проигрыватель на основе флэш-памяти не содержит движущихся частей, поэтому он может быть выполнен более компактным, меньше подвержен механическим сбоям, нарушениям воспроизведения при тряске, что делает его очень удобным для постоянного ношения на поясе или в кармане. Многие такие проигрыватели могут выполнять функции диктофона, записывая звук с внешнего или встроенного микрофона в память карты. В то же время емкость и стоимость твердотельных карт-носителей пока далеки от идеала: карта емкостью 64 Мбайт вмещает лишь около часа звука высокого качества (128 Кбит/с) и стоит почти в 100 раз дороже перезаписываемого компакт-диска (CD-RW).
Компакт-диск (CD) в формате CD-DA (традиционный звуковой диск, или Audio CD) или CD-ROM (диск с файловой структурой и файлами типа WAV или MP3). Значительно более привлекательны с точки зрения совместимости с существующими носителями и длительности звуковой программы — от 74 минут (CD-DA) до 10 и более часов (MP3), — однако габариты самого диска не позволяют сделать проигрыватель достаточно компактным. Подвержены сбоям при тряске, что частично компенсируется системами буферизации типа Anti-Shock Protection. Большинство проигрывателей могут воспроизводить как штампованные, так и записываемые диски — CD-R, CD-RW. Последнее удобно при наличии компьютера с приводом CD-R/CD-RW, позволяющим создавать большие тематические музыкальные программы на любой вкус.
Жесткий диск (винчестер). Проигрыватели на его основе позволяют записать более сотни часов MP3-музыки на встроенный диск с интерфейсом IDE объемом в 6 Гбайт (например, Creative Jukebox). Подобно плейерам с твердотельными носителями винчестерные цифровые проигрыватели могут работать в качестве диктофона и магнитофона, а также средства переноса больших объемов информации между компьютерами и другими устройствами. Обладает большей массой и энергопотреблением, чем два предыдущих типа.
Сегодня проигрыватели MP3 активно вытесняют мини-дисковые, построенные на подобных принципах, однако использующие более специализированный носитель (мини-диск). Можно сказать, что мини-дисковые проигрыватели более популярны в среде музыкантов, в то время как проигрыватели MP3 — в среде компьютерщиков и любителей спорта. В настоящее время проигрыватель MP3 представляет собой скорее переносное периферийное устройство компьютера, нежели полностью автономное устройство, и наиболее эффективно может быть использован только при наличии компьютера.
Что полезно помнить
Поскольку наиболее распространены звуковые форматы типа MP3 со скоростью потока 128 Кбит/с, примерная длительность музыкальной программы в памяти проигрывателя может быть грубо подсчитана путем деления емкости носителя на это число. Например, для твердотельных носителей емкостью 32 Мбайт максимальная длительность качественной программы составляет 34 минуты. При записи речи с пониженным качеством (скорость потока порядка 32 Кбит/с) длительность пропорционально возрастает. А вообще эмпирическое правило для прогнозирования ресурса носителя — «минута на мегабайт». То есть приблизительно 1 Мбайт требуется на 1 минуту записи MP3 со скоростью потока 128 Кбит/с.
Проигрыватели с возможностью записи, как правило, не умеют сжимать звук в формат MP3 или ему подобный, поскольку для этого необходима значительная вычислительная мощность (например, для сжатия в MP3 со скоростью 128 Кбит/с в реальном времени необходим процессор класса Pentium II или более простой, но специализированный процессор). По этой причине запись с микрофона или линейного входа идет в обычном, несжатом формате PCM и оформляется в файлы типа WAV.
Для загрузки звука в проигрыватели на основе твердотельных носителей и жестких дисков обычно используется универсальный последовательный интерфейс USB, который имеется практически во всех PC-совместимых современных компьютерах. Скорость обмена по USB — порядка 1,5 Мбайт/с. Иногда вместо этого (либо вместе с этим) используется интерфейс с параллельным портом (LPT) со скоростью обмена порядка 600 Кбайт/с.
Подключенный проигрыватель обычно определяется операционной системой как дополнительное дисковое устройство, что позволяет работать с ним стандартными средствами. В некоторых случаях для более эффективной работы используются специализированные программы-менеджеры. В комплект всех проигрывателей входят миниатюрные наушники — часто очень низкого качества. При оценке звучания проигрывателя рекомендуется использовать качественные наушники либо внешние акустические системы с усилителем.
Глоссарий по MP3-звуку и портативным проигрывателям
Скорость потока (bit rate, битовая скорость) — объем потока цифрового звука, проходящего через декодер за секунду. Для несжатого звука качества CD (частота дискретизации — 44,1 кГц, разрядность отсчета — 16 бит, стерео) скорость потока равна 1,41 Мбит/с. Скорость потока сжатого звука обычно лежит в диапазоне 32-320 Кбит/с, оптимальное для большинства слушателей соотношение объема и качества достигается при скоростях 128 и 256 Кбит/с.
VBR (Variable Bit Rate, переменная скорость потока) — метод, при котором каждый участок (кадр) сжатого звука кодируется со своей собственной скоростью, необходимой для сохранения должного качества кадра. В результате кадры с бедным спектром кодируются на более низких скоростях, чем кадры с богатым спектром, что позволяет заметно уменьшить объем сжатого звука без ощутимой потери его качества.
Форматы сжатого звука — форматы, используемые в проигрывателях, основаны на так называемом кодировании воспринимаемого (perceptual coding), когда методами психоакустики в звуковом потоке выделяется и кодируется только отчетливо воспринимаемая человеком информация, а мелкие детали, не слышимые большинством людей, отбрасываются.
- Audio MPEG Layer III (MP3) — наиболее известный и традиционный для сжатого звука формат. Скорость 128 Кбит/с считается минимально приемлемой для качественных записей; на более низких скоростях многие слушатели начинают ощущать искажения звука.
- Windows Media Audio (WMA) — формат Microsoft, оптимизированный для пониженных скоростей. На скорости 128 Кбит/с разработчиком декларируется неотличимость качества звучания от обычного компакт-диска.
- Advanced Audio Coding (AAC) — развитие MP3, также значительно улучшенное в отношении пониженных скоростей. Рабочие версии AAC раньше часто именовались MPEG-4.
ID3 — служебные поля идентификации, предусмотренные в кадрах формата MP3. Содержат данные о произведении (название, автор, исполнители, альбом, год выпуска и прочее). При воспроизведении большинство проигрывателей могут отображать эти данные на дисплее.
SDMI (Secure Digital Music Initiative, группа защиты цифровой музыки) — ассоциация из почти 200 фирм — производителей звуковых носителей, призванная защитить авторские права от бесконтрольного тиражирования музыкальных произведений. Предусматривает определенную технологию взаимодействия устройств записи/воспроизведения и носителей цифрового звука, затрудняющую его копирование с неизменным (оригинальным) качеством. Вместе с самим цифровым звуком в SDMI-совместимых носителях хранятся информация о его источнике, защищенная от подделки методами криптографии, а также данные о возможности распространения звуковой информации на географически и «экономически» удаленных территориях. Например, SDMI не ограничивает владельца оригинального CD в праве копирования его содержимого на домашний компьютер или цифровой плейер, однако препятствует его тиражированию в других экономических и политических регионах. В проигрывателях, удовлетворяющих требованиям SDMI, запрещено использование цифровых звуковых выходов, чтобы невозможно было переносить звук на другие носители без потери качества. Качественное воспроизведение возможно лишь на скорости, близкой к номинальной, что затрудняет эффективное копирование через аналоговый выход. Копирование же через скоростной цифровой интерфейс управления ограничено определенным количеством копий.
SmartMedia — твердотельный интеллектуальный носитель данных (карточка), известный также под названием SSFDC (Solid State Floppy Disk Card — твердотельная карта типа флоппи-диска). Представляет собой пластиковую карточку размерами 45×37 мм, толщиной 0,76 мм и весом 2 г, внешне напоминающую уменьшенный трехдюймовый гибкий диск. Внутри карточка содержит микросхему перезаписываемой Flash-памяти с возможностью наружной блокировки записи (write protect) и интерфейс управления, совместимый с ATA (IDE). Поэтому при подключении к компьютеру (через специальный адаптер) карта видна процессору как дополнительный винчестер небольшого объема, на котором организуется файловая система, совместимая с FAT.
Память в карточке имеет страничную организацию, оптимизированную для последовательного и произвольно-блочного доступа, свойственного дисковым накопителям; в качестве ОЗУ с полностью произвольным (random) доступом к ячейкам такая память неэффективна. Объем памяти одной карточки — до 64 Мбайт (скоро будут доступны карты 128 Мбайт), что позволяет использовать ее как сменный носитель данных по типу флоппи-диска — для переноса данных между компьютером и диктофоном, факсом, цифровым фотоаппаратом, проигрывателем и прочими устройствами. Совместимость форматов хранения файлов на карточке между устройствами не гарантируется — карточки, записанные в одном проигрывателе, не обязательно будут восприняты другими. Карточка SmartMedia снабжена 22-контактным разъемом для подключения к устройству управления. Имеются переходники для подключения карточек к стандартному разъему PCMCIA в портативных компьютерах.
MMC (MultiMediaCard) — мультимедийная карта, напоминающая SmartMedia, но меньших габаритов. Размер — 32×24×1,4 мм, разъем — 7-контактный. Сегодня этот формат носителя стремительно набирает популярность.
MagicGate Memory Stick — специализированный флэш-носитель Sony емкостью 32/64 Мбит с технологией защиты авторских прав, совместимой с SDMI.
EAX (Environmental Audio eXtensions) — технология пространственного звука, разработанная фирмой Creative Labs. Моделирует распространение звука в реальной среде (эффекты затухания, поглощения, реверберации и пр.). Позволяет придать звучанию реалистичные свойства определенного помещения (комнаты, зала, стадиона, клуба) с заданными акустическими параметрами.
КомпьютерПресс 3'2001