Ретроспектива бытовых роботов
Sony AIBO. Искусственнные эмоции сегодня
При помощи искусственного интеллекта щенок AIBO «понимает» отношение хозяина и постепенно превращается во взрослого пса (не физически, а эмоционально). В лапы AIBO встроены датчики, а специальная камера и инфракрасные сенсоры позволяют щенку соблюдать дистанцию и не натыкаться на стены. AIBO понимает, когда его ласково гладят по голове, а когда дают шлепка. Свое расположение электронный пес выказывает вилянием хвоста и зеленым блеском светодиодных глаз. В нужный момент он может забавно почесаться, якобы вылавливая «электронных блох». Как и любому щенку, AIBO для начала придется «подрасти» и многому научиться. Первые сутки ему приходится учиться просто ходить и сидеть, но, к счастью, растет щенок не по дням, а по часам. На второй день электронный щенок уже уверенно ходит и учится играть в мяч. А при сохранении активного образа жизни за 4 месяца щенок превращается во вполне зрелую собаку. Вообще, инженерам Sony, по отзывам собаковладельцев, удалось добиться почти невероятных результатов — создать иллюзию эволюции щенка, успешно сымитировать «характер» AIBO и алгоритмы подстройки под конкретного хозяина. AIBO обучается методом кнута и пряника. Если его за что-то хвалят, он стремится повторять эти действия, и наоборот. Разработчики из Sony даже утверждают, что из-за частых упреков щенок может обидеться или впасть в депрессию. Недаром над AIBO трудилась команда из бывших разработчиков нейросетей. Хозяин может дать AIBO команду при помощи тонового пульта дистанционного управления: AIBO, к примеру, начинает приплясывать или играть с розовым мячиком. Разработчики постарались, чтобы электронная собака достоверно выполняла кульбиты, присущие «белковым» щенкам, — почесывание, кувыркание на полу и проч. Правда, щенка пока не научили взбираться вверх по лестнице, бегать, а не ходить, и многому другому. Но самое главное — игрушка вряд ли сможет проявлять искреннюю преданность, понимать хозяина и чувствовать его настроение.
Источник: Электронные куклы и другие интеллектуальные игрушки, КомпьютерПресс №3’2000