Syscom: российские ЖК-мониторы
В октябре 2001 года на прилавках отечественных компьютерных магазинов появились ЖК-мониторы Syscom, выпускаемые одноименной российской компанией. Появление нового отечественного бренда, тем более в сфере производства аппаратных средств, всегда привлекает особое внимание. Чтобы получить информацию из первых рук, мы встретились с руководителями Syscom — генеральным директором Антоном Куликом и исполнительным директором Борисом Петровым.
омпьютерПресс: Расскажите, пожалуйста, как развивалась ваша компания и какие причины побудили вас заняться производством именно ЖК-мониторов.
Борис Петров: Сотрудники компании имеют значительный опыт разработки сложных радиотехнических устройств, поскольку последние три-четыре года занимались производством телевизоров. На первых порах это была «отверточная» сборка, но в 1999 году, когда экономика и производство стали постепенно преодолевать последствия кризиса 1998 года, подобная деятельность стала быстро развиваться, при этом существенно увеличивалась глубина переработки продукции, иными словами, доля нашего интеллектуального и технического вклада в конечный продукт. Это привело к снижению стоимости телевизоров, к увеличению объемов производства, а значит, и к ужесточению конкуренции. Уже в 2000 году 70% реализованных в нашей стране телевизоров с диагональю экрана от 14 до 21 дюйма (так называемые народные модели) были собраны на российских предприятиях.
Поскольку конкуренция на рынке телевизоров стала очень жесткой, мы начали изучать новые тенденции, искать новые точки приложения своих сил. В 2000 году на российский рынок стали более-менее регулярно поступать партии ЖК-мониторов, и, тщательно изучив перспективы развития данного сегмента рынка, мы решили заняться их производством.
КП: Ваша производственная база находится в г.Александрове Ярославской области. Какие факторы обусловили такой выбор?
Антон Кулик: Вообще говоря, завод «Арсенал», на котором производится сборка наших изделий, является самостоятельным юридическим лицом. Он построен относительно недавно и занимается главным образом производством телевизоров. Мы же выступаем в роли одного из его постоянных заказчиков. Выбор завода «Арсенал» объясняется, во-первых, уже сложившимися между нами партнерскими отношениями, а во-вторых, высоким профессионализмом сотрудников и руководителей завода, широким спектром предлагаемых ими услуг и, что немаловажно, внимательным отношением к заказчику. Они всегда готовы оказать неформальное содействие при решении технических и технологических проблем, возникающих в процессе производства. Естественно, определенную роль играет и приемлемая для нас стоимость услуг.
КП: Вы называете свои мониторы российскими. А каков реальный вклад отечественных специалистов в их конструкцию?
Б.П.: Если вы откроете крышку любого из современных ЖК-мониторов, то внутри увидите примерно одно и то же. Даже крупнейшие производители не стремятся сегодня делать все самостоятельно — это просто невыгодно. Есть несколько компаний, которые специализируются на выпуске тех или иных комплектующих: печатных плат, микропроцессоров и т.д., и все производители ЖК-мониторов пользуются их продукцией — это нормальная практика.
Если же говорить о нашем вкладе, то в первую очередь это определение концепции будущего изделия, затем участие в разработке документации на основные электронные составляющие изделия совместно с нашими корейскими партнерами. Изготовление опытного изделия выполняется корейской стороной. Отработка, отладка, испытания опытного образца изделия ведутся параллельно нашими и корейскими специалистами. В настоящее время в 15-дюймовых мониторах реализован предложенный нами унифицированный подход к разработке основной платы, который позволяет в дальнейшем использовать ее в мониторах с другими размерами матриц.
Сейчас рынок ЖК-мониторов развивается очень динамично, и заранее предугадать, что будет через год-полтора, очень сложно. Поэтому мы разрабатываем конструкцию своих изделий таким образом, чтобы по мере необходимости можно было добавлять те или иные функциональные блоки (например, цифровой интерфейс, видеовход и т.п.) без внесения существенных изменений в конструкцию базовой модели — для этого требуется только установить те или иные компоненты на заранее зарезервированные для них места.
Мы также осуществляем русификацию всех выпускаемых нами изделий на уровне микропрограмм, благодаря чему российские покупатели могут работать с экранным меню на родном языке.
В результате такого подхода за считанные месяцы линейка наших мониторов существенно расширилась. Теперь в ней представлены 15-, 17-, 18-, 20-дюймовые модели, а также жидкокристаллические телевизоры. Большинство изделий выпускается серийно, производство остальных будет налажено в текущем квартале.
КП: Как известно, производство — это в лучшем случае половина дела. А как вы решаете вопросы реализации своих изделий?
Б.П.: В апреле 2001 года, еще за полгода до выпуска первой партии своих ЖК-мониторов, мы провели конкурс среди рекламных агентств. В итоге выбрали партнера, который смог предоставить нам четкий поэтапный план рекламной кампании и его экономическое обоснование. Надо сказать, что результаты оказались даже лучше, чем мы могли предположить: план по реализации ЖК-мониторов, который в апреле мне казался слишком оптимистичным, к концу 2001 года был выполнен на 120%.
Совсем недавно, в конце января, мы заключили соглашение с концерном DVM Group, который стал нашим генеральным дистрибьютором. Этот шаг позволяет нам более четко планировать объемы производства и, надеемся, заметно увеличит объемы продаж нашей продукции.
Помимо продвижения товара существует еще одна серьезная проблема — сервисное обслуживание. Вряд ли кто-нибудь отважится купить изделие, которое потом негде будет ремонтировать. И здесь нам пригодился опыт подобной деятельности, полученный в период производства телевизоров. Сегодня мы можем гарантировать нашим клиентам быструю и квалифицированную помощь в случае возникновения каких-либо неисправностей.
КП: Летом и осенью 2001 года наблюдалось снижение цен на ЖК-мониторы, особенно младших моделей с диагональю 15 дюймов. Однако, по прогнозам некоторых специалистов, в ближайшее время цены вновь поднимутся. А каковы ваши прогнозы?
Б.П.: В середине прошлого года резко обострилась конкурентная борьба между производителями ЖК-матриц, в результате чего цены на последние снизились практически до уровня себестоимости, что, в свою очередь, не замедлило отразиться и на стоимости ЖК-мониторов. Но уже осенью между производителями матриц было достигнуто соглашение, после чего за период с октября по январь цены на матрицы выросли на 15-18%. Кроме того, по информации наших корейских партнеров, ожидается, что к марту этого года колебания цен на эти комплектующие постепенно закончатся, а их стоимость увеличится на 20-30%. Конечно, это не может не сказаться на цене конечного продукта, и несколько дней назад1 мы, как и многие другие производители, были вынуждены увеличить отпускные цены.
КП: Спасибо за интервью.
Беседу провели Константин Бабулин и Сергей Асмаков.
Беседа проходила 30 января 2002 года. — Прим. ред.
КомпьютерПресс 3'2002