Обзор возможностей Flash MX 2004
Средства быстрого старта и обучения
Средства создания анимации и медиаконтента
Усовершенствованная шкала времени Timeline
Калькирование (Onion Skinning)
Расширения от сторонних компаний
Элементы ввода данных (Accessible content-элементы)
Возможности по работе с текстом
Инструменты по работе с текстом
Рабочее пространство и инструменты дизайна
Набор инструментов трансформации
Возможность создания анимированной маски
Трассировка растровых изображений
Настраиваемая панель инструментов
Возможность экспорта файлов в различные форматы
В последнее время в России наблюдается массовое увлечение Flash-технологиями. Flash — это универсальное интегрированное приложение, которое объединяет редактор для графики и звука, средство анимации, среду программирования, позволяя разработчикам создавать уникальные интерактивные мультимедиапродукты. С помощью Flash можно делать экономичную яркую анимацию для Web, интерактивные формы, интерактивные презентации, игры и многое другое. Каждая версия этой программы привносит в среду разработки Flash-контента все новые возможности.
конце прошлого года компания Macromedia выпустила новую версию среды разработки Flash-анимаций — Macromedia Flash MX 2004. Данный пакет программ является сегодня лучшим для реализации Flash-технологий. Новая версия имеет расширенные возможности по управлению, редактированию и созданию Flash-анимаций.
Flash MX 2004 поставляется в двух вариантах: Flash MX 2004 и Flash MX 2004 Professional. Базовая программа Macromedia Flash стоит 499 долл., а профессиональная (Macromedia Flash Professional) 699 долл.
Flash MX Professional включает все возможности Flash MX 2004, а также имеет ряд дополнительных инструментов, в числе которых средства управления проектами для оптимизации рабочих групп, состоящих из проектировщиков и разработчиков, функции по работе с базами данных — то есть все то, что позволяет сделать Flash инструментом, пригодным для реализации крупномасштабных корпоративных проектов. Рассмотрение дополнительных возможностей Flash MX Professional 2004 выходит за рамки данной статьи, в которой мы ограничимся рассмотрением базовых возможностей Flash MX 2004, обращая особое внимание на функции, не доступные в предыдущих версиях программы.
Средства быстрого старта и обучения
новой версии программа получила целый ряд дополнительных функций. Чтобы не отпугнуть новичков сложным интерфейсом, разработчики приложили немало усилий для создания средств быстрого старта и максимально удобных средств подсказки на разных уровнях освоения программы.
Стартовая страница
По-новому организована стартовая страница, которая предоставляет удобный доступ к недавно использовавшимся файлам, позволяет быстро создавать новые файлы, запускать Нelp, просматривать учебные материалы или обращаться на сайт Macromedia.com (рис. 1).
Рис. 1. Новый вид стартовой страницы
Шаблоны для быстрого старта
Пользователям Flash MX 2004 не придется долго раздумывать, с чего начать разработку. Для большинства стандартных проектов имеются готовые шаблоны, включая интерактивные презентации, слайд-шоу и т.п.
На рис. 2 показана процедура выбора шаблона для презентации. Наличие режима предпросмотра позволяет упростить и ускорить выполнение этой задачи.
Рис. 2. Большое количество шаблонов позволяет быстро оформить презентацию
Для домашних пользователей полезным окажется шаблон для создания фотоальбома Photo slide Show. После того как вы обратились к данному шаблону, вам необходимо просто добавить свои фотографии, а все элементы навигации будут сформированы автоматически (рис. 3).
Рис. 3. Шаблон фотоальбома с готовыми средствами навигации
Функция «Поиск и замена»
Наконец-то во Flash появилась функция «Поиск и замена» (рис. 4)! Пользователи новой версии программы имеют возможность искать не только текст, но и места использования конкретного шрифта или цвета в графических элементах, что существенно упрощает работу.
Рис. 4. Панель Find and Replace (Поиск и замена)
Средства создания анимации и медиаконтента
рограмма позволяет создавать распространенные timeline-анимации в одно действие.
Эффекты трансформация (Transform), взрыв (Explode), отбрасывание тени (Drop Shadow), размывание (Blur) имеют множество параметров настройки.
Программа предоставляет возможность изменения параметров анимации в режиме Preview (рис. 5). Наличие подобных инструментов позволяет создавать анимационные эффекты, даже не изучая принципов работы с временной панелью Timeline.
Рис. 5. Параметры анимационных эффектов можно менять в режиме Preview
Пользователю достаточно указать количество кадров в анимации — все остальное программа делает автоматически.
Поддержка PDF- и EPS-файлов
В новой версии расширились возможности создания богатого медийного контента за счет прямой поддержки файлов PDF и Adobe Illustrator 10 (рис. 6).
Рис. 6. Пример экспорта PDF-документа во Flash
Видео
Во Flash MX 2004 реализована возможность импорта Quicktime и AVI-видеоклипов. Пользователи имеют возможность манипулировать видеообъектами, масштабировать их, трансформировать, анимировать и делать их интерактивными на базе использования скриптового языка.
Аудио
Программа позволяет интегрировать в контент аудиозаписи высокого качества с поддержкой контроля громкости воспроизведения и pan-настроек.
Усовершенствованная шкала времени Timeline
Flash MX 2004 предоставляет широкие возможности по анимированию и управлению объектами во времени с помощью усовершенствованного инструмента — шкалы времени (Тimeline — рис. 7). Flash-разработчики могут эффективно организовывать контент, пользуясь слоями, направляющими слоями и папками слоев. Благодаря возможности запереть каждый слой или отключить его отображение можно выбрать наиболее удобный режим работы.
Рис. 7. Временная панель основа создания анимации
Анимация трансформации
С помощью прорисовки и добавления на временную панель кадров, отображающих различные фазы движения, можно создавать анимацию любого уровня сложности. Однако данный процесс является почти столь же затратным, как и классическая анимация.
Одним из главных достоинств Flash является возможность реализации анимации трансформации движения и формы. В отличие от покадровой анимации, когда каждый кадр создается отдельно, анимация трансформации позволяет задавать только начальное и конечное положение объекта, а все промежуточные значения программа просчитывает самостоятельно (рис. 8).
Рис. 8. Промежуточные положения просчитываются автоматически
При создании анимации трансформации движения может моделироваться не только перемещение объекта, но и изменение его размера и трансформация объекта (поворот, зеркальное отображение и т.п.).
Возможна также анимация трансформации формы, при которой один графический элемент плавно переходит в другой. Кроме того, при формоизменении возможна смена цвета объекта (рис. 9).
Рис. 9. При анимации трансформации формы может происходить плавный переход цвета
Калькирование (Onion Skinning)
Точный контроль за отдельными фрагментами анимации возможен благодаря применению режима калькирования (Оnion Skinning). Имеются три режима калькирования:
• «прозрачная калька» (Onion Skin) — кадры просвечивают один сквозь другой (рис. 10). Степень прозрачности определяется глубиной кадра;
• «прозрачная контурная калька» (Оnion Skin Outlines) — неактивные калькируемые кадры изображаются в виде контуров (рис. 11);
• «редактируемые множественные кадры» (Еditable Мultiple Frames) — отображается содержимое всех ключевых кадров (рис. 12).
Рис. 10. Режим «прозрачная калька»
Рис. 11. Режим «прозрачная контурная калька»
Рис. 12. Режим «редактируемые множественные кадры»
Расширяемая архитектура
Расширения от сторонних компаний
В новой версии программа Macromedia Flash стала расширяемой — это означает, что вы можете устанавливать плагины других производителей и включать в разработку различные эффекты. Добавить новые эффекты к текстам и изображениям так же легко, как добавить новые фильтры в программе Photoshop.
Сторонние разработчики могут расширить возможности основных инструментов программы новыми функциями. Применять уникальные эффекты анимации графики и текста третьих производителей теперь можно не покидая интерфейса Macromedia Flash. Пользователи получили возможность разрабатывать собственные расширения на базе встроенного JavaScript API. Некоторые расширения от сторонних разработчиков можно купить в онлайне. Более подробная информация представлена по адресу: http://www.macromedia.com/software/flash/extensions/.
Например, приложение Text FX (рис. 13) предлагает целый ряд анимационных инструментов, встраиваемых во Flash timeline для создания текстовых эффектов, а приложение Swiff Chart for Flash (рис. 14) позволяет строить уникальные анимированные графики. Более подробную информацию о расширениях для Flash MX 2004 от сторонних разработчиков можно прочитать в статье «Обзор программ для работы с Flash-технологией, часть 1», публикуемой в этом номере журнала.
Рис. 13. Встраиваемое приложение Text FX
Рис. 14. Встраиваемое приложение Swiff Chart for Flash
Панель Истории
Панель Истории (рис. 15), появившаяся в новой версии программы, позволяет вернуться на нужное количество шагов, что значительно экономит время разработчика.
Рис. 15. Панель Истории
Элементы ввода данных (Accessible content-элементы)
Программа предоставляет широкие возможности для создания accessible content-элементов (форм для ввода данных). Пользователи смогут создавать разного рода Web-формы, опросные листы, гостевые книги и т.п. (рис. 16).
Рис. 16. Пример создания формы ввода данных во Flash MX 2004
Возможности по работе с текстом
Поддержка CSS
Программа предоставляет возможности для сохранения однотипного дизайна на базе поддержки Cascading Style Sheet (CSS). В новой версии Flash пользователи смогут сделать контент более наглядным, стильным, а также обеспечить обмен настройками стиля между Macromedia Flash и Dreamweaver.
Инструменты по работе с текстом
Flash MX 2004 дает возможность вводить текст, статический и динамический, при полном наборе возможностей форматирования, включая цвет, шрифт, размер, кернинг и т.п.
Полосы прокрутки
Программа позволяет вводить вертикальные и горизонтальные полосы прокрутки (Scroll Bars) к текстовым блокам.
Функция Device Text
Функция Device Text обеспечивает оптимальное текстовое качество отображаемых текстов за счет использования device-шрифтов.
Ориентация текста
Программа обеспечивает как горизонтальное, так и вертикальное расположение текста.
Разбиение текста
Текст можно разбить на отдельные символы (рис. 17) и анимировать их произвольным образом.
Рис. 17. Пример разбиения текста на литеры
Текст также можно превратить в графические объекты. Над литерами, преобразованными в графику, возможно производить все действия, применимые к графическим формам: трансформировать, преобразовывать в символы и анимировать.
Рабочее пространство и инструменты дизайна
Сцена
Сцена в программе Flash это инструмент, который позволяет быстро и точно визуально расположить объекты при контроле их расположения по глубине.
Новая интуитивно понятная функция Snap Align позволяет перетаскивать объекты в режиме, при котором появляются пунктирные линии, показывающие, как перетаскиваемый объект выравнивается относительно других объектов (рис. 18).
Рис. 18. Выравнивание Snap Align
Библиотека
Библиотека позволяет манипулировать символами с целью оптимизации размеров результирующего файла. Несколько экземпляров одного символа занимают меньше места, чем то же количество схожих отдельных элементов. Например, вы можете уменьшить размер своего клипа, если сконвертируете статическую графику, в символ, который будет использоваться во всех сценах. Использование символов также увеличивает скорость, с которой воспроизводится клип, поскольку браузер скачивает символ только один раз за сеанс. Символы, которые совместно используются в разных документах, могут автоматически обновляться при редактировании оригинала.
Графические инструменты
Программа предлагает широкий набор графических инструментов и фигур: полигон, окружность, линия, кривая. Имеется возможность настройки параметров каждого инструмента.
Набор инструментов трансформации
Во Flash представлен обширный набор инструментов трансформации, включая масштабирование, поворот, наклон, зеркальное отображение и такие сложные варианты трансформации, как показанный на рис. 19 режим «конверт» (envelope distortion).
Рис. 19. Режим трансформации Envelope
Возможность создания анимированной маски
Программа предоставляет возможность использования movie clip-символов для создания анимированной маски, а также возможность создания масок с использованием ActionScript.
Трассировка растровых изображений
Flash MX 2004 предоставляет удобный в работе конвертор растровых изображений в векторные с широкими возможностями выбора параметров трассировки.
На рис. 20 показан пример перевода растрового изображения в векторное.
Рис. 20. Трассировка растрового изображения в векторное с последующим изменением цвета
Управление цветом
Flash MX 2004 обеспечивает точный контроль за цветом, предоставляя различные цветовые модели, включая RGB, CMYK и Web color.
Настраиваемая панель инструментов
В Macromedia Flash 2004 появилась настраиваемая панель инструментов. Используя команду Edit => Customize Tools Panel, вы можете изменить панель инструментов — например добавить новый или удалить ненужный инструмент. Пока, правда, в поставляемой версии Flash MX 2004 появился только один новый инструмент — PolyStar, который позволяет рисовать правильные многоугольники с настраиваемым количеством сторон (рис. 21).
Рис. 21. Новый инструмент PolyStar
Модели поведения (Behaviors)
Модели поведения это средство, позволяющее добавлять интерактивную логику без написания скрипта (Scriptless Interactivity). Данное средство необходимо не только новичкам для того, чтобы использовать ActionScript контролируемым и безопасным образом, функция интересна для всех разработчиков как метод быстрого включения постоянно используемых частей кода, что позволяет снизить необходимость написания скрипта для простых задач. Например, модели поведения дают возможность быстро определять выполнение таких событий, как загрузка клипа, остановка/проигрывание, сортировка элементов по z-координате, а также выполнять контроль за видео и звуком проиграть/остановить, загрузить, перемотать вперед/назад и т.п. (рис. 22).
Рис. 22. Панель Behaviors
Новые компоненты
Программа позволяет быстро построить интерактивные интерфейсные приложения на базе полного набора компонентов, включающих кнопки, меню и полосы прокрутки (Scroll Bars).
ActionScript 2.0
ActionScript 2.0 это новая ступень в развитии языка. Во Flash MX 2004 изменился ряд концепций скриптового языка добавились:
• новая объектная модель с использованием более традиционного синтаксиса, характерного для объектно-ориентированного программирования;
• возможность строгого контроля типа переменных;
• полная чувствительность идентификаторов к регистру.
В новой версии скриптового языка реализован строгий контроль типов данных, что делает код более ясным, а ошибки при компиляции описываются более детально.
Возможности публикации
Многоплатформенность
Macromedia Flash это инструмент, который дает возможность разрабатывать и публиковать высококачественный контент, доступный широкому кругу пользователей независимо от типа клиентского оборудования и операционной системы конечного пользователя. Flash-анимации могут выполняться под управлением Windows, Macintosh, UNIX, могут быть реализованы для PDA и сотовых телефонов. Большинство Web-серферов имеют возможность просматривать Flash-ресурсы. Данные, приведенные на рис. 23, свидетельствуют о том, что контент Macromedia Flash доступен 98% пользователей Интернета (то есть у этой части пользователей установлен соответствующий Flash-плеер).
Рис. 23. Сравнительная характеристика популярности Интернет-приложений разных производителей
Контент доставляется в собственном формате Macromedia Flash (SWF File Format), который обеспечивает малый размер файлов, оптимальный как для широкополосного, так и для узкополосного подключения.
Благодаря поддержке Unicode возможна кодировка различных языков (рис. 24).
Рис. 24. Во Flash MX 2004 реализована поддержка Unicode
Улучшенная производительность
Новая программа позволяет запускать контент Flash 5/6 быстрее и более плавно, если он перекомпилирован в среде Flash MX 2004. Улучшенный компилятор в сочетании с новым Macromedia Flash Player 7 позволяет увеличить производительность проигрывания флэш-роликов в 2-10 раз. Реализовано более быстрое отображение графики, проигрывание видео, более рациональное использование памяти.
Настройки при публикации
Flash MX 2004 предоставляет широкие возможности по настройке режима опубликования (рис. 25). Отчет о размерах публикации теперь включает данные о степени сжатия и кадров и об объеме, который занимает ActionScript (рис. 26).
Рис. 25. Панель настройки режима опубликования
Рис. 26. Пример отчета о размерах публикации
Возможность экспорта файлов в различные форматы
В программе реализована возможность экспорта файлов в различные форматы, включая SWF, GIF, JPEG и QuickTime (рис. 27).
Читатели, желающие больше узнать о программе Flash MX 2004, могут обратиться к циклу уроков по работе с данной программой, которые публикуются на прилагаемом к журналу CD-ROM.
Рис. 27. Возможность экспорта файлов в различные форматы