Звуковые адаптеры: год от года меняется мода

Сергей Асмаков

Кризис жанра

Хит сезона — внешние устройства

Звуковые карты: редкие новинки

Период застоя

Intel открывает новые горизонты

 

Интегрированная звуковая подсистема формата 7.1 — уже реальность

 

Технические характеристики и функциональные возможности современных моделей мультимедийных звуковых карт уже давно превысили все мыслимые и немыслимые потребности непрофессиональных пользователей. Стремясь удержать свои рыночные позиции, заметно пошатнувшиеся под натиском интегрированных аудиосистем, производители мультимедийных звуковых адаптеров в минувшем году сделали акцент на разработке внешних моделей.

Кризис жанра

К середине прошлого года лидеры рынка звуковых адаптеров достигли некоего неписанного стандарта технических характеристик — это воспроизведение сигнала 192 кГц/24 бит, оцифровка и запись 96 кГц/24 бит, поддержка многоканального звука 4.1, 5.1, 6.1 и 7.1. Дальнейшее увеличение этих параметров является уже бессмысленным как с практической точки зрения (конечные пользователи и представить себе не могут, что делать со всей этой роскошью), так и в экономическом плане (поскольку такие шаги неизбежно привели бы к заметному увеличению стоимости изделий). Более того, возможности устройств рассматриваемого класса уже давно стали избыточными. Чтобы данное утверждение не выглядело голословным, приведем два аргумента, которые, на наш взгляд, выглядят весьма убедительно.

 

Во-первых, микросхемы ЦАП и АЦП, используемые даже в самых современных моделях мультимедийных звуковых адаптеров, на практике не позволяют достичь 24-битной точности преобразования сигнала. На деле точность обработки сигнала составляет 18, в лучшем случае 20 бит. И даже если допустить, что кому-либо из производителей относительно недорогих звуковых микросхем ЦАП/АЦП удалось действительно обеспечить 24-битную точность преобразования, то это достижение вряд ли можно оценить на слух в силу несовершенства аналогового тракта указанных устройств. Простой математический расчет показывает, что динамический диапазон сигнала, записанного с 24-битной точностью, превышает 150 дБ. При этом аналоговый тракт лучших моделей мультимедийных звуковых адаптеров в лучшем случае способен обеспечить соотношение «сигнал/шум» на уровне 104-108 дБ.

Во-вторых, весьма спорным представляется утверждение производителей звуковых адаптеров о том, что достижение характеристик в 96 кГц/24 бит является необходимым условием для создания качественной мультимедийной аудиосистемы. На самом деле характеристики мультимедийных звуковых адаптеров можно было оставить на уровне 48 кГц/16 бит, причем безо всякого ущерба для подавляющего большинства пользователей. Ведь эти самые пользователи с завидной всеядностью поглощают сотни мегабайт аудиофайлов сжатых форматов (МР3, WMA и пр.), зачастую записанных с битрейтом в 128-192 Кбит/с, — и практически ни у кого из них при этом не возникает ощущения дискомфорта. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что эти люди смогут заметить разницу между сигналами в 48 кГц/16 бит и 96 кГц/24 бит даже при воспроизведении через очень качественную аудиосистему, не говоря уже о тех случаях, когда используются бюджетные модели мультимедийных АС или наушников.

Обо всем этом весьма красноречиво свидетельствует следующий факт: за последние два года значительно возросла доля владельцев ПК, использующих интегрированную звуковую подсистему. Иначе говоря, параметры интегрированных в системные платы звуковых подсистем (в частности, качество звучания и набор функциональных возможностей) вполне удовлетворяют потребности достаточно широкого круга пользователей. Как следствие — всего за пару лет практически полностью исчез рынок недорогих звуковых адаптеров. При этом нельзя не отметить, что по мере выхода новых чипсетов и аудоикодеков качество звучания интегрированных аудоиподсистем постепенно улучшается, у них появляются новые функциональные возможности. Сегодня во многих случаях подобные решения предоставляют возможность подключения внешних устройств через цифровые выходы S/PDIF и обеспечивают работу с многоканальными АС (как минимум формата 5.1).

     

Интегрированная звуковая подсистема формата 7.1 — уже реальность

В начале осени компания Realtek анонсировала новое решение для реализации интегрированных аудиосистем, поддерживающих 8-канальный выход. Чип ALC850 представляет собой 8-канальный аудиокодек, соответствующий спецификации AC’97 Rev 2.3. Помимо восьми аналоговых выходов, а также линейного и микрофонного входов, предусмотрен и цифровой выход S/PDIF. Для того чтобы сократить количество физических разъемов на системной плате, используется технология Universal Audio Jack, позволяющая программными средствами изменять текущие функции каждого из трех физических разъемов.

 

Таким образом, производители звуковых адаптеров оказались в весьма сложном положении. С одной стороны, растущая популярность интегрированных решений привела к значительному сокращению рынка мультимедийных звуковых адаптеров и сегодня фактически осталась лишь довольно узкая ниша относительно дорогих устройств, приобретаемых либо ценителями хорошего звука, которых не устраивает качество работы интегрированных аудиоподсистем, либо обеспеченными пользователями из соображений престижа. С другой стороны, достижение ведущими производителями технологического потолка для звуковых адаптеров мультимедийного класса уже не позволяет заманивать потенциальных покупателей непрерывно растущими цифрами технических характеристик, а ведь на протяжении ряда последних лет именно «война цифр» была основным средством конкурентной борьбы.

В начало В начало

Хит сезона — внешние устройства

В сложившейся ситуации весьма удачной для производителей стала идея создания внешних моделей мультимедийных звуковых адаптеров1. Благодатную почву для развития данного направления обеспечила оформившаяся в прошлом году тенденция к значительному увеличению популярности портативных ПК. Соотношение количества выпускаемых настольных систем и ноутбуков неуклонно изменяется в пользу последних. Вполне очевидно, что для владельца портативного ПК единственным способом совершенствования имеющейся на борту звуковой подсистемы является подключение внешнего устройства. Да и для многих пользователей настольных компьютеров подключение внешнего звукового адаптера без вскрытия системного блока представляется весьма привлекательной возможностью.

Первый шаг в освоении производства внешних мультимедийных звуковых адаптеров сделала Creative Labs, выпустившая в начале 2002 года внешний звуковой адаптер SoundBlaster Extigy, который подключался к компьютеру по интерфейсу USB и обладал невиданным доселе набором функциональных возможностей: поддержкой многоканального звука 5.1 и игровых API, встроенным аппаратным (!) декодером Dolby Digital, цифровыми входами и выходами S/PDIF, MIDI-интерфейсом и пр. Следом была выпущена «облегченная» версия Extigy, а затем — совсем уж простой стереофонический модуль SoundBlaster МР3+. Во второй половине прошлого года примеру Creative Labs последовали почти все крупные производители, оставшиеся к тому моменту на рынке мультимедийных звуковых адаптеров. Рассмотрим наиболее интересные новинки, появившиеся в течение второй половины прошлого и в начале нынешнего года.

Итак, Creative Labs представила новый внешний звуковой адаптер SoundBlaster Audigy 2 NX. По набору функциональных возможностей это устройство практически не уступает внутренним звуковым картам семейства Audigy 2 ZS (о них речь пойдет ниже), и в этом заключается его основное отличие от выпускавшихся ранее моделей Extigy и МР3+. Адаптер Audigy 2 NX оснащен высокоскоростным интерфейсом USB 2.0 и позволяет воспроизводить звук в стереофоническом и многоканальном формате (4.1; 5.1; 6.1 и 7.1). В конструкции модуля использованы 24-битные микросхемы ЦАП и АЦП, что позволило разработчикам реализовать режимы воспроизведения и записи с максимальной частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бит при использовании как цифровых, так и аналоговых входов и выходов.

 

SoundBlaster Audigy 2 NX

SoundBlaster Audigy 2 NX

На уровне драйвера реализованы декодер Dolby Digital EX и функция воспроизведения DVD Audio в стереофоническом и многоканальном (5.1) форматах. Игровые возможности также впечатляют: поддерживается воспроизведение трехмерного позиционируемого звука на многоканальных АС (до 7.1) и звуковые эффекты EAX Advanced HD (включая одновременную обработку нескольких акустических пространств).

На корпусе Audigy 2 NX имеются четыре пары линейных аналоговых выходов, микрофонный и линейный аналоговые входы, выход для подключения наушников, вход и выход оптического цифрового интерфейса S/PDIF, а также коаксиальный электрический выход S/PDIF. Питание осуществляется от порта USB либо от внешнего адаптера. В комплект поставки Audigy 2 NX входит беспроводной пульт ДУ.

Двумя внешними моделями пополнилась линейка мультимедийных звуковых адаптеров компании Terratec — это модули Aureon 5.1 USB и Aureon 7.1 FireWire.

Модуль Aureon 5.1 USB выполнен в компактном корпусе и подключается к компьютеру по интерфейсу USB, от которого и получает необходимый для работы ток. Как следует из названия, Aureon 5.1 USB оснащен шестью аналоговыми линейными выходами и позволяет воспроизводить звук в стереофоническом и многоканальном (4.1 и 5.1) режимах. Предусмотрены аналоговый линейный вход, микрофонный вход, гнездо для подключения наушников, а также оптические вход и выход цифрового интерфейса S/PDIF. Поддерживается воспроизведение и запись сигнала с частотой дискретизации 32; 44,1 и 48 кГц и разрядностью 16 бит (при подключении через S/PDIF только 48 кГц). На уровне драйвера реализован декодер Dolby Digital; кроме того, предусмотрен режим трансляции многоканального звукового потока в формате AC3 и DTS через цифровой выход S/PDIF. Игровые возможности представлены реализованной на программном уровне поддержкой DirectSound3D, A3D и EAX 1.0/2.0.

Terratec Aureon 5.1 USB

Terratec Aureon 5.1 USB

Вторая новинка от Terratec — модуль Aureon 7.1 FireWire, главное отличие которого от других подобных устройств (помимо весьма эффектного внешнего вида) заключается в использовании для подключения к компьютеру интерфейса IEEE-1394. Данный модуль снабжен восьмиканальным выходом (7.1) и позволяет воспроизводить цифровой сигнал формата 192 кГц/24 бит, причем как в стереофоническом, так и во всех многоканальных режимах. Запись сигнала с аналоговых и цифровых входов возможна с максимальными параметрами 96 кГц/24 бит; то же самое относится и к цифровым входам/выходам. Предусмотрен режим трансляции многоканального звукового потока в формате АС3 через цифровой выход S/PDIF. В драйвере Aureon 7.1 FireWire реализована поддержка ASIO 2.0.

 

Terratec Aureon 7.1 FireWire

Terratec Aureon 7.1 FireWire

На задней панели устройства расположены два порта IEEE-1394, восемь пар аналоговых линейных выходов, линейный вход, вход для подключения проигрывателя грампластинок (на борту имеется аппаратный предусилитель-корректор RIAA), а также цифровые оптические вход и выход S/PDIF. На передней панели имеются микрофонный вход с аттенюатором, выход для подключения наушников с регулятором громкости и общий регулятор уровня. Питание Aureon 7.1 FireWire осуществляется либо от интерфейса IEEE-1394, либо от приобретаемого дополнительно внешнего адаптера. В комплект поставки входит беспроводной пульт ДУ.

Внешняя модель появилась и в линейке звуковых адаптеров Philips. Модуль PSC805 Aurilium подключается к компьютеру через порт USB, который одновременно выполняет функцию источника электропитания. Поддерживается воспроизведение цифрового сигнала с частотой дискретизации до 96 кГц и максимальной разрядностью 24 бит в стереофоническом и многоканальном (4.1 и 5.1) режимах. Кроме того, Aurilium позволяет транслировать звуковой поток формата РСМ, АС3 и DTS через цифровые выходы S/PDIF. Поставляемая в комплекте с устройством утилита Philips Sound Agent 2 автоматически определяет конфигурацию подключенной к нему акустической системы.

 

Philips PSC805 Aurilium

Philips PSC805 Aurilium

Игровые возможности Aurilium базируются на технологиях QSound (в частности, QInteractive3D) и на реализованной на уровне драйвера поддержке DirectSound3D, EAX 1.0/2.0, I3D Level 2 и A3D. Технология QXpander позволяет эмулировать звучание многоканальной АС на стереофонических системах.

На корпусе Aurilium имеются разъемы трех пар аналоговых линейных выходов, микрофонного и линейного входов, цифровых выходов S/PDIF (оптического и электрического коаксиального), а также гнездо для подключения наушников. С помощью входящей в комплект подставки модуль можно устанавливать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

В октябре прошлого года начала продажи первой модели внешнего звукового адаптера и компания Hercules. Устройство Gamesurround MUSE Pocket USB позволяет воспроизводить звук в стереофоническом и многоканальном (4.1 и 5.1) режимах. Поддерживаются API трехмерного позиционируемого звука DirectSound3D, EAX и Sensaura 3DPA.

На корпусе устройства имеются три пары линейных выходов, два аналоговых входа (микрофонный и линейный), а также отдельное гнездо для подключения наушников. Для подключения к компьютеру используется интерфейс USB, от порта которого устройство получает необходимое для работы электропитание.

Весьма необычен внешний вид Gamesurround MUSE Pocket USB: серебристый цилиндрический корпус, по боковой поверхности которого равномерно распределены коммутационные гнезда, увенчан массивной ручкой регулятора громкости, которая заодно выполняет функцию выключателя питания. Хотя на фото модуль смотрится весьма эффектно, можно предположить, что «ощетинившийся» подходящими со всех сторон кабелями корпус вряд ли можно считать образцом эргономичности.

 

Gamesurround MUSE Pocket USB

Gamesurround MUSE Pocket USB

 


1 Стоит отметить, что эта идея фактически лежала на поверхности, поскольку внешние звуковые адаптеры профессионального класса выпускаются компаниями Yamaha, Roland и др. уже довольно давно.

 

В начало В начало

Звуковые карты: редкие новинки

Раз уж речь зашла о новинках, стоит рассказать и о появившихся за последний год моделях внутренних звуковых адаптеров. Таковых набралось немного, что, впрочем, вполне закономерно, если учитывать явную тенденцию к дальнейшему сокращению этого сегмента рынка.

Как и следовало ожидать, на российском рынке в сегменте мультимедийных звуковых адаптеров по-прежнему лидирует Creative Labs. В минувшем году эта компания провела своего рода реструктуризацию своей линейки звуковых карт: были сняты с производства устройства серий SB Live! 5.1 и Audigy, а их место заняла бюджетная модель Audigy LS. Кроме того, были выпущены модифицированные версии карт Audigy 2, получившие название Audigy 2 ZS.

Занявшая место младшей модели карта SoundBlaster Audigy LS обеспечивает работу со стереофоническими и многоканальными АС (4.1 и 5.1). Карта оснащена 24-битными микросхемами ЦАП и АЦП, обеспечивающими возможность воспроизведения многоканального звукового сигнала (5.1) в формате 96 кГц/24 бит. Цифровые входы и выходы позволяют передавать сигнал в формате 96 кГц/24 бит. При записи с аналоговых источников поддерживается режим до 48 кГц/16 бит.

Используемый в Audigy LS звуковой процессор обеспечивает воспроизведение до 64 звуковых потоков DirectSound/DirectSound3D, а также аппаратную поддержку функций EAX 3.0. Программно реализована обработка воспроизводимых звуковых файлов эффектами EAX Advanced HD.

На заглушке платы Audigy LS расположены гнезда линейного и микрофонного аналоговых входов, линейных выходов фронтальной и тыловой стереопары, совмещенный разъем геймпорта и MIDI-интерфейса, а также переключаемый разъем, используемый как аналоговый выход центрального и сабвуферного каналов либо как цифровой шестиканальный выход для подключения акустических систем Creative. Кроме того, на плате имеются два внутренних линейных входа стандарта MPC.

Карты семейства SoundBlaster Audigy 2 ZS имеют целый ряд отличий от младшей модели и обладают более широкими функциональными возможностями. Во-первых, количество выходных каналов увеличено до восьми, что позволяет использовать самые различные конфигурации АС: стерео, 4.1; 5.1; 6.1 и 7.1. Поддерживается воспроизведение стереофонического сигнала формата DVD Audio (192 кГц/24 бит). На уровне драйвера реализован сертифицированный THX декодер DTS-ES и Dolby Digital EX; в комплекте поставляемого с картами ПО имеется специальная утилита для точной настройки акустической системы (THX Console).

 

SoundBlaster Audigy LS

SoundBlaster Audigy LS

Не забыты и игровые возможности: на аппаратном уровне поддерживаются до 64 звуковых потоков DirectSound/DirectSound3D, API EAX 4.0 и звуковые эффекты EAX Advanced HD. Для подключения периферийных устройств (цифровых фотокамер, внешних накопителей и пр.) и объединения компьютеров в сеть предусмотрен контроллер IEEE-1394.

Для тех, кто увлекается музыкальным творчеством, создатели SoundBlaster Audigy 2 ZS предусмотрели поддержку ASIO 2.0 (в режиме 48 кГц/16 бит, а в случае Audigy 2 ZS Platinum Pro — и 96 кГц/24 бит). На аппаратном уровне реализован wavetable-синтезатор c 64-голосной полифонией (2 секции по 16 каналов), поддерживающий работу со звуковыми банками SoundFont 2, загружаемыми в выделенную область оперативной памяти ПК.

 

SoundBlaster Audigy 2 ZS

SoundBlaster Audigy 2 ZS

В комплект поставки Audigy 2 ZS Platinum помимо платы входят беспроводной пульт ДУ и коммутационная панель, устанавливаемая в 5-дюймовый отсек системного блока. Модель Audigy 2 ZS Platinum Pro комплектуется беспроводным пультом ДУ и внешним коммутационным блоком, подключаемым к плате при помощи специального кабеля. На панели коммутационных модулей Audigy 2 ZS Platinum/Platinum Pro имеются полный набор аналоговых и цифровых входов и выходов, разъемы MIDI-интерфейса и порты IEEE-1394.

Компания Terratec пополнила свою «космическую» серию восьмиканальной звуковой картой Aureon 7.1 Universe, которая фактически является модифицированной версией представленной примерно год тому назад Aureon 7.1 Space и построена на базе такого же звукового процессора (Envy 24HT). Правда, в отличие от предыдущей модели, Aureon 7.1 Universe поставляется в комплекте с коммутационным модулем, устанавливаемым в 5-дюймовый отсек корпуса ПК, а также с беспроводным пультом ДУ.

 

Коммутационный модуль SoundBlaster Audigy 2 ZS Platinum

Коммутационный модуль SoundBlaster Audigy 2 ZS Platinum

В Aureon 7.1 Universe реализованы режимы записи сигнала с цифровых и аналоговых входов с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью 8, 16 или 24 бит. Максимальные параметры в режиме воспроизведения составляют 192 кГц/24 бит для стереосигнала и 96 кГц/24 бит для многоканального сигнала. Предусмотрен режим трансляции многоканального звукового потока в форматах AC3 и DTS через цифровые выходы.

Поддерживается несколько распространенных API трехмерного позиционируемого звука (DirectSound3D, A3D 1.0, EAX 1.0/2.0 и I3DL2), а также фирменные технологии Sensaura (MacroFX, EnvironmentFX, MultiDrive и ZoomFX).

 

SoundBlaster Audigy 2 ZS Platinum Pro комплектуется внешним коммутационным модулем и пультом ДУ

SoundBlaster Audigy 2 ZS Platinum Pro комплектуется внешним коммутационным модулем и пультом ДУ

На заглушке платы расположены разъемы четырех пар аналоговых линейных выходов, аналогового линейного входа и цифрового оптического выхода S/PDIF. На дополнительной заглушке, подсоединяемой к плате при помощи гибкого шлейфа, установлен совмещенный разъем геймпорта и MIDI-интерфейса. На панели коммутационного модуля находятся разъемы линейного аналогового входа и выхода, входа для подключения проигрывателя грампластинок (внутри имеется аппаратный предусилитель-корректор RIAA), пары цифровых входов/выходов S/PDIF (оптические и электрические коаксиальные), микрофонный вход с аттенюатором и гнездо для подключения наушников с регулятором громкости.

В начало В начало

 

Период застоя

Анализируя динамику развития рынка звуковых адаптеров на протяжении нескольких последних лет, нетрудно заметить, что год от года он становится все более статичным. Вероятно, подобная ситуация вызвана, с одной стороны, тенденцией к монополизации рынка крупными компания, а с другой — наличием избыточных (для подавляющего большинства пользователей) возможностей в уже имеющихся решениях.

 

Плата и коммутационный модуль звукового адаптера Terratec Aureon 7.1 Universe

Плата и коммутационный модуль звукового адаптера Terratec Aureon 7.1 Universe

В конце 1998 — начале 1999 года, когда начал активно развиваться рынок звуковых адаптеров с аппаратной поддержкой технологий трехмерного позиционируемого звука, на рынке присутствовали четыре разработчика технологических решений: Aureal, Creative Labs, Sensaura и QSound. При этом производством собственных звуковых чипов занимались только Aureal и Creative Labs, в то время как Sensaura и QSound лишь продавали лицензии на использование своих разработок сторонним производителям.

В середине 2000 года Creative Labs поглотила практически обанкротившуюся к тому времени компанию Aureal, которая разрабатывала технологию wavetracing и базирующиеся на ее основе звуковые чипы серии Vortex/Vortex 2, а также API трехмерного позиционируемого звука A3D 1.0/2.0. По условиям сделки все права на технологические разработки Aureal перешли к Creative, после чего выпуск звуковых адаптеров на базе чипов Vortex/Vortex 2 был прекращен.

Совсем недавно, в декабре прошлого года, Creative Labs приобрела все активы Sensaura и права на ее разработки (Sensaura на тот момент являлась структурным подразделением исследовательской компании Scipher). Основным направлением деятельности Sensaura являлась разработка и развитие семейства технологий 3DPA (3D Positional Audio), лицензиями на право использования которых обладают многие производители звуковых чипов, в частности Yamaha, ESS Technology, Analog Devices, Cirrus Logic, CMedia и NVIDIA.

Таким образом, сегодня помимо Creative на рынке фактически остался лишь один игрок, занимающийся самостоятельными разработками в области трехмерного позиционируемого звука, — QSound. Однако в течение двух-трех последних лет сотрудники QSound сосредоточили свои усилия в основном на разработке различных решений для бытовой аудиовидеотехники и практически не занимаются развитием технологий трехмерного позиционируемого звука.

В начало В начало

Intel открывает новые горизонты

Вполне вероятно, что к концу нынешнего года начнется заметное оживление в сегменте звуковых адаптеров и интегрированных подсистем, вызванное появлением нового отраслевого стандарта. На проходившей в январе выставке CES 2004 компания Intel объявила о разработке нового стандарта для компьютерных аудиосистем — High Definition Audio (HDA), ранее известного как проект Azalia.

По словам представителей Intel, стандарт HDA должен прийти на смену морально устаревшему АС’97 и вывести качество звучания компьютерной аудиоподсистемы «на уровень современной бытовой аудиотехники». В числе прочих спецификация HDA включает следующие пункты:

• использование цифрового сигнала с частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 32 бит;

• возможность воспроизведения многоканального звука формата 7.1;

• использование алгоритма Dolby Pro Logic IIx для воспроизведения стереофонограмм на многоканальных АС;

• использование механизмов динамического распределения полосы пропускания;

• ориентация стандарта на использование в мобильных и коммуникационных устройствах.

В настоящее время готова предварительная версия спецификации HDA (0.9), а ее окончательная редакция должна появиться в середине года. Как заявили представители Intel, права на использование спецификации HDA будут предоставляться производителям оборудования бесплатно. Согласно официально распространенной информации, технология HDA будет внедрена в новых чипсетах Intel, в частности в Grantsdale и Alviso (последний является компонентом следующего поколения мобильной платформы Intel, известной под названием Sonoma).

КомпьютерПресс 3'2004


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует