Колонка аналитика
Индустрия электроники восстанавливается
Отдых в награду за стабильность
Рекордные продажи мобильников
асширение услуг сотовой связи и очередной скачок в «навороченности» сотовых телефонов привели в прошлом году к рекордным продажам в индустрии мобильных телефонов. К тому же абонентская база на развивающихся рынках росла быстрее, чем ожидалось. По данным компании Gartner, в 2003 году мировой объем продаж мобильных телефонов достиг 520 млн. единиц, что на 20,5% больше, чем в предшествующем году. По мнению аналитиков, такая динамика сохранится и в этом году, когда продажи должны достичь 580 млн. единиц, причем результаты первых месяцев подтверждают это. Мировым лидером среди производителей по-прежнему остается финская Nokia.
Совершенно иные данные получены в Японии. Несмотря на то что 2003 году там тоже были отмечены рекордные объемы продаж, поставки мобильников в январе 2004 года сократились до 2,98 млн., или на 22,3% по сравнению с январем 2003 года. Как отмечают специалисты Японской ассоциации производителей электроники JEITA (http://www.jeita.or.jp/), такая ситуация не стала неожиданной. Во-первых, после прошлогодних рекордов рынок уже насыщен, а во-вторых, пользователи ожидают новых терминалов, работающих на основе технологий 3G, обеспечивающих большую скорость передачи цифровых данных и предоставляющих новые сервисы.
По материалам Mobilemag.com и Reuters.
Индустрия электроники восстанавливается
пад в индустрии электроники, начавшийся в конце 2000-го — начале 2001 года из-за краха Интернет-проектов, продолжался до 2003-го. Согласно последнему отчету, выпущенному Reed Electronics Research и опубликованному In-Stat/MDR (http://www.instat.com), ожидаемого восстановления не произошло и на западноевропейском рынке электроники падение продолжилось. Правда, снижение составило 2,2%, что гораздо меньше чем в 2002 и 2001 годах, когда было соответственно 13,4 и 10,7%.
Но аналитики полны оптимизма и дают на нынешний год положительные прогнозы для западноевропейского рынка электроники. Первые признаки улучшения стали появляться уже во второй половине 2003 года, а к концу года начался заметный рост. Однако имеются и отрицательные тенденции для европейских производителей — производство перемещается в регионы с более низкими издержками, в первую очередь в азиатские страны.
Отдых в награду за стабильность
емп роста российского ИТ-рынка в течение двух последних лет был выше, чем в любой другой стране, — около 20% в год — и ощущение уверенности, которую такая ситуация дает работникам этой сферы, заметно влияет на характер активности ИТ-компаний. Это подтверждают данные аналитического проекта REAL-IT (http://www.real-it.ru/), в рамках которого рассчитывается ежемесячный Индекс активности ИТ-бизнеса. Индекс строится на основании количественных оценок внешних проявлений активности на рынке, таких как проводимые мероприятия, выпускаемые пресс-релизы и т.д. Сравнение показателей, нормированных с учетом количества рабочих дней в каждом месяце, в 2002 году, ставшем после кризиса первым годом бурного роста, и в продолжившем эту тенденцию 2003 году говорит о том, что отдыхать сотрудники ИТ-компаний стали больше.
Жизнь практически всех рынков подвержена определенным сезонным колебаниям. Традиционно на ИТ-рынке наблюдается спад в период летних отпусков и в наполненные праздниками месяцы. И если 2002 год характеризовался минимальным снижением активности в периоды сезонных затиший, то в 2003 году, во-первых, этот спад был более глубоким, а во-вторых, продолжался два месяца. Кроме того, локальное снижение активности проявилось и в конце года. При этом в остальное время активность в прошлом году росла более высокими темпами, чем в позапрошлом.
Сравнение динамики активности в 2002 и 2003 годах
Вероятнее всего (если не произойдет никаких кризисов в российской экономике), тенденция «хорошо поработать и хорошо отдохнуть» сохранится и в текущем году. Начало положено: в январе индекс совершил резкий скачок вниз и его значение практически совпало с тем, которое было год назад. Такое снижение активности не означает спада на рынке — просто переходы между сезонными уровнями становятся более резкими. При этом можно смело утверждать, что рынок продолжит свой рост и в этом году, хотя, возможно, и более низкими темпами, чем в предыдущие два года.
Спама станет больше
несанкционированными рассылками рекламы по электронной почте сейчас сталкиваются почти все. И несмотря на развернувшуюся борьбу с этим явлением, объемы мусора в почтовых ящиках постоянно растут. Данные зарубежных опросов показывают, что среднестатистический пользователь, чья работа не связана с Интернетом и IT-технологиями, готов значительно сократить электронную переписку или вообще отказаться от использования электронной почты, чтобы избежать проблемы спама.
По оценкам компании «Ашманов и партнеры», прогноз на ближайшее время неутешительный — в 2004 году ожидается пик спама. Зимой и весной спам составит 60-70% от всей входящей почты. Кроме того, увеличится количество мобильного SMS-спама.
Прогноз по доле спама в почте на 2004-2007 годы, % от всей почты
Предполагается, что к концу этого года практически на всех массовых сервисах и в крупных компаниях будут внедрены те или иные фильтры против спама. Кроме того, уже в первой половине года в США и Западной Европе будут завершены первые судебные процессы против спамеров, а к осени принятие соответствующего закона ожидается и в России. В результате этих мер поток спама должен пойти на убыль. Впрочем, спамеры не дремлют, изобретая новые способы обходить технические и юридические барьеры.
USB завоевывает мир
добство интерфейса USB уже оценили многие пользователи персональных компьютеров. Исследовательская компания In-Stat/MDR (http://www.instat.com) отмечает постоянный рост его популярности. С появлением высокоскоростных версий USB этот стандарт выходит за рамки ПК и компьютерной периферии и начинает активно внедряться в сферах бытовой электроники и коммуникаций. По мнению аналитиков, рынок USB-совместимых устройств в ближайшее время будет расти ежегодно на 18,3%.
Прогноз роста USB-подключаемых устройств (млрд. шт.)
Важным фактором успеха стало то, что новые скоростные интерфейсы полностью совместимы с сотнями миллионов выпущенных ранее низкоскоростных устройств. И если в 2003 году высокоскоростной USB-интерфейс имели четыре из пяти отгруженных ПК, то в этом году им будут оснащены все компьютеры, а также большинство цифровых видеокамер, кабельных и DSL-модемов. Наиболее быстро растущим является рынок USB-накопителей.
Рунет: рост продолжается
о оценкам компании J’son & Partners, в прошлом году число пользователей Рунета увеличилось на 40%. При этом недельная аудитория достигла 5,9 млн., а месячная — 11,6 млн. По прогнозам аналитиков такие темпы роста сохранятся, а к концу этого года увеличатся еще на 35-40%.
Большинство пользователей (55%) входят в сеть при помощи модема, но со временем это соотношение будет постепенно перераспределяться в пользу выделенных каналов. Ожидается, что в течение года соотношение изменится с 55:45 до 52:48%, чему немало способствуют новые инициативы провайдеров по развитию таких технологий, как ADSL. А в Москве пользователи коммутируемого доступа уже в меньшинстве — их доля составляет лишь 36%, то есть явно заметно отличие и от Санкт-Петербурга, где Интернет-технологии довольно хорошо развиты (доля коммутируемого доступа составляет 54%), и от всей остальной России (67%). Несмотря на активное проникновение Сети в регионы, столица по-прежнему остается безоговорочным лидером по числу пользователей — на Москву приходится 37% аудитории Рунета.
Распределение аудитории Рунета по регионам, %
Надо отметить, что уже сегодня пользователи выделенных каналов составляют более активную часть аудитории — на них приходится около 60% трафика. Впрочем, все это означает лишь снижение темпов роста, а вовсе не спад на рынке коммутируемого доступа, поскольку в текущем году ожидается 30% рост абонентов данной услуги.