Развитие цифровой фотографии

Сергей Асмаков

Не камерой единой…

Печать фотографий

Ростки новой культуры

 

Рынок цифровой фототехники переживает сегодня своеобразный переходный период. Приоритет технической новизны и исключительности постепенно уступает место сугубо потребительскому подходу к оценке качеств любительских цифровых фотоаппаратов. Все больше пользователей начинают относиться к цифровой фотокамере не как к технической диковинке, а как к привычному и удобному инструменту для повседневной съемки.

Для цифровой фотографии этот год является юбилейным: десять лет назад, в 1995-м, была выпущена первая серийная модель цифрового фотоаппарата. В то время эти устройства были весьма несовершенны в техническом отношении, а их цена (равно как и стоимость сменных карт памяти) была поистине устрашающей. И наверное, даже самые большие оптимисты не могли тогда предположить, что всего за несколько лет цифровые фотоаппараты, преодолев огромный эволюционный путь, начнут вытеснять пленочные камеры не только с профессионального, но и с потребительского рынка.

Сегодня даже истинные приверженцы пленочной фототехники вряд ли будут отрицать тот факт, что доля цифровых фотокамер на массовом рынке фотоаппаратов неуклонно растет. И хотя пленочные камеры все еще пользуются определенным спросом, уже вполне очевидно, что в будущем их доля на рынке будет сокращаться. Приведем только одно весьма убедительное доказательство: лишь за последний год несколько крупнейших компаний, производящих фотоаппараты (Canon, Olympus, Pentax и Kodak), либо полностью свернули, либо значительно сократили производство пленочной техники 35-миллиметрового и APS-формата — в первую очередь из-за стремительного падения спроса на данные устройства и затоваривания складов невостребованной продукцией.

При этом рост продаж цифровых фотокамер в 2004 году составил порядка 40%; всего же за этот период было приобретено около 18,2 млн. устройств. Ожидается, что в нынешнем году будет реализовано 20,5 млн. цифровых фотоаппаратов, а их доля в структуре продаж достигнет 82% (против 74% в 2004-м).

Не камерой единой…

С момента появления цифровых фотоаппаратов одним из приоритетных направлений развития данных устройств стало совершенствование их технических характеристик. На начальном этапе развития это было действительно необходимо, поскольку первые модели цифровых фотоаппаратов серьезно уступали своим пленочным собратьям 35-миллиметрового формата по целому ряду ключевых параметров — широте цветового охвата, разрешающей способности, уровню шумов, быстродействию и т.д.

Развитие в этом направлении позволило всего за несколько лет значительно улучшить основные характеристики цифровых фотоаппаратов и по ряду показателей даже превзойти пленочные камеры любительского класса. Разумеется, немалое влияние на быстрый рост популярности цифровых фотоаппаратов оказали принципиальные преимущества этих устройств над пленочными. Просмотреть отснятый кадр сразу же после съемки, стереть неудачные снимки, сделать сколько угодно дублей, а затем выбрать и сохранить наиболее удачный — о таких возможностях пользователи пленочной фототехники даже мечтать не могли.

 

Годовые объемы продаж цифровых и пленочных фотоаппаратов в мире за последнее десятилетие (без учета одноразовых устройств; по данным PMA Marketing Research)

Годовые объемы продаж цифровых и пленочных фотоаппаратов в мире за последнее десятилетие (без учета одноразовых устройств; по данным PMA Marketing Research)

В 2001-2002 годах на рынке цифровой фотографии произошли серьезные изменения. Появились относительно недорогие (во всяком случае доступные для непрофессиональных пользователей) модели цифровых фотокамер, позволявшие делать снимки с качеством, не уступавшим 35-миллиметровой фотопленке. Это соответствующим образом отразилось и на структуре спроса: в рядах пользователей цифровых фотоаппаратов стало быстро расти число фотографов-любителей, неискушенных в премудростях фотоискусства.

Выход цифровых фотоаппаратов на потребительский рынок сразу же поставил перед производителями новые задачи. Гонка за максимально возможными техническими характеристиками стала постепенно отходить на второй план, а основными приоритетами стали удобство эксплуатации, эргономика и совместимость с другими цифровыми устройствами. Рядовому потребителю неинтересны технические характеристики — ему прежде всего необходим надежный и удобный в эксплуатации инструмент, чтобы получать фотографии, которые затем можно было бы максимально просто печатать, показывать друзьям и сохранять для потомков.

Существовала и еще одна проблема, для решения которой требовались не только значительные усилия и крупные инвестиции, но и определенное время. Дело в том, что изначально владельцы цифровых фотоаппаратов были, образно говоря, «привязаны» к компьютеру. Для выполнения операций, связанных с печатью, просмотром и сохранением отснятых изображений, пользователю цифрового фотоаппарата необходимо было сначала добраться до компьютера. Естественно, что в мобильных условиях (особенно если путешествие проходило вдали от очагов цивилизации) это доставляло множество неудобств.

За десятки лет развития пленочной фотографии была создана хорошо развитая инфраструктура, позволяющая обеспечить фотолюбителей необходимыми услугами и расходными материалами практически в любом более-менее крупном населенном пункте. С выходом цифровых фотоаппаратов на массовый рынок возникла насущная необходимость приступить к созданию подобной инфраструктуры для пользователей цифровой фототехники. В настоящее время ростки общедоступной сети цифровых фотоуслуг появились во многих странах, в том числе и в России. Также следует обратить внимание и на то, что многие производители цифровых фотокамер предлагают покупателям помимо собственно аппаратного устройства набор законченных решений, позволяющих фотолюбителям осуществлять обработку, хранение, каталогизацию, распространение и печать цифровых фотоснимков.

Один из наиболее ярких примеров такого комплексного подхода — технология Instant Share, применяемая в цифровых камерах НР. Используя данное решение, обладатель цифровой камеры может непосредственно в меню аппарата выбрать одного или нескольких адресатов для отправки снятого изображения, и после подключения к ПК помеченные кадры будут автоматически отправлены указанным абонентам по электронной почте. Технология Instant Share позволяет управлять печатью снимков (при этом, в отличие от системы DPOF, можно не только пометить понравившиеся кадры и указать необходимое количество копий, но и выбрать конкретное печатающее устройство для выполнения этого задания), организовывать онлайновые фотогалереи, создавать и записывать на CD или DVD слайд-шоу для просмотра на бытовых проигрывателях и т.д.

Некоторые производители предоставляют покупателям своих цифровых фотокамер бесплатные услуги по размещению цифровых снимков в Интернете. Например, владельцы новых цифровых фотоаппаратов Canon вместе с камерой получают доступ к специализированному веб-серверу, где можно разместить до 100 Мбайт цифровых изображений.

 

Доля напечатанных цифровых изображений относительно общего количества полученных снимков (по данным PMA Marketing Research)

Доля напечатанных цифровых изображений относительно общего количества полученных снимков (по данным PMA Marketing Research)

Судя по всему, в течение двух-трех ближайших лет инфраструктура для пользователей цифровой фотографии будет развиваться ударными темпами. И причина тому — не столько забота производителей о покупателях, сколько изменившиеся рыночные реалии. Так, в минувшем году производители цифровых фотокамер и фотопринтеров отмечали снижение прибыльности от продаж этих видов продукции. Это объясняется как некоторым насыщением рынка (приобретенные ранее устройства еще не выработали свой ресурс), так и обострившейся конкуренцией между производителями, вынуждающей последних проводить демпинговую политику. Скорее всего, такое положение вещей сохранится и в 2005 году. Учитывая данную тенденцию, производители рассчитывают увеличить свою долю прибыли за счет продажи различных аксессуаров и расходных материалов к печатающим устройствам, а также предоставления различного рода услуг и специализированных сервисов.

В начало В начало

Печать фотографий

Печатать или не печатать? Для владельцев пленочных аппаратов подобной дилеммы не существует: чтобы увидеть результаты съемки, необходимо проявить пленку и сделать пробные отпечатки. У пользователя цифровой фотокамеры потребность печатать отснятые кадры возникает далеко не всегда. Большинство современных цифровых фотоаппаратов оснащены видеовыходом, что позволяет просматривать полученные изображения на экране телевизора или при помощи проектора, а при наличии компьютера файлы можно скопировать на жесткий диск и воспроизводить на мониторе. Во многих случаях пользователям цифровых фотоаппаратов проще и удобнее просматривать и пересылать изображения непосредственно в электронном виде. И хотя количество «цифровых» отпечатков год от года увеличивается, подавляющее большинство цифровых снимков по-прежнему существует исключительно в электронном виде.

Впрочем, время от времени желание получить твердые копии снятых изображений возникает и у владельцев цифровых фотоаппаратов. И здесь возникает другой вопрос: какой из способов материализации цифровых изображений предпочесть? По большому счету существует два варианта: можно либо самостоятельно отпечатать изображения на домашнем или офисном принтере, либо обратиться в специализированную сервисную службу (фотолабораторию). Каждый из этих вариантов имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Самостоятельная печать снимков обеспечивает максимальную оперативность, конфиденциальность и возможность собственноручно поэкспериментировать с настройками печати, добиваясь наилучшего результата. В настоящее время в продаже представлено огромное количество моделей фотопринтеров и МФУ, позволяющих печатать изображения с цифровых фотокамер в домашних условиях без помощи компьютера — достаточно вставить карту памяти в соответствующий слот принтера или же (при использовании PictBridge-совместимых устройств) просто подключить USB-кабель камеры к принтеру. Кроме того, широкий ассортимент представленных в продаже расходных материалов позволяет выбрать тип, фактуру и плотность бумаги практически на любой вкус. Необходимо также отметить, что отпечатки современных моделей струйных фотопринтеров, сделанные на специальных типах носителей, отличаются более высоким качеством изображения и большей долговечностью по сравнению с теми, что изготовлены в фотолабораториях по традиционной «химической» технологии.

Из недостатков данного способа следует отметить довольно значительные начальные вложения (необходимо как минимум приобрести печатающее устройство), а также относительно высокую стоимость отпечатков. При использовании оригинальных расходных материалов затраты на печать фотокарточки формата 10Ѕ15 см составляют в среднем от 9 до 20 руб. Кроме того, пользователю необходимо самостоятельно следить за техническим состоянием устройства, устранять периодически возникающие проблемы (замятие бумаги, засорение печатающей головки и т.п.) и своевременно приобретать расходные материалы.

 

Распределение отпечатков цифровых изображений по способу изготовления

Распределение отпечатков цифровых изображений по способу изготовления
(по данным PMA Marketing Research)

Процедура печати цифровых снимков в специализированной фотолаборатории во многом схожа с той, к который привыкли владельцы пленочных аппаратов. Отдав оператору карту памяти или иной носитель с цифровыми изображениями, можно тут же выбрать на экране нужные снимки, тип и формат бумаги и прочие параметры, после чего будет выполнена печать «химическим» способом на традиционной фотобумаге. Сегодня печать цифровых снимков в фотолаборатории обходится (по крайней мере в России) заметно дешевле, чем на струйных или сублимационных фотопринтерах. Нижняя граница цен на печать фотокарточки формата 10Ѕ15 см с цифровых носителей составляет 5-6 руб.; в более дорогих фотолабораториях изготовление одного отпечатка данного формата обойдется в 7-10 руб. Кроме того, печать фотографий в специализированной лаборатории отличается максимальной простотой и отсутствием больших начальных затрат, поскольку пользователю не надо приобретать печатающее устройство и заниматься его обслуживанием, покупать расходные материалы и т.д.

Для удобства пользователей многие фотолаборатории, специализирующиеся на печати цифровых изображений, создают собственные онлайновые сервисы. С их помощью пользователь может отправить свои изображения на печать не выходя из дома — загрузив их через Интернет на веб-сайт фотолаборатории или отправив по электронной почте. Впрочем, согласно статистическим данным, подобные сервисы пока не пользуются большой популярностью.

За последние годы в среде владельцев цифровых фотоаппаратов значительно выросло число начинающих фотолюбителей, действующих по принципу «снял и напечатал». Поэтому вполне закономерно, что год от года все больше фотолюбителей отдают предпочтение специализированным лабораториям. По оценке экспертов PMA, в прошедшем году более половины твердых копий снимков, сделанных цифровыми фотокамерами, были отпечатаны на фотопринтерах в домашних условиях. Чуть менее трети пришлось на фотолаборатории и лишь 8% — на онлайновые сервисы.

Несмотря на рост абсолютного количества фотоотпечатков, изготовленных в домашних условиях, наблюдается устойчивая тенденция к постепенному сокращению их доли относительно общего количества выведенных на печать цифровых снимков. Согласно прогнозам, данная тенденция сохранится и в нынешнем году.

В начало В начало

Ростки новой культуры

В заключение стоит отметить еще одну важную тенденцию глобального характера. Переход от пленочной фотографии к цифровой не только в буквальном смысле перевернул рынок фототехники, но и оказал огромное влияние на развитие ряда периферийных и бытовых устройств. В результате на рынке появились совершенно новые виды устройств: принтеры и МФУ с функцией автономной печати, DVD-проигрыватели с возможностью воспроизведения графических файлов, портативные электронные фотоальбомы и т.д. По мере распространения цифровой фотографии заметно меняется и подход конечных пользователей, которые начинают использовать преимущества цифровых технологий в повседневной жизни. Как следствие, буквально на наших глазах рождается новая культура массовой фотографии — и в этом, несомненно, один из важнейших итогов первого десятилетия развития цифрового фото.

 

 

При подготовке статьи были использованы материалы отчета «Photo Industry 2005: Review and Forecast», опубликованного ассоциацией PMA International.

КомпьютерПресс 4'2005


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует