Создаем коллаж
В прошлых уроках мы рассмотрели несколько способов улучшения качества снимков для вашего электронного фотоальбома. При этом само изображение после всех манипуляций мало чем отличалось от того, что можно сделать с помощью обычной фотокамеры.
Photoshop предлагает вам потрясающие возможности для соединения самых разных изображений — для создания коллажей, на которых можно совместить несовместимое, сделать плавный переход от одного снимка к другому так, что зритель будет теряться в догадках: где же проходит шов между двумя фотоизображениями? В данном уроке мы попытаемся сделать коллаж и попутно рассмотреть целый ряд приемов работы с новыми инструментами, о которых мы пока еще не говорили.
На рис. 1 показан коллаж, созданный специально для данного урока. Это изображение получено комбинацией трех фотоизображений, которые нашлись в нашем архиве (рис. 2, 3, 4).
На коллаже (рис. 1) изображены сразу три времени года. Обратите внимание: если рис. 2 и 3 получены путем сканирования фотографий, то изображение на рис. 4 получено непосредственно сканированием листьев. Следует отметить, что с помощью сканера можно копировать не только фотографии. Я, в частности, много экспериментировал, сканируя различные образцы материи, кору деревьев, полуистлевшие листья с проступившими прожилками. Все это позволяет создавать очень интересные текстуры. Более того, с помощью сканера можно копировать многие неплоские и даже нетвердые объекты! Например, ломтики лимона, срез яблока или лужицу варенья. (Конечно, не стоит наливать жидкость прямо на стекло сканера — для этого можно использовать полиэтилен или дополнительное стекло.) Так что если у вас есть сканер, то материалов для ваших коллажей можно подготовить огромное количество.
Итак, вернемся к созданию коллажа, аналогичного представленному на рис. 1.
Начнем с фона. Как уже отмечалось, верхняя часть рис. 1 — это летний пейзаж (рис. 3), а нижняя — зимний пейзаж (рис. 2). Как вы заметили, граница перехода между двумя составляющими сделана плавной — рассмотрим, как этого добиться.
Начнем с зимнего пейзажа. Перейдем в режим быстрой маски — соответствующая кнопка (Edit in Quick Mask Mode) показана на рис. 5, затем воспользуемся инструментом «Градиент» (Gradient Tool) (рис. 6). Щелкните мышью в верхней части рисунка, перетащите курсор на некоторое расстояние вниз и отпустите клавишу мыши — в результате получится изображение, представленное на рис. 7. Верхняя часть изображения у вас будет маскирована (о чем свидетельствует красная полоса), причем граница маски будет тем более плавной, чем длиннее вы сделаете линию, вдоль которой происходит растворение границы при использовании инструмента Gradient Tool. Теперь переходим обратно в стандартный режим Edit in Standard Mode (данная клавиша находится рядом с клавишей Edit in Quick Mask Mode). В результате станет видна граница выделенной области (на рис. 8 она показана штриховой линией). Теперь копируем выделенную часть по команде Edit → Copy, переходим на изображение с рис. 3 и выполняем команду Paste. После чего получаем примерно такое изображение, как на рис. 9.
Теперь к изображению на рис. 9 необходимо добавить листья. Выберем два верхних крупных листа из тех, что показаны на рис. 4. Обратите внимание: левый лист — сплошной, а в правом есть дырки, поэтому и выделять их мы будем разными способами.
Для выделения левого листа (сплошного) используем инструмент «Магнитное лассо» (Magnetic Lasso Tool) (рис. 10). «Магнитное лассо» — очень интересный инструмент, во время обводки объекта линия как бы притягивается магнитом и прилипает к контуру, который вы обводите (рис. 11). Начиная выделение, щелкните на границе объекта и фона. В этом месте программа поставит первую фиксированную точку в виде квадратика. Далее отпустите кнопку мыши и ведите вдоль границы объекта. Программа сама расставляет опорные точки. В принципе, нажимая на левую кнопку мыши, вы можете сами устанавливать опорные точки и вести в некоторых участках кривую, как нужно вам, а не так, как вам подсказывает программа. Обведя весь объект, поставьте последнюю точку точно на том же месте, где вы поставили первую, или дважды щелкните левой кнопкой мыши — выделение будет закончено. На рис. 12 показаны параметры настройки данного инструмента. В графе Width (ширина) задается ширина интервала, в котором программа ищет границу. Чем контрастнее и больше очерчиваемый объект, тем большей может задаться ширина интервала. В рассматриваемом примере этот интервал был равен 30 пикселам. Параметр Контрастность края (Edge Contrast) представляет собой минимальный контраст между цветами, при котором программа воспринимает его как границу. По умолчанию данный параметр устанавливается равным 10%.
Параметр Частота (Frequency) определяет, насколько часто программа расставляет фиксированные точки. После того как вы выделили объект (лист), скопируйте его на изображение (рис. 9) и примените функцию свободного трансформирования, которая вызывается по команде Edit → Free Transform. После этого задайте необходимый размер и поворот листа (рис. 13).
Очевидно, что использовать вышеописанный метод для выделения листа с дырками нельзя. Для этого используем инструмент «Волшебная палочка» (Magic Wand Tool) (рис. 14).
Выделить лист в режиме RGB с помощью «Волшебной палочки» достаточно сложно, однако, перейдя в канал Blue (рис. 14), построить границу оказывается весьма просто.
Варьируя параметром Tolerance (он устанавливает границы изменения цвета, по которому строится граница), можно получить весьма точное выделение границ. И при этом, заметьте, выделение проходит одним щелчком мыши. В принципе, можно было бы выделить таким образом границы всех листьев, но на то наш пример и учебный, чтобы сделать все не максимально быстро, а путем задействования разных инструментов, попутно рассказывая об особенностях работы каждого из них.
После того как листок будет полностью выделен, вам необходимо выполнить ту же команду Edit → Copy, перенести его на общий фон и выполнить команду Paste. Далее для того, чтобы придать листочку необходимый размер и развернуть его, выполните команду Edit → Free Transform, которая позволяет деформировать изображение произвольным образом и вращать его.
Итак, мы получили изображение, как на рис. 15. Несложно заметить, что, даже если все выделения сделаны качественно, коллаж, что называется, глаз не радует. Он явно изобилует деталями, листья на переднем плане смотрятся невыразительно на столь сложном фоне, сочетание цветов, полученное путем соединения разнородных фотографий, выглядит негармонично — одним словом, коллаж не воспринимается как единое целое. Попробуем придать ему более художественный вид, а заодно поговорим о некоторых новых командах. Из верхнего фонового изображения возьмем только небо (обилие деталей отвлекает от переднего плана), причем для того, чтобы желтые листья смотрелись на нем более четко, увеличим контраст фона, используя команду Image → Adjust → Brightness/Contrast.
Для того чтобы выделить передний план, можно поэкспериментировать с текстурой фона. Например, придадим фону текстуру губки, применив команду Filter → Artistic → Sponge (рис. 16). Затем, перемещая слой с листом, найдем оптимальное цветовое соотношение фона и листа (рис. 17). Аналогично поступим со вторым листом, установив его размер относительно первого так, чтобы получилась интересная композиция. В этом случае Photoshop — просто инструмент, и все зависит от вашего вкуса (рис. 18).
Говоря о перемещении слоев, следует ввести понятие связывания слоев. Предположим, что верхняя и нижняя части фона уже скомпонованы, и мы не хотим сдвигать слои фона относительно друг друга, а также утверждено взаимное расположение листьев, и мы хотим перемещать их относительно фона не иначе как одновременно. В этом случае как раз и понадобится команда связывания слоев, которая позволяет объединить несколько слоев и выполнять над ними общие действия. Связанные слои можно не только перемещать вместе, но также, например, создать для них общую маску, трансформировать их вместе и т.д. Для того чтобы связать два слоя фона, выделим слой Background (рис. 19), а в слое Layer 1 щелкнем мышью в окошке слева от иконки, в результате чего там появится изображение цепочки. Чтобы отменить связь, достаточно повторно щелкнуть по изображению цепочки.
Аналогично можно выделить слой Layer 2 и связать с ним слой Layer 3, тогда при попытке переместить один лист другой будет эквидистантно перемещаться за ним.
Теперь представим, что мы хотим добавить к нашему изображению копии листьев. Это очень просто сделать путем копирования слоев. Щелкните правой кнопкой мыши по выбранному слою, например по слою Layer 3, и в появившемся меню выберите пункт Duplicate Layer — в результате появится панель (рис. 20), в которой вы можете задать имя нового слоя. По умолчанию это будет Layer 3 copy.
Обратите внимание, что после копирования новый слой может быть не видим, поскольку располагается поверх аналогичного изображения; для того чтобы переместить новый слой (убедитесь, что вы работаете именно с этим слоем), перетащите его, используя инструмент Move Tool (рис. 21). Интересных эффектов можно добиться, задавая различную прозрачность скопированных слоев. Скопируйте очередной слой и в пункте Непрозрачность (Opacity) задайте желаемую степень непрозрачности (рис. 22). (0% соответствует полной прозрачности.) Интересного эффекта «растворения» можно добиться путем копирования слоев и придания каждому новому слою большей прозрачности (рис. 23).
Экспериментируйте с различными вариантами взаимного расположения всех элементов (рис. 24). Сделайте несколько вариантов, поместите их рядом и выберите наиболее удачный.
В заключение хочется отметить, что приведенные примеры являются учебными и не претендуют на завершенность и художественную ценность.
Уважаемые читатели, автору очень интересно ваше мнение о публикуемых уроках — свои замечания и пожелания вы можете присылать по адресу: alproh@aha.ru
КомпьютерПресс 5'2002