Мама, где я?!
А мы больше не делаем ракеты…
Россия практически уступила свои позиции в спутниковой навигации США. Отечественная система ГЛОНАСС находится в плачевном состоянии (действуют лишь 9 спутников из 24 необходимых), и только в прошлом году правительство вспомнило о ней, приняв федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» (1 декабря с космодрома Байконур стартовала наконец очередная ракета «Протон-М» с тремя спутниками типа «Ураган» на борту). Россия пыталась уговорить ЕС объединить ГЛОНАСС с перспективной системой Galileo (и тем самым получить иностранные инвестиции для ГЛОНАСС) и предложила Европейскому Союзу совместное владение системой и свои ценные радиочастоты в обмен на финансирование, но безуспешно — ЕС отказался.
Учитывая, что среднее время жизни спутника на орбите составляет всего три года, неудивительно, что система так дорого стоит: каждый запуск обходится в сумму порядка 70-80 млн. долл.
И вот 20 августа 2001 года правительством была принята федеральная целевая программа по возрождению ГЛОНАСС. Расходы на запуски будут покрываться в том числе за счет бюджетных средств, выделенных на гражданскую часть национальной космической программы. В 2006 году должна начаться коммерческая эксплуатация ГЛОНАСС.
Сейчас в НИИ космического приборостроения уже налажено опытное производство ГЛОНАСС-приемников для применения в гражданских целях. До недавнего времени услугами ГЛОНАСС пользовались владельцы GPS-терминалов иностранного производства (системы, как утверждают специалисты, совместимы друг с другом, и можно раскодировать терминал и принимать сигналы и ГЛОНАСС, и GPS, повышая точность позиционирования). В планах «Росавиакосмоса» значится создание еще более точной коммерческой навигационной системы. Совместно с сетью наземных станций дифференциальной поправки специалисты обещают довести разрешающую способность ГЛОНАСС до сантиметров. Остается только снять законодательные ограничения…