«Ф-Центр» десять лет на российском рынке
Компании «Ф-Центр», обладающей сегодня одной из наиболее крупных по объемам продаж розничной сетью Москвы, в этом году исполнится десять лет. За это время компания многого достигла в области реализации компьютеров собственного производства под торговой маркой «МИР». Рассказать о проделанной работе и о перспективах на российском рынке любезно согласился генеральный директор компании «Ф-Центр» Александр Короткевич.
омпьютерПресс: Сколько компьютеров в настоящее время собирает и продает ваша компания?
Александр Короткевич: По независимым данным, доля компьютеров «МИР» на российском рынке составляет примерно 2% от всех произведенных в нашей стране. Ежедневно каждый из трех магазинов торговой сети «Ф-Центр» обслуживает около 200 покупателей.
КП: На какие модели вы делаете основную ставку?
А.К.: Основную ставку мы всегда делали на компьютеры на базе процессоров Intel, и все серийные модели компьютеров «МИР» построены именно на них. Кроме того, наша компания осуществляет такую услугу, как производство конфигураций на заказ. На данный момент статистика розничных продаж показывает, что спрос распределился следующим образом: по всем показателям лидируют решения на процессорах Intel Pentium 4 45% от общего объема компьютеров, примерно 37% составляют конфигурации на базе Intel Celeron, компьютеры на AMD занимают около 17% от общего количества произведенных, а доля Intel Pentium III равна 1%.
КП: Какие компьютеры и какая периферия, по вашим прогнозам, будут интересовать покупателей в ближайшем будущем?
А.К.: Я считаю, что в области компьютеров основное внимание будет уделяться дизайну. На смену безликим серым коробкам придут разнообразные, интересные, конструктивно и эстетически привлекательные модели с плоскими LCD-мониторами. По содержанию, конечно, это будут мощные мультимедийные машины, позволяющие обладателю реализовать все современные потребности и свой творческий потенциал. В последнее время наблюдается повышение интереса к цифровой фотографии, поэтому в области периферии прогнозируется спрос на качественные цифровые фотоаппараты и фотопринтеры. Также можно прогнозировать тенденцию к переходу на беспроводные технологии в связи с возрастающей популярностью мышей и клавиатур с радио-интерфейсом и появлением множества периферийных устройств, подключаемых без использования кабелей, таких как мониторы, принтеры, сканеры и др. Использование этой технологии позволяет обеспечить гибкость и мобильность системы: становится возможным работать с компьютером в любом месте квартиры или офиса, не перемещая каждый раз системный блок целиком. Сродни этому решению и еще одна новинка моноблок, который по своей сути является компьютером, встроенным в панель монитора.
КП: Как, по вашему мнению, должен быть организован компьютерный бизнес, чтобы он был успешным?
А.К.: Для ответа на этот вопрос нужно сначала рассмотреть особенности компьютерного бизнеса это работа с технически сложным видом товара (высокая наукоемкость), быстрое моральное старение данного товара, высокая стоимость компонентов, низкий процент прибыли и острая конкуренция. Для того чтобы бизнес стал эффективным и приносил прибыль, следует соблюдать ряд условий, основными из которых являются наличие технически образованного персонала и высокая скорость продажи товара и обновления склада, обусловленная тем, что малейший застой ведет к убыткам. Для минимизации расходов и вложений, а также для обеспечения максимального оборота товара необходимо наличие автоматической системы управления предприятием: отслеживания товарных запасов, регулирования процессов ценообразования и продаж. Немаловажный фактор организации успешного бизнеса наличие собственной уникальной ниши, дающей преимущество перед конкурентами. Это может быть как оказание особого вида услуг, так и любая другая специализация, например эксклюзивная дистрибьюция определенного вида товара, авторские права на редкий программный продукт.
КП: Какие шаги нужно предпринимать, чтобы раскрутить свой бизнес по сборке и продаже компьютеров в России сегодня?
А.К.: Собственный бизнес по производству компьютеров требует основательных капиталовложений, исчисляющихся в миллионах долларов. Компания, решившая вложить деньги в эту область, должна запланировать высокие убытки на первое время. Сначала необходимо организовать производственное подразделение, а затем найти каналы сбыта — это может быть собственная сеть магазинов или договорные поставки готовой продукции в магазины крупных торговых сетей; при этом необходимо постоянно отслеживать цены и поддерживать их конкурентоспособность. На следующем этапе нужно провести агрессивную маркетинговую кампанию с использованием всевозможных рекламных носителей наружных и печатных средств, телевидения, радио и т.д. Индивидуальный дизайн, обеспечивающий узнаваемость и выделение потребителем продукта из массы ему подобных, может стать хорошим решением в условиях жесткой конкуренции. Процесс продаж должен быть поддержан качественным и, желательно, широко распространенным территориально сервисом, что возможно осуществить самостоятельно или через специальные сервисные сети на контрактной основе.
КП: Сопоставима ли прибыль российских компаний, занимающихся сборкой и продажей компьютеров, с прибылью западных компаний?
А.К.: Прибыль российских компаний, занимающихся сборкой и продажей компьютеров, абсолютно не сопоставима с западными аналогами. В связи с особенностями компьютерного рынка в России, еще очень молодого и не вполне сформировавшегося, наши компании получают гораздо меньший доход по сравнению с западными. Основной причиной такого положения является большая конкуренция при низкой платежеспособности населения. Большинство игроков компьютерного рынка, уклоняясь от уплаты налогов, получают возможность существенно снижать себестоимость продукции и тем самым демпинговать рынок. Я надеюсь, что в процессе формирования компьютерного рынка подобная ситуация изменится: многие компании, не выдержав конкуренции, сойдут с дистанции или перепрофилируются, а прибыль от продаж возрастет и приблизится к западному уровню. Следует также ожидать, что будет значительно усовершенствована законодательная база, что позволит компаниям без убытка для себя перейти на «белые» схемы работы, то есть выплачивать разумные налоги в полной мере.