Новинки видеомонтажа
Ulead MediaStudio Pro 7 новая версия популярной программы
Аксессуары и полезные программы
Прогресс в области компьютерного монтажа и редактирования
видео оказался настолько стремительным, что стоимость цифровой домашней видеостудии
за несколько лет снизилась с тысяч до сотен долларов. При этом в настоящее время
наблюдается доминирование цифровых видеокамер и соответственно недорогих плат
для ввода видео в компьютер. Большинство интересных новинок последнего времени
так или иначе были связаны именно с вводом и обработкой цифрового видео на компьютере.
Традиционное аналоговое видео сдает свои позиции, что, впрочем, легко объяснимо:
это отражение мирового процесса — массового перехода телевидения и видео на
цифровые технологии. Высокое качество, а также простота и надежность работы
с цифровым видео превратили цифровой видеомонтаж из работы для профессионалов
в обычную операцию для рядового видеолюбителя — освоить простейшие приемы работы
с видео сегодня не сложнее, чем научиться писать и форматировать тексты в Microsoft
Word. В этой статье мы расскажем о тех новинках, которые, с нашей точки зрения,
вызывают повышенный интерес и в скором времени будут определять перспективы
и характерные черты домашнего нелинейного компьютерного видеомонтажа.
Форматы
ак известно, запись видео на цифровые камеры осуществляется в формате DV (miniDV, microMV и D8). Однако возрастающая популярность DVD-видео, а также записи видео на CD в формате DivX вызвала появление различного оборудования и программного обеспечения для работы с MPEG-форматом. Более того, сейчас, вслед за компанией Hitachi, некоторые производители выпустили DVD-видеокамеры (Sony и Panasonic) или готовятся это сделать в ближайшее время (Samsung, JVC). В связи с этим развивается оборудование и ПО для работы с MPEG-форматом, а новые компьютерные станции знаменуют начало нового этапа в нелинейном видеомонтаже — освоение для непрофессионального использования MPEG-компрессии.
Действительно, современные видеокамеры обеспечивают высокое качество изображения, но цифровые видеокассеты можно прокрутить лишь на самой камере. А вот новые DVD-камкордеры позволяют воспроизвести записанный диск на любом DVD-проигрывателе.
Формат MPEG, предназначенный сначала для телевизионных трансляций, оказался универсальным и очень удобным. Большая гибкость в изменении цифрового потока делает его пригодным для применения как в телевидении высокой четкости, так и для видеодисков DVD, DivX, Web-TV и других мультимедийных приложений. Перевести в DivX или записать на DVD-диск видео, снятое собственными руками, и при этом не потерять в качестве — всё, что до недавних пор казалась неосуществимой мечтой, сейчас поддерживается чуть ли не всеми современными видеоредакторами.
Первые видеокамеры, которые записывают видео сразу же на оптический диск в DVD-формате, пока еще довольно дороги. Однако у видеопроизводства наконец появилась реальная перспектива перевести всю технологическую цепочку — от съемки и монтажа до экрана телевизора или компьютера — в один цифровой формат, без утомительных и дорогостоящих преобразований и декодирований сигнала.
Кроме того, в DVD-проигрывателях используется бесконтактное считывание с помощью лазерного луча, а значит, и механического износа будет меньше.
Таким образом, если не в формате съемки (о массовом переходе на DVD-видеокамеры говорить пока еще рано), то в формате хранения намечается явный переход к MPEG-формату (DVD или DivX).
Оборудование
ы уже не раз писали о видеоплатах, которые позволяют оцифровывать изображение, вводить его в компьютер и после монтажа снова выводить на видеопленку. Если говорить о цифровой камере, то понадобится только недорогая плата интерфейса IEEE-1394 (а во многих современных материнских платах этот интерфейс даже встроенный). В принципе, можно брать любую такую плату. Цены в конце 2002 года на изделия от различных производителей были в диапазоне 25-50 долл.
При выборе следует только убедиться, что в комплекте есть специальный кабель для подключения видеокамеры. Стоимость такого кабеля (IEEE-1394, FireWire или i-Link), покупаемого отдельно, от 5-15 (за компьютерный) до 30-70 долл. (за фирменный от Sony или другого производителя видеоаппаратуры). Фирменный шнур отличается от компьютерного только внешним видом, а работать они будут абсолютно одинаково. Вполне качественный 1394-й порт есть на звуковой карте Audigy, поэтому если хочется иметь еще и приличный звук (вместо встроенного AC’97 на материнской плате), то эта плата является универсальным решением.
Не стоит выбирать карту с прилагаемым программным обеспечением (RTL-комплектом), поскольку оно, скорее всего, очень слабое, но повышает стоимость всего комплекта.
Процесс нелинейного компьютерного видеомонтажа осуществляется с помощью специальных программ, которые мы рассмотрим ниже.
Программное обеспечение
аверное, самое замечательное свойство, которым обладают программы для видеомонтажа и которое было практически недоступно при обычном линейном монтаже видео, — это многослойность.
Что такое слои, пользователям Photoshop объяснять не нужно. В случае с видео каждая последовательность кадров или титров также находится на отдельном видеослое. Слои эти затем складываются с различными эффектами наложения, им задаются определенные траектории движения, прозрачность и пр., которые могут изменяться во времени. Для монтажа видео большого количества слоев не требуется — часто бывает достаточно 2-3 слоев видео и одного слоя для титров.
Впрочем, для особо сложных эффектов количество слоев и переходов между ними (эффектов) может достигнуть нескольких десятков, но программы, которые это делают, обычно выделяют в отдельный класс программ компьютерного композитинга. Например, программа Adobe Premiere 6.х — это программа для видеомонтажа, а Adobe After Effects 5.х — программа для спецэффектов и композитинга. Однако будьте готовы к тому, что просчет сложной композиции на фрагменте в несколько секунд может занять не один час даже на самых мощных компьютерах! Поэтому работу обычно разделяют: фрагменты большой длительности с малым количеством слоев делают в программе видеомонтажа, а сложную композицию с большим количеством слоев и эффектов короткой длительности — в программе композитинга.
В сущности, все программы для видеомонтажа похожи друг на друга и различаются лишь особенностями интерфейса и количеством разнообразных эффектов и фильтров, а также совместимостью с различными модулями от сторонних фирм (plug-ins). Обычно та программа, которую вы лучше освоите (или она будет вашей первой программой), и станет для вас самой удобной.
Программа Adobe Premiere является стандартом де-факто в области нелинейного монтажа. Она работает практически со всеми видеоплатами — от почти игрушечных до профессиональных — и поддерживается почти на всех платформах. Большинство модулей с различными фильтрами и видеоэффектами от сторонних фирм выпускаются именно для работы с Adobe Premiere, но это не решающий фактор в пользу выбора данного пакета.
Достойным конкурентом Adobe Premiere является программа Ulead MediaStudio Pro. По скорости просчета они практически не отличаются друг от друга. Однако Ulead MediaStudio Pro построена по очень удобному блочному принципу и имеет больше возможностей. Видеомонтаж вы осуществляете в Video Editor, отдельные кадры редактируете в Video Paint, а записать эффекты, дикторский текст, музыку или убрать шумы вы можете в Audio editor. Титровальная программа CG Infinity позволяет работать с редактором векторной графики, создавать титры и даже двумерные графические объекты, да к тому же анимировать их. И все это вы можете делать не выходя из программы Ulead MediaStudio Pro, а лишь переключаясь между блоками, что существенно экономит время.
Ulead MediaStudio Pro 7 новая версия популярной программы
начале марта сего года компания Ulead Systems выпустила новую версию популярного пакета нелинейного видеомонтажа для персональных компьютеров MediaStudio Pro 7, которую уже давно ждали пользователи. Главными особенностями этой версии пакета MediaStudio Pro являются значительное повышение производительности (за счет эффективного использования возможностей новых процессоров) и широкая совместимость с практически любым оборудованием для ввода и вывода видеоматериалов (включая поддержку нового формата Sony MicroMV).
За счет повышения эффективности обработки большая часть переходов и эффектов в MediaStudio Pro выполняется теперь в реальном времени. Таким образом, новый пакет позволяет работать с видео практически с той же скоростью, что и в дорогих аппаратных видеомонтажных решениях. Уникальной особенностью пакета является вывод сразу обоих полей (полукадров) видеосигнала на любые устройства: монитор, телевизор и видеомагнитофон, что ранее являлось прерогативой лишь специализированной аппаратуры. В версии 7 основательно модифицирован весь код программы, отвечающий за режим Instant Play, и сейчас работа в этом режиме очень удобна, поскольку теперь в реальном времени можно смотреть даже сложные проекты, причем через DV-выход компьютера. Эта возможность, ранее доступная только владельцам дорогих видеомонтажных плат, теперь позволяет всем пользователям, имеющим компьютеры с процессорами Pentium 4 частотой от 2000 МГц, работать с DV-выходом в реальном времени, а тем, кто имеет более слабые компьютеры, — в реальном времени с экраном монитора редактора. Все фильтры и переходы, работа с которыми возможна в реальном времени, помечены красной буквой R (Real-time) в левом верхнем углу иконки перехода или фильтра.
Важной особенностью нового пакета является также независимость от конкретных DV-кодеков, то есть теперь программе совершенно безразлично, с каким DV-кодеком работать. И если в прежних версиях программа только принимала файлы с другими кодеками, а вывести на камеру DV-поток, отличный от Microsoft DV, было нельзя (не работал экспорт файла в камеру и пр.), то сейчас никаких ограничений нет (если, конечно, сам кодек не имеет каких-либо ограничений).
Новая версия MediaStudio Pro поддерживает практически все современные видеокарты (включая видеоадаптер Matrox Parhelia), предоставляет пользователям инструментарий работы в двухмониторном режиме (например, результаты редактирования можно выводить на второй дисплей в режиме реального времени), а эффективная программная реализация алгоритмов обработки видеоматериала позволяет снять проблемы совместимости со специфическим оборудованием от различных производителей.
Среди других возможностей нового пакета MediaStudio Pro 7 можно отметить автоматизацию склейки звукового сопровождения вместе с видеорядом, функции интегрированных переходов между звуком и изображением в отдельных эпизодах, а также встроенную поддержку пропорций экрана 16:9 (допускается смешение клипов 4:3 и 16:9 в одном проекте, и редактор правильно понимает анаморфное изображение).
Существенно изменился и аудиоредактор. Добавлены широкие возможности автоматизации. А поскольку в состав Ulead MediaStudio Pro 7 сейчас включена усеченная версия программы Ulead DVD MovieFactory, редактор может создавать файлы MPEG-2 со звуковой дорожкой Dolby Digital Stereo. В редактор 7-й версии теперь можно вводить отдельно файлы видео MPEG-2 и отдельно звук Dolby Digital.
В новой версии появилось несколько важных дополнений в Video Capture, знакомых пользователям по таким программам, как ScenalyzerLive. Средства быстрой обработки ленточных носителей позволяют просканировать кассету стандарта DV со скоростью, превышающей обычную скорость воспроизведения в десять раз, и подготовить альбом уменьшенных изображений основных эпизодов, записанных на кассете. Теперь вы можете снять все сцены с ленты и записать их на диск в формате Indeo, занимающем в 55 раз меньше места, чем DV. Затем можно просто выбрать желаемые сцены, просмотрев их, и запустить захват с нормальным качеством. Программа также создаст специальный файл протокола захвата, с помощью которого в дальнейшем можно будет всегда переписать проект с ленты, в точности повторив захват тех же сцен. Можно и не записывать всю кассету на диск (пусть даже и в формате Indeo, а запустить Quick Scan и пробежаться по кассете за 5 минут, но в этом случае будут сняты только отдельные кадры с ленты и нельзя будет просмотреть какой-нибудь связный фрагмент. Кроме того, в связи с тем, что новая версия поддерживает режим DVD-VR, у программы обнаружилось одно весьма полезное достоинство — модуль Video Capture может извлекать аудио/видеоданные с дисков DVD-Video (для чего ранее приходилось пользоваться специальными программками), однако защищенные диски DVD-Video таким образом обработать нельзя.
Возможность работы с отдельными полями видео и вывод обоих полукадров видеосигнала на основной или дополнительный монитор компьютера, телевизор или кассетную деку, впервые представленная в пакете MediaStudio Pro 7, позволяет добиться максимального контроля за качеством изображения (его конкуренты пока могут выводить в реальном времени только одно поле видеокадра). Ранее такая функция была доступна только в дорогих аппаратных решениях и в профессиональных программно-аппаратных комплексах, а теперь пользователи обычных персональных компьютеров с недорогой любительской аппаратурой могут получать видеоматериал самого высокого качества, на которое только способны их видеокамеры.
Требования к системе
• Процессор Pentium 4 2 ГГц или выше (программа оптимизирована для многопроцессорных систем и технологии Hyper-Threading)
• 512 Мбайт оперативной памяти
• Жесткий IDE-диск на 7200 об./мин
• Двухмониторная видеокарта
Поддерживаемые устройства
• Карты IEEE-1394/FireWire для DV/D8/microMV-видеокамер
• Карты OHCI & Adaptec 8940/8945-совместимые
• Устройства управления MCI и V-LAN
• Карты захвата аналогового видео (с поддержкой VFW и WDM)
• USB 1.0- и USB 2.0-устройства захвата видео и PC-камеры
• DVD-R/RW-, DVD+R/RW-, DVD-RAM-, CD-R/RW-приводы
• WinTab-совместимые планшеты и дигитайзеры
Поддерживаемые форматы
• Видео: AVI, QuickTime, MPEG-1, MPEG-2
• Кодеки: DV, MPEG, M-JPEG, Indeo, Cinepak и RLE
• Потоковое видео: Windows Media, RealMedia
• Звук: WAV, MP3, Dolby AC-3
• Анимация: GIF, FLC, FLI, FLX, UIS
• Изображения: BMP, GIF, IFF, IMG, JPG, PSD,TGA, TIF, WMF и другие форматы
• Диски: DVD-VR (+/–; R/RW), MiniDVD, VCD, SVCD
Trial-версию Ulead MediaStudio Pro 7 можно взять на нашем CD или скачать с сайта компании Ulead (ftp://ftp.ulead.com/). Подробнее о новой версии можно почитать на сайте компании «Сплайн» (http://www.spline.ru/DigitalVideo/MSP7NewEditorWithOldScreenPart1.htm).
Простые решения
принципе, для простых работ с видео (обрезать, растянуть видео, уменьшить шумы, добавить логотип, выполнить другие несложные операции и сохранить файл в MPEG-формате) необязательно пользоваться сложной программой для нелинейного монтажа. Достаточно маленького, бесплатно распространяемого в Интернете и простого в использовании видеоредактора, такого, например, как VirtulDub.
Вы можете взять этот простенький редактор с нашего CD и редактировать и/или компрессировать видео, применяя функции VirtualDub. Если вы захватываете видео невысокого качества с TV-тюнера или входа видеокарты, то можно не использовать установки высокого качества, и тогда скорость обработки повысится. Однако лучше иметь исходное видео максимально высокого качества и не компрессировать его до финального сохранения. Подробнее о работе с этой простой программкой можно узнать, например, на сайте по адресу: http://divx.awe.ru/Storyes/?act=viewstor&sid=4.
Аксессуары и полезные программы
ККроме карт для видеозахвата и программного обеспечения, вам может пригодиться целый ряд аксессуаров, которые сделают работу с видео более удобной. Например, американская компания Bella Corporation (http://www.bella-usa.com/) и другие выпускают специальные клавиатуры для работы с популярными пакетами нелинейного видеомонтажа: Apple Final Cut Pro, Avid Xpress DV, Adobe Premiere и др.
В таких клавиатурах, помимо знакомой мультимедийности (дополнительные программируемые мультимедийные клавиши, которые могут облегчить вам работу в программах), к стандартной раскладке добавлено также специальное колесо-контроллер, которое у профессионалов называется Jog/Shuttle, аналогичное тем, что используются в профессиональных видеомагнитофонах и монтажных пультах. Оно позволяет точно выбирать кадры и перематывать в обе стороны с переменной скоростью одним поворотом. Над колесом находятся дополнительные программируемые кнопки, обычно применяющиеся для функций «Выделить» и «Отменить».
К некоторым вариантам клавиатур прилагаются наклейки для популярных программ видеомонтажа типа Adobe Premiere, а к версии для Mac — наклейки с Final Cut Pro. Пользовательские раскладки можно создать с помощью конфигурационной программы и дополнительных наклеек. Все клавиатуры оборудованы двумя портами USB. Так выглядит EZ Professional для Adobe Premiere.
Версии видеомонтажных клавиатур стоят от 100 до 200 долл., в зависимости от возможностей и функций.
Помимо аксессуаров существует и масса полезных программ, которые не относятся к монтажу как таковому, но облегчают работу видеолюбителя. Например, фирма Adobe Systems готовит к выходу новый программный продукт Encore, предназначенный для организации домашних видеоархивов. Новое программное обеспечение должно появиться к лету и станет хорошим подарком для отпускников.
Encore будет создавать интерактивные диски с полноценными меню и другими функциональными возможностями для мультитрекового DVD-формата. Encore, как сообщается в пресс-релизе компании, обеспечит возможность полного управления интерактивностью, удобный для работы интерфейс, поддержку всех существующих форматов записываемых DVD, автоматическое преобразование исходных данных в форматы MPEG-2 и Dolby Digital Audio, а также оптимизацию работы при взаимодействии с другими продуктами Adobe, такими как Premiere и Photoshop.
Adobe подчеркивает, что данный программный продукт предназначен для непрофессионального использования, хотя с его помощью можно создавать высококачественные видеозаписи.
Подобные программы уже есть у фирмы Pinnacle Systems — Impression-DVD Pro и
у Ulead — DVD Workshop.