Притяжение в 3G непреодолимо
Тенденции развития сотовой телефонии
Российский рынок сотовой связи в начале 2004 года
Есть звук или нет?
Я не знаю. Шум, большой шум.
Так, тетка, клади трубку. Шум это звук. Bce!
М. Жванецкий. Одесский телефон
Тенденции развития сотовой телефонии
бщеизвестно, что в сегодняшней России телефоны есть не у всех. Даже обычные, проводные (которые сейчас принято называть фиксированными), не говоря уже о мобильных. Более 30 тыс. населенных пунктов в нашей стране все еще не телефонизированы.
При этом если в сотовой телефонии прослеживается устойчивая динамика развития, то в области традиционной телефонии особых успехов не наблюдается. Так, например, в 2003 году число абонентов сотовой связи в России практически удвоилось, превысив к началу 2004 года 36 млн. Таким образом, более 15 млн. наших сограждан приобрели в прошлом году мобильные телефоны (в 2002 году — 8,5 млн.), в то время как стационарных за тот же период по всей стране было установлено не более 3 млн. Вдобавок если в секторе сотовой связи существует жесткая конкуренция между операторами (во многих регионах работают по три-четыре оператора сотовой связи), которая положительно сказывается и на тарифах, и на спектре предоставляемых услуг, то в секторе традиционной проводной телефонии такое явление фактически отсутствует. К тому же в прошлом году наметился явный перелом в сторону мобильной связи — число абонентов стационарной и мобильной связи в России сравнялось, составив 35-36 млн. человек (общее число телефонизированных — 70-72 млн.). Конечно, если стационарный телефон, как правило, обслуживает нескольких абонентов, то у мобильного редко бывает больше одного хозяина, и, напротив, все больше людей пользуются услугами двух и более операторов одновременно. Тем не менее некий рубеж уже преодолен.
Таким образом, в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация — функции, традиционно присущие обычной телефонии, должна будет взять на себя телефония мобильная. Это связано и с географическими особенностями нашей страны, и с историческими условиями, когда каналы связи или были очень дорогими, или просто отсутствовали. Прямо как у Жванецкого: «Газ — есть, вода — есть, электричество — есть. Ведь не легче ж тянуть? Но почему нет телефона?» А телефона как не было, так и нет…
Итак, сегодня примерно каждый четвертый россиянин владеет мобильником, и количество пользователей быстро растет. Естественно, по меркам развитых стран нам еще далеко до насыщения, однако изучать тенденции развития сотовой телефонии в других странах уже самое время. Какие же услуги может взять на себя мобильная связь нового поколения?
В различных источниках приводится следующий перечень возможных услуг нового поколения, который может уточняться и расширяться:
• Web-браузинг и сетевые игры. Однако доступ в Интернет с мобильника не слишком распространен даже в развитых странах, а уж у нас, где он дороже «фиксированного» dial-up в 20-30 раз и при этом по объему предоставляемых возможностей очень сильно уступает традиционным услугам «фиксированного» Интернета, об этом даже говорить не приходится;
• видеотелефония, а также телевидение, видео- и фотосъемка. Однако передача видеоизображения по широкополосным сетям вряд ли окажется востребованной в нашей стране, для которой характерны весьма низкая покупательная способность населения и слабо развитое телевидение;
• мобильная электронная коммерция, поиск и выбор товаров и услуг, основанные на определении местоположения абонента, а также оплата выбранных билетов, товаров и услуг. Однако коммерция по телефону в нашей стране представляется абсолютно нереальной! В этом случае надо принимать социальные программы, рассчитанные не на одно десятилетие, так что большого объема торговли в Интернете в ближайшие годы у нас ожидать не приходится;
• мобильный офис. Однако на полноценную конкуренцию с десктопом ноутбуку с мобильником, а тем более смартфону или коммуникатору рассчитывать не приходится;
• ориентация в незнакомом месте, карты и путеводители. Однако у нас нет карт даже для GPS-навигаторов, поэтому о картах для сотовых сетей и говорить не приходится;
• собственно услуги связи: речевые вызовы и IP-телефония. Учитывая, что стоимость сотовой связи постоянно снижается и в настоящее время уже не слишком сильно превышает стоимость традиционной телефонии, можно предположить, что вытеснение с российского рынка фиксированных услуг произойдет именно в этом сегменте.
Таким образом, наиболее популярными сегодня являются все же голосовые услуги — речь и IP-телефония. Оправдан ли переход на новые технологии сотовой телефонии, если существующие вполне с этим справляются? Ведь в России в обозримом будущем не удастся достичь уровня проникновения услуг сотовой связи, характерного, скажем, хотя бы для Европы начала XXI века. Следовательно, необходимость перехода на более современные системы сотовой связи (если подходить с позиции насыщения рынка), по самым оптимистическим прогнозам, в среднем по стране назреет лет через десять.
К тому же не стоит забывать, что, во-первых, при условии соответствующего биллинга (то есть будет учитываться не затраченное эфирное время, а объем переданной информации) станет реальной ситуация, когда услуги сотовых сетей нового поколения окажутся дешевле, чем существующие сегодня, и кое-где даже смогут на равных конкурировать с «фиксированной» связью. А во-вторых, у нас просто нет другого выхода. Собственной телефонной аппаратуры для мобильной связи мы практически не производим, и если весь мир уйдет вперед, то мы рискуем оказаться у разбитого корыта (выпуск аппаратуры сетей нынешнего, второго поколения будет резко сокращен производителями, аппаратура станет дорогой, и, как следствие, эксплуатировать и развивать эти сети для операторов будет крайне затруднительно).
То есть, по сути, никакой альтернативы переходу на новые технологии у нас нет — вопрос лишь в сроках и выборе магистральных путей. Хотим мы того или нет, нужно нам это или не нужно, но, пусть и с отставанием от Европы, развертывание новых сетей рано или поздно обязательно начнется и в России. Сначала в Москве, а затем — неизбежно (для реализации роуминга) — и во всех остальных регионах.
Российский рынок сотовой связи в начале 2004 годаСамым крупным мобильным оператором в России остается ОАО «Мобильные ТелеСистемы». В настоящее время МТС вместе со своими дочерними предприятиями обслуживает более 20 млн. человек (включая абонентов на Украине и в Белоруссии). Второе и третье места занимают операторы «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») и «МегаФон» соответственно.
|
||
У кого сколько G
основе большинства мобильных аппаратов, которые используются сегодня в нашей стране, лежит технология телефонии 2G (GSM). При этом даже в таком качестве они в настоящее время, как правило, применяются для неголосовых приложений, а количество и разнообразие мультимедийных функций телефона все чаще становится основным критерием его качества (конечно, не следует забывать и о цене таких возможностей). На последней выставке CeBIT 2004, проходившей в Ганновере (Германия), были представлены прежде всего мультимедийные телефоны с видеокамерами.
Мобильная телефония второго поколения продолжает развиваться в направлении сетей 2,5G (GSM/GPRS), 2,75G (GSM/EDGE), 2G+ и т.д.
Имеющиеся в настоящее время в России сети CDMA-450 (в Санкт-Петербурге, Москве и Кемерове у операторов «Дельта-телеком» и «Московская Сотовая Связь» — сети «Скайлинк») относятся, скорее, к 2,75G, то есть скорость в них больше, чем в GSM-сетях, но меньше, чем в 3G. Следует отметить, что подобных сетей сегодня в мире довольно мало — они реализованы примерно в 20 странах, то есть это направление не является перспективным.
Согласно стандартам IMT-2000 (International Mobile Telecommunications 2000), принятым Международным союзом электросвязи (ITU), под мобильной связью третьего поколения (3G — 3-rd Generation) понимается интегрированная сеть, обеспечивающая следующие скорости передачи данных: для абонентов с высокой мобильностью (до 120 км/ч) — не менее 144 Кбит/с, для абонентов с низкой мобильностью (до 3 км/ч) — 384 Кбит/с, для неподвижных объектов на коротких расстояниях (внутриофисная связь) — 2,048 Мбит/с.
В текущем году Минсвязи России обещало объявить конкурс, победитель которого получит лицензию на предоставление услуг связи третьего поколения, но окончательные сроки проведения этого конкурса еще не определены.
В Минсвязи России под 3G подразумевают «европейский» стандарт связи третьего поколения, UMTS, и именно такие лицензии планируется выдавать операторам. Российская Ассоциация операторов сетей связи третьего поколения (Ассоциация 3G) в прошлом году рекомендовала Минсвязи выдать четыре 3G-лицензии, каждая из которых охватывала бы всю Россию.
В международной ассоциации 3GSM полагают, что российские GSM-операторы «большой тройки» смогут запустить UMTS-сети практически сразу же после получения лицензий: «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») — уже в начале 2004 года, «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — в середине, а «МегаФон» — в конце года.
Оптимизм ассоциации основан на том, что еще в 2002 году все три общероссийских GSM-оператора запустили тестовые сотовые сети третьего поколения (а «МегаФон» — даже две, в Москве и Санкт-Петербурге), на которых они проверили работу нового оборудования и ПО. В настоящее время тестовые сети начинают запускать и крупные региональные операторы.
Естественно, сами операторы этого оптимизма не разделяют и ожидают объявления официальной позиции Минсвязи по данному вопросу. В любом случае до появления официального сообщения об условиях выдачи 3G-лицензий говорить о запуске UMTS-сетей не приходится. При этом многие компании с нетерпением ожидают выдачи лицензий на следующее поколение сотовой связи, которое обеспечит возможность передачи данных на высоких скоростях. Они рассчитывают, что параллельно с развитием качества голосовых услуг будут активно распространяться и мобильные услуги передачи данных, и ожидают, что через три-четыре года 3G-технологии станут такими же популярными, как GSM сегодня.
Как бы то ни было, развитие сетей нового поколения будет определяться прежде всего активностью потребителей этих услуг, и только рынок, как всегда, расставит все по своим местам и даст старт новому поколению сотовых сетей.
По крайней мере все предыдущие технологические новинки в области сотовой связи в России так и не стали массовыми — наверное, это самое существенное отличие от происходящего в мире. Из новых возможностей сотовых сетей наиболее популярен у нас только распределенный транзит, который позволяет оптимизировать структуру дальней связи.
Итак, к сожалению (а может быть, и к счастью), развитие сотовых сетей третьего поколения в России должно будет происходить с опережением их востребованности. То есть наши операторы смогут не спеша, воспользовавшись 2-3-летним опытом работы западных сетей третьего поколения, наработать собственную маркетинговую базу и создать привлекательные для абонентов бизнес-стратегии.
А может быть, им стоило бы немного потянуть с переходом на 3G и перескочить уж сразу к 5G-технологиям мобильной связи, которые в мире пока еще только обсуждаются?