Развитие беспроводных сетей в России
Общедоступные беспроводные сети
Локальные беспроводные сети
еспроводные каналы связи используются для передачи данных в локальных сетях на протяжении уже более полутора десятков лет, и вполне закономерно, что по мере совершенствования и удешевления соответствующего оборудования популярность беспроводных сетей возрастает.
Беспроводную сеть можно развернуть и запустить в значительно более сжатые сроки, чем кабельную. Рабочие места сотрудников беспроводной сети не привязаны к сетевым розеткам, а в случае необходимости всю сеть можно легко перенести в другое здание. Кроме того, беспроводную сеть гораздо проще наращивать по мере увеличения количества рабочих мест и появления нового периферийного оборудования. Особенно отчетливо преимущество беспроводных решений проявляется при создании временных сетей — например на выставках, семинарах и других подобных мероприятиях.
Конечно, у беспроводных сетей есть и недостатки, наиболее существенным из которых является их более высокая (по сравнению с кабельными сетями) уязвимость. В настоящее время для обеспечения защиты беспроводных сетей от несанкционированного подключения и перехвата передаваемых данных уже применяются специальные технологии, в первую очередь различные виды шифрования.
Процесс внедрения беспроводных сетей в России имеет ряд «национальных особенностей», влияние которых нельзя не учитывать при анализе зарубежного опыта и проецировании его на российскую действительность. В США и странах Западной Европы имеется развитая кабельная инфраструктура, наличие которой некоторым образом тормозит развитие беспроводных сетей. В России кабельная инфраструктура развита гораздо хуже и сконцентрирована в непосредственной близости от крупных населенных пунктов. В такой ситуации беспроводные решения могут в ряде случаев практически на равных конкурировать с кабельными сетями. Однако в России многие учреждения, в которых преимущества использования беспроводных сетей проявляются наиболее ярко, — больницы, учебные заведения и пр. — просто не имеют средств для приобретения и эксплуатации соответствующего оборудования.
Заметным событием текущего года стало открытие масштабной беспроводной сети на территории Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ННГУ), реализованной при содействии компаний Intel и Cisco Systems. Данная сеть, в которой используется передача данных по протоколу 802.11b, позволяет обеспечить доступ научных сотрудников, преподавателей и студентов вуза к Интернету, а также к университетским информационным ресурсам, в число которых входит высокопроизводительный кластер, ранее переданный в дар ННГУ компанией Intel.
24 точки доступа производства Cisco Systems, установленные в семи корпусах университета, обеспечивают покрытие конференц-залов, научных лабораторий и многих учебных аудиторий университета. Гибкая система безопасности обеспечивает конфиденциальность передаваемой информации, а также позволяет управлять правами пользователей для доступа в Интернет.
Подобные примеры позволяют с оптимизмом смотреть на перспективы развития беспроводных сетей. Однако при этом не стоит забывать о том, что основными потребителями беспроводных решений все-таки являются коммерческие организации. И в этой сфере наблюдается достаточно активный рост: по результатам прошлого года в целом по России спрос на услуги беспроводной передачи данных со стороны корпоративных пользователей увеличился почти на треть по сравнению с 2002 годом. Вместе с тем нельзя не отметить и качественный рост беспроводной инфраструктуры, в частности повышение пропускной способности и расширение спектра предоставляемых услуг. На первых порах заказчики могли рассчитывать лишь на относительно низкоскоростной (порядка 128 Кбит/с) беспроводной канал для передачи данных или доступа в Интернет. Сегодня речь идет уже не об отдельных беспроводных каналах, а о комплексных решениях, используемых для построения локальных или территориально распределенных беспроводных сетей с большой пропускной способностью (порядка 2 Мбит/с), поддержкой услуг IP-телефонии и т.п.
Общедоступные беспроводные сети
араллельно с корпоративным направлением в последние годы все более активно развивается инфраструктура общедоступных беспроводных сетей, ориентированных главным образом на индивидуальных пользователей — владельцев мобильных устройств. В России подобная инфраструктура только начинает формироваться, и дать более-менее точный прогноз относительно перспектив ее развития пока довольно сложно.
Wi-Fi шагает по стране
За прошедший год в России было запущено в эксплуатацию несколько десятков зон беспроводного доступа1 (hot spots). Как и в западноевропейских странах, практически все эти зоны расположены в общественных местах: аэропортах, гостиницах, крупных магазинах и предприятиях общественного питания. Правда, в отличие от наших западных соседей, порядка 85% от общего числа введенных в эксплуатацию зон беспроводного доступа сконцентрировано в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге.
1 Иногда термин hot spot переводят как «точка доступа», что, вообще говоря, не точно, поскольку для обеспечения беспроводного покрытия какого-либо помещения или сооружения может быть использовано несколько физических устройств (точек доступа), являющихся элементами одной зоны беспроводного доступа.
22 апреля 2003 года зоны беспроводного доступа были открыты в трех московских отелях сети «Мариотт» — «Грандъ-Отель», «Ройал Аврора» и «Тверская». Постояльцы этих отелей теперь смогут воспользоваться услугами беспроводного доступа в Интернет непосредственно из своих номеров.
В конце августа в торжественной обстановке была открыта зона беспроводного доступа в ресторане «Пицца Экспресс», расположенного в здании «Смоленского пассажа». Оснащением и эксплуатацией этой зоны беспроводного доступа занимается компания «Таском» при содействии Intel и IBM.
С октября прошлого года функционирует развернутая при содействии компании Intel зона беспроводного доступа в московском аэропорту «Домодедово». В декабре прошлого года компания «ВымпелКом» («Би Лайн») запустила в эксплуатацию две зоны беспроводного доступа на территории аэропорта «Шереметьево-2». Одна из них охватывает зал вылета на втором этаже и транзитную зону, а вторая — лобби- и конференц-залы гостиницы «Ирис Конгресс-Отель». В дальнейшем зону беспроводного покрытия в «Шереметьево-2» планируется значительно расширить.
Активную работу по развертыванию нескольких десятков зон беспроводного доступа в столичных ресторанах, клубах и магазинах ведет компания ArtCommunications.
Весной прошлого года началась широкомасштабная кампания по развертыванию зон беспроводного доступа в центральной части Санкт-Петербурга, приуроченная к празднованию 300-летия города. Освоением беспроводного пространства Северной столицы занимаются две телекоммуникационные компании — ЗАО «Компьютерные сети» («Комсет») и ЗАО «Квантум» (Quantum Communications). Мощную поддержку этим операторам оказывает компания Intel — ведь не секрет, что «беспроводная весна» 2003 года стала важной составляющей программы популяризации мобильной платформы Intel Centrino.
Первая зона беспроводного доступа в Санкт-Петербурге была открыта компанией «Комсет» в начале прошлого года на территории кафе Black & White, расположенного на 6-й линии Васильевского острова. Первой ласточкой Quantum Communications стала зона беспроводного доступа в бизнес-центре «Акватория» на Выборгской стороне.
Летом прошлого года компания Quantum Communications объявила о развертывании зон беспроводного доступа в сети компьютерных магазинов «Кей» и «Компьютерный мир». Примечательно, что услуги беспроводного доступа по протоколу 802.11b на территории этих магазинов предоставляются бесплатно.
В середине января компания Quantum Communications открыла зону беспроводного доступа на территории Морского вокзала — она охватывает кафе, а также холлы второго и седьмого этажей гостиницы «Морской вокзал».
Проводов нет проблемы есть
В настоящее время чуть ли не каждую неделю в России вводятся в эксплуатацию новые зоны беспроводного доступа. Однако не стоит преждевременно впадать в эйфорию и рассчитывать, что и дальше все будет развиваться само собой и столь же высокими темпами. Увы, превратить зоны беспроводного доступа из экзотической демонстрационной «конфетки» в реально работающий сервис (а тем более в успешное с коммерческой точки зрения предприятие) одним мановением руки не получится. Даже поверхностный взгляд на реалии российской жизни обнаруживает сразу несколько вполне очевидных причин, которые могут создать серьезные препятствия для свободного развития инфраструктуры публичного беспроводного доступа.
Высокая стоимость услуг беспроводного доступа. Цены на услуги беспроводного доступа в зонах хот-спотов, функционирующих в коммерческом режиме, вряд ли можно назвать приемлемыми для большинства потенциальных пользователей. Например, использование беспроводного доступа в московских отелях «Мариотт» обойдется их постояльцам по 30 долл. за сутки (правда, без ограничения трафика).
Упомянутую выше зону беспроводного доступа в «Смоленском пассаже» также нельзя отнести к разряду бюджетных вариантов: за каждый час беспроводного подключения посетителям придется заплатить по 5 долл. Немногим дешевле обойдется использование беспроводного доступа через хот-споты компании «Комсет» в Санкт-Петербурге: тариф составляет порядка 100 руб. в час.
Конечно, на данном этапе высокие тарифы можно объяснить новизной технологии и необходимостью окупать средства, затраченные на приобретение и эксплуатацию аппаратуры, аренду каналов связи и пр. Поэтому остается лишь надеяться на то, что со временем стоимость услуг беспроводного доступа будет снижаться — как это в свое время произошло с тарифами сотовой телефонной связи.
Отсутствие роуминга и гибких схем оплаты услуг беспроводного доступа. Сегодня в крупнейших городах России одновременно работают сразу несколько операторов, предоставляющих услуги беспроводного доступа. Каждый из них имеет свою биллинговую систему и применяет собственные платежные схемы — карточки экспресс-оплаты и т.п. По этой причине использование нескольких зон беспроводного доступа, расположенных в непосредственной близости друг от друга, но эксплуатируемых различными компаниями, на практике оказывается весьма неудобным для конечных пользователей. Представьте себе ситуацию, когда в каждом из районов одного города работает собственный оператор сотовой связи и при пересечении границы между районами вам необходимо каждый раз вставлять новую SIM-карту в телефон. Абсурд? Однако, если абстрагироваться от частностей, именно так и выглядит наше «беспроводное сегодня». Так что непоседливым пользователям не останется ничего иного, кроме как приобрести множество разных платежных карточек, не имея при этом возможности использовать оставшийся на них кредит в зоне «чужого» оператора. Или забыть про Wi-Fi и пользоваться тем, что есть под рукой, например мобильным телефоном с поддержкой GPRS.
Более гибкую платежную схему внедрила компания «ВымпелКом» (сеть «Би Лайн»). Для оплаты услуг беспроводного доступа в зоне аэропорта «Шереметьево-2» можно использовать универсальные платежные карты системы beepay, применяемые также для оплаты услуг сотовой связи. В перспективе «ВымпелКом» планирует реализовать возможность оплаты услуг беспроводного доступа с мобильного счета абонентов «Би Лайн», используя аутентификацию абонента по SIM-карте мобильного телефона. Конечно, такая система тоже далека от совершенства, но все-таки это уже заметный шаг навстречу пользователям.
Для того чтобы сделать зоны беспроводного доступа действительно удобными для пользователей, операторам просто необходимо разработать и реализовать систему роуминга, при которой пользователи могли бы использовать для оплаты услуг если не карточки «чужих» компаний (это, конечно, утопия), то хотя бы такие универсальные платежные средства, как пластиковые банковские карты или «электронные деньги» ведущих Интернет-систем.
Относительно небольшое количество пользователей, эксплуатирующих мобильные компьютеры с беспроводными интерфейсами. По сравнению с США и западноевропейскими странами в России парк активно используемых ноутбуков и КПК пока относительно невелик, и динамика его роста значительно отстает от аналогичного показателя для настольных ПК. Иными словами, в России пока не сформировалась достаточно широкая аудитория потенциальных пользователей услуг беспроводного доступа. А многие из тех, кому подобные услуги действительно могли бы пригодиться, не имеют возможности приобрести соответствующие устройства. Нет пока и сколько-нибудь достоверных данных о том, интересны ли вообще (пусть даже и потенциально) услуги беспроводного доступа рядовым российским пользователям.
Соответственно возникает серьезная проблема окупаемости вложений в развитие беспроводной инфраструктуры. По словам представителя компании ArtCommunications, в зависимости от площади покрытия и прочих условий только стоимость развертывания одной зоны беспроводного доступа варьируется от 2 до 30 тыс. долл., а кроме того, не нужно забывать и об эксплуатационных расходах.
Для успешной коммерческой эксплуатации зон беспроводного доступа необходимо обеспечить надежную защиту сети. По мере увеличения количества беспроводных сетей и зон беспроводного доступа данные объекты становятся все более популярными у злоумышленников, пытающихся взломать пароль и получить возможность беспрепятственного доступа к информационным ресурсам. Например, в течение первых 8 часов эксплуатации зон беспроводного доступа в трех московских отелях «Мариотт» было зафиксировано более ста попыток взлома сети.
Многие эксперты в области коммуникационных услуг считают, что в обозримом будущем предоставление беспроводного доступа в России вряд ли сможет стать доходным бизнесом. Так что на данный момент открытие зон беспроводного доступа можно расценивать скорее как имиджевые акции телекоммуникационных операторов либо пробные шаги крупных производителей по популяризации новой технологии — разумеется, без каких-либо гарантий и обязательств на будущее. Сможет ли развиваться отечественная инфраструктура публичных беспроводных сетей без мощной поддержки Intel, Cisco и прочих поставщиков оборудования, непосредственно заинтересованных в популяризации беспроводных технологий? К сожалению, в свете всего вышеизложенного ответить на этот вопрос утвердительно пока нельзя.
В заключение стоит отметить, что пессимистичные прогнозы относительно будущего зон беспроводного доступа делаются даже в куда более благополучных (по сравнению с Россией) странах. Так, аналитики агентства Forrester Research пришли к выводу, что в будущем владельцы хот-спотов попросту разорятся, поскольку количество пользователей подобных сервисов в мире к 2008 году не превысит 7,7 млн. человек.