ИТ-образование, ИТ-кадры, ИТ-карьера

Надежда Вольпян, Александр Прохоров

Новые термины в области ИТ-образования

   ИТ-кадры решают все

   Компьютерная грамотность и качество жизни

   Е-skills и потребности рынка труда

   Требования к системе образования

Почему ИТ-специалисты обходятся так дорого?

Вендорские программы сертификации

Статистика спроса на ИТ-специалистов в России

Выводы

 

В последнее время в компьютерной и образовательной прессе все чаще поднимаются вопросы, связанные с проблемами ИТ-специалистов: какова их профессиональная подготовка в рамках общего образования, какова их профессиональная переподготовка, повышение квалификации, трудоустройство, условия оплаты? Эти вопросы волнуют очень многих. В настоящее время в России опубликован ряд исследований на эту тему, проводятся опросы. Аналогичные темы интересуют и наших коллег на Западе. Современная концепция развития экономики, основанной на знаниях (knowledge-based economy), исходит из того, что экономический потенциал того или иного общества зависит от тех знаний, которыми обладают индивидуумы этого общества. А поскольку ИТ сейчас составляют основу любой развитой экономики, то знания ИТ-специалистов, их работа в цифровом пространстве очень важны для интеллектуального потенциала общества. Специалисты, имеющие отношение к ИТ, способны оказывать серьезное влияние на экономику.

Новые термины в области ИТ-образования

Сегодня в ИТ-индустрии быстрее, чем в любой другой области, возникают новые термины. Часть этих терминов непосредственно относится к ИТ-образованию, поэтому напомним значение тех из них, которые будут упоминаться в данной статье:

  • Экономика, базирующаяся на знаниях (knowledge-based economy), или более привычная для нас информационная экономика (что не совсем точно передает значение термина), предполагает сбор и использование знаний для создания инновационных продуктов и услуг. Данный подход в современном обществе определяет успех как предприятий, так и отдельных личностей.
  • Сотрудники, аккумулирующие знания (knowledge workers) — это та сила, которая позволяет внедрять новые технологии, новые бизнес-процессы, повышать конкурентоспособность, создавать новые продукты и сервисы.
  • Знания, навыки и компетентность в области ИТ (e-skills) — это понятие подразумевает набор ИТ-знаний и умений трех категорий:

    - профессиональные e-skills — навыки, необходимые для проведения исследований, проектирования, производства, управления, консультирования, продаж, инсталляции, администрирования и обслуживания ИТ-систем,

    - пользовательские e-skills — способности, необходимые для эффективного использования ИТ-систем в профессиональной деятельности, не связанной с ИТ,

    - e-business-skills — умение использовать возможности ИТ, и в первую очередь Интернет, для применения новых видов бизнеса.

ИТ-кадры решают все

Сегодня ИТ влияют на все этапы создания продуктов, включая производство, транспортировку и утилизацию. Соответственно требования к компетентности сотрудников в области ИТ неуклонно возрастают. По данным аналитиков ICT Skills Monitoring Group, конкурентоспособность индустрии становится в настоящее время все более зависимой от компьютерной грамотности населения. Несмотря на наблюдающийся сейчас в мире некоторый спад в ИТ-экономике, мировая потребность в ИТ-специалистах будет превышать предложение. Сегодня для всех очевидно, что мировая конкуренция между странами будет определяться темпами внедрения новых технологий. Предприятия, работающие на международные рынки, будут широко использовать возможности привлечения к сотрудничеству нужных специалистов из любой точки мира. Желание содействовать трудоустройству своих соотечественников будет уступать стремлению нанять квалифицированных сотрудников из стран с традиционно низкой заработной платой.

Уже сейчас в Европе бьют тревогу по поводу отставания конкурентоспособности в научно-исследовательском секторе, что замедляет процесс воспитания новых кадров. Данный процесс ведет к снижению прибыли от интеллектуальной собственности, а также ценности университетских исследований и процесса образования как такового.

Компьютерная грамотность и качество жизни

Новый термин e-skills значит гораздо больше, чем изучение новых программных технологий. Компьютерная грамотность напрямую определяет качество жизни всех слоев населения. Доступ к онлайновой — наиболее оперативной и непредвзятой информации — является сегодня одной из важнейших составляющих демократического общества, доступной лишь части населения. E-skills дают возможность постоянного обучения на базе Интернета, коммуникации с огромной аудиторией и т.д. Важным преимуществом сотрудников, обладающих высоким уровнем e-skills, является возможность использовать режим телеработы (частично или полностью), что обеспечивает более гармоничный баланс между работой в офисе и дома, позволяет совмещать работу с выполнением домашних обязанностей, воспитанием детей и пр.

Межнациональные тенденции в кадровых вопросах

Сектор ИТ представляет идеальную основу для современных процессов глобализации, поскольку базируется:

  • на научных подходах, единых для всего мира;
  • международных стандартах;
  • доминирующем использовании английского языка и англоязычной терминологии.

В принципе, процесс глобализации — это прежде всего экономия для одних и возможности роста для других. Глобальное распределение человеческих ИТ-ресурсов является традиционным в науке, в индустрии разработки ПО, в организации технической поддержки и т.п.

Как видно из рис. 1, главными импортерами ИТ-услуг являются США, Западная Европа и Австралия. А главными экспортерами — Южная Америка, Восточная Европа, Россия и некоторые страны СНГ, целый ряд стран Юго-Восточной Азии, а в первую очередь Индия.

 

Рис. 1. Международная картина импорта-экспорта ИТ-услуг

Рис. 1. Международная картина импорта-экспорта ИТ-услуг

В Западной Европе и на Ближнем Востоке — это точечные зоны, прежде всего Ирландия и Израиль, а в Африке — ЮАР. Основной причиной аутсорсинга является разница в стоимости ИТ-услуг. Кроме того, существует такой фактор, как generation gap — разрыв между поколениями отцов и детей в уровне e-skills. В условиях большего старения одних наций по сравнению с другими данный фактор проявляется в различных странах по-разному.

Когда в конце 90-х годов компании ряда стран столкнулись с трудностями в заполнении некоторых ИТ-позиций, они обратились за поддержкой к государству. Многие ИТ-специалисты из развивающихся стран были приглашены в западные страны. Наиболее ярким примером стал соответствующий проект в Германии, куда выехало большое количество специалистов, в том числе из России. Сегодня на первый план выходит аутсорсинг. Многие программные разработки и call-центры создаются в рамках аутсорсинговой модели. В частности, в Великобритании несколько тысяч рабочих мест в call-центрах перемещены в Индию. Исследования показывают, что порядка 272 тыс. рабочих мест из Великобритании будут выполнены как офшорные до 2010 года.

Е-skills и потребности рынка труда

Потребности в повышении e-skills всех категорий занятого в производстве населения растут по мере того, как развиваются сами ИТ.

Стоимость специалистов в области ИТ становится все более высокой, поэтому развитые страны вынуждены импортировать ИТ-услуги из более дешевых стран.

В Западной Европе сегодня всерьез обеспокоены сокращением числа ИТ-специалистов среди коренного населения. Низкий уровень e-skills усугубляется такими тенденциями, как снижение в ряде стран Западной Европы интереса у молодежи к изучению математики и технических наук — предметов, которые необходимы для получения ИТ-квалификации. По данным IDC, в ЕЭС нехватка ИТ-специалистов в 2010 году превысит 5,1 млн.

На конференции European e-skills 2004 conference отмечалось, что уровень e-skills в Европе сегодня очень низкий. В странах ЕЭС компьютерные технологии используют примерно 3,7 млн. работающих, что составляет 2,5% от всего занятого населения (160 млн.). Рост потребности рынка труда в работниках такой квалификации составляет примерно 230 тыс. человек в год. В Германии, например, лишь 50% имеют профессиональную базовую подготовку в области ИТ. В связи с этим интересна цифра, относящаяся уже к дополнительному образованию: только 27% работников предприятий в Европе проходят профильные компьютерные тренинги на работе. При этом чем меньше заработок сотрудников, тем ниже процент тренингов. Отметим, что в России данные показатели во много раз меньше.

Требования к системе образования

Смена технологий ИТ происходит быстрее, чем образовательная система успевает адаптироваться к изменениям, что соответственно влечет за собой недостаточность общепринятых образовательных и тренинговых требований и усложняет процесс найма работников из разных стран. Сегодня практически только сертификаты производителей ИТ (IBC Industry-Based Certification) являются международным подтверждением квалификации ИТ-специалистов. Эти сертификаты стали своего рода паспортами на ИТ-позиции как внутри страны, так и за ее рубежами. Многие компании ищут сотрудников, имеющих те или иные IBC-сертификаты, но далеко не все могут позволить себе вкладывать средства в повышение квалификации и сертификацию собственного персонала.

В начало В начало

Почему ИТ-специалисты обходятся так дорого?

Главная причина — высокая стоимость образования. Программы обучения в школах и вузах не согласованы с потребностями рынка. Специалистов приходится многократно переучивать, а это дорого. Определить, откуда берутся столь большие издержки на ИТ-образование, поможет рис. 2, демонстрирующий несогласованность системы ИТ-образования.

 

Рис. 2. Современная система ИТ-образования в большинстве случаев имеет
сложный, несогласованный характер

Для снижения издержек необходима глобальная перестройка ИТ-образования на всех его этапах. Сегодня очевидно, что сертификационные программы вендоров будут обязательно включены в учебные процессы образовательных учреждений.

На перестройку системы ИТ-образования в ЕЭС выделены большие средства. Намечен план совместных действий, который сводится к необходимости проведения анализа ИТ-специальностей с целью выявления общих компонентов, проведения анализа рынка услуг ИТ-специалистов и создания общей модели последовательного ИТ-образования. В рамках этих исследований было реализовано несколько проектов, в том числе «проект Леонардо», в котором участвовали пять европейских стран. В результате многочисленных опросов были выделены основные роли и обязанности специалистов, связанных с ИТ-технологиями. На основании этих исследований было выявлено несколько действующих моделей1. В качестве примера на рис. 3 представлена одна из моделей, разработанных в Германии.

 

Рис. 3. Схема последовательного ИТ-образования

Рис. 3. Схема последовательного ИТ-образования

В дальнейшем работа над созданием единой межнациональной концепции ИТ-специальностей будет продолжаться. На основании выбранной модели будет определена и соответствующая ей система образовательных ИТ-стандартов (European e-skills meta framework).

Цель такой работы — создание единой системы, руководствуясь которой и ИТ-структуры, и кадровые агентства, и представители работодателей смогут легко определять, каким уровнем компетенции обладает данный ИТ-специалист, образовательным учреждениям будут понятны схемы обучения, очевидна востребованность специалистов на рынке труда, а сами специалисты смогут последовательно накапливать знания в определенной области.

Традиционно высокий уровень российского образования имеет те же недостатки, что и в Европе. Ощущается разрыв между уровнем образования и потребностями рынка. Многие проекты могли бы прийти в Россию, если бы традиционно высокий уровень технического образования сочетался здесь с сертификацией, которую предлагают лидеры ИТ-рынка.

 


1 «Skills Framework for the Information Age» (SFIA), разработанная правительственными органами управления образованием Великобритании и поддерживаемая the SFIA Foundation (http://www.sfia.org.uk); «Advanced IT Training System (AITTS)», разработанная представителями ИТ-сектора при поддержке Министерства образования и науки Германии (http://www.bmbf.de/pub/the_german_ advanced_ it_training_system.pdf); «Generic ICT Skills Profiles», разработанная консорциумом Career Space (http://www.career-space.com).

В начало В начало

Вендорские программы сертификации

Важную роль в процессе ИТ-образования играют вендорские программы обучения. Условно процесс ИТ-обучения можно разделить на две составляющие: фундаментальные знания в области информационных технологий и конкретные навыки работы с теми продуктами, которые вендоры предлагают на рынок. Традиционно вместе со своими продуктами вендоры предлагали некоторые средства обучения, однако когда продукт стал более сложным, вендоры пришли к осознанию необходимости выработки четких критериев оценки своего товара. Если плохо обученный пользователь начинает работать со сложным продуктом, он не сможет ни правильно оценить этот товар, ни оптимально его использовать.

Первой фирмой, которая внедрила систему сертификатов, была Novel. Вслед за ней сертификацию своих продуктов ввела Microsoft. В настоящее время около 300 вендоров предлагают программное обучение и сертификацию по своим продуктам. Эти программы в основном доступны профессионалам, которые пришли работать на производство. Как правило, подобные программы сертификации стоят очень дорого, и специалистам, которые только что закончили высшие образовательные учреждения, они не по карману. В то же время с этими продуктами должны работать именно молодые люди, поскольку они более динамичны и легче обучаются. Возникает определенный конфликт — молодые люди, которые только что закончили вуз, не знают наиболее актуальных программных продуктов, потому что в вузах этих программ еще нет, поскольку образовательным учреждениям для этого нужно часто обновлять технику, переучивать профессорско-преподавательский состав, что для большинства учебных учреждений не только России, но и Запада просто невозможно. К тому же использование этих продуктов нередко требует их практической реализации в индустрии и практического опыта преподавания, но преподаватели его тоже не имеют. На Западе раньше, чем в России, пришли к осознанию этой проблемы и пытаются ее как-то решить — рекомендовать системе образования курсы в области ИТ-технологий, которые готовили бы специалистов к работе в индустрии так, чтобы этим специалистам в дальнейшем было проще переучиваться и повышать свою квалификацию в процессе работы. Эти программы финансируются на Западе, и многие вузы разных стран уже в них включены.

В России компания Microsoft активно продвигает программу Microsoft IT Academy, благодаря которой учебные учреждения смогут использовать новейшие программные продукты, что упростит учебный процесс, повысит его качество и коммерческую отдачу. Microsoft предлагает методику для преподавателей, возможность повышения квалификации для преподавателей и возможность сертифицироваться для учащихся. Система сертификации направлена на проверку способности человека выполнять конкретные функции, а не на проверку того, насколько хорошо он усвоил теоретические знания. Сертификация — это более широкое понятие, чем просто тестирование. Сертификат свидетельствует о том, что данный человек обладает практическими знаниями, и обеспечивает HR-менеджерам большую уверенность при приеме на работу подобных специалистов.

Европейская система ИТ-образования (которая сейчас находится в стадии создания) предполагает, что система образования в итоге будет связана с HR-службой, то есть ролевые функции будут в конечном счете понятны не только любому работнику образования, но и HR-менеджерам, которые принимают соискателей на работу. Таким образом, речь идет о международном стандарте.

Программа Microsoft IT Academy — это набор предложений Microsoft для образовательных учреждений, предназначенных для облегчения ведения учебного процесса в области ИТ-технологий. Программа предлагает систему скидок и бесплатное программное обеспечение. Для участия в программе вузу необходимо заплатить регистрационный взнос, который несоизмеримо меньше стоимости предоставляемых программных продуктов.

Программа направлена также на повышение квалификации и уровня знаний преподавателей. Преподаватель, который ведет ИТ-направление, постоянно нуждается в повышении квалификации, потому что сама эта среда динамична. Программа дает доступ преподавателям к определенному объему знаний (к закрытым сайтам, где преподаватели могут обмениваться опытом и куда выложены специальные учебные пособия и т.д.).

В начало В начало

Статистика спроса на ИТ-специалистов в России

По данным кадрового агентства «Агентство “Контакт”», спрос на профессиональные кадры в нашей стране будет постоянно расти. По мнению аналитиков данного агентства, Россия вошла в число стран с устойчивым развитием ИТ. ИТ-рынок в России может быть признан достаточно зрелым, что, в частности, выражается в отсутствии специфического отношения к нему со стороны вендров — в отличие от начального этапа его становления. Так, например, Россия сегодня является мировым лидером в плане роста бизнеса Microsoft (30% в год).

Положительную роль здесь играет политика России в области международных отношений (ВТО, международные кредитные организации и пр.), а также происходящие в стране внутренние процессы (рост SMB, реструктуризация, увеличение потока инвестиций, специальных программы на государственном уровне).

Определенный интерес представляет статистика «Агентства “Контакт”» за 2004 год, отражающая востребованность сертификатов Microsoft (рис. 4).

 

Рис. 4. Востребованность сертификатов Microsoft

Рис. 4. Востребованность сертификатов Microsoft

Комментируя вопрос востребованности тех или иных сертификатов среди московских студентов, хотелось бы привести результаты опроса, проведенного в рамках конкурса «Каникулы с Microsoft — бесплатное обучение и IT-сертификат». На вопрос «Какие сертификаты Вы считаете наиболее востребованными?» студенты дали ответы, представленные в таблице.

 

Интересные данные о спросе, существующем сегодня на московском рынке, приводит кадровое агентство «Анкор», которое занимается подбором персонала с 1990 года. По данным агентства, в Москве растет как общий спрос, так и доля заказов от иностранных компаний (рис. 5-8).

 

Рис. 5. Запросы от российских и иностранных компаний

Рис. 5. Запросы от российских и иностранных компаний

Рис. 6. Динамика запросов по уровням позиций

Рис. 6. Динамика запросов по уровням позиций

Рис. 7. Динамика спроса по секторам рынка

Рис. 7. Динамика спроса по секторам рынка

Рис. 8. Динамика спроса по типам позиций

Рис. 8. Динамика спроса по типам позиций

В начало В начало

Выводы

Прогнозы аналитиков говорят о том, что в ближайшее время в мире будет наблюдаться нехватка ИТ-специалистов. Те страны, которые не обеспечат ИТ-образования своих граждан, столкнутся с проблемами развития всех секторов экономики. И решить эту проблему только за счет экспорта ИТ-услуг невозможно.

Для нашей страны развитие ИТ-образования особенно актуально. Во-первых, успешное ИТ-образование позволит поднять собственную экономику. Во-вторых, у нас появится шанс выполнять аутсорсинговые ИТ-проекты, конкурировать с Индией, Китаем и другими странами, которые сильны на данном рынке. Это, в свою очередь, будет сдерживать утечку мозгов за рубеж, способствовать появлению новых рабочих мест внутри страны, наукоградов и свободных научно-технологических зон, центров офшорного программирования и т.п. Для отечественных студентов ИТ-образование открывает широкие возможности получения перспективной работы как в отечественных ИТ-фирмах, так и в представительствах зарубежных высокотехнологичных компаний.

КомпьютерПресс 5'2005


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует