«Живой» против «Монстра»
Трекеры — класс программ для создания музыки на компьютере. Получили свое название от Scream Tracker, одной из первых массовых программ подобного класса. Могут работать как с собственными, так и с общепринятыми форматами цифровой музыки (например, mod). В отличие от секвенсоров трекеры сохраняют в своих файлах не только партитуру, но и сэмплы. Многие современные трекеры поддерживают звуковые эффекты и большое количество каналов (до 24).
Секвенсор — программа, предназначенная для записи и редактирования партитуры музыкального произведения в электронном виде для последующего воспроизведения при помощи электронных музыкальных инструментов и/или распечатки нотного текста.
API (Application Programming Interface) — прикладной интерфес программирования, или, проще говоря, набор команд, позволяющий разработчику управлять работой какого-либо устройства, не прибегая к низкоуровневому программированию. Существуют как аппаратно-зависимые (то есть разработанные для какого-либо конкретного устройства или чипсета), так и стандартизованные (не зависящие от аппаратной реализации данного утстройства) API.
Сэмпл — дословно «образец» (от англ. sample). Применительно к синтезу — оцифрованный или искусственно созданный звуковой отрывок, используемый для формирования звука в сэмплерах, а также в звуковых картах с wavetable-синтезом.
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — цифровой интерфейс для музыкальных инструментов, разработанный в начале 80-х годов. Первоначально предназначался для управления электронными музыкальными инструментами, но в дальнейшем функциональные возможности были значительно расширены. Электрическое соединение производится по схеме «токовая петля», все подключаемые устройства имеют гальваническую развязку. Передача данных — последовательная со скоростью 31 250 бод. Обычно имеется три разъема, выполненные на пятиконтактных разъемах DIN: MIDI In (вход MIDI), MIDI Out (выход MIDI) и MIDI Thru (cквозной выход MIDI, на который посылается копия всех сообщений, поступающих на MIDI In). На звуковых картах разъем MIDI Thru обычно отсутствует, однако существует возможность программного переключения MIDI Out в режим MIDI Thru.
Sf2 (SoundFont 2) — формат файлов, используемый компанией Creative для хранения звуковых банков для карт AWE и SB Live! на различных носителях (дискетах, жестких дисках, CD-ROM и т.д.).
Реверберация, хорус, флэнджер, дисторшн, сдвиг высоты тона — названия звуковых эффектов. Ознакомиться с ними вы можете в статье «Звуковые эффекты SB Live!» на нашем CD-ROM.
Полный дуплекс — режим работы звуковой карты, при котором одновременно производится как запись, так и воспроизведение звукового потока.
Wavetable — упрощенный метод сэмплерного синтеза, используемый главным образом в синтезаторах, которыми оснащаются звуковые карты.
Сабвуфер — элемент акустической системы, предназначенный для воспроизведения низкочастотных составляющих сигнала. Как правило, конструктивно выполнен в виде отдельного блока.
Сателлит — элемент акустической системы, предназначенный для воспроизведения средне- и высокочастотных составляющих звукового сигнала при совместной работе с сабвуфером. В отличие от сабвуфера количество сателлитов и их расположение влияют на восприятие пространственных характеристик звучания. Для стереосистем используется два сателлита, для систем «окружающего звука» — четыре или более.
Частота дискретизации — одна из наиболее важных характеристик цифрового сигнала. Это частота, с которой производятся выборки значений амплитуды при аналого-цифровом преобразовании. Чем выше частота дискретизации, тем больше частотный диапазон записи.
ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь.
АЦП — аналого-цифоровой преобразователь.
Передискретизация — процесс преобразования частоты дискретизации цифрового сигнала.
MPU-401 — стандарт де-факто для MIDI-интерфейсов, разработанный фирмой Roland.
Отношение «сигнал/шум» — уровень собственных шумов какого-либо устройства или тракта, измеренный относительно сигнала номинальной амплитуды.
GM (General MIDI) — стандарт MIDI-сообщений. В GM определено соответствие 128 номеров патчей звукового банка конкретным инструментам. Для ударных инструментов зарезервирован 10-й MIDI-канал, а также стандартизованы номера основных контроллеров.
GS — расширенная версия стандарта GM, разработанная фирмой Roland. В отличие от GM допускается использование иерархии из многих звуковых банков, предусмотрено до десяти переключаемых наборов ударных инструментов, расширен список контроллеров.
XG — наиболее развитый на сегодняшний день стандарт MIDI-сообщений, предложенный фирмой Yamaha.
MPC (Multimedia PC) — спецификация, содержащая требования, предъявляемые к мультимедийным устройствам для персональных компьютеров.
Линейный вход — аналоговый вход, предназначенный для подключения звуковоспроизводящих устройств, например магнитофона, CD-проигрывателя, тюнера и т.д. Как правило, в бытовой аппаратуре линейный сигнал с уровнем, равным 0 дБ, имеет амплитуду 775 мВ.
Микрофонный вход — аналоговый вход, предназначенный для подключения микрофонов.
S/PDIF (Sony/Philips Digital InterFace) — цифровой интерфейс Sony/Philips, предназначенный для передачи звуковых сигналов в цифровом виде. Может быть реализован как с электрическими, так и с оптическими соединителями.
RCA — название коаксиального разъема (известного отчественным пользователям как «тюльпан»), широко применяемого в бытовой аудио- и видеоаппаратуре.
DIN, miniDIN — разъемы, соответствующие немецкому индустриальному стандарту (DIN). 3- и 5-штырьковые разъемы DIN хорошо знакомы нашему читателю по отечественной аудиотехнике. MiniDIN вы можете встретить у мышей и клавиатур PS/2.
I2O (Intellectual Input/Output) — цифровой интерфейс с последовательной передачей данных.
Полифония — число нот, которые одновременно может воспроизводить синтезатор, звуковой модуль или подобное устройство.
Мультитембральность — количество тембров (различных звучаний), которое одновременно может воспроизводить синтезатор, звуковой модуль или подобное устройство. Как правило (но не всегда), значение мультитембральности ограничено количеством MIDI-каналов, поддерживаемых данным устройством.
Звуковой банк — совокупность патчей, каждому из которых присвоен определенный номер.
Патч (patch) — совокупность сэмплов или их комбинаций, а также набор дополнительных параметров (таких как форма огибающей, настройки резонансных фильтров и т.д.), на основе которых формируется звучание какого-либо тембра.