Электронная коммерция
Разработка Интернет-магазинов
Интервью с программистом-координатором компании eTopsS Consulting (http://www.eTopS.ru) Михаилом Щегловым
Основные направления деятельности этой компании — услуги по переводу бизнес-процессов компаний в Интернет и построение систем электронной коммерции любого уровня сложности: от Web-витрин до корпоративных Интернет-систем поддержки поставок, производства и сбыта.
— Как известно, уже прошли те времена, когда один программист (он же Web-дизайнер) мог от начала до конца разработать и внедрить собственную систему Интернет-торговли. Как вы создаете свои проекты?
— Над нашими проектами, в зависимости от сложности и объема, работает коллектив из двух-трех и более программистов, менеджера и Web-дизайнера. Причем основа делается на специализированном инструментарии немецкой компании Intershop, а уже затем мы дописываем на Java или Perl недостающие компоненты.
— С чего начинается ваша работа?
— Менеджер общается с клиентом и вырабатывает общую концепцию проекта, приводя абстрактные требования заказчика к конкретике существующих технологий. Затем разрабатывается общий статичный дизайн (иногда у заказчика имеются строгие требования к оформлению), и уже после этого программисты воплощают его в динамику, продуцируемую системой.
— Какие проблемы вы решаете в процессе работы?
— Главная проблема — постановка задачи. Как правило, заказчик не знает, чего конкретно он ждет от своего проекта. В результате довольно длительных бесед проект постепенно обретает форму, и только после этого можно приступать к работе.
— И долго это продолжается?
— В принципе, при помощи специальных мастеров (Wizards) нашей системы мы можем довольно быстро создать стандартный Интернет-магазин (буквально за несколько часов) и отдать его заказчику в тестовую эксплуатацию. Наработав некоторый опыт, он получает определенное представление о вопросе и может более четко сформулировать свои требования для выработки окончательного варианта.
— В какие сроки вы изготавливаете типичный Интернет-магазин?
— Все зависит от сложности и объема. Проекты могут различаться по сложности и стоимости изготовления на порядки. Самый простой — это одна неделя для одного человека, но есть и весьма серьезные работы, для выполнения которых приходится работать довольно длительное время.
— Задействуете ли вы какие-либо сторонние организации?
— Практика показала, что это неэффективно. Мы привлекали к работе над некоторыми проектами дизайн-студию, но это неоправданно затягивало сроки, и мы решили, что необходимо все же иметь своих дизайнеров. Конечно, заказов много, рабочих рук постоянно не хватает, но мы не можем расширяться слишком стремительно, иначе нам придется только и делать, что обучать новых сотрудников.
— Вот вы сказали, что основой является система Intershop. А что вы пишете самостоятельно?
— Современный электронный магазин — это ведь не просто страничка в Интернете. Всегда требуется то или иное усложнение системы: складской и бухгалтерский учет, генерация отчетов в определенной форме, внедрение каких-то платежных систем, учет статистики и так далее. Этим и приходится заниматься. Вот, например, серьезной проблемой может стать так называемый Web-паблишинг, или управление Web-контентом. Или, скажем, регулярное обновление тех же новостей.
— А что, ваша программа не поддерживает такие системы?
— Наша система не статическая, а динамическая, то есть с довольно гибкой и сложной генерацией содержимого. Поэтому необходимо учитывать различные аспекты ее функционирования и одновременно сохранять ее надежность. Сама программа Intershop, помимо основного модуля, может комплектоваться и дополнениями, так называемыми картриджами, но зачастую они довольно дорого стоят, да и не реализуют всех необходимых функций. Поэтому, с одной стороны, глупо предлагать пользователю «довесок» для публикации новостей, который обойдется ему дороже, чем основной модуль, а с другой — все равно придется что-то изменять и доделывать.
— Почему бы вам не использовать для разработки более мощную, универсальную систему?
— Главное, что такая система обойдется пользователю значительно дороже. InterShop Merchant — это уже относительно дорогой продукт (лицензия стоит около 6 тыс. долл.). А более сложная «могутная» система догонит по цене серьезную банковскую систему, однако, как известно, обороты в Интернете пока не в состоянии оправдать такие затраты. На будущее мы, конечно, планируем что-то более мощное, но пока в этом нет нужды — обходимся своими силами.
— Да, дороговато обходится владение Интернет-магазином…
— Но есть же различные варианты. Можно арендовать «торговые площади» на нашем сервере, и тогда за лицензию платить не придется. А аренда, в зависимости от объема, будет стоить порядка 100-200 долл. в месяц.
— А как вы оцениваете перспективы развития этого направления?
— Я не эксперт, но, судя по катастрофической нехватке кадров как у нас, так и за рубежом, направление это, безусловно, перспективное.