Web-порталы: классификация и назначение
Основные характеристики корпоративных порталов
Наиболее популярные средства создания порталов
Этапы эволюции технологий и продуктов для создания порталов
Зачем нужны порталы?
Не секрет, что за последние несколько лет в способах ведения и организации бизнеса произошли качественные изменения. Сейчас одними из самых важных факторов успеха практически любой компании являются эффективность и своевременность использования информации, поступающей от ее сотрудников, партнеров и клиентов.
Следует отметить, что множество российских и зарубежных предприятий, успешно внедривших внутренние информационные системы, пока используют Интернет главным образом как средство коммуникации, то есть недостаточно эффективно. Нередко их внутренние информационные системы не интегрированы с приложениями, обеспечивающими взаимодействие с клиентами и партнерами. Тем не менее, понимая, что залогом успеха в конкурентной борьбе сегодня является наличие инфраструктуры, позволяющей использовать Интернет не только как средство коммуникации, но и как один из основных инструментов ведения бизнеса, многие предприятия уже начали применять Интернет-приложения в целях предоставления своим клиентам и сотрудникам актуальной информации и возможности прямого доступа к корпоративным приложениям, а также своевременной обработки поступивших от них сведений (например, заказов или предложений) на всех уровнях деятельности предприятия.
Чтобы предоставить пользователям единый интерфейс к актуальной информации и бизнес-приложениям, не затронув при этом уже эксплуатирующиеся внутренние информационные системы, сейчас нередко применяются портальные технологии, позволяющие осуществить интеграцию имеющихся приложений в рамках единого способа доступа к ним. Многие западные аналитики предсказывают значительный рост рынка этих технологий и реализующих их продуктов в течение ближайших двух лет. Поистине тема порталов стала в последнее время очень «модной».
Что же представляют собой порталы и какими они бывают?
По своей сути портал — это Web-сайт, предназначенный для определенной аудитории (например, клиентов и сотрудников компании), осуществляющий анализ, обработку и доставку информации и предоставляющий доступ к различным сервисам на основе персонализации пользователей с помощью любого устройства, подключенного к Интернету. Классифицировать порталы можно по различным признакам, но чаще всего прибегают к классификации по назначению.
Типы порталов
В настоящее время с точки зрения назначения различают три основных типа порталов:
- Публичные, или горизонтальные, порталы (называемые иногда мегапорталами), такие как Yahoo, Lycos, Excite, Rambler. Такие порталы нередко являются результатом развития поисковых систем. Предназначены они для самой широкой аудитории, что отражается на содержании предоставляемой ими информации и услуг. Как правило, эта информация носит общий характер (например, новости о политических событиях, культурной жизни и т.д.), равно как и предоставляемые услуги (электронная почта, новостные рассылки и т.д.). Поскольку сфера деятельности таких компаний пересекается со сферой деятельности средств массовой информации, во многих западных странах в последнее время наблюдаются процессы слияния публичных порталов и средств массовой информации в рамках одной компании (рис. 1).
- Вертикальные порталы. Этот вид порталов предназначен для специфических видов рынка и обслуживает аудиторию, пользующуюся услугами этого рынка или работающую на нем. Примерами таких порталов могут служить, например, туристические агентства, предоставляющие услуги по бронированию мест в гостиницах, заказу и доставке билетов, доступу к картам и сведениям об автомобильных маршрутах и т.д., либо порталы типа B2B (business-to-business), позволяющие своим клиентам реализовывать совместные бизнес-операции (например, выбирать поставщиков и осуществлять закупку товаров, проводить аукционы и т.д.). Число таких порталов в последнее время быстро растет, поскольку все новые и новые рынки товаров и услуг перемещаются в Интернет (рис. 2).
- Корпоративные порталы предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия. Пользователи такого портала получают доступ к предназначенным им сервисам и приложениям в зависимости от их роли и персонального профиля (рис. 3).
Помимо этих трех типов порталов термин «портал» иногда употребляется применительно к некоторым другим типам Web-приложений, предоставляющих своим пользователям те или иные услуги через Интернет, например, к голосовым порталам, предоставляющим доступ к некоторым услугам по телефонной линии с помощью голосовых команд или команд, посылаемых с клавиатуры телефона, или к так называемым персональным порталам, предоставляющим услуги персональных информационных менеджеров и электронной почты.
Основные характеристики корпоративных порталов
Основными характеристиками современных корпоративных порталов являются:
- обеспечение возможности доступа сотрудников предприятия ко всем информационным ресурсам этого предприятия через единый интерфейс;
- возможность осуществления поиска нужной информации;
- возможность публикации пользовательской информации;
- поддержка режимов коллективной работы;
- строгая персонализация пользователей.
Отметим, что конфигурация рабочего места и предоставляемая пользователю информация в корпоративных порталах осуществляются на основе строгой персонализации и прав доступа пользователя к тем или иным ресурсам (данным, сервисам, приложениям, документам). Так, клиент Интернет-магазина может получать информацию о поступлении в магазин новых товаров в соответствии с его профилем, сформированным на основе истории его покупок или анкетных опросов, а также на основе сведений, предоставленных о нем менеджерами магазина. Обычно порталы обеспечивают не просто персонализацию, но и обратную связь со своими пользователями.
Наиболее популярные средства создания порталов
Переход к массовому применению порталов обусловил появление на рынке программного обеспечения специализированных средств их создания.
В таблице приведены средства создания порталов, которые, по данным аналитиков Gartner Group, наиболее широко применялись в последние годы (источники — http://www.gartnerweb.com/, http://www.techrepublic.com/), а также некоторые новые продукты, недавно появившиеся на рынке программного обеспечения. Заметим, что на сегодняшний день на этом рынке явных лидеров пока нет.
Как правило, стоимость решения на базе этих продуктов зависит от количества используемых серверов, количества и типа информации и сервисов, предоставляемых порталом, и планируемого числа пользователей и колеблется от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов.
Многие из перечисленных продуктов позволяют создавать и вертикальные, и горизонтальные, и корпоративные порталы, хотя технологические реализации, а также платформы, для которых они предназначены, могут быть различными.
Подробная техническая информация и дополнительные материалы о перечисленных выше продуктах находятся на нашем компакт-диске. Отметим также, что некоторым из них посвящены отдельные статьи данного спецвыпуска.
Несколько слов о перспективах
Итак, порталы по своей сути становятся средством глобализации обработки данных, объединяя бизнес-процессы внутри предприятия с бизнес-процессами его партнеров и клиентов и таким образом выходя за рамки традиционной информационной системы. Реально современные и будущие порталы будут выполнять две различные функции — функцию агрегации содержимого и функцию интеграции приложений и данных, что необходимо для успешного взаимодействия с партнерами и клиентами. Не последнюю роль в функциях порталов будет играть и поддержка мобильных устройств, позволяющая пользователям заменить ими традиционные настольные компьютеры и получить возможность постоянного доступа к предоставляемым ими сервисам.
Отметим также, что порталы смогут предоставлять своим пользователям доступ к Web-сервисам, используя технологии UDDI (Universal Description, Discovery and Integration) и SOAP (Simple Object Access Protocol), а также реализовывать собственные Web-сервисы, предоставляя доступ к ним другим приложениям и порталам. Видимо, следует вскоре ожидать появления индустриальных стандартов на компоненты порталов.
КомпьютерПресс 6'2001