Видео в cети Интернет
Streaming, или Потоковая передача видео (RealAudio, Windows Media и QuickTime)
Многоадресная передача (Multicasing)
Встраивание видео на Web-страницы
Использование видео на Web-сайтах пока не получило такого распространения, как аудиотрансляции и проигрывание звуковых файлов. Однако стремительный рост возможностей глобальной Сети, появление высокоскоростных коммуникаций и широкое распространение надежных средств доступа в Интернет заставляют задуматься и об использовании возможностей видео на Web-страницах.
Для построения междугородных или даже международных телевизионных мостов с большим количеством участников необходимо очень дорогое и мощное спутниковое оборудование, доступное только крупным транснациональным видеокорпорациям. А при использовании Сети, даже при самом высоком уровне оборудования и задействованных для этого мощностей, уровень затрат на междугородную и международную интерактивную телесвязь несравнимо меньше.
Сегодня уже и в российской глубинке появились устойчивые базы для развития инфраструктуры Интернета, а в крупных городах провайдеры предлагают высокоскоростные соединения 33,6/56 Кбит/с и даже спутниковый доступ. В отношении последней возможности реализовано уже несколько проектов, а в связи с видео следует упомянуть решение «НТВ+», которое обеспечивает Интернет-трафик на приеме 64 Кбит/с для каждого обладателя спутникового комплекта «НТВ+Интернет». В проектах компании «НТВ+Интернет» предполагается и «Видео по заказу» (Video on Demand), причем уже с вполне приличной картинкой.
Streaming, или Потоковая передача видео (RealAudio, Windows Media и QuickTime)
На рынке потоковой передачи видео те же игроки, что и в области звуковой трансляции: компания Real Systems с технологией RealVideo, фирма Apple с QuickTime и Microsoft с Windows Media. Эти технологии позволяют просматривать видеофайлы или прямую трансляцию непосредственно в процессе скачивания их по Сети. Все вышеупомянутые форматы, обеспечивающие потоковую передачу аудиоданных, можно напрямую встраивать в Web-страницы.
Пионером в области потоковой передачи медиа-данных в Сети стала компания Real Systems, а ее формат RealVideo стал первым, который позволял работать в режиме Multicasing (то есть с подключением большого числа зрителей к трансляции). Компания Real Networks предоставляла пользователям Интернета возможность бесплатно скачивать версии Real Player как для просмотра в онлайновом режиме, так и для офлайновой работы с материалами Real-формата.
Существующие ранее технологии передачи аудио- и видеоинформации для онлайновых видеоконференций — Microsoft Netmeeting, Vivo или Real Broadcasting — не позволяли организовать сколько-нибудь серьезную трансляцию на несколько пользователей одновременно. Сделать видео в формате RealVideo можно было при помощи бесплатного пакета Real Encoder или в более поздней версии — RealProducer (к сожалению, RealProducer — программа, позволяющая конвертировать видео в RealVideo непосредственно или из других форматов, — больше не выходит в бесплатной версии), а установленный на том же компьютере платный Real Server осуществлял трансляцию. Для передачи и просмотра видео с разрешением 177×144 пикселов необходим модем не менее 33,6 Кбит/с. Естественно, при таком потоке передачи ваше видео смогут посмотреть только один-два зрителя. Для более серьезных трансляций (для нескольких сотен пользователей) необходимо компьютер с установленным пакетом Real Server установить на линию со скоростью потока не менее 128 Кбит/с. При этом картинка может по прежнему передаваться с минимальным разрешением, но уже только для того, чтобы пользователи Интернета, которые подключены на минимальной сегодня скорости 28,8 Кбит/с, смогли его посмотреть. Однако уже начиная с версии G2 в пакете RealProducer можно готовить видео с разным качеством и транслировать его в режиме SureStream, то есть передавать одновременно несколько потоков с разной скоростью. При приеме Real Player G2 пытается подключиться к максимально возможному потоку для этого компьютера.
Кроме того, при оформлении материалов трансляций как в on-line, так и в off-line можно использовать и другие составляющие технологии Real Systems: Real Text, Real Picture и Real Flash. Помимо RealVideo для трансляции в Сети можно использовать сегодня и Microsoft Media (ранее известный как Netshow и интегрированный с платформой Microsoft BackOffice), и Apple Quick Time. Microsoft Media обеспечивает сходное с RealVideo качество (и все программы распространяются бесплатно, а покупать надо только сервер для трансляции в режиме Multicasing). Высокое качество видео обеспечивает и Quick Time, но имеет значительно меньшее распространение в Интернете.
Многоадресная передача (Multicasing)
Передача медиа-данных по IP-сетям привела к идее интеграции компьютерных и телевизионных технологий. Многоадресная передача представляет собой процесс, который в технической литературе иногда обозначают термином «true push». Сервер всегда передает в сеть поток данных по определенному IP-адресу, поэтому в том случае, когда принимающих клиентов не имеется, этот поток передается до ближайшего маршрутизатора и там аннулируется. Появившийся клиент инициирует процесс получения потока данных с сервера, загрузив с него конфигурационный файл (в котором среди прочего прописан и этот IP-адрес) и настроившись на прием потока. При этом клиентскому компьютеру в дополнение к его собственному адресу присваивается адрес назначения потока, и все маршрутизаторы между клиентом и сервером автоматически конфигурируются таким образом, чтобы пропускать этот поток непосредственно к указанному клиенту.
При инициировании получения потока другим клиентом процесс повторяется. Клиентов может быть сколько угодно, при этом количество передаваемых данных от сервера до ближайшего к нему маршрутизатора будет всегда постоянно: они будут автоматически тиражироваться маршрутизаторами по мере необходимости, то есть только в случае, если в подключенных к ним подсетях находятся клиенты, принимающие этот поток.
Многоадресная передача данных была впервые описана в RFC 1112, а к настоящему времени существует несколько дополнений к этому стандарту. Согласно RFC 1112 всю совокупность адресов Интернета можно разбить на несколько подмножеств (или классов сетей). Классы сетей A, B и C используются для одноадресной передачи, и различие между ними состоит лишь в количестве IP-адресов, которые могут обслуживаться сетью соответствующего класса. Среди распространенных протоколов прикладного уровня, используемых для многоадресной передачи, известен, в частности, Multicast FTP.
Основным механизмом многоадресной передачи является IGMP (Internet Group Management Protocol), который служит для подписки на многоадресный поток. С помощью IGMP клиент присваивает себе дополнительный адрес из диапазона адресов класса D (по которому передается поток), и все маршрутизаторы на участке между клиентом и сервером настраиваются так, чтобы пропускать этот поток в нужную подсеть. IGMP является управляющим протоколом (как, например, и ICMP) и относится к сетевому уровню модели OSI.
Маршрутизация многоадресных потоков может осуществляться с использованием нескольких протоколов (http://info.internet.isi.edu/in-notes/rfc/):
- Distance Vector Multicast Routing Protocol (RFC 1075) — обычно применяется при больших плотностях групп, то есть когда в каждой или почти в каждой подсети есть клиенты группы; в большинстве случаев этот протокол оптимален для применения в корпоративной интрасети;
- Multicast Open Shortest Path First (RFC 1584), как правило, применяется в маршрутизаторах, где работает обычный OSPF;
- Protocol Independent Multicast (RFC 2117, 2362) — работает независимо от одноадресных протоколов маршрутизации, может применяться в гетерогенных сетях, где необходимо, чтобы одноадресные и многоадресные пакеты передавались разными путями;
- Core-Based Tree Protocol — применяется в разряженных сетях (в том числе в Интернете) и использует механизм создания дерева доставки от «базового» маршрутизатора.
Поскольку многоадресная передача значительно экономит трафик, то появляется возможность сделать передаваемый поток более насыщенным, включив туда и медийные элементы.
Многоадресная передача может применяться в очень многих областях: от передачи видео и аудио, конференций и презентаций, учебных занятий и демонстраций до традиционного обновления любых данных в кэше компьютера-клиента (Web-вещание).
КомпьютерПресс 6'2001