Внешние звуковые адаптеры
С момента своего появления и вплоть до недавнего времени
звуковые адаптеры во внешнем исполнении были ориентированы исключительно на
профессиональный и полупрофессиональный рынок. Однако в течение последних двух
лет сразу несколько производителей представили мультимедийные версии подобных
устройств.
наменательной вехой, от которой можно отсчитывать новый период в истории внешних звуковых адаптеров, стало появление в марте 2002 года модуля SoundBlaster Extigy*. Выпуск первой внешней модели SoundBlaster имел большой резонанс в компьютерной прессе и среди пользователей, причем обращала на себя внимание не столько концепция этого решения (она-то как раз не нова), сколько уникальное сочетание цены и функциональных возможностей данного устройства. Creative Labs удалось создать внешний модуль с практически полным набором возможностей современной мультимедийной звуковой карты, оснащенный беспроводным пультом ДУ и аппаратным (!) декодером Dolby Digital, — и все это по весьма привлекательной цене.
Вообще говоря, идея вынесения звукового адаптера во внешний блок, подключаемый к компьютеру посредством одного из стандартных интерфейсов, сама по себе не нова. Основные преимущества подобного решения заключаются в том, что, во-первых, значительно снижается уровень помех и наводок от внутренних компонентов и блока питания компьютера, отчего, естественно, улучшаются шумовые характеристики звукового тракта, а во-вторых, независимость от конструктивного исполнения компьютера делает возможным подключение таких устройств к любым типам ПК — как к настольным, так и к портативным.
В середине 90-х годов несколько моделей подобных устройств, подключаемых к компьютеру через параллельный либо последовательный порт, выпустили компании Roland и Yamaha. Однако то были довольно дорогие полупрофессиональные решения, не получившие широкого распространения. Тем не менее несколько лет спустя производители вновь обратили внимание на данный класс устройств, но уже на ином уровне. Чем же это было вызвано?
Во-первых, благодаря увеличению вычислительной мощности ПК и появлению новых версий ОС с расширенными мультимедийными функциями, стало возможным использование компьютера в качестве полнофункционального развлекательного центра. Запись и воспроизведение аудиофайлов сжатых форматов, просмотр видеофильмов, ввод и нелинейный монтаж видеофрагментов и, разумеется, игры — вот далеко не полный переень «специальностей» современного домашнего компьютера.
Во-вторых, в компьютерной индустрии произошел массовый переход на интерфейс USB, что позволило снять многие ограничения, налагаемые legacy-интерфейсами. Благодаря внедрению USB стало возможным одновременное использование большого количества периферийных устройств и их горячее подключение. Кроме того, только с появлением USB удалось в полной мере реализовать полноценный механизм plug-and-play для внешних устройств.
В-третьих, наметилась тенденция к интеграции бытовых электронных устройств различного назначения с ПК. Если ранее интерфейс S/PDIF был атрибутом исключительно профессиональных звуковых устройств, то теперь им стали оснащать бытовую аудиотехнику, причем не только стационарные «блочные» компоненты (ресиверы, CD-проигрыватели, усилители и т.п.), но и некоторые модели музыкальных центров и портативных аудиоустройств. Заметный вклад в интенсификацию данного процесса внес стремительный рост популярности домашнего кинотеатра: практически у всех «театральных» ресиверов и во многих моделях DVD-плееров предусмотрены цифровые входы и выходы S/PDIF.
Существенные изменения сферы применения персональных компьютеров и значительный прогресс в области бытовой аппаратуры привели к тому, что сегодня далеко не всегда возникает необходимость в приобретении и установке полнофункционального звукового адаптера. Как показывает практика, довольно большое количество домашних пользователей применяют звуковую карту исключительно для вывода сигнала. При этом многие используют для озвучивания компьютера уже имеющийся музыкальный центр или систему домашнего кинотеатра. С учетом того, что практически все ресиверы (да и некоторые модели музыкальных центров) оснащаются входами S/PDIF, в ряде случаев можно обойтись вообще без звукового адаптера в его привычном виде — необходим лишь конвертор цифрового сигнала, получающий цифровой звуковой поток от компьютера и транслирующий его на стандартный для звуковой аппаратуры выход S/PDIF. Это позволяет не только снизить затраты на оснащение компьютера звуковой подсистемой, но и получить в итоге более качественный звук.
Особенно актуальны внешние звуковые адаптеры для пользователей портативных компьютеров (ноутбуков). Современные модели ноутбуков по многим параметрам уже вплотную приблизились к настольным ПК и постепенно увеличивают свое присутствие в сегменте домашних компьютеров. К сожалению, качество встроенных звуковых подсистем ноутбуков в большинстве случаев оставляет желать лучшего и единственной возможностью апгрейда в подобной ситуации является использование внешнего звукового адаптера.
В минувшем году сразу несколько производителей представили внешние решения для подключения звукового сигнала от компьютера к бытовым аудиосистемам.
Компания Xitel, например, выпустила две модели «однонаправленных» внешних звуковых адаптеров. Xitel HiFi-Link фактически представляет собой внешний блок ЦАП, подключаемый к компьютеру по USB и оснащенный аналоговым стереовыходом на разъемах RCA. Модель Xitel Pro HiFi-Link, помимо аналоговых, оснащена двумя цифровыми выходами S/PDIF: электрическим коаксиальным и оптическим. Стоит отметить, что в комплект поставки адаптеров серии HiFi-Link входит полный набор высококачественных звуковых и интерфейсных кабелей.
Помимо двух устройств серии HiFi-Link компания Xitel выпускает внешние адаптеры для подключения портативных аудиоустройств, в частности мини-дисков.
Не осталась в стороне и хорошо известная в мире профессиональных и полупрофессиональных звуковых адаптеров компания M-Audio, представившая весной прошлого года внешний звуковой адаптер для «бытового» рынка.
Компактный внешний модуль Sonica, подключаемый к компьютеру по USB, оснащен двумя выходами: стереофоническим аналоговым и цифровым оптическим S/PDIF.
Спустя некоторое время M-Audio выпустила более продвинутый продукт — Sonica Theater, представляющий собой уже полнофункциональный внешний звуковой адаптер, ориентированный на работу с многоканальными акустическими системами. Sonica Theater подключается к компьютеру по USB и оснащен восьмиканальным аналоговым выходом, позволяющим воспроизводить сигнал в форматах стерео, 5.1, 6.1 и даже 7.1. Предусмотрена возможность подключения наушников к гнезду фронтальной стереопары. Помимо аналоговых этот адаптер оснащен цифровым коаксиальным выходом S/PDIF. Кроме того, предусмотрен линейный аналоговый стереовход для записи сигнала с внешних источников. Максимальные значения параметров записи и воспроизведения аудиосигнала — 96 кГц/24 бит.
Слово Theater присутствует в названии этого модуля не случайно: на уровне драйвера реализована функция декодирования многоканального сигнала Dolby Digital 5.1/EX; кроме того, возможна трансляция многоканального цифрового потока форматов Dolby Digital/DTS на выход S/PDIF. С помощью технологии SRS Circle Surround II реализована возможность имитации эффекта окружающего звука на многоканальных АС при воспроизведении обычных стереофонических записей. Не забыты и игровые функции: на уровне драйверов Sonica Theater поддерживает наиболее распространенные API трехмерного позиционируемого звука — DirectSound3D/EAX и A3D.
Еще один внешний звуковой адаптер, выпускаемый M-Audio, — модуль Audiophile USB — ориентирован на тех пользователей, которым в первую очередь необходимо осуществлять высококачественную запись и воспроизведение стереофонического аудиосигнала. Audiophile USB оснащен двумя парами аналоговых линейных входов (на разъемах RCA и jack), линейным аналоговым выходом (на разъемах RCA) с регулятором уровня сигнала, а также входом и выходом электрического коаксиального интерфейса S/PDIF (предусмотрена возможность трансляции многоканального звукового потока в форматах PCM и Dolby Digital/DTS через выход S/PDIF). Кроме того, на передней панели имеются вход и выход интерфейса MIDI. Преобразователи ЦАП и АЦП данного модуля обеспечивают возможность воспроизведения и записи цифрового сигнала с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит. Питание Audiophile USB осуществляется от внешнего адаптера.
20 мая нынешнего года Creative Labs официально представила на российском рынке новую внешнюю модель звукового адаптера — SoundBlaster MP3+. Этот компактный (119Ѕ69Ѕ26 мм) внешний модуль оснащен интерфейсом USB 1.1 и не нуждается во внешнем источнике питания, получая необходимый для работы ток по интерфейсному кабелю. У SoundBlaster MP3+ имеются стереофонические аналоговые линейные вход и выход (на разъемах RCA), совмещенный аналоговый вход для микрофона и электромузыкальных инструментов (minijack), а также выход для подключения наушников, снабженный регулятором громкости. Поддерживается запись и воспроизведение звукового сигала с частотой дискретизации до 48 кГц и разрядностью 16 бит. Кроме того, предусмотрены оптические вход и выход цифрового интерфейса S/PDIF, позволяющие транслировать цифровой звуковой поток в форматах PCM и Dolby Digital. Входящее в комплект поставки ПО Creative MediaSource предоставляет гибкие средства для управления библиотеками звуковых файлов и обеспечивает поддержку акустических эффектов EAX и CMSS. Розничная цена SoundBlaster MP3+ в России составит порядка 60 долл.
Учитывая нынешнюю популярность разнообразных беспроводных решений, вполне логичным выглядит появление внешних звуковых адаптеров, подключаемых по радиоканалу. В комплект подобных устройств входят блок приемопередатчика, подключаемый к USB-порту компьютера, и блок ресивера, устанавливаемый в стойку с аудиоаппаратурой и подключаемый к линейному входу усилителя. Передача сигнала по радиоканалу в цифровом виде позволяет избежать потерь качества, присущих более дешевым аналоговым трансиверам (которые, кстати, также уже появились в продаже). Преобразование аудиосигнала из цифрового вида в аналоговый осуществляется встроенным в ресивер модулем ЦАП, вследствие чего путь аналогового сигнала получается максимально коротким.
Широкая полоса пропускания радиоканала делает возможной передачу не только звукового сигнала от компьютера к ресиверу, то и управляющих сигналов от пульта ДУ в обратном направлении. Таким образом, даже если компьютер находится в другом помещении, пользователь может дистанционно управлять воспроизведением медиафайлов.
В качестве примера можно привести комплект RCA RD900W Lyra Wireless. Он состоит из двух внешне похожих модулей: передатчика, подключаемого к компьютеру по USB, и приемника, подключаемого к стереосистеме обычным аудиокабелем. Передача сигнала осуществляется в диапазоне 900 МГц, радиус действия составляет более 30 м. В комплект поставки также входит беспроводной пульт ДУ.
Более оригинальное (но при этом и более дорогое) решение — комплект Motorola Simplefi. В него входит компактный передатчик, подключаемый в USB-порт компьютера, и блок внешнего ресивера. Ресивер оснащен беспроводным пультом ДУ и ЖК-дисплеем с подсветкой, на котором отображается содержимое тэгов воспроизводимых файлов. При помощи пульта можно осуществлять управление воспроизведением как отдельных файлов, так и заранее составленных плей-листов. Разработчики Simplefi гарантируют уверенный прием сигнала в радиусе примерно 50 м от передатчика, причем даже в том случае, если это пространство разделено стенами и межэтажными перекрытиями.
Хотя в настоящее время на рынке доминируют звуковые адаптеры во внутреннем исполнении (как интегрированные на системных платах, так и PCI-платы), ассортимент современных внешних звуковых адаптеров, подключаемых к компьютеру по USB, постепенно расширяется. Конечно, подобные изделия в ближайшее время вряд ли смогут стать массовыми. Однако можно не сомневаться в том, что их рыночная доля будет постепенно расти — особенно учитывая изменение структуры рынка домашних компьютеров в пользу портативных моделей (главным образом ноутбуков и субноутбуков). Так что в текущем году следует ожидать пополнения в стане внешних звуковых адаптеров, в том числе и беспроводных.