Microsoft Agent 2.0

Будущее пользовательских интерфейсов

В современном программном обеспечении активно используется метафора графического пользовательского интерфейса (Graphical User Interface, GUI), предложенная Xerox PARC (Palo Alto Research Center) еще в 70-х годах. Эта метафора, впервые реализованная в системе Smalltalk на компьютере Alto, получила свое дальнейшее развитие с появлением в 1980 году компьютера Xerox Star. Начиная с этого момента такие концепции, как наглядное редактирование (WYSIWYG), перекрывающиеся окна и манипуляция системными объектами на уровне пиктограмм, стали практически неотъемлемой частью любого программного интерфейса. Последующее десятилетие не привнесло принципиально новых изменений в метафору GUI, но еще больше упрочило ее позиции, показав, что такой подход к пользовательскому интерфейсу действительно удобен для пользователей. Интерфейс GUI стал индустриальным стандартом.

Интерфейс GUI ожидает еще много изменений и дополнений. Улучшения в дисплейной технологии, миниатюризация, беспроводные коммуникации и повышение производительности процессоров и объемов памяти привели к появлению нового класса компьютерных устройств. Но именно эволюция программного обеспечения ведет к базовому изменению интерфейсов программ и операционных систем — компьютеры становятся помощниками, ассистентами, а не средством для вычислений, как это было раньше.

Через десяток лет пользователи уже не будут нажимать кнопки, щелкать пиктограммы или перетаскивать объекты на метафорическом рабочем столе. Грядущее десятилетие принесет нам программы, которые будут стараться скрыть от пользователя множество излишних подробностей и самостоятельно выполнять заранее известную последовательность рутинных операций, делая ненужным ввод каких-либо пользовательских команд. Таким образом, от пользователя потребуется лишь описание задач, а не выбор их из набора предопределенных альтернатив. Как и человеку-помощнику, компьютеру потребуются различные уточнения для выполнения той или иной задачи и, возможно, пользовательские советы по ее оптимальному выполнению. Естественно, что такое программное обеспечение потребует новых пользовательских интерфейсов. Подобные интерфейсы называются интерфейсами-помощниками (assistive interface) и должны обладать следующими возможностями:

  • Поддерживать интерактивный ввод/вывод. Ассистенты откликаются не только на прямые вопросы — они сами задают их для более полного понимания задачи, описывают планы по ее решению, встречающиеся проблемы, сообщают о ходе выполнения и выдают результаты по мере их получения.

  • Понимают цену диалогу и задержкам. В таких интерфейсах запрос на подтверждение каждого действия занимает время, которое может быть потрачено более продуктивно. Интерфейсы-помощники моделируют процесс выполнения задачи, вычисляют потенциальные шаги, которые могут привести к возникновению ошибок, и не беспокоят пользователя по «пустякам», требуя его вмешательства только в случае реальной необходимости.

  • Эффективно управляют запросами к пользователю. Система должна сообщать ассистентам, не занят ли пользователь вводом данных или разговором по телефону, и ассистенты должны дождаться определенного момента, прежде чем обратиться к пользователю.

  • Иметь в виду социальные и эмоциональные аспекты взаимодействия с пользователем. Человек-помощник быстро осваивает необходимые «правила поведения», зависящие от выполняемой задачи, времени дня и даже настроения своего шефа. Для того чтобы стать реальным партнером, компьютерный ассистент также должен изменять свое поведение. Социальные пользовательские интерфейсы должны делать работу с компьютером более приятной и быстро распознавать ситуации, когда взаимодействие с пользователем требуется, а когда — нет.

Разработки фирмы Microsoft

Исходя из вышеизложенного исследовательская лаборатория фирмы Microsoft (Microsoft Research) начала в конце 1992 года работу над проектом Persona, целью которого было создание социального пользовательского интерфейса, управление которым могло бы осуществляться наиболее естественным образом — голосом. Такой интерфейс должен был быть представлен правдоподобным компьютерным ассистентом, персонажем, «живущим» внутри компьютера и способным вести с пользователем диалог на естественном языке. Данный проект базировался на разработках фирмы Microsoft, связанных с распознаванием речи и обработкой естественных языков, а также на технологиях создания трехмерных компьютерных анимаций.

Microsoft Bob

Первой попыткой реального воплощения идей социального интерфейса стал продукт Microsoft Bob, выпущенный в начале 1995 года. В нем группа разработчиков реализовала набор компьютерных программ, в которых анимированный гид служил основным интерфейсом к компьютеру.

Такой гид общался с пользователями посредством специальных окон с кнопками, позволяющими выполнить следующий шаг операции. Это давало пользователям возможность сосредоточиться на едином источнике полезной информации без необходимости выбора из большого набора опций. Гид предоставлял подсказки и советы по наиболее эффективному решению той или иной задачи. Исследования показали, что для многих пользователей метафора социального интерфейса решает проблемы, связанные со страхом использования компьютеров. Но несмотря на это, Microsoft Bob не прижился в качестве альтернативного интерфейса Windows.

Будущие версии Microsoft Bob будут основаны на использовании интерактивных анимированных персонажей, уже известных нам по Microsoft Agent и Microsoft Office (Office Assistant).

Microsoft Agent

Microsoft Agent возник, образно говоря, на обломках Microsoft Bob — первая рабочая модель компьютерного ассистента появилась спустя полгода после выхода Microsoft Bob. Через некоторое время наработки, появившиеся в рамках проекта Persona, легли в основу Office Assistant в Microsoft Office 97. Технология успешно развивалась, и вы можете вживую испробовать ее как в составе собственных программ, так и в HTML-документах. Более того, она будет интегрирована в Microsoft Windows 2000 и Office 2000. Отметим, что в Microsoft организована специальная группа — Advanced User Interface Group, которую возглавляет Тэнди Троуэр (Tandy Trower), автор оригинальной версии Microsoft Agent.

Социальные интерфейсы в ближайшие годы станут новой парадигмой пользовательских интерфейсов. Разработчики, которые хотят расширить функциональность своих продуктов, непременно должны попробовать Microsoft Agent, с помощью которого можно заблаговременно подготовиться к грядущим переменам в пользовательском интерфейсе.

Возврат


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует