Интерактивное искусство и оборудование для виртуальной реальности
Virtual Reality (VR)
Виртуальная реальность (VR, ВР) — искусственно вовлекающая (вынуждающая пользователя к взаимодействию) интеллектуальная система, позволяющая оказывать и принимать воздействие со стороны пользователя в симулированной компьютером среде и взаимодействовать с человеком на уровне его и органов восприятия. Для того чтобы создать иллюзию естественного бытия пользователя в виртуальной среде, приходится использовать сложные аппаратные средства (interface devices — устройства сопряжения), которые взаимодействуют с сигнальной системой человека.
Практическое применение спецоборудования для посещения тогда еще примитивных виртуальных миров состоялось задолго то появления ПК-архитектуры. Еще в 60-х годах Рэймон Герц (Raymond Goertz) из Национальной Аргоннской лаборатории (Иллинойс) и Иван Сазерленд (Ivan Sutherland) из Массачусетсского технологического института разработали ранние версии видеоочков виртуальной реальности. Тот же Герц с Mайклом Ноллом (Michael Noll) из Bell Laboratories создал прототип манипуляторов с обратным тактильным воздействием (отдачей — feedback).
Потенциальными областями применения систем виртуальной реальности являются военные тренажеры, хирургические и другие медицинские комплексы, образование и многое другое. Безусловно, наступят времена, когда английский хирург будет дистанционно оперировать пациента из Южной Африки, а московские студенты — окольцовывать нильских крокодилов, не покидая университетской аудитории.