Интерактивное искусство и оборудование для виртуальной реальности
«Мышиная» технология Immersion FEELit — почувствуйте разницу
Как заставить мышь превратиться из «безвольного» манипулятора в «живое» устройство, со своим норовом, привычками, характером? Как при этом помочь человеку физически чувствовать Рабочий стол Windows, осязая интерфейсные элементы? Чуть менее двух лет назад инженерам корпорации Immersion (которые изобрели механизм «отдачи» Force Feedback) удалось вывести на рынок принципиально новую технологию организации взаимодействия между человеком и компьютером посредством «отзывчивой» мыши FEELit Mouse. Если обычно, осуществляя «курсорную» навигацию, мы можем судить о точности наших действий лишь визуально (реже — по системному звуку Windows), то теперь нет необходимости пристально вглядываться в экран. Рельеф каждой кнопки, рамки, ярлыка и других элементов интерфейса при помощи FEELit можно почувствовать тактильно. Представьте, что вы перетаскиваете значок Windows и... чувствуете его тяжесть, когда он скользит по экрану. Представьте, что бросаете этот значок в папку и чувствуете отдачу, когда он падает в нее. Представьте, что вы ощущаете каждую команду раскрывающегося меню. Представьте, что вы скользите по Web-странице и чувствуете ее текстуру, поверхность, физически ощущаете впадины и возвышенности. Представьте, что вы проводите линию в графическом приложении и реально ощущаете растягивание эластичной нити. Представьте, что вы чувствуете границы столбцов в электронной таблице, разделители страниц в текстовом процессоре и даже сетку линий в приложениях для создания графических изображений... Достоинства осязательной навигации особенно проявляются при работе с мелкими интерфейсными элементами размером в несколько пикселов. Куда бы ни попал курсор (на линейку прокрутки, папку, гиперссылку, выделенный текст), мышь отзовется в ладони особым движением. Чем активнее вы преодолеваете моделируемое сопротивление во время перемещения, тем быстрее прокручивается содержимое. При пересечении страничного разделителя во время прокрутки вы чувствуете щелчок, информирующий вас о том, в каком месте документа вы находитесь и как быстро перемещаетесь. А когда вы достигнете конца документа, вы физически почувствуете ограничитель. Можно выбирать кнопки, значки и другие элементы, нажимая на них, как на настоящие кнопки. А когда кнопки отжимаются, пользователь чувствует при щелчке натуральное физическое подтверждение этому. Об аппаратной реализации этой мыши известно немного. Понятно, что FEELit Mouse снабжена специальной электромагнитной системой перемещения и работает только со специальным «ковриком» и что у нее есть собственный встроенный микропроцессор.
Исследования Immersion показали, что производительность труда на задачах, связанных с точным позиционированием курсора на экранных элементах, возрастает на 63%, если пользователи физически ощущают процедуру наведения курсора. Вся мощь новой технологии раскрывается при использовании в играх, приложениях настольной виртуальной реальности, а также с деловым, дизайнерским и инженерным программным обеспечением.
Несмотря на то что технология FEELit была впервые испытана «на людях» в 1995 году и стала одним из хитов уже на COMDEX/Fall’97, всплеск практического интереса к ней произошел только теперь. В частности, Logitech лицензировала ее для своих манипуляторов Wingman Force Feedback Mouse. Процесс пошел, цены идут на убыль, и «мыши с норовом» грозятся стать стандартом для работы в самых разных средах.