Вопрос, конечно, интересный…
Подборка ответов на письма пользователей и продавцов
На сей раз юристы — авторы рубрики «7 килобайт закона» — отвечают на вопросы читателей, поступившие на адрес cplaw@zmail.ru. В давно обещанную публикуемую подборку вошли ответы лишь на самые типичные или интересные из них. К чести разработчиков Закона о защите прав потребителей в нем содержатся решения почти на все случаи жизни.
Вопрос: В моем компьютере сломался привод СD-RОМ, находящийся на гарантии. Компания-продавец не имеет возможности выслать мастера на дом. У меня довольно большая графическая станция, и мне не хотелось бы везти ее в сервис-центр на общественном транспорте. Могу ли я требовать оплату такси до сервис-центра и обратно? Так как я не могу долго оставаться без компьютера, меня интересует, как долго сервис-центр может ремонтировать мой дисковод (какие временные рамки устанавливает Закон), или они могут сразу мне его заменить?
Ответ: В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или замены на товар аналогичной марки (модели, артикула). Согласно Перечню технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 года № 575, персональный компьютер с основными периферийными устройствами относится к этой группе товаров. Поэтому если вы хотите заменить ваш компьютер на аналогичный и предъявили требование о его замене, то согласно ст. 21 Закона продавец обязан заменить неисправный компьютер в семидневный срок со дня вашего обращения. При необходимости дополнительной проверки исправности компьютера продавец обязан в течение двадцати дней удовлетворить ваши требования. При отсутствии у продавца аналогичного для замены компьютера он должен заменить его в течение месяца со дня предъявления подобного требования. Если же вы требуете устранить недостаток (отремонтировать привод CD-ROM), то на основании статей 18, 20 указанного выше Закона продавец обязан незамедлительно безвозмездно его устранить, если иной срок не установлен письменным соглашением сторон; при этом продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить на период ремонта аналогичный товар. Так как продавец не имеет возможности выслать мастера на дом, при доставке вами компьютера до сервис-центра и обратно при наличии подтверждающих документов об оплате такси и иных понесенных расходах продавец обязан их возместить.
Вопрос: 29 декабря 2000 года я приобрел комплектующие к компьютеру в пермской фирме «S****». У меня есть только товарный чек, гарантийный талон мне не дали (почему, не знаю, сам я не уделил этому внимания при покупке). В апреле этого года мой компьютер перестал работать по причине аппаратной неисправности. Как мне правильно обратиться к продавцу для ремонта или замены неисправных узлов? Я слышал, что это можно сделать только в течение полугода.
Ответ: Товарный чек подтверждает, что между вами и продавцом был заключен договор купли-продажи. На основании п. 2 ст. 477 ГК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей при отсутствии гарантийного талона, подтверждающего гарантийный срок купленных комплектующих к компьютеру, вы вправе предъявить продавцу требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки товара.
Вопрос: Могу ли я поменять исправный монитор определенной марки на другой, такой же или другой марки в течение определенного времени после покупки, если меня что-нибудь не устраивает, скажем дизайн? Я купил 15-дюймовый монитор, но, поработав с ним пару дней, решил поменять его на 17-дюймовый. В магазине, где я его покупал, мне отказали, сказав, что уже выписан гарантийный талон, и обменять монитор не представляется возможным, так как он работоспособен.
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Монитор как разновидность бытовой радиоэлектронной аппаратуры в него включен. Следовательно, в магазине вам отказались обменять монитор на вполне законных основаниях.
Вопрос: В нашем городе многие продавцы ставят пломбу на системный блок и в гарантийных обязательствах вносят пункт о неправомерности пользователя вскрывать его самостоятельно; это может сделать лишь специалист из их компании, которого нужно пригласить заранее. Естественно, при таких условиях нужно забыть о профилактике, модернизации, кроме того практически невозможно скопировать информацию при выходе из строя любого критичного компонента из системного блока. Правомочны ли действия продавцов?
Ответ: На основании ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, вы согласились с условиями, которые дополнительно установил продавец. Если вы хотите проводить профилактику системного блока (например, обработку пылесосом), то рекомендуем вам покупать компьютер у того продавца, который не ставит пломбы на системный блок.
Вопрос: Можно ли вернуть в магазин компакт-диск с лицензионной игрой в течение 14 дней без объяснения причин?
Ответ: На основании ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней. При отсутствии аналогичного товара в продаже потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи (возвратить товар) и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Следовательно, компакт-диск может быть возвращен в магазин, только если он является товаром ненадлежащего качества (например, компакт-диск «не читается» дисководом и т.п.).
Вопрос: Наша компания занимается продажей вычислительной техники, и у нас возникла следующая ситуация. Девять месяцев назад у нас был куплен профессиональный 19-дюймовый монитор. Неделю назад он был возвращен клиентом по причине выхода из строя. Гарантийный срок на данное изделие 36 месяцев. В соответствии с гарантийными обязательствами нашей компанией в течение дня был произведен ремонт монитора. Ремонт производился уполномоченными сертифицированными специалистами. В настоящий момент монитор исправен, но клиент категорически требует назад деньги и монитор не забирает.
Ответ: На основании ст. 477, 503 ГК РФ и Закона о защите прав потребителей; потребитель вправе предъявить продавцу следующие требования, связанные с недостатком проданного товара при обнаружении их в течение гарантийного срока:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Следует отметить, что монитор относится к технически сложным товарам, и поэтому для удовлетворения требования о замене такого товара необходимо наличие у него существенных недостатков (неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявленные неоднократно, либо проявляющиеся вновь после их устранения и тому подобные). По всей видимости, в вашем случае покупатель возвратил монитор с целью расторгнуть договор купли-продажи и получить назад деньги, но выявленные недостатки оказались несущественными и были устранены в течение дня, что лишает его права предъявить указанное требование на основании Постановления Правительства РФ от 13 мая 1997 года № 575.
Вопрос: Могу ли я требовать выезда ко мне в Читу специалиста продавца, находящегося в Москве? Прошу принять во внимание, что представителей каких-либо московских фирм в нашем городе нет. Как часто я могу требовать выезда специалиста от них? Мне очень часто кажется, что мой компьютер неисправен.
Ответ: Пункт 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусматривает возможность осуществления потребителем при отсутствии продавца или изготовителя в месте нахождения потребителя доставку крупногабаритного товара или товара весом более пяти килограммов (настольный персональный компьютер, несомненно, весит больше) для его ремонта, уценки, замены и возврата; при этом продавец обязан возместить понесенные вами транспортные расходы в пределах разумного. При этом между продавцом и покупателем могут возникнуть разногласия в отношении размеров подлежащей возмещению суммы, которые будут разрешаться в судебном порядке. Таким образом, вы не можете требовать вызова к вам специалиста продавца, но можете отправить товар ненадлежащего качества продавцу. Однако вам следует учесть следующее обстоятельство: если компьютер все-таки исправен, то понесенные расходы по пересылке товара вам не возместят.
КомпьютерПресс 7'2001