Тестирование видеокарт
Sapphire Atlantis RADEON 9800 Pro
Введение
есеннее обновление линеек видеокарт внесло коррективы в наши планы тестирования. Практически одновременно объявленные ведущими производителями улучшенные версии видеокарт стали наконец доступны, и это послужило поводом для внеочередного исследования. К сожалению, нам не удалось собрать все предлагаемые варианты ускорителей. В нашем распоряжении оказались по два из трех основных вариантов ускорителей от обоих лидеров рынка — компаний ATI и NVIDIA.
Прежде чем перейти к результатам тестирования, хотелось бы сделать одно важное замечание. Рассматривая складывающуюся ситуацию, в статьях о последних тестированиях мы отмечали, что рынок ускорителей трехмерной графики во многом развивается так же, как и рынок процессоров для настольных компьютеров. Опасения, что ATI и NVIDIA вытеснят своих конкурентов, полностью оправдались. Конечно, это не камень в огород нынешних монополистов, а скорее свидетельство их эффективного управления исследовательскими работами и правильной маркетинговой стратегии. В сущности, уже в момент ухода с рынка компании Matrox, владевшей его значительной долей, тенденция к серьезному обострению конкуренции стала очевидной. Попытки некоторых компаний занять место под солнцем еще вселяли надежду на качественное изменение ситуации, однако ни STMicroelectronics с процессорами Kyro, ни SiS с линейкой чипов Xabre так и не смогли оказать сколько-нибудь существенного влияния на ход событий. Предлагаемые ими решения были изначально упрощенными по своей архитектуре, следствием чего стала их ориентированность на низкодоходный low-end-сегмент, но даже и там конкуренции они не выдержали. Компания Trident Microsystems, попытавшаяся было восстать из небытия, анонсировала процессор XP4, но позже переориентировала его на рынок мобильных решений. В довершение всего появилась достоверная информация о том, что Xabre, являющаяся подразделением SiS, и Trident сольются. Вероятнее всего, новая компания будет нацелена на разработку мобильной графики, но даже если это произойдет, вряд ли следует ожидать скорых анонсов.
В этой связи аналогия с положением на рынке настольных процессоров кажется вполне логичной, хотя, конечно, проводить строгие параллели было бы неправильно. Например, выход процессоров Intel Pentium 3 и AMD Athlon можно соотнести с появлением чипов ATI RADEON и NVIDIA GeForce. Появились два мощных конкурирующих продукта, превращающие остальных участников рынка в безнадежных аутсайдеров, вынужденных довольствоваться сегментом низкобюджетных решений. Далее последовал неизбежный сход с дистанции практически всех компаний (подобное произошло и с производителями видеокарт). Пыталась выжить Cyrix, поглощенная впоследствии VIA Corporation, даже появилась Transmeta. Но что в итоге? Разработки этих компаний в настоящее время не конкурируют напрямую с продукцией Intel и AMD, представляя собой отдельные и опять-таки низкобюджетные продукты для специальных применений. Напрашивается закономерный вывод: логика развития рынка неизбежна — выживают только крупнейшие компании, способные вкладывать гигантские средства в научно-исследовательскую деятельность и жить по законам долгосрочной перспективы. Время Кулибиных прошло: один продукт, даже весьма удачный, не может обеспечить своему создателю устойчивую экономическую базу и безоблачное существование. А значит — появление в ближайшее время достойных конкурентов у ATI и NVIDIA практически невозможно.
Методика тестирования
ыбирая методику тестирования видеоадаптеров, мы традиционно решили рассмотреть из различия на хорошо известных реальных и синтетических приложениях, что позволило бы наглядно продемонстрировать соотношение производительности тестируемых устройств.
Для измерения производительности видеокарт в 3D-приложениях использовались следующие программы:
• 3DMark 2003 от FutureMark Corporation;
• Codecreatures Benchmark Pro от Codecult;
• Comanche 4 Demo от NovaLogic;
• Quake 3 Arena от ID Software;
• Unreal Tournament 2003 от Epic Megagames.
Видеоадаптеры на основе микросхем NVIDIA тестировались с драйверами NVIDIA Detonator версии 44.03, а видеоадаптеры на процессорах ATI — с драйвером Catalyst версии 3.4. Чтобы поставить производителей в одинаковые условия, мы устанавливали драйверы последних версий с сайтов производителей чипов, ибо в комплект поставки, как правило, входят более старые версии драйверов. А разница в производительности одного и того же устройства с разными драйверами может быть весьма значительной. Во избежание взаимовлияния драйверов после каждой смены видеоадаптера мы производили полную переустановку операционной системы вместе с тестовым программным обеспечением.
Заметим также, что во время испытаний все настройки драйверов видеокарт оставлялись выставленными по умолчанию, за исключением, конечно, настроек рабочего видеорежима, а также отключения вертикальной синхронизации в Direct3D- и OpenGL-режимах. Кроме тестовых программ и игр мы использовали очень удобную вспомогательную утилиту Riva Tuner для определения тактовых частот графического процессора и видеопамяти у адаптеров.
Все тесты проводились на испытательном стенде следующей конфигурации:
• материнская плата Albatron Socket 478 Mainboard PX865PE Pro II с установленными на ней процессором Pentium 4 3000 МГц;
• 512 Мбайт оперативной памяти DDR400 в двухканальном режиме;
• жесткий диск IC35L090AVV207-0, имеющий два равных по объему логических раздела;
• звуковая карта Creative SB Live!, ASUS CD-S400/A;
• монитор LG FLATRON 795FT Plus;
• операционная система Windows XP с использованием файловой системы NTFS.
Особо отметим, что неоднозначная ситуация с тестовым пакетом 3DMark 2003 (напомним, что компания NVIDIA прохладно отнеслась к используемым в нем приемам программирования) получила свое продолжение. Правда, это случилось уже после окончания испытаний, и потому нам не довелось оценить выявленную производителем теста специальную оптимизацию в драйверах NVIDIA и ATI. Согласно результатам проверки компании FutureMark, оба вышеупомянутых производителя определенным образом улучшили свои драйверы последних версий для увеличения производительности в тесте 3DMark (в значительно большей степени этим грешит NVIDIA). Оптимизация драйверов — вещь полезная и нужная, но если речь идет о специальной оптимизации, предназначенной лишь для одного теста, пусть и общепризнанного, то ее полезность вызывает серьезные сомнения. Кроме того, становится не совсем ясной целесообразность использования программы, которую всяк норовит обмануть по-своему. И как тут снова не вспомнить о «процессорных войнах»? В случае с тестом 3DMark ситуация практически такая же, как с тестом SYSmark 2002, применяемую методику тестирования которого оспорила компания AMD. Конечно, поведение компаний, вынужденных считаться с наличием сверхпопулярных бенчмарков, во многом различно. Но несомненно одно: в этой схватке нельзя проигрывать ни одного раунда, потому что ставки слишком высоки. А производителю тестового ПО весьма трудно угодить обеим компаниям, не задев чьих-нибудь интересов. Несмотря на примерно равную производительность, продукты этих производителей во многом отличаются по архитектуре, и от того, кто сильнее повлияет на разработчиков тестового программного обеспечения, во многом зависит, куда качнется маятник индустрии, а отсюда и множественные разногласия.
Технические характеристики участвовавших в тестировании видеокарт представлены в табл. 1.
Таблица 1
По итогам проведенных испытаний мы присуждали знак «Выбор редакции». Для этого по результатам каждого устройства рассчитывался интегральный показатель качества. Необходимость введения такого показателя вызвана стремлением сравнить карты между собой не на основе отдельных тестов, а в целом, то есть по совокупности всех тестов. Поэтому каждому тесту присваивался свой весовой коэффициент, который являлся показателем его значимости.
Полученные в процессе тестирования результаты были нормированы в интервале от 0 до 1 по каждой из характеристик. Итоговый показатель качества вычислялся как сумма произведений нормированных значений характеристик на соответствующие весовые коэффициенты. Чем больше весовой коэффициент, тем сильнее влияние, которое данная характеристика оказывает на итоговый показатель качества. Значения весовых коэффициентов, использованных при расчете итогового показателя качества, приведены в таблице весовых коэффициентов; их сумма составляет 100 баллов. Видеоадаптер, набравший наибольшее количество баллов, является победителем. Весовые коэффициенты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Выбор редакции
нак «Выбор редакции» мы отдали видеокарте Gigabyte RADEON 9800 Pro. Эта модель продемонстрировала высокую производительность во всех тестах; кроме того, она оснащена отличным комплектом программного обеспечения и имеет четкое и подробное руководство пользователя.
Результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Участники тестирования
Gigabyte RADEON 9800 Pro
Видеокарты на основе чипа Radeon 9800 Pro пришли на смену моделям 9700 Pro. В принципе, различий между ними немного, и можно сказать, что последняя версия графического процессора является его усовершенствованной модификацией с более высокими тактовыми частотами. Архитектура процессора осталась прежней: он оснащен восемью пиксельными конвейерами, а также 256-битной шиной памяти. Отметим также, что процессор по-прежнему изготавливается по технологии 0,15 микрон. Незначительные конструктивные изменения коснулись видеокарт. Gigabyte RADEON 9800 Pro оснащена стандартным разъемом питания для подключения жестких дисков вместо устанавливаемого ранее разъема флоппи-дисководов. Такое решение вполне разумно, поскольку обеспечивает большую жесткость и соответственно надежность крепления, а также исключает возможность его повреждения. Дополнительное питание по-прежнему является необходимым условием работы видеокарты.
Карта оснащена 128 Мбайт памяти (отметим, что существуют модели с 256 Мбайт) DDR SDRAM, ширина шины памяти равна 256 бит. Рабочая частота памяти — 340 (680) МГц, микросхемы памяти имеют время доступа 2,8 нс. Частота графического процессора составляет 380 МГц. Напомним, что у моделей на основе RADEON 9700 Pro эти значения были 325 и 310 (620) МГц соответственно.
Чип оснащен системой охлаждения с ребристым радиатором золотистого цвета, модули памяти на этой видеокарте в принудительном охлаждении не нуждаются. Установленный вентилятор отличается практически бесшумной работой.
Карта обеспечивает высочайший уровень производительности, позволяя играть во все современные игры и обеспечивая при этом высокую степень детализации.
Богатый комплект поставки Gigabyte RADEON 9800 Pro должен понравиться даже взыскательному пользователю. В него входят: компакт-диски с драйверами и Microsoft DirectX 9, CyberLink PowerDVD XP, а также несколько CD-ROM с играми: полные версии Motocross Mania. Serious Sam, Heavy Metal F.A.K.K.2, демонстрационные версии Oni и Evo 4x4. Имеющийся ТВ-выход дополнен переходником на RCA, в наличии также удлинители S-Video и RCA. Кроме того, благодаря переходнику DVI-I to D-sub к этой видеокарте можно подключить одновременно два аналоговых монитора. Подробное руководство пользователя (англоязычное) иллюстрировано многочисленными рисунками и скриншотами, что значительно упрощает его изучение.
По результатам тестов видеокарта от Gigabyte поделила первое место в тестах на производительность с видеокартой от Sapphire, основанной на том же чипе. С учетом высокой производительности, обеспечивающей высококачественное изображение во всех современных играх, а также отличного комплекта поставки мы присудили видеокарте Gigabyte RADEON 9800 Pro знак «Выбор редакции».
MSI GeForce FX5200
Эта модель основана на младшем чипе FX-серии. Видеокарта FX5200, естественно, должна сменить предыдущую бюджетную линейку, построенную на MX-серии. Можно констатировать, что выпуск этого решения, нацеленного на рынок недорогих продуктов, является знаковым событием. На протяжении предыдущих лет, когда рынок трехмерных ускорителей графики уже отчетливо сформировался, нишевое разделение продуктов автоматически означало их различную функциональность с точки зрения поддерживаемых технологий. При таком подходе возможности, обеспечиваемые наиболее передовыми технологиями, доступны пользователю лишь в том случае, если он приобретет более дорогое (а зачастую очень дорогое) устройство. В качестве примера можно привести линейки GeForce и GeForce MX — полнофункциональную и урезанную соответственно. Пересмотрев свою стратегию, компания NVIDIA выпустила различные решения, известные как семейство GeForce FX, которые отличаются производительностью, но, с точки зрения потребителя, не имеют принципиальных различий в функциональности. Конечно, тот факт, что младшая модель обеспечивает полную поддержку DirectX 9 точно так же, как и старшие, не означает, что ее обладателю удастся в полной мере насладиться прелестями этой технологии. Более того, как показывают исследования, производительность недорогих видеокарт в целом соответствует их рыночному позиционированию. Важно другое — от небогатого пользователя не отделяются барьером в виде высокой входной платы за удовольствие, а в рамках имеющейся производительности он может подобрать желаемые настройки качества визуализации. В конце концов, если производительности в какой-либо популярной современной игре ему покажется мало, он задумается о покупке более скоростного продукта, но когда бюджетное решение не позволяет реализовать заложенные возможности целиком или даже запустить игру, обладателю видеокарты не удастся оценить замысел ее создателей.
Карта выполнена на текстолите фирменного красного цвета, по обе стороны PCB распаяны восемь микросхем DDR SDRAM суммарным объемом 128 Мбайт. Время цикла составляет 4 нс, что соответствует частоте 250 (500) МГц. Шина памяти 128-битная, память работает на частоте 200 (400) МГц, GPU — на частоте 250 МГц.
В отличие от старших моделей, в MSI GeForce FX5200 не реализована технология экономии пропускной способности памяти Intellisample, поэтому в высоких разрешениях она значительно теряет в производительности. Кроме того, RAMDAC работает на частоте 350 МГц, а чип создан по технологическому процессу 0,15 микрон. Производительность этой модели заметно выше, чем у решения на основе RADEON 9200, являющегося ее прямым конкурентом по цене, позиционированию и возможностям. Поддержка технологии DX9 не должна вводить читателей в заблуждение — более-менее серьезно поиграть в современные игры вряд ли получится. Судите сами: даже в низком разрешении теста 3DMark 2003 сложная DX8- и DX9-графика опускает частоту кадров 10-14 fps, а о высоких разрешениях можно смело забыть.
Зато MSI GeForce FX5200 обладает отличным комплектом поставки, в который входят: руководство пользователя, компакт-диск с драйверами, программы MSI 3D Desktop, InterVideo WinDVD, FarStone VirtualDrive, RestoreIt, фирменная обучающая программа по иностранному языку Foreign Language Learning Machine, а также большое количество игр. На одном диске записаны демо-версии семи игр, дополнительно представлены полные версии The Elder Scrolls III: Morrowind (на двух дисках), Tom Clancy’s Ghost Recon и Duke Nuken MP. Кроме того, в большой красочной коробке находятся переходники S-Video-RCA и DVI-d-Sub, а также удлинитель S-Video. Важная деталь: поставляемое ПО собственной разработки MSI Media Center Deluxe II позволяет осуществлять управление всеми мультимедийными ресурсами компьютера с пульта дистанционного управления. Пульт довольно симпатичный и удобный, батарейки прилагаются. Естественно, в наличии одно из самых подробных руководств пользователя (англоязычное). Таким образом, MSI GeForce FX5200 будет прекрасным выбором для ценителей мультимедийных приложений, начинающих пользователей (стесненных в средствах), а также как нельзя лучше подойдет в качестве подарочного варианта.
MSI GeForce FX5600
Эта видеокарта выпущена на смену весьма успешной линейки GeForce 4. Надо сказать, что даже внешне отличить ее от модели MSI GeForce Ti4200 очень сложно, к тому же компания-производитель снабдила ее уже испытанной системой охлаждения. Медные пластины полностью накрывают чип и память, а управляемый вентилятор отводит тепло, прогоняя воздух сквозь ребра радиатора. Решение вполне эффективное, однако любителям разгона следует иметь в виду, что без доработки пластины не обеспечивают плотного прижима к микросхемам памяти и, несмотря на специальную клеевую прокладку, между ними кое-где остается воздушная прослойка.
Карта оснащена 128 Мбайт памяти в восьми микросхемах с временем доступа 3,6 нс, что соответствует рабочей частоте 277 (555) МГц. Реальная частота составляет 275 (550) МГц, графический процессор работает на частоте 325 МГц. Ширина шины памяти составляет 128 бит.
Чип GeForce FX5600, изготавливаемый по технологии 0,13 микрон, поддерживает значительное количество технологий, дающих существенное повышение быстродействия. Прежде всего это технология Intellisample, благодаря которой реализованы высокоэффективное сглаживание, фильтрация текстур, улучшенные алгоритмы компрессии без потери качества (как цветовых данных, так и значений глубины) и др. Карта поддерживает фирменные технологии, обеспечивающие легкое обновление драйверов и прошивку BIOS.
MSI GeForce FX5600 гарантирует вполне приемлемую скорость отображения при высоком качестве детализации в новейших играх, предъявляющих высокие требования к аппаратному обеспечению, а на играх одно-двухгодичной давности достигается очень высокая скорость.
Как и в случае с видеокартой на основе FX 5200, комплектацию MSI GeForce FX5600 можно признать образцовой. Богатое оснащение продуктов дополнительными возможностями и разного рода бонусами давно уже стало фирменным стилем MSI, но у этой видеокарты комплект поставки выше всяких похвал. Судите сами:
• благодаря программе MSI Media Center Deluxe II обеспечивается управление всеми мультимедийными ресурсами компьютера с пульта дистанционного управления. Интерфейс этой программы прост и понятен, а потому ее использование не вызовет затруднений даже у людей, плохо знающих компьютер. Симпатичный пульт удобен в управлении: достаточно установить вышеуказанную программу и подключить прилагаемый переходник-разветвитель, оснащенный достаточно длинным проводом с инфракрасным датчиком, к разъему видеокарты;
• поскольку карта поддерживает возможность захвата видео, в поставочном комплекте имеется предназначенное специально для этих целей программное обеспечение — WinProducer 2.0 и WinCoder 2.0 от InterVideo. Первая программа представляет собой полноценную версию профессионального видеоредактора с широкими возможностями, а вторая является мощным конвертором видеоформатов с поддержкой работы в реальном времени;
• традиционно богатый комплект, включающий три полновесных игры (The Elder Scrolls III: Morrowind, Tom Clancy’s Ghost Recon, Duke Nuken MP), а также семь (!) отнюдь не старых игр в демо-вариантах наверняка понравятся любителям компьютерных развлечений;
• хороший набор утилит мониторинга, разгона, безопасности, автоматического онлайнового обновления, антивирусное ПО и многие другие полезные дополнения обеспечивают комфортную работу с компьютером.
В руководстве пользователя подробно описаны все тонкости установки, настройки и эксплуатации карты. Учитывая высокую производительность карты, богатейшее оснащение и развитую поддержку мультимедийных возможностей, эту карту можно рекомендовать пользователям, которым компьютер нужен в первую очередь для развлечения.
Sapphire Atlantis RADEON 9200
Sapphire Technology в течение последних двух лет не только завоевала прочные позиции на российском рынке, но и приобрела симпатии пользователей благодаря высокому качеству и стабильности своей продукции, что позволило ей стать важнейшим партнером канадской компании ATI.
Новая видеокарта основана на графическом процессоре RADEON 9200, призванном сменить линейку устройств на основе RADEON 9000. Ситуация с нумерацией выпускаемых новинок по-прежнему достаточно странная, но это вопрос к производителю чипа, а не конечного изделия, каким является видеокарта. Разница между RADEON 9000 и 9200 заключается лишь в том, что последняя поддерживает режим AGP 8x, а с учетом абсолютной некритичности этого параметра в современных приложениях становится ясно, что и производительность у них на одном уровне. Кроме того, и это автоматически следует из вышесказанного, обеспечивается поддержка технологии DirectX 8.1, а DX9 не поддерживается.
Частота графического процессора у модели Sapphire RADEON 9200 составляет 250 МГц, а частота памяти — 200 (400) МГц. Суммарный объем памяти в восьми микросхемах равен 128 Мбайт, время доступа — 5 нс, что в точности соответствует штатной частоте. Отметим, что ориентированность на бюджетный сектор хотя и приводит к более низкой, чем у дорогих моделей, производительности, но зато обеспечивает одно важное преимущество. Мы имеем в виду пассивное охлаждение, которое будет отличным решением в случае, если пользователю нужна бесшумная система. Если принять во внимание, что альтернативные варианты подразумевают использование либо гораздо более дорогих карт (например, RADEON 9700 Atlantis Pro Ultimate той же самой Sapphire Technology), либо даже других платформ с недостаточной производительностью, то карта на основе RADEON 9200 является практически идеальным сочетанием функциональности, производительности, бесшумности при невысокой цене. Интересно, что нам пришлось тестировать эту карту в паре с материнской платой ASUS P4C800 Deluxe, имеющей тот же набор микросхем, что и Albatron PX865PE Pro II. Вероятнее всего, имеет место все еще случающаяся иногда несовместимость продуктов.
В комплект поставки, помимо самой карты, входят руководство пользователя (английский и еще пять языков) и три компакт-диска. Один из них содержит драйверы, другой специальную утилиту для разгона и тонкой настройки видеокарты Sapphire RedLine Tweaker, а на третьем находится bundle-версия (то есть версия, привязанная к поставкам определенного оборудования, в данном случае — видеокарты) программы CyberLink PowerDVD XP 4.0. Кроме того, в наличии имеются переходники S-video-RCA и DVI-d-Sub. С учетом конструктивного исполнения этой видеокарты, а также ее невысокой цены ее можно рекомендовать как недорогое решение, способное обеспечить пользователю качественное и при этом бесшумное отображение видео, а также нетребовательных к ресурсам игр.
Sapphire Atlantis RADEON 9800 Pro
Видеокарта Sapphire Atlantis RADEON 9800 Pro, как явствует из ее названия, построена на основе последнего и самого мощного чипа компании ATI RADEON 9800 Pro. Конструктивный дизайн у этой платы не отличается от эталонного, радиатор охлаждает видеопроцессор, микросхемы памяти в принудительном охлаждении не нуждаются. Вентилятор отличается практически бесшумной работой. Восемь микросхем памяти с временем доступа 2,8 нс имеют суммарный объем 128 Мбайт (в арсенале Sapphire Technology есть и модель с 256 Мбайт памяти). Рабочая частота процессора равна 380 МГц, памяти — 340 (680) МГц. Карта требует наличия дополнительного питания, подключаемого к разъему такого же типа, что и у жестких дисков.
Комплект поставки включает, кроме самой видеокарты, многоязычное руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами, PowerDVD, утилиту для тонкой настройки и разгона Sapphire RedLine Tweaker, а также игры Soldier of Fortune-2 и Return to Castle Wolfenstein. Кроме того, имеются переходники S-Video-RCA и DVI-d-Sub, а также удлинители RCA и S-Video.
Видеокарта обеспечивает очень высокий уровень производительности даже при настройках с высокой степенью детализации изображения. В тестах с тяжелой DX8- и DX9-графикой была показана более чем приемлемая частота отображения сцен, в том числе и при включении различных режимов сглаживания.
Видеокарта Sapphire Atlantis RADEON 9800 Pro справедливо заняла первое место по производительности, разделив его в тестах на скорость с картой от Gigabyte (разброс значений был в пределах погрешности измерений). Единственное, что не позволило ей завоевать первое место в абсолютном зачете, — менее богатый комплект поставки. С учетом высокой производительности эту видеокарту можно рекомендовать тем пользователям, которым важнее производительность и функциональное оснащение видеокарты, чем поставляемые вместе с ней игры и другие программные продукты, тем более что стоит она пусть и незначительно, но дешевле, чем изделия такого же класса от других производителей.
Редакция выражает признательность компаниям, предоставившим видеокарты для проведения тестирования:
|