Оптимизация сайта: проблема выбора
По мере развития Рунета оптимизаторский бизнес все прочнее закрепляется на рынке услуг для фирм, занимающихся коммерческой деятельностью в Интернете. Кажется, к руководителям наконец пришло понимание необходимости качественной оптимизации сайта. Сейчас уже стал очевидным тот факт, что в большинстве случаев успех онлайн-компаний зависит от правильно разработанного и оптимизированного сайта. Время любительских веб-страниц ушло, и сегодня свои услуги предлагают множество специалистов, занимающихся этой проблемой.
тоит отметить, что на Западе этот бизнес существует уже много лет, и накоплен значительный опыт. У нас же эта область только-только начала развиваться, большие оптимизаторские компании можно буквально пересчитать по пальцам. Вот тут-то и возникает вопрос: а как не ошибиться при выборе компании, которой можно доверить свой сайт? Ведь если вы предоставите доступ в святую святых вашего сервера каким-то дилетантам, результат может оказаться плачевным. Потеря данных — еще не самое страшное, что может случиться. Конечно, в узких кругах специалистов все друг друга знают и поддерживают контакт, но как не ошибиться обычному владельцу сайта при выборе оптимизаторской фирмы? Для того чтобы составить общее представление о компании, вы должны выяснить ряд вопросов.
Во-первых, необходимо узнать, как долго работает фирма на рынке веб-оптимизации. Очевидно, что если фирма возникла вчера и на пустом месте, то с ней связываться не стоит. Скорее всего, завтра она пропадет так же, как возникла. Оптимизация — это весьма длительный по времени процесс, и вам могут наобещать золотые горы.
Во-вторых, нужно расспросить об опыте отдельных сотрудников фирмы. Известно несколько примеров, когда действительно хорошие специалисты уходили из больших фирм и организовывали собственный бизнес.
В-третьих, следует обратить внимание на то, сколько человек работает в компании. Чем больше фирма, тем выше шанс, что это — серьезное учреждение, а не группка школьников, намеренных за месяц выжать как можно больше денег и разбежаться.
Будьте осторожны, если вам обещают первую позицию на всех основных поисковиках. Это практически невозможно, и настоящие специалисты это понимают. Лучшее, что вам могут пообещать, — это присутствие в первой пятерке результатов поиска, да и то — предварительно согласовав список поисковиков и ключевых слов. Соблюдение требований всех поисковых машин влечет за собой слишком значительные изменения сайта, и не каждый за это возьмется. Да и стоит ли? В Рунете есть пять поисковых сайтов, за рейтинг на которых стоит побороться. Вот статистика заходов с основных поисковых машин за материалами (http://www.rax.ru/stat/ru/searches.html?date=2004-04-30;period=month):
- Yandex 46,0%;
- Rambler 25,7%;
- Google 16,5%;
- Search.Mail.ru 4,6%;
- Aport 3,5%.
Из них первые два однозначно являются определяющими.
Сегодня в России оптимизаторская фирма возьмет за свои услуги от 500 до 1500 долл., и при этом вам не будут рассказывать сказки, что уже через неделю рейтинг вашего сайта взлетит вверх. Оптимизация часто подчиняется закону бутерброда, и оптимизаторы это отлично понимают. Вспомните недавнюю шумиху, вызванную внезапным изменением алгоритма Яндекса. Поисковик прямо объявил, что не собирается сотрудничать с оптимизаторами — более того, будет делаться все, чтобы затруднить их работу. На самом деле, как заявил Денис Кравченко, SEO-аудитор компании NetPromoter, такие изменения на руку оптимизаторам, поскольку уважающие себя фирмы не только предоставляют оптимизацию однократно, но и впоследствии мониторят сайт, наблюдают за скачками рейтинга и, если требуется, оперативно реагируют. Клиенты при таком раскладе не только не остаются в накладе, но и выигрывают за счет конкурентов, утративших свои позиции.
Кроме того, расспросите, как компания собирается изменять ваш сайт, не будут ли использованы при оптимизации спамерские методы типа клоакинга или дорвей-страниц. Конечно, такие методы иногда работают, но рисковать все-таки не стоит. Если поисковый робот засечет вас за использованием подобных технологий, ваш сайт, скорее всего, будет выброшен из рейтинга. Единственное, что вы сможете сделать в таком случае, — это купить новое доменное имя и создать абсолютно новый сайт. Если ваш бизнес зависит от вашего сайта, представьте себе, сколько денег вы потеряете в результате подобной «деятельности». Конечно, если вы — опытный веб-мастер, то можете поэкспериментировать над домашней страничкой — возможно, вы и добьетесь определенных результатов. Но для сайта коммерческой структуры это по меньшей мере неуместно.
Что касается технических подробностей, то обязательно потребуйте спецификацию по проведению оптимизационных работ. Если она не содержит нижеперечисленных пунктов, то, скорее всего, вы попали к любителям.
• Подбор семантического ядра, вокруг которого будет организован оптимизированный сайт. Клиенты часто дают готовый список ключевых слов, который они использовали для платной контекстной рекламы или который предоставила им в коммерческом предложении другая оптимизаторская фирма. Конечно, этот список все равно приходится перепроверять и корректировать.
• Изменение всех основных элементов HTML-разметки сайта (ссылки, заголовки, мета-тэги и т.д.). Еще лучше — если фирма полностью изменит сайт и поставит его на свой движок. Это, конечно, не обязательно (особенно если ваш сайт разрабатывала действительно профессиональная команда), но служит еще одним доказательством серьезного подхода.
• Переработка содержимого сайта. Это — самая важная часть оптимизации; хорошая оптимизационная компания должна содержать в своем штате специалистов, способных переписать текст страниц таким образом, чтобы частота повторений ключевых слов была оптимальной.
И наконец, обязательно попросите рекомендации фирмы. Солидные компании, как правило, имеют серьезные рекомендации от общеизвестных фирм. Свяжитесь с их клиентами, расспросите детально, не возникало ли проблем с интересующей вас компанией как в плане профессионализма, так и в плане порядочности. Кроме того, положение такой фирмы в рейтинге поисковой машины можно проверить за несколько секунд. Вот мнение по этому поводу Дмитрия Менделеева, руководителя проекта Promo.by: «Наших клиентов обычно волнует проблема гарантий и того, как они смогут оценить эффективность работы по оптимизации сайта. Так как в схеме присутствует третья сторона — поисковая система, которая в любой момент может изменить правила игры, единственные гарантии, которые мы можем дать, это отзывы постоянных клиентов. В то же время мы составляем ТЗ и заключаем с клиентами договор, где оговариваются все моменты, в том числе штрафные санкции за неисполнение обязательств перед клиентом и перечень информации, предоставляемой в ежемесячном отчете о проделанной работе, по которой клиент сможет оценить достигнутые результаты». К этому можно лишь добавить, что ответственные оптимизаторские фирмы будут всячески способствовать и поддерживать своих постоянных клиентов, поскольку понимают, что именно от рекомендационного списка зависит их будущее. Такой подход взаимовыгоден обеим сторонам, поскольку оптимизаторы получают рекомендации, а клиенты — постоянную поддержку.
Свой взгляд на проблему выбора оптимизаторской компании представляет Вячеслав Панин (компания «1PS»):
«Самый главный критерий, исходя из которого нужно принимать решение, стоит ли обращаться в компанию по оптимизации или нет (причем не только в конкретную, но и вообще), — окупятся ли затраты на оптимизацию последующими прибылями, стоит ли вкладывать в оптимизацию 1000 долл., если после оптимизации сайт так и не будет приносить прибыль или прибыль окажется меньше, чем затраты на оптимизацию. В большинстве случаев достаточно оптимизировать сайт на этапе разработки, а затем месяца через три скорректировать страницы согласно полученным результатам, тем самым сэкономив на ежемесячной поддержке.
Кроме того, необходимо запомнить, что оптимизация сайта для поисковиков — это более дешевый способ прорекламироваться на этих поисковиках. Многие оптимизаторские компании, намеренно умалчивая об этом, заламывают цену за результат, сравнимый с ценой прямой рекламы в выбранных поисковиках.
Еще один момент касается подбора поисковых слов. Необходимо отследить, чтобы это были такие слова, по которым ваш сайт смогли бы найти ваши потенциальные клиенты, а не просто случайные посетители, которых легко привлечь на сайт.
Неважно, какого размера офис у компании, главное — какой результат даст ее работа. Уже через 3 месяца станет видно, какова отдача от работы оптимизаторов: если ситуация мало изменилась, разрывайте с компанией отношения, а если совсем не изменилась — то требуйте вернуть деньги.
Не забывайте, что оптимизация для поисковиков — это лишь крупинка в продвижении вашего сайта, существуют и иные действенные методы: реклама на других сайтах, контекстная реклама в поисковиках, написание статей о сайте и рекламируемой на нем продукции, организация конкурсов и партнерских программ, предоставление полезных сервисов и т.д., а главное, не забывайте, что сайт должен быть таким, чтобы на нем было удобно находиться, читать, заказывать и покупать — ищите оптимизаторов и в области юзабилити сайта».
Денис Кравченко, компания NetPromoter, однако, заявляет: «Позволю себе не согласиться с коллегой по первым двум пунктам. Возможно, разница во взглядах на вопрос оптимизации вызвана тем, что наши компании ориентируются на различные сегменты рынка. Мы делаем ставку на большой и средний бизнес. Такие компании, как правило, вкладывают значительные средства в разные виды рекламы, в том числе в Интернет-рекламу, и они понимают, что в такой ситуации терять клиентов из-за отсутствия оптимизации абсурдно. Да, оптимизация — это дешевый способ прорекламироваться на поисковиках, но оптимизационные компании берут деньги не за прибыль, которую заказчик получит в результате, а за свою работу. При этом, естественно, гарантируются оговоренные результаты. Я понимаю, что мое мнение спорно, но этот вопрос уже неоднократно поднимался, и к общему знаменателю здесь прийти довольно сложно».
И наконец, действуйте, руководствуясь здравым смыслом. Если компания удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям и внушает вам абсолютное доверие, то вы, скорее всего, попали в хорошие руки.
В октябре 2002 года было проведено изучение промоутерского рынка
Рунета, основанное на анализе сайтов 31 компании, предоставляющих услуги по
продвижению сайта в поисковиках. Анализ показал, что широко предлагаются только
самые примитивные варианты оптимизации — регистрация сайта в поисковиках (65%
компаний) и оптимизация текстов сайта (48%). Сложные работы и комплексные услуги
предлагают только 6% промоутеров. Эту безрадостную картину немного оживляет
тот факт,
что нечестные методы продвижения или спам предлагают тоже только 6% компаний
(http://www.digits.ru/articles/promotion/strategy.html)
Павел Ряйкконен, Raskrutka.net, отмечает: «При кажущейся на первый взгляд очевидности приводимых здесь рекомендаций далеко не все им следуют и, как правило, “попадают” на деньги и время. Конечно же, нет стопроцентной уверенности, что компания хорошая, если она соответствует всем приведенным критериям, однако риск ошибиться заметно снижается».
Остается только воззвать к здравому смыслу руководителей предприятий и пожелать всем успеха и процветания!