Видеокарта GeForce 7800GTX
Графический процессор NVIDIA GeForce 7800 GTX
Референсная видеокарта NVIDIA GeForce 7800 GTX
22 июня компания NVIDIA представила графический процессор NVIDIA GeForce 7800 GTX (кодовое название G70), который стал новым флагманом линейки NVIDIA GeForce GPU.
Графический процессор NVIDIA GeForce 7800 GTX
нонс нового графического процессора G70 от компании NVIDIA не стал неожиданностью: слухи о нем ходили уже давно, а экземпляры видеокарт на этом процессоре можно было увидеть еще на выставке Computex Taipei 2005.
Рассмотрим новый графический процессор более детально. Он выполнен по технологическому процессу 0,11 мкм (предыдущая версия процессора GeForce 6800 Ultra была выполнена по 0,13-микронному техпроцессу). Соответственно увеличилось и количество транзисторов в кристалле до 330 млн. Тактовая частота ядра процессора G70 составляет 430 МГц.
Коренное отличие нового процессора от устройств предыдущего поколения заключается в увеличении количества пиксельных и вертексных конвейеров, которое составляет 24 и 8, соответственно 24pp/8vp, тогда как в процессоре GeForce 6800 Ultra количество конвейеров составляет 16pp/6vp. Шаг весьма банальный, но эффективный: чем больше количество конвейеров, тем выше производительность видеокарты. Архитектура же самих конвейеров не претерпела каких-либо изменений.
Как следует из официального пресс-релиза компании NVIDIA, видеокарта на базе нового графического процессора NVIDIA GeForce 7800 GTX имеет скорость передачи данных для игровых приложений до 2,3 раза выше по сравнению с GeForce 6800 Ultra, а кроме того, новый процессор потребляет на 50% меньше энергии.
Подсистема Microsoft DirectX 9 Shader Model 3.0 процессора GeForce 7800 GTX имеет новое ядро для 128-битных вычислений с плавающей точкой. Подобный дизайн дает возможность реализовать такие визуальные эффекты кинематографического качества, как HDR-освещение при высокой частоте смены кадров. К тому же процессор GeForce 7800 GTX предоставляет новые возможности по улучшению качества изображения, такие как суперсэмплинг и мультисэмплинг с учетом прозрачности. Благодаря этим новым методам высококачественное сглаживание полностью применяется не только к краям полигонов, но и к сценам. Новые техники сглаживания помогают повысить качество сцен внешней среды, где интенсивно используются прозрачные и полупрозрачные объекты, вроде заборов и растительности.
Графические процессоры GeForce 7800 GTX поддерживают технологию NVIDIA SLI, которая дает возможность объединить мощь двух графических процессоров в одной системе для получения наивысшей частоты смены кадров и качества рендеринга 3D-изображений, позволяя применять высочайшие установки качества даже для самых требовательных игр. С помощью двух GeForce 7800 GTX и посредством технологии SLI любители игр могут установить разрешение даже 2560Ѕ1600 при 4x-сглаживании.
Одновременно с презентацией GeForce 7800 GTX компания объявила и о новом графическом драйвере NVIDIA ForceWare Release 75 с сертификацией WHQL, который предоставляет:
- поддержку OpenGL 2.0;
- улучшенное управление SLI-профилями и режимами рендеринга, что позволяет конечным пользователям полностью управлять технологией SLI во всех играх и приложениях, обеспечивая максимальную гибкость в создании профилей для всех существующих и будущих приложений;
- улучшенную функциональность видео, включая определение и коррекцию обратного пересчета кадров 2:2, деинтерлейсинг HD 1080i, поддержку HDCP и т.д.
Референсная видеокарта NVIDIA GeForce 7800 GTX
осле краткого рассказа о новом графическом процессоре G70 рассмотрим референсую видеокарту на процессоре NVIDIA GeForce 7800 GTX.
На PCB видеокарты установлено 256 Мбайт видеопамяти GDDR3 с шиной передачи данных разрядностью 256 бит. В качестве микросхем памяти используются микросхемы Samsung со временем выборки 1,6 нс, что соответствует частоте работы 625 МГц (1250 МГц DDR). При этом частота работы памяти видеокарты составляет 1200 МГц, то есть имеется небольшой запас по разгону памяти. Пропускная способность памяти при частоте 1200 МГц и 256-битной шине составляет 38,4 Гбайт/с.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на видеокарту NVIDIA, это система охлаждения. Если у предшествующей модели на базе процессора NVIDIA GeForce 6800 Ultra система охлаждения занимала два PCI-разъема, то в новой видеокарте она в два раза тоньше и занимает только один PCI-разъем.
Что касается энергопотребления, то NVIDIA GeForce 7800GTX потребляет около 110 Вт, при этом для одной видеокарты необходимо использовать блок питания мощностью не менее 350 Вт, а для двух видеокарт в режиме SLI не менее 500 Вт.
Для тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX мы использовали стенд следующей конфигурации:
• процессор: Intel Pentium 4 570 (тактовая частота 3,8 ГГц, кэш L2 1 Мбайт);
• частота FSB: 800 МГц;
• материнская плата: MSI P4N Diamond;
• чипсет: NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition;
• память: два модуля DDR2-667 Corsair CM2X512A-5400UL объемом по 512 Мбайт каждый (двухканальный режим работы);
• тайминги памяти (tCL-tRCD-tRP-tRAS-CR): 3-2-2-5-(1T).
При тестировании применялись операционная система Windows XP Professional SP2 и графический драйвер NVIDIA ForceWare 77.72.
Тестовые пакеты:
• Half-Life 2;
• FarCry (Patch 1.3);
• DOOM III (сцена demo1);
• Unreal Tournament 2004;
• 3DMark 2005 v 1.2.0.
При тестировании один раз использовались настройки видеодрайвера на максимальную производительность, а второй раз и на максимальное качество.
Кроме того, тестирование проводилось при различных разрешениях экрана (640x480, 800x600, 1024x768, 1280x1024, 1600x1200) и глубине цвета 32 бит.
Результаты тестирования
Half-Life 2
Начнем с результатов одной из самых требовательных к возможностям видеокарты игры Half-Life 2 (рис. 1). Как видите, вплоть до разрешения 1024x768 точек результаты тестирования не зависят ни от разрешения монитора, ни от настроек видеодрайвера и самой игры. Это говорит о том, что при низких разрешениях узким местом в системе является не видеокарта, а процессор, то есть производительности процессора Intel Pentium 4 570 в данном случае явно не достаточно для того, чтобы загрузить видеокарту NVIDIA GeForce 7800GTX.
Рис. 1. Результаты тестирования в игре Half-Life 2
При более высоких разрешениях монитора начинает сказываться разница в производительности при настройках драйвера на максимальную производительность и на максимальное качество отображения. И если для настройки видеодрайвера на максимальную производительность результат не зависит от разрешения монитора, оставаясь неименным для любого разрешения (то есть результат не зависит от видеокарты и определяется производительностью процессора и памяти), то в случае настройки видеодрайвера на максимальное качество при разрешении монитора 1280x1024 и выше наблюдается линейное падение производительности, а это свидетельствует о том, что в данном случае результат тестирования определяется производительностью видеокарты. Из этого можно сделать вывод, что в игре Half-Life 2 оценивать производительность видеокарты можно только при разрешении экрана 1280x1200 и выше и при настройках видеодрайвера на максимальное качество изображения.
DOOM 3
В игре DOOM III (рис. 2) вплоть до разрешения монитора 1024x768 точек результаты не зависят ни от разрешения экрана, ни от настроек видеодрайвера. При разрешении монитора 1024x768 и менее узким местом в системе является центральный процессор, а не видеокарта. При более высоких разрешениях результат линейно убывает с ростом разрешения монитора и наблюдается зависимость результатов тестирования от настроек видеодрайвера.
Рис. 2. Результаты тестирования в игре DOOM III
Таким образом, при использовании процессора Intel Pentium 4 570 в игре DOOM III потенциальные возможности видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX могут быть реализованы только при разрешении монитора 1024x768 и выше.
FarCry 1.3
В игре FarCry 1.3 (рис. 3) производительность видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX при использовании процессора Intel Pentium 4 570 остается неизменно высокой (на уровне 75 fps) при любом разрешении экрана и не зависит от настроек видеодрайвера. На этом основании можно констатировать, что производительности видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX в данном тесте вполне достаточно для любого разрешения, а скорость обработки кадров упирается в производительность не самой видеокарты, а центрального процессора памяти системы. Следовательно, для реализации потенциальных возможностей видеокарты в игре FarCry потребуется более мощный процессор, а производительности Intel Pentium 4 570 в данном случае недостаточно для построения сбалансированной системы.
Рис. 3. Результаты тестирования в игре FarCry 1.3
Unreal Tournament 2004
В тесте Unreal Tournament 2004 (рис. 4), как и в предыдущем случае, производительность видеокарт NVIDIA GeForce 7800GTX при использовании процессора Intel Pentium 4 570 остается достаточно высокой (на уровне 160 fps) при любом разрешении экрана и не зависит от настроек видеодрайвера. Собственно, по результатам теста Unreal Tournament 2004 тоже можно сделать вывод, что производительности видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX вполне хватает для любого разрешения и что результат определяется в данном случае производительностью всей остальной системы (процессор чипсет память). Естественно, что по результатам одного лишь этого теста судить о производительности видеокарты и тем более использовать эти результаты для сравнения видеокарт друг с другом, было бы некорректно, что в равной степени относится и к тесту FarCry 1.3.
Рис. 4. Результаты тестирования в игре Unreal Tournament 2004
3DMark2005 v. 1.2.0
3DMark2005 можно отнести к разряду самых ресурсоемких игровых тестов. Как следует из результатов тестирования (рис. 5, 6 и 7), и в режиме настройки видеодрайвера на максимальную производительность, и тем более в режиме настройки на максимальное качество практически для всех разрешений монитора во всех трех играх наблюдается линейное уменьшение скорости обработки кадров от разрешения монитора. Это свидетельствует о том, что в данном случае узким местом в системе является сама видеокарта, а потому тест 3DMark2005 может использоваться для корректного сравнения производительности видеокарт.
Рис. 5. Результаты тестирования в 3DMark2005 (Return to Proxycon)
Рис. 6. Результаты тестирования в 3DMark2005 (Firefly Forest)
Рис. 7. Результаты тестирования в 3DMark2005 (Canyon Flight)
Выводы
осле анализа производительности видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX можно сделать следующие выводы.
Потенциальные возможности видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX могут быть реализованы только при использовании самого мощного процессора. При этом лучше выбрать процессор AMD Athlon 64, который обеспечивает несколько более высокую производительность в игровых приложениях в сравнении с Intel Pentium 4. Использование новых двухъядерных процессоров в данном случае нецелесообразно, поскольку игровые приложения пока не поддерживают технологию многоядерности и не позволяют получить желаемого прироста производительности.
Редакция выражает признательность представительству компании NVIDIA (www.nvidia.ru) за предоставление видеокарты NVIDIA GeForce 7800GTX.