R&K: развиваясь вместе с рынком
На вопросы нашего корреспондента отвечает Андрей Губанов, директор по развитию бизнеса компании R&K.
КомпьютерПресс: Сегодня часто говорят о том, что спрос на мобильные ПК растет значительно быстрее, чем на настольные системы. Каково ваше мнение по этому поводу?
Андрей Губанов: Это абсолютно явная тенденция. К счастью, общий рост российского рынка компенсирует смещение спроса в сторону мобильных систем. Я думаю, что настольные системы еще очень долго будут занимать значительную долю рынка, поскольку ноутбукам присущи определенные ограничения и недостатки, ведь по своей сути ноутбук это решение для одного пользователя. Мобильное устройство обычно часто эксплуатируется вне дома, а это вряд ли приемлемо для домашнего ПК, которым пользуются все члены семьи. По нашим данным, обеспеченные семьи во многих случаях приобретают ноутбук как дополнение к настольному ПК. Использование ноутбуков в офисе тоже не всегда целесообразно, так как мобильность портативного ПК создает повышенный риск утечки важной информации, составляющей коммерческую тайну предприятия. Вполне возможно, что на волне моды доля ноутбуков может вырасти даже выше нормы, однако через некоторое время (после того как пользователи в полной мере ощутят недостатки мобильных ПК), настольные системы смогут вернуть часть утраченных позиций.
Андрей Губанов
Обостряется и конкуренция ноутбуков с КПК. Сочетание настольного компьютера и КПК уже вполне может функционально заменить ноутбук, да и по цене эти решения вполне сопоставимы. При этом стационарная составляющая рассматриваемого тандема обладает большей мощностью, а мобильная значительно легче и компактнее ноутбука.
Важную роль сыграет и процесс постепенной интеграции компьютера в домашнюю развлекательную систему. Однако из-за ограниченных возможностей модернизации ноутбуки являются не лучшими кандидатами на роль центра цифрового дома. Я вполне допускаю, что через некоторое время тенденция к всеобщей миниатюризации нивелирует разницу между карманными, мобильными и настольными ПК, а может быть, даже между компьютерами, телефонами и наручными часами. Но пока действует закон Мура, а энергопотребление новых моделей компьютеров растет быстрее емкости автономных источников энергии, вследствие чего разница в производительности настольных ПК и ноутбуков неизбежно возрастает.
КП: Как вы относитесь к постепенному стиранию границ между ПК и бытовой техникой?
А.Г.: Весьма положительно, поскольку это расширяет потенциальный рынок сбыта ПК. У пользователей постепенно исчезает страх перед компьютером, благодаря чему увеличивается количество покупателей, готовых вместо нового телевизора или музыкального центра приобрести ПК. Однако данный процесс протекает пока значительно медленнее, чем это предсказывалось аналитиками.
Компьютер это очень сложная система, поэтому за гибкость и многофункциональность приходится платить огромным количеством настроек и проблемами с совместимостью, как на аппаратном, так и на программном уровне. Вполне очевидно, что будущее за объединением всех домашних устройств в единую систему, центром которой в том или ином виде будет ПК. Но на пути подобной интеграции сегодня имеются серьезные препятствия. В современной аудио- и видеотехнике используется большое количество различных интерфейсов, вследствие чего сложно подключить аппаратуру к компьютеру. Я не говорю, конечно, о случаях, когда система развлечений строится на базе компьютера тогда решение получается значительно проще, хотя и проигрывает в функциональности. Как следствие, органично интегрировать компьютер в уже существующую домашнюю развлекательную систему может только настоящий энтузиаст, обладающий к тому же определенными навыками. Конечно, все эти проблемы разрешимы, однако пока именно они препятствуют превращению ПК в элемент бытовой техники.
КП: Увеличивается ли среди покупателей ПК доля тех, кто стремится приобретать компьютеры производственной сборки? Какие факторы оказывают влияние на предпочтения пользователей?
А.Г.: Эта тенденция сейчас становится все более заметной. Если же говорить о причинах, побуждающих потребителей выбирать ПК именно производственной сборки, можно выделить три основных фактора.
Во-первых, по мере роста благосостояния многие покупатели уже могут себе позволить не экономить 50 долл. в ущерб качеству приобретаемого компьютера. Плюс к этому сегодня уже налажена система продаж ПК в кредит.
Во-вторых, те, кто несколько лет назад купил компьютер «подвальной» сборки и сейчас задумывается о его замене, уже хорошо знают цену «подвальному» сервису и качеству и потому вполне осознанно выбирают крупного производителя, дорожащего своим именем и репутацией.
В-третьих, многие из тех, кто собирал компьютеры самостоятельно, уже наигрались в «конструктор», набегались, заменяя не совместимые друг с другом компоненты, и теперь имеют представление о затратах времени и нервов. Эти люди способны со знанием дела выбрать готовую модель ПК в престижном магазине, переложив заботы об обслуживании приобретенного компьютера на сервисные службы производителя.
Если помните, раньше многие самостоятельно занимались сборкой и ремонтом телевизоров. На то были свои причины: дефицит сервиса, наличие свободного времени и т.д. Сегодня подобное занятие хобби для очень немногих любителей. То же самое происходит и на компьютерном рынке.
КП: Каковы, с точки зрения потребителя, преимущества компьютеров заводской сборки?
А.Г.: Сборка на заводе прежде всего позволяет гарантировать качество компьютера. А согласно данным проведенных нами исследований, для покупателей, приобретающих компьютер в розничных магазинах, первостепенное значение имеет именно качество. Хочу подчеркнуть, что среди опрошенных покупателей не было людей, профессионально связанных с компьютерами.
Крупные компании более ответственно подходят к выбору комплектующих и проводят тщательную проверку разработанных конфигураций ПК, а это напрямую влияет на качество и надежность выпускаемой продукции. Однако проблема заключается в том, что по внешнему виду системного блока очень сложно определить разницу между заводской и «отверточной» сборкой. Этим пользуются многие небольшие компании, называя «заводской» банальную стапельную сборку.
КП: Качество и надежность это, несомненно, важные для покупателей факторы. Однако это лишь одна сторона медали: сейчас необходимым условием успеха на розничном рынке является хорошо узнаваемый бренд…
А.Г.: В связи с этим я хочу отметить, что R&K была одной из первых компаний, которая не просто начала продавать компьютеры, а стала заниматься построением собственного бренда. С самого начала было принято решение не гнаться за минимальной ценой выпускаемой продукции в ущерб ее качеству. Уже тогда стало ясно, что необходимыми условиями для обеспечения высокого уровня качества являются тщательный подбор компонентов и всестороннее тестирование выпускаемых изделий. В итоге была сделана ставка на дорогую (в то время) заводскую сборку. Это решение в сочетании с правильной маркетинговой стратегией позволило привлечь внимание потенциальных покупателей к нашей продукции и сделать бренд узнаваемым.
В настоящее время Wiener является одной из старейших и наиболее известных торговых марок на российском рынке ПК. При этом наш бренд эволюционирует вместе с рынком. Мы стараемся избегать чересчур резких действий: Wiener респектабелен и вызывает доверие у потребителей.
КП: Есть ли у R&K какие-то фирменные рецепты по формированию модельного ряда?
А.Г.: У нашей компании накоплен огромный опыт формирования модельного ряда компьютеров. Наши специалисты знают, что востребовано на рынке, и внимательно следят за происходящими на нем изменениями. Это позволяет компании всегда предлагать такой продукт, который интересен именно в данный момент.
Мы практикуем продажи в основном стандартных моделей из нашего прайс-листа; сборка на заказ происходит не часто. Думаю, в этом и заключается основное отличие компьютеров марки Wiener: они позволяют удовлетворять потребности пользователей без каких-либо доработок. В качестве примера можно привести линейку компьютерных комплектов Wiener BOX, где представлена модель, обеспечивающая функциональность домашнего кинотеатра, есть и ПК для игр, и ПК для учебы. Иными словами, мы можем предложить любому пользователю сбалансированный, настроенный и полностью готовый к работе комплект в одной коробке.
КП: Каковы позиции компании на корпоративном рынке?
А.Г.: Традиционно наша продукция под маркой Wiener была ориентирована на потребительский рынок. Что касается корпоративного сегмента, то он и не являлся приоритетным для нашей компании, тем не менее продажи наших ПК и серверов в корпоративный сегмент неуклонно растут. Сформировался определенный круг постоянных корпоративных клиентов, рекомендации которых привлекают к нам новых заказчиков.
КП: Насколько сильное влияние на формирование модельного ряда ПК Wiener оказывают технологические инновации, внедряемые производителями комплектующих?
А.Г.: Наша продукция ориентирована на массового потребителя. А ситуация такова, что технологическими новинками интересуется довольно узкий круг покупателей, готовых мириться с обнаруживающимися в ходе эксплуатации недоработками и сырыми драйверами, терпеливо изучать специализированные форумы и иные ресурсы в поисках решений возникших проблем. Стоит ли говорить, что подавляющее большинство таких энтузиастов собирают компьютеры самостоятельно.
Когда новые технологии дозревают до попадания в массовый сегмент, они фактически уже перестают быть инновациями. В производстве промышленного масштаба целесообразнее использовать проверенные решения. Конечно, случаются ситуации, когда крупный производитель насильно подталкивает рынок к переходу на новую технологию, не удосужившись подготовить достойную замену старому проверенному решению. Естественно, что подобные шаги иногда приводят к нарушению сбалансированности модельного ряда и негативно влияют на производственный процесс. Суть проблемы заключается в том, что обычно производители комплектующих разрабатывают решения лишь для определенной категории изделий, а не для ПК в целом. А искусство производителя ПК состоит в том, чтобы грамотно объединить инновации различных производителей, получив при этом сбалансированную систему, способную не только удовлетворить запросы покупателя, но и вписаться в его бюджет.
КП: Существуют ли сейчас идеальные решения?
А.Г.: Идеально сбалансированное решение технология Intel Centrino для мобильных ПК. Что касается настольных компьютеров, то привести примеры столь же удачных решений в этом сегменте я пока не могу.
КП: Как вы оцениваете перспективы развития настольных ПК в свете появления двухъядерных процессоров? Каковы ваши прогнозы?
А.Г.: Выпуск двухъядерных процессоров для настольных систем заметная веха в истории развития компьютерной техники. Потребители перестали «покупать мегагерцы», а производители процессоров отказываются от практики упоминания величины реальной тактовой частоты в маркировке новых изделий. А для того, чтобы побудить потребителей покупать вместо «мегагерц» некие условные номера, потребуются значительно более изощренные маркетинговые ходы. Возможно, эти изменения повлекут за собой качественно иной подход к продвижению новых процессоров, а вслед за ними и всей товарной группы ПК. Мы надеемся, что в итоге это позволит нам привлечь новую группу покупателей.
В современных условиях скачок производительности не является таким уж существенным фактором для развития настольных ПК. Другое дело серверы. Появление новых процессоров позволит резко снизить соотношение «цена/производительность», что приведет к росту вычислительной мощности среднестатистического сервера. Таким образом, предприятия смогут позволить себе при тех же затратах использовать в своей информационной инфраструктуре более современные и ресурсоемкие серверные приложения. Через некоторое время это приведет к лавинообразному процессу смены и к расширению парка используемой вычислительной техники во многих компаниях.