Голливудские спецэффекты

Цифровая перегрузка

Компания Industrial Light & Magic оставила свое имя на шести из десяти наиболее успешных фильмов прошедшего столетия. Но с выпуском «Мнимой угрозы» аниматоры ILM превзошли даже самих себя…

В этом фильме в пять раз больше эффектов, чем в «Титанике»: «Мнимая угроза» содержит более 2 тыс. компьютерных эпизодов на протяжении всего фильма. В результате около 90% фильма так или иначе произведено при помощи компьютера.

Но, пожалуй, самым большим успехом компьютерной анимации в новой серии «Звездных войн» является полностью компьютерный персонаж Джар Джар Бинкс (Jar Jar Binks). Технологии виртуальной реальности развились до такой степени, что воплощенные в цифровой форме синтетические люди действительно могли заменять второстепенных персонажей, появляющихся на фоне основного действия, однако до сих пор они не были столь убедительными, чтобы исполнять главные роли.

Джар Джар Бинкс появляется почти в 600 эпизодах, причем часто рядом с живыми актерами, а это означает, что его игра должна была быть очень убедительной.

На его месте во время съемок стоял и говорил Ахмед Бест, и его голос вошел в фильм. Таким образом, Бинкс, как хороший приятель джедаев, является настоящим компьютерным иностранцем среди людей, ведь в нем уже не осталось ничего человеческого, за исключением голоса, а компьютерные герои и визуальные методы, завоевавшие популярность еще в «Парке юрского периода» и «Титанике», теперь стали совершенно равноправными с «живыми» героями и традиционными методами.

Однако цифровые «актеры» такого уровня все еще очень дороги, и значительно дешевле нанять обычного артиста, так что, возможно, Джар Джар Бинкс — это пока только технический трюк.

Впрочем, в этом фильме актерам пришлось ко многому привыкать. «Актерская игра была иногда слишком технической, — вспоминает Натали Портман, — и больше требовала точных ударов по маркерам или правильного направления взгляда, чем выражения каких-то эмоций». Однако рутинная жизнь далекой галактики была, пожалуй, менее забавной для актеров в прорезиненных костюмах, которым пришлось стоять на тех местах, куда потом помещались компьютерные персонажи, поскольку съемки планеты Татуин происходили в пустыне Туниса в июле 1997 года, а температура днем там доходила до 60 градусов.

Видимо, и сам Джордж Лукас испугался такой «экспансии» компьютерной графики и предположил, что в будущих эпизодах «Звездных войн» он все же предпочтет использовать «синие экраны» и хромакей с компьютерным или даже живым фоном, чем компьютерную генерацию персонажей в чистом виде.

Обычно над созданием компьютерного героя работает большая группа художников-аниматоров: одни делают каркасные модели, другие их текстурируют и раскрашивают (художники ILM работают в программе Viewpaint), а третьи создают наборы лицевых форм для анимации выражений и мимики. Отдел компании ILM, возглавляемый Джефом Лайтом, захватывает движения, отраженные от 50 маркеров с оптической системой оцифровки (Votion Capture) Vicon фирмы Oxford Metrics. Затем используется базовый пакет Vicon и своя собственная система Mojo для подчистки оцифрованных данных, чтобы в дальнейшем они могли использоваться аниматорами. «Захват движения хорош для экономии времени, достижения синхронизации и передачи характера движения актера, но аниматоры должны иметь возможность менять что-то для добавления нюансов, — говорил Лайт в интервью журналу Computer Graphics World, — однако только очень сильный специалист способен корректировать оцифрованное движение, не меняя его характера». Затем, используя комбинацию собственного программного обеспечения и продвинутой системы Maya компании Alias|Wavefront, аниматоры «оживляют» персонаж и синхронизируют его речь с фонограммой. В то же самое время цифровые «масочники» или художники — специалисты по ротоскопингу и RIR-проецированию обеспечивают будущим компьютерным персонажам и объектам поле деятельности в кадре (следя, например, за тем, чтобы живые и компьютерные герои не пересекались). Далее компьютерные объекты и персонажи, представленные на разных слоях, складываются по маске и комбинируются с живым действием, отснятым на пленке. Наконец, технический директор, который наблюдает за объединением виртуальных актеров и живого действия, а также контролирует, чтобы все эффекты «отрабатывали» чисто и выстрелы из «бластеров» не пересекались, дает «добро», и финальный монтаж идет в производство.

Кстати, хотя в ILM на «Мнимой угрозе» только над заключительным рендерингом работало больше компьютеров, чем во всем NASA, Джордж Лукас в интервью журналу Wired очень хорошо отзывался о «поденщиках-надомниках»: «Некоторые из спецэффектов, которые мы переделывали заново для «Звездных войн», были выполнены на лаптопах или на Макинтошах, причем всего за пару часов, а смотрятся они ничуть не хуже». Бесспорно, они были выполнены блестяще и к тому же хорошими специалистами, однако из сказанного вытекает, что возможности современной техники и технологий, существующие сегодня, позволяют компьютерной графике сильно демократизироваться. Теперь можно купить цифровую камеру и компьютер за несколько тысяч долларов и, обладая, естественно, талантом (например, как у Спилберга), создать киностудию у себя дома.

Следовательно, что вам сегодня необходимо, независимо от ваших возможностей и навыков, — так это способность представить действительно интересную историю. И, напротив, ваши навыки ничего не стоят, если вам нечего рассказать.

Возврат


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует