Графические 3D-ускорители
ASUS AGP-V7700 Deluxe TV
Эта видеокарта очень хорошо зарекомендовала себя во время испытаний и была отмечена нами знаком «Выбор редакции КомпьютерПресс» за отличную производительность и многофункциональность.
ASUS AGP-V7700 Deluxe TV построена на базе чипсета nVIDIA GeForce2 GTS, имеет 32 Мбайт DDR SGRAM-память, VGA-, S-Video TV- и композитный RCA TV-выход, VR-выход для подключения стереоскопических 3D-очков, а также S-Video TV-вход. На плате имеется один-единственный переключатель для выбора кодировки видеосигнала: PAL или NTSC — таким образом одновременно выставляется кодировка как входного, так и выходного видеосигнала, и подразумевается, что оба должны быть в одинаковом формате.
Сверху на микросхеме графического процессора размещен вентилятор внушительных размеров, закрепленный в металлическом радиаторе круглой формы, что несколько необычно. Помимо этого плата имеет еще одну отличительную особенность — распаянную на ней микросхему мониторинга состояния Winbond W83781D, что позволяет следить за состоянием видеокарты во время ее работы.
В комплект Retail-поставки ASUS AGP-V7700 Deluxe TV входит: видеокарта; три видеошнура (S-Video, RCA и небольшой провод-переходник S-Video–RCA); стереоскопические 3D-очки; отлично сделанное печатное руководство пользователя на английском языке; CD-диск с пакетом Ulead VideoStudio 4.0 SE; CD-диск с ПО ASUSDVD 2000 2.55; CD-диск с пакетом 3Deep, предназначенным для цветокалибровки монитора; а также инсталляционный CD-диск с драйверами, утилитами ASUS Tweak Utility 3.08 и ASUS SmartDoctor и рядом пакетов для работы с видеоданными — ASUS Video Security V1.1, ASUS Live 4.3 и ASUS Live Digital VCR Demo 1.0.
После установки «родных» драйверов к этой плате от ASUSTeK в панели настройки графической подсистемы появляется четыре новые вкладки: Information, Color, System и Advanced.
На вкладке Information выводится краткая информация о графической подсистеме с указанием чипсета видеокарты, объема и типа видеопамяти, рабочего AGP-режима, номера IRQ и версии BIOS графического адаптера, версии DirectX, названия используемых драйверов видеокарты и монитора, общего и используемого объема AGP-памяти.
С помощью вкладки Color производится настройка цветопередачи как при выводе изображения на TV-приемник (субвкладка Video позволяет регулировать параметры Brightness, Contrast, Hue и Saturation), так и в Desktop-, Direct3D- и OpenGL-режимах (на соответствующих субвкладках — Desktop, D3D/Game и OpenGL— можно установить необходимую яркость (Brightness), контрастность (Contrast) и гамму (Gamma) для суммарного видеосигнала или для каждого RGB-цвета в отдельности — красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue)).
Вкладка Display предназначена для переключения выходного видеосигнала между VGA- и TV-выходами (при этом изображение можно выводить либо на VGA-монитор, либо на TV-приемник, но не на оба устройства сразу), а также для настройки рабочих параметров VGA- и TV-видеорежимов. Для текущего VGA-режима можно подобрать нужные размеры и положение изображения по горизонтали/вертикали, переключить режим горизонтальной/вертикальной синхронизации (+ или -), выбрать частоту регенерации изображения (очень удобно то, что это можно делать с шагом в 1 Гц), а также настроить частоты регенерации изображения по умолчанию для видеорежимов с фиксированными значениями глубины цвета и разрешения не только при работе в GDI, но и, что бывает очень полезно, в DirectDraw-режимах.
Что же касается TV-видеорежима, то вкладка с его настройками становится доступна только после подключения телевизора к видеоадаптеру и позволяет изменять положение изображения на TV-экране по горизонтали/вертикали, выбирать кодировку сигнала (PAL/PAL-M), устанавливать уровень черного цвета (Black Level), контрастности (Contrast) и Flicker-фильтрации (Flicker Filter — устранение частого «дрожания» мелких деталей в изображении на экране TV), а также выбирать TV-выход, на который будет выводиться видеосигнал, — или S-Video, или Composite, или оба сразу.
C помощью вкладки Advanced можно выставить настройки для работы с Direct3D- и OpenGL-приложениями, а также для режима работы со стереоочками.
Вместе с драйвером также устанавливается утилита ASUS Control Panel, иконка которой появляется в System Tray (области состояния, расположенной справа на панели задач). Эта программа позволяет быстро сменить рабочий видеорежим: изменить частоту регенерации изображения или разрешение вместе с глубиной цвета. ASUS Control Panel также запоминает несколько последних использовавшихся видеорежимов (разрешение плюс глубина цвета плюс частота регенерации) и позволяет быстро переключиться между ними.
Как мы уже упоминали, ASUS AGP-V7700 Deluxe TV оснащена микросхемой мониторинга состояния Winbond W83781D, что позволяет следить за состоянием видеокарты. На практике для этого используется содержащаяся на инсталляционном CD-диске утилита ASUS SmartDoctor, с помощью которой можно узнать текущие рабочие параметры платы: температуру и напряжение на микросхеме графического процессора, напряжение на AGP-шине и скорость вращения вентилятора, охлаждающего графический процессор. Кроме того, ASUS SmartDoctor может автоматически изменять тактовые частоты графического процессора и видеопамяти: если плата работает с небольшой вычислительной нагрузкой, то частоты снижаются, если же от платы требуется большая производительность — то повышаются.
В комплект ПО, поставляемого вместе с ASUS AGP-V7700 Deluxe TV, входит еще одна весьма полезная программа — ASUS Tweak Utility. Эта утилита предназначена для разгона видеокарты и позволяет изменять рабочую тактовую частоту графического процессора (Engine) и видеопамяти (Memory).
Вместе с ASUS AGP-V7700 Deluxe TV также поставляется софтверный DVD-плейер ASUSDVD 2000 2.55 (на самом деле это вариант пакета CyberLink PowerDVD, сделанный специально для ASUSTeK), который предназначен для проигрывания DVD-дисков и видеофайлов.
Помимо этого карта комплектуется и другим ПО, с помощью которого можно обрабатывать видеоданные: программой ASUS Live 4.3, которая «умеет» захватывать входящий TV-видеосигнал, проигрывать его в отдельном окне и сохранять в виде файла; пакетом ASUS Live Digital VCR Demo 1.0, который превращает ПК в настоящий цифровой видеомагнитофон и может быть использован как для захвата и оцифровки входящего видеосигнала, так и для проигрывания видеороликов; ПО ASUS Video Security V1.1, которое позволит построить охранную систему видеонаблюдения на базе компьютера в комплекте с видеокамерой; а также довольно простым в работе пакетом Ulead VideoStudio 4.0 SE (http://www.ulead.com), который предназначен для оцифровки видеопотока и видеомонтажа и рассчитан на пользователей, не имеющих соответствующей профессиональной подготовки.
Во всех без исключения тестах ASUS AGP-V7700 Deluxe TV продемонстрировала отличную производительность. А ее единственным конкурентом была видеокарта ATI Radeon 64MB DDR ViVo, которая обошла ASUS AGP-V7700 Deluxe TV в ряде Direct3D-тестов, выполненных при 32-битной глубине цвета. Во всех же остальных 3D-тестах ASUS AGP-V7700 Deluxe TV стабильно показывала самый лучший результат среди тестировавшихся плат.
ATI Radeon 64MB DDR ViVo
Эта видеокарта продемонстрировала самую высокую производительность при работе с 3D-приложениями в видеорежимах с 32-битной глубиной цвета, благодаря чему и была отмечена нами знаком «Выбор редакции КомпьютерПресс».
ATI Radeon 64MB DDR ViVo построена на базе нового чипсета ATI RADEON с 64 Мбайт DDR SDRAM-памяти и, помимо VGA-выхода, имеет также композитный RCA TV-выход и S-Video TV-выход и композитный RCA TV-вход.
К нам на тестирование поступил предпродажный образец ATI Radeon 64MB DDR ViVo, к которому прилагался только CD-диск с драйверами, так что ничего определенного о комплектации этой карты в Retail-поставке мы сказать не можем.
После установки драйверов к ATI Radeon 64MB DDR ViVo в панели графической подсистемы появляется пять новых вкладок: Displays, Color, OpenGL, Direct 3D и Options.
Вкладка Displays позволяет выбрать тип приемника, на который будет выводиться видеосигнал — на ЭЛТ-монитор, на телевизор или, что является одним из несомненных достоинств ATI Radeon 64MB DDR ViVo, на оба устройства сразу. Следует также отметить, что качество картинки на TV-экране у этой платы было очень хорошим и при этом гораздо лучше, чем у моделей ASUS AGP-V7100/T и ASUS AGP-V7700 Deluxe TV на базе чипсетов от nVIDIA.
Что же касается подбора оптимальных параметров TV-сигнала в драйвере, то последний позволяет настраивать следующие параметры: Contrast (контрастность), Color Saturation (цветовая насыщенность), Composite Sharpness (повышение четкости композитного видеосигнала), S-Video Sharpness (повышение четкости разделенного видеосигнала), Composite Dot Crawl, Flicker Removal Chroma/Luma (устранение дрожания цветовых/яркостных сигналов), Horizontal/Vertical Position/Screen Size (размер/положение изображения по горизонтали/вертикали).
С помощью вкладки Color пользователь может настраивать цветовую гамму изображения. При этом цветокоррекция проводится отдельно для каждого RGB-цвета (для суммарного видеосигнала такой возможности не предусмотрено) с помощью изменения формы кривой интенсивности, а также уровня яркости (Brightness).
Вкладка OpenGL предназначена для настройки работы карты с OpenGL-приложениями и позволяет: включать/выключать режим конвертации 32-битных текстур в 16-битные (Convert 32 bit textures to 16 bit), включать/выключать режим Page Flipping (Enable page flipping), включать/выключать сглаживание переходов между цветами (dithering) при альфа-смешении (Disable dithering when alpha blending), включать/выключать режим FSAA (Enable full-scene anti-aliasing), задавать уровень субпиксельной коррекции (Subpixel precision), задавать уровень детализации текстур (Level Detail), включать/выключать поддержку расширения KTX_Buffer_region (Enable KTX buffer region extension), принудительно включать режим 16-битной Z-буферизации (Force 16-bit ZBuffer), включать/выключать vsync, включать/выключать компрессию текстур (Enable texture compression), устанавливать уровень анизотропной фильтрации (Anisotropic texture filtering).
С помощью вкладки Direct 3D можно включать/отключать vsync (Vertical sync), включать/отключать режим антиалиасинга (Anti-aliasing), включать/отключать режим использования сжатых текстур (Compressed texture format) и устанавливать глубину Z-буфера (Z-buffer bit depths).
А на вкладке Options выводится информация о версиях установленных драйверов.
Следует отметить, что интерфейс драйвера у ATI Radeon 64MB DDR ViVo очень удобный, понятный и простой (возможно, даже слишком), что, несомненно, по достоинству оценят начинающие пользователи.
Что же касается производительности этой карты в тестах, то ее конек — Direct3D-приложения, запущенные в видеорежиме с 32-битной глубиной цвета, и здесь равных ей не было. При прогоне Direct3D-тестов в видеорежиме с 16-битной глубиной цвета ATI Radeon 64MB DDR ViVo немного отставала от карт на чипсете nVIDIA GeForce2 GTS, как и в большинстве OpenGL-тестов.
А вот в OpenGL-тестах из пакета Tirtanium 1.90 карта показала на удивление низкие результаты, что стало для нас полной неожиданностью и является, скорее всего, следствием недоработок в драйверах.
ATI RAGE FURY MAXX
Главная отличительная черта этой видеокарты — наличие на ее борту двух чипов ATI RAGE 128 PRO, каждый из которых работает с 32 Мбайт «своей» локальной видеопамяти (таким образом, в сумме ее объем составляет 64 Мбайт). Так что на самом деле ATI RAGE FURY MAXX представляет собой этакий «комбайн» из двух совершенно одинаковых видеоплат на чипе ATI RAGE 128 PRO, которые работают параллельно. Из других конструктивных особенностей этой модели также отметим охлаждение обеих микросхем ATI RAGE 128 PRO с помощью активных кулеров с вентиляторами и наличие только одного внешнего разъема VGA-выхода.
После установки драйверов к ATI RAGE FURY MAXX в панели графической подсистемы появляется пять новых вкладок: OpenGL, Direct 3D, Options, MAXX, Advanced и Color.
Вкладка OpenGL предназначена для настройки работы карты с OpenGL-приложениями и позволяет: включать/выключать режим конвертации 32-битных текстур в 16-битные (Convert 32 bit textures to 16 bit), включать/выключать режим Page Flipping (Enable page flipping), включать/выключать сглаживание переходов между цветами (dithering) при альфа-смешении (Disable dithering when alpha blending), включать/выключать vsync, задавать уровень детализации текстур (Level Detail), включать/выключать поддержку расширения KTX_Buffer_region (Enable KTX buffer region extension), принудительно включать режим 16-битной Z-буферизации (Force 16-bit ZBuffer), включать/выключать компрессию текстур (Enable texture compression), задавать уровень субпиксельной коррекции (Subpixel precision).
С помощью вкладки Direct 3D можно включать/отключать vsync (Wait for vertical sync), включать/отключать режим антиалиасинга (Enable anti-aliasing), включать/отключать поддержку палетизированных текстур (Use palette based textures) и устанавливать глубину Z-буфера (Supported Z-buffer bit depths).
На вкладке Options выводится информация о версиях установленных драйверов, а вкладка MAXX позволяет отключить один из двух графических процессоров, установленных на плате, и заставить работать плату только на одном чипе ATI RAGE 128 PRO.
Вкладка Advanced предназначена для настройки частотных параметров выходного видеосигнала.
И, наконец, с помощью вкладки Color пользователь может настраивать цветовую гамму изображения. При этом цветокоррекция проводится отдельно для каждого RGB-цвета (для суммарного видеосигнала такой возможности не предусмотрено) с помощью изменения формы кривой интенсивности, а также уровня яркости (Brightness).
В целом же интерфейс драйвера у ATI RAGE FURY MAXX весьма приятен и прост в освоении.
Анализируя результаты проведенных испытаний, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день основную конкуренцию ATI RAGE FURY MAXX составляют видеокарты на чипсете nVIDIA GeForce256 — например, та же ASUS AGP-V6800. Причем если в 16-битном цвете ATI RAGE FURY MAXX проигрывает им довольно сильно, то в 32-битном цвете разрыв в производительности становится уже не таким значительным, а при увеличении разрешения сокращается еще больше. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что ATI RAGE FURY MAXX явно оптимизирована для работы в 32-битном цвете.
Так что если вам нужен 3D-ускоритель для работы в 32-битном цвете и при больших разрешениях, то приобретение для этой цели ATI RAGE FURY MAXX может быть весьма неплохим решением.
Diamond Viper II Z200
Видеокарта Diamond Viper II Z200 построена на базе чипсета S3 Savage2000 c 32 Мбайт SDRAM-памяти и наряду с VGA- имеет два TV-выхода — композитный RCA и S-Video.
На плате имеется три джампера — все они предназначены для переключения режима работы адаптера из AGP 2X в AGP 4X, и наоборот. Микросхема графического процессора охлаждается пассивным металлическим радиатором, который довольно сильно греется во время работы видеокарты.
В комплект Retail-поставки Diamond Viper II Z200 включается вкладыш, в котором указаны положения джамперов на плате в режимах AGP 2X/4X, три перемычки для этих джамперов, а также CD-диск с электронной версией руководства пользователя на восьми языках (в том числе на английском) и программным обеспечением: драйверами, утилитой InControl Tools 99, DVD-плейером Zoran SoftDVD 3.52, пакетами RioPort Audio Manager 2.1 (используется для организации библиотек аудиофайлов и закачки последних на портативные MP3-плейеры) и Fremont SE 1.04 (бизнес-приложение для 3D-визуализации и анализа данных), и игрой S3 Quake III (версия Quake III, специально оптимизированная под карты на чипсете S3 Savage2000).
После установки драйвера Diamond Viper II Z200 в панели настройки графической подсистемы появляется три вкладки: Color Correction, Diamond 3D и Output Selection.
Вкладка Color Correction предназначена для настройки цветопередачи (Brightness, Contrast, Gamma) каждого RGB-канала и суммарного видеосигнала для GDI (Desktop)-режимов с возможностью сохранения цветового профиля.
Вкладка Diamond 3D позволяет настраивать цветопередачу (Brightness, Contrast, Gamma каждого RGB-канала и суммарного видеосигнала) при запуске конкретной Direct3D- или OpenGL-программы с возможностью сохранения профиля этого приложения; при этом запуск программ отслеживается драйвером автоматически и так же автоматически им генерируются заготовки профилей, которые могут понадобиться в будущем, — остается только выбрать заранее подготовленный профиль, выставить в нем нужные настройки видеорежима и сохранить его.
При этом Direct3D-опции устанавливаются на субвкладке Direct3D, а OpenGL-опции — на субвкладке OpenGL. На третьей же субвкладке — Global — выставляются настройки, общие для всех приложений.
С помощью субвкладки Direct3D пользователь может контролировать следующие параметры: Texture Memory Control (определение способа размещения текстур: одновременно в оперативной памяти системы и в видеопамяти карты; только в видеопамяти карты; только в оперативной памяти системы), Auto Z-buffer Clear (включить/выключить автоматическую очистку Z-буфера), Auto MipMapping (включить/выключить режим автоматического деления сцены на MIP-уровни), Fixes Top Texture Line (включить/выключить режим правки верхних линий текстур при их наложении), Enable T&L (включить/выключить режим Hardware T&L).
На субвкладке Global можно включить/выключить vsync и W-буферизацию.
Субвкладка OpenGL позволяет контролировать работу карты при работе с OpenGL-приложениями — например, включить/выключить поддержку OpenGL-расширений для оптимизации работы с пакетом 3D Studio MAX (3D Studio MAX), поддержку SIMD- (Pentium III SIMD) и 3DNow!-инструкций (3DNow!), быструю очистку Z-буфера (Fast Z-Clear) и режим Hardware T&L (Hardware T&L).
Вкладка Output Selection позволяет выбрать тип приемника, на который будет подаваться видеосигнал (в случае с Diamond Viper II Z200 возможны три варианта: на ЭЛТ-монитор, на телевизор или одновременно на оба устройства), и подстроить параметры выходного сигнала.
Заметим, однако, что несмотря на то, что в драйвере предусмотрена возможность вывода изображения одновременно на ЭЛТ-монитор и телевизор, на практике нам этого добиться не удалось, поскольку при переходе в режим вывода изображения сразу на два устройства система зависала. А переключить изображения с ЭЛТ-монитора на телевизор нам удалось только после многократных попыток, при этом картинка на экране TV-приемника получалась сильно смазанной и заметно подрагивала.
Во время установки драйверов к Diamond Viper II Z200 пользователю также предлагается дополнительно установить программу InControl Tools 99.
InControl Tools 99 — это весьма полезная утилита, которая позволяет получить быстрый доступ к меню запуска программ, Internet-закладкам и настройкам графической подсистемы монитора. Так, в настройках InControl Tools 99 содержится контактная информация по компании Diamond Multimedia; кроме того, можно добавлять, удалять, редактировать закладки (shortcuts) в системном меню запуска приложений; включать режим, при котором по левому щелчку мыши на рабочем столе раскрывается меню запуска приложений (Start Menu); настраивать вид меню, которое раскрывается при нажатии правой кнопки мыши на рабочем столе (Popup Menu) и левой кнопки мыши на иконке с логотипом Diamond Multimedia в System Tray; назначать комбинации «горячих» клавиш (shortcut keys) для быстрого переключения рабочего видеорежима; выбирать Internet-закладки из числа системных (IE или Netscape) для быстрого доступа через Popup Menu или Taskbar Menu.
Назначение подменю в Popup Menu этой утилиты следующее: Diamond Properies — настройки InControl Tools 99; Properties — стандартные настройки графической подсистемы; Internet Sites — загрузка в браузер ссылок, выбранных среди системных; Desktop Icons (Save Icon State/Restore Icon State) — запись/восстановление расположения иконок на рабочем столе — удобно, когда меняется разрешение и при этом сбивается расположение иконок; Start Menu (On/Off) — включение/отключение запуска Start Menu при нажатии левой кнопки мыши на рабочем столе; Taskbar Menu (On/Off) — включение/отключение запуска Taskbar Menu при нажатии левой кнопки мыши на иконке Diamond Multimedia в System Tray; Popup Menu (On/Off) — включение/отключение запуска Popup Menu при нажатии правой кнопки мыши на рабочем столе; Screen Saver (On/Off) — быстрое включение/отключение скринсейвера в настройках графической подсистемы; Switch Desktop — быстрое переключение разрешения и глубины цвета текущего видеорежима монитора.
Надо признать, что результаты Diamond Viper II Z200 в тестах на производительность были далеко не блестящими. Так, эта плата вчистую проиграла карте ASUS AGP-V6800 на чипе nVIDIA GeForce256, не говоря уже о более мощных моделях на nVIDIA GeForce2 GTS.
А потому удел Diamond Viper II Z200 — быть графическим 3D-адаптером начального уровня. Похоже, что компания Diamond Multimedia прекрасно осознает сей факт, о чем красноречиво свидетельствуют низкие цены на эту плату — в среднем 130 долл. в OEM- и 155 долл. в Retail-комплектации.
Впрочем, есть у Diamond Viper II Z200 и одно неоспоримое преимущество — потрясающая производительность в игре Unreal Tournament при работе под API S3 MeTaL. Здесь с Diamond Viper II Z200 не мог сравниться никто! Так что, если вы страстный поклонник этой игры и ограничены в средствах, тогда, возможно, Diamond Viper II Z200 — это то, что вам нужно.
Gigabyte GA-GF2000
Это еще одна, третья по счету, видеоплата на чипсете nVIDIA GeForce2 GTS среди представленных в нашем обзоре.
Сразу же обращает на себя внимание несколько необычный цвет PCB карты — синий, что, впрочем, традиционно для плат от Gigabyte. А во всем остальном конструктив Gigabyte GA-GF2000 довольно стандартный — 32 Мбайт DDR SGRAM-памяти на борту, VGA-выход и активный кулер с вентилятором для охлаждения микросхемы графического процессора.
В комплект поставки Gigabyte GA-GF2000 помимо самой платы включается одностраничный флайер с кратким описанием видеокарты, печатное руководство пользователя на английском языке, CD-диск с игрой Need For Speed III: Hot Pursuit от Electronic Arts и инсталляционный CD-диск, на котором находятся драйверы, пакеты CyberLink Power Player/SE 4.10 (используется для проигрывания Audio- и Video CD-дисков и для просмотра графических файлов) и CyberLink PowerDVD 2.0 Trial Version (программный DVD-плейер) от CyberLink (http://www.cyberlink.com.tw), 3D-бенчмарка Final Reality 1.01, Adobe Acrobat Reader 3.01, а также ряд демо-версий игрушек — Populous: The Beginning от Bullfrog Productions Ltd., Future Cop: L.A.P.D. и Superbike World Championship 2.1 от Electronic Arts.
После установки драйвера от Gigabyte к этой плате выяснилось, что последний — это в чистом виде референсный драйвер от nVIDIA, разве что в нем есть возможность разгона платы и отключения vsync в Direct3D-режиме. На самом же деле и в референсном драйвере от nVIDIA предусмотрены эти функции, но только они «спрятаны» от глаз пользователей, а для их активизации требуется внести изменения в реестр Windows.
Производительность Gigabyte GA-GF2000 во время испытаний была точно такой же, как и у других плат на чипсете nVIDIA GeForce2 GTS. Так что по всем показателям она была лучшей — наряду с ASUS AGP-V7700 и ASUS AGP-V7700 Deluxe TV — среди испытывавшихся моделей, уступив лишь ATI Radeon 64MB DDR ViVo в некоторых Direct3D-тестах, выполненных при 32-битной глубине цвета.
К сожалению, к моменту подготовки этой статьи к печати Gigabyte GA-GF2000 еще не продавалась в Москве и ее цена оставалась неизвестной. Однако, судя по конструктиву Gigabyte GA-GF2000, сделанному по принципу «ничего лишнего», стоить эта плата должна довольно дешево (по крайней мере дешевле той же ASUS AGP-V7700), так что ее приобретение может оказаться весьма выгодным.
КомпьютерПресс 8'2000