Кошелек в сотовом телефоне
m-commerce, m-vending… хочу газировки из автомата
Наверняка многие из нас чувствовали себя глупо, когда «на телефоне» лежит кровных долларов пятьдесят, а в кармане наличных — только на метро. Случай, когда доллары становятся неликвидными, — нонсенс. Почему нам отказывают в возможности оперативно использовать свои собственные деньги по иному назначению, нежели на оплату эфирного времени? Мысль не новая, поэтому в мире разработаны эффективные механизмы «бытового» управления своими активами с сотового телефона. Часть из них проходит стадию внедрения и в России. Так когда же мы сможем купить банку воды из автомата, имея в кармане лишь сотовый телефон?
Почему, потеряв сотовый телефон, мы сразу же связываемся с оператором для его
блокировки? Да потому, что в этом случае в руки злоумышленников фактически попадает
наша кредитная (депозитная) карточка с известным паролем (PIN-кодом). Если призадуматься,
то каждый из нас имеет счет в банке оператора сотовой связи, на который исправно
кладутся деньги. Кто-то использует предоплату и фактически кредитует банк оператора,
другие же, наоборот, получают кредит от оператора и оплачивают уже выставленные
счета. Покупка SIM-карты сотового телефона сопровождается едва ли не более тщательным
оформлением адресных и паспортных данных, чем получение пластиковой карточки
в банке. Таким образом, в нашей сотовой трубке сосредоточен мощный расчетный
инструмент — куда более защищенный и интеллектуальный, чем пластиковая карточка
с магнитной полоской, и ничуть не менее надежный. Получается, что использовать
«мобильник» только для разговоров — значит, реализовывать его потенциал лишь
на 50%.
Термин m-vending означает рынок продаж товаров из торговых автоматов по звонку
с сотового телефона без использования наличных денег. Привязка к vending machines
(торговым автоматам) сужает это понятие по сравнению с «мобильной коммерцией»
(m-commerce). Классический пример m-vending — покупка банок с газировкой из
автомата. Представляется это так: подходишь к автомату, в кармане — один только
телефон, набираешь с «мобильника» написанный на автомате номер, вводом PIN-кода
подтверждаешь сделку, автоответчик подтверждает прием заказа — и через несколько
секунд заветная банка появляется из окошка. Не успев утолить жажду, получаете
SMS, в котором указана сумма, списанная с вашего депозита (предоплаты у оператора)
или включенная в счет (если обслуживание предоставляется по кредитной схеме).
В последнем случае в конце месяца вы получаете счет, выставленный оператором,
куда включена стоимость выпитой несколько дней назад банки воды. Все просто,
все удобно, все корректно — все довольны. Такой сюжет не взят с потолка. С начала
года компания Marconi развернула поставки в Европу тысяч автоматов по продаже
кока-колы с интерфейсом для мобильных пользователей. В рамках программы Dial-a-Coke
(Вызвони колу) любой европеец может набрать с мобильника номер, написанный на
автомате, и получить (не бесплатно) баночку с напитком. Плата за «дринк» будет
включена в счет за оплату телефона. На самом деле к автомату даже не нужно прикасаться,
чтобы нажать кнопку для выбора соответствующего наименования напитка (Cola,
Sprite или Diet Cola) — каждому виду банки присвоен свой телефонный номер. Один
из первых тестовых образцов торгового автомата, спроектированного совместно
с Mobile Media, был установлен в финском аэропорту еще три года назад. Тогда
это был лишь 15-дневный эксперимент, но статистика была вполне оптимистичной:
31% заказов был сделан по сотовому телефону. Это почти невероятный показатель
для любой новинки. К сожалению, сотовый торговый автомат обходится значительно
дороже обычного. Плюс же состоит в том, что полностью сотовый торговый автомат
становится практически безынтересен для воров и вандалов — ведь в нем нет денег.
Конечно, автомат с газировкой — лишь самый примитивный пример. Почти таким
же образом в Финляндии можно оплатить завтрак в закусочной, парковку, не заботясь
о наличии в кармане монеток нужного достоинства. В Скандинавских странах по
сотовому телефону можно заказать музыку из музыкального автомата в баре, оплатить
мойку автомобиля или получить кассету в автомате видеопроката. К куда менее
очевидным вещам, относящимся скорее к m-commerce, можно отнести платную загрузку
заказных мелодий и картинок на сотовый телефон мобильного покупателя. Словом,
сфера применения m-vending — практически безгранична. Все, что можно теоретически
продать, потенциально можно купить, набрав спецномер с сотового телефона. Так,
оператор Telecom Finland оборудовал сотовым терминалом несколько автоматических
моек Esso недалеко от Хельсинки. Автолюбителям остается только набрать нужный
номер. Такая услуга обходится почти в 10 долл., из которых один идет на оплату
услуг оператора (за эксклюзив, наверное).
Для оборудования торгового автомата средствами m-vending необходимо оснастить
его соответствующим интерфейсом. Как правило, внутрь устанавливается компактный
сотовый приемный терминал (типа Nokia 20 GSM Connectivity Terminal), который
принимает и передает запрос пользователя на M2M-(machine-to-machine) шлюз, а
затем — в процессинговый центр. Оттуда уже поступает команда на оказание услуги
(будь то выдача банки или аренда видеокассеты).
Преимущество заключается в том, что к каждому автомату, по крайней мере, не
надо тянуть провода — он может стоять в любом удобном для торговли, а не для
подключения месте. По подобному принципу оборудуют и другие торговые точки —
кафе, парковки, рестораны.
Сотовые операторы за годы своей деятельности сформировали огромный новый рынок.
Его потенциальным участником является каждый пользователь сотового телефона
цифрового стандарта. А таких уже — несколько сот миллионов. Преимущество «мобильной
коммерции» заключается в том, что пользователям нет никакой необходимости менять
сотовый аппарат или SIM-карту, чтобы стать полноценным покупателем. Доработки
требуют торговые автоматы и терминалы традиционных торговых точек. Уже сегодня
такие решения доступны, а по мере распространения интеграция авторизационных
модулей станет рентабельной. Владельцы автоматов не меньше нас понимают, что
лишаются значительной части покупателей только из-за того, что у последних не
оказалось под рукой монет нужного «диаметра» и купюр соответствующего номинала.
О кредитных карточках говорить не приходится, их мало кто носит с собой для
столь мелких покупок — пижонство, знаете ли. Поддержка m-vending выгодна и сотовым
операторам. За каждую транзакцию они могут снимать свой процент, и ручеек центов
с расширением аудитории покупателей превратится в реку долларов. Словом, выгоду
получают все. Покупатели — удобство, владельцы автоматов и продавцы — рост оборотов,
сотовые операторы — рост оплаченного трафика плюс свой «интерес», банки — рост
оборотов и процент от сделок. А потому нет сомнений, что широкое распространение
m-commerce и m-vending — это лишь вопрос времени. Скорость процесса зависит
от насыщения рынка дешевым оборудованием и заинтересованности продавцов в быстром
внедрении средств для упрощения жизни «мобильным покупателям». Но другого пути
нет. С ростом платежеспособного спроса расширение абонентской базы сотовых операторов
замедляется практически до нуля и начинаются ценовые войны. В такой ситуации
(а она неизбежна для всех) развиваться можно только за счет оказания новых услуг.
M-vending как часть m-commerce в этом случае — далеко не худший вариант. Поэтому
решения по внедрению «сотовых» торговых автоматов внимательно изучают и российские
операторы, в том числе «Вымпелком» и SonicDuo.
КомпьютерПресс 8'2001