Учебный центр учебному центру рознь
Все давно привыкли к мысли, что компьютерный рынок весьма
неоднороден: на нем присутствуют разработчики, реселлеры, интеграторы и др.,
причем каждая такая категория имеет дополнительное деление. Например, интегратором
может быть как компания, занимающаяся автоматизацией крупных предприятий, так
и поставщик решений для малого бизнеса. Но все прекрасно понимают, что у этих
организаций разные задачи, ресурсы, затраты, так как они принадлежат к разным
весовым категориям.
Однако с учебными компьютерными центрами ситуация иная. Многие воспринимают
данную категорию как нечто однородное, плохо представляя себе специфику различных
учебных курсов. Возможно, такое положение вещей частично объясняется тем, что
учебным центрам посвящается слишком мало публикаций в специальной прессе. Для
того чтобы пролить свет на систему компьютерного обучения в России, мы встретились
с генеральным директором учебного центра REDCENTER Русланом Леонидовичем Смелянским
и руководителем отдела перспективного развития тренинга Владимиром Алексеевичем
Меняйло, которые любезно согласились ответить на ряд вопросов нашего корреспондента.
омпьютерПресс: Компьютерный рынок далеко не однороден. По всей видимости, рынок услуг в сфере компьютерного обучения также должен быть достаточно разнообразным и среди учебных центров должна существовать определенная специализация.
Руслан Смелянский: Совершенно верно, между учебными центрами существуют большие различия, зависящие от того, с какой категорией продуктов и групп пользователей центры работают. Для того чтобы понять специфику того или иного центра, следует выделить основные его составляющие: технологии и продукты, по которым ведется обучение, тип заказчиков, организация учебного процесса, методы подготовки инструкторов. По всем этим параметрам учебные курсы могут существенно отличаться друг от друга. Условно все курсы можно разделить на «легкие» и «тяжелые».
КП: Что же подразумевается под «легкими» и «тяжелыми» курсами?
Р.С.: «Легкие» курсы — это курсы для пользователей, то есть прежде всего это курсы по Word, Excel, приложениям под Lotus Notes, Photoshop. Обычно такие курсы непродолжительны — они длятся 1-2 дня, в то время как «тяжелые» курсы (например, обучение на сетевого администратора), как правило, включают несколько блоков, каждый из которых занимает 3-5 дней. Обычно в этом случае учащийся должен прослушать как минимум три курса.
И это понятно — «легкому» курсу можно обучиться практически с нуля. Типичная ситуация: в центр приходит человек, который никогда не имел дела с компьютером, ему показывают, как пользоваться Excel, и через 2 дня он начинает работать с этой программой.
С «тяжелыми» курсами все обстоит иначе. Так, чтобы выучиться на сетевого администратора, необходимо пройти несколько курсов. Если вы хотите, например, обучиться работе с продуктом UniCenter — средством управления сетью корпоративного масштаба, — то без знания вопросов администрирования сети вам слушать этот курс бессмысленно. Сначала необходимо получить знания, которые выведут вас на уровень, достаточный для восприятия данного курса.
КП: В чем же специфика заказчиков «легких» и «тяжелых» курсов?
Р.С.: В «легких» курсах заказчик и слушатель, как правило, одно и то же лицо: заказчик платит деньги и он же проходит обучение. Таким образом, полученные знания являются гарантией сделанных вложений. В «тяжелых» курсах обычно заказчиком выступает организация, а слушателем является сотрудник организации, которая оплачивает обучение для получения от него большей отдачи в процессе работы. В этом случае заказчик всегда хочет иметь определенные гарантии своих инвестиций. При этом слушатель «тяжелых» курсов — это чаще всего опытный инженер, нуждающийся в повышении квалификации. Значительную долю заказчиков «тяжелых» курсов составляют крупные корпорации, имеющие достаточно развитую филиальную сеть. Предоставление сервиса таким рассредоточенным организациям связано с дополнительными сложностями. От учебных центров часто требуется организация так называемого On-Site Training, то есть тренинга на территории заказчика. Однако сложное и тяжелое оборудование не всегда удобно перевозить к заказчику. В частности, в нашем центре разработана технология удаленного доступа, при которой основное тяжелое оборудование остается в Москве, а инструктор из учебного класса заказчика обеспечивает доступ слушателям к тому оборудованию и тем программным системам, с которыми необходимо их ознакомить.
Очевидно, что составить расписание на часто меняющиеся курсы так, чтобы это был непрерывный процесс, достаточно сложно.
КП: Говоря о критериях, характеризующих учебные центры, вы выделили такой пункт, как подготовка курсов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Владимир Меняйло: Подготовка «тяжелых» курсов — процесс более длительный и требующий сложного оборудования, которое используется в курсе, в то время как для проведения курсов по офисным приложениям Microsoft, например, в большинстве случаев нужен только персональный компьютер.
Учебник, который мы выдаем слушателям «тяжелых» курсов, представляет собой книгу объемом 600-800 страниц, а для «легких» курсов это чаще всего небольшое методическое пособие.
Р.С.: Когда человек обучается на курсах для себя, он обычно не предъявляет особых требований к оборудованию учебного центра. Его вполне устраивает обычная институтская аудитория.
Если же вы работаете со слушателями корпоративного клиента, они, как правило, привыкли к европейским офисным стандартам и предъявляют определенные требования к кондиционированию помещений, питанию и всей инфраструктуре. Этот момент становится особенно критичным, когда слушатели приходят на учебу не на день-два, а на 2-3 недели.
КП: Могли бы вы уточнить стоимость оборудования, необходимого для проведения «легких» и «тяжелых» курсов?
В.М.: Стоимость оборудования для «легких» курсов — порядка 10-15 тыс. долл., а для «тяжелых» — обычно сотни тысяч долларов. Причем если для проведения «легких» курсов в ряде случаев можно воспользоваться свободно распространяемым программным обеспечением, которое можно найти в Интернете, то для «тяжелых» курсов ПО поставляется только вместе с аппаратным комплексом. А это уже совсем другие цены, иные сроки поставки и сложности другого порядка.
КП: Интересно было бы узнать, какие требования предъявляются к преподавателям в различных центрах.
Р.С.: Очевидно, что уровень вопросов, задаваемых новичками, впервые пришедшими ознакомиться с офисными приложениями, и уровень вопросов опытных инженеров, повышающих свои знания, различны. Естественно, требования к подготовке лектора также принципиально иные. Говоря о наших курсах, я бы определил такое соотношение: 30% информации по курсу лектор выдает на занятиях, 70% — это дополнительные знания по данной теме, которые не входят в курс, но дают возможность преподавателю работать даже с предвзятой аудиторией.
КП: Скажите, кто может читать курс в вашем центре, какая нужна для этого сертификация?
Р.С.: Как известно, курсы бывают авторизованные, требующие сертификации со стороны компании-вендора, и неавторизованные, которые может преподавать любой лектор, изучивший данный курс по открытой информации.
«Тяжелые» курсы ведут авторизованные инструкторы, которые работают в соответствии с требованиями, предъявляемыми компанией, давшей им право читать авторизованный курс. Обычно после прослушивания и самостоятельной подготовки «тяжелого» курса, а также обязательного получения практического опыта инструктор проходит сертификацию в одном из зарубежных центров компании-вендора. Как правило, это экзамен на английском языке по теории (читается фрагмент курса) и практике (выполняется лабораторная работа). Причем далеко не всегда удается сдать экзамен с первой попытки. Стоимость такой сертификации составляет около 7 тыс. долл. Длительность периода подготовки по «тяжелому» курсу составляет не менее 6 месяцев, тогда как по «легкому» курсу — не более 1-2 месяцев. Отсюда понятно, почему специалистов по «тяжелым» курсам на рынке значительно меньше, чем по «легким».
КП: Вы рассказали о сертификации со стороны компании-вендора, а как проверяются знания преподавателя в самом учебном центре?
Р.С.: На период подготовки курса учебный центр предоставляет инструктору в достаточном объеме то дорогостоящее оборудование, изучением которого он занимается. Причем оборудование, стоящее десятки тысяч долларов, выделяется для того, чтобы преподаватели могли «поиграть» с ним в достаточном объеме. Кроме того, преподаватель должен провести несколько показательных занятий перед своими коллегами-инструкторами. Инструкторы при этом создают самые неблагоприятные для лектора ситуации: стараются увести от темы, задают каверзные вопросы — то есть пытаются проверить все слабые места преподавателя перед выходом его к настоящей аудитории. Если речь идет о начинающем инструкторе, то его вводят в процесс преподавания постепенно: сначала он читает лекции по отдельным темам, которые затем расширяются до определенного курса. Практикуется проведение открытых уроков, когда инструкторы присутствуют на уроках друг у друга, а затем анализируют сильные и слабые стороны коллеги, проводившего занятие. Ну и, наконец, существует контроль качества: по окончании курса все слушатели заполняют анкету, в которой выставляют оценку преподавателю.
КП: Скажите, все ли ваши инструкторы являются сотрудниками учебного центра или вы привлекаете сторонних преподавателей?
Р.С.: Это очень важный вопрос. Действительно, в принципе существуют две модели: подготовка собственных специалистов и привлечение сторонних. В самом начале нашей деятельности перед нами встала дилемма: какую модель выбрать. Мы попробовали обе и вскоре пришли к выводу, что эффективной схемой для чтения «тяжелых» курсов является только первая, то есть учебный центр отбирает инструкторов, доучивает их, сертифицирует и они становятся его постоянными сотрудниками.
Наверное, для «легких» курсов (по Excel или Word) можно привлекать и сторонних преподавателей.
КП: В чем особенности маркетинга при привлечении слушателей на учебные курсы?
Р.С.: Очевидно, что «легкие» и «тяжелые» курсы имеют разную аудиторию. Если «легкие» курсы (например, офисные приложения Microsoft или бухгалтерские программы) нужны широкому кругу специалистов, то количество потребителей «тяжелых» курсов гораздо меньше. Кроме того, как я уже отметил, на «тяжелых» курсах слушатель не является лицом, принимающим решение. Все это требует более сложных механизмов поиска и привлечения клиентов.
КП: Каковы возможности различных московских центров по объему выпуска обученных специалистов?
В.М.: Количество обученных слушателей не всегда является показательным для работы учебного центра. Вы можете встретить в рекламе заявления, что такой-то центр обучает 2000 человек в месяц, однако при ближайшем рассмотрении окажется, что речь идет о 4-часовых семинарах. Конечно, для «тяжелого» курса цифры получатся совсем другие.
КП: Сколько преподавателей работает в вашем центре и сколько ведется различных курсов?
В.М.: На сегодняшний день в центре работают 12 инструкторов, которые ведут более 60 различных курсов. За год в нашем центре проходят обучение около 2 тыс. человек.
КП: Какова средняя стоимость курсов в различных центрах? Например, сколько стоит один день пребывания слушателя на курсах?
Р.С.: Насколько мы знаем, в других учебных центрах стоимость обучения по «легким» курсам (из расчета на один день обучения) составляет от 80 до 120 долл. В REDCENTER стоимость одного дня обучения по «тяжелым» направлениям — 200-250 долл. При этом в нашем центре курс в среднем длится около 5 дней. Крупные корпорации, направляющие на обучение большое количество своих сотрудников, специально планируют бюджет и выделяют весьма приличные суммы на подготовку кадров. Под такие проекты объявляются тендеры, происходит тщательный выбор центра. В этом случае на победителя тендера возлагается немалая ответственность.
Беседу провел Александр Прохоров
КомпьютерПресс 8'2002