u-Сommerce: очередной термин или новая эпоха развития бизнеса?
Отношение в мире к e-Commerce и u-Commerce
Страны, находящиеся на стадии разработки платформ
Традиционные пользователи e-Commerce
Отношение руководителей мировых компаний к роли e-Commerce в структуре их бизнеса
Несмотря на тот факт, что за последние несколько лет электронная коммерция качественно изменила наше представление о принципах ведения бизнеса, аналитики предсказывают, что в ближайшие три года нас ждут еще более впечатляющие перемены на этом рынке.
олько мы успели привыкнуть к термину e-Commerce, как нам говорят, что традиционная электронная коммерция — это вчерашний день. Сегодня на слуху новый термин — u-Commerce, так называемая вездесущая коммерция (от лат. ubiquitous — вездесущий).
Понять, что представляет собой данный термин, можно из рис. 1.
Термин u-Commerce включает пять составляющих:
- e-Сommerce (электронная коммерция);
- Wireless-commerce (беспроводная коммерция);
- Voice-commerce (коммерция на базе технологий распознавания голоса);
- TV-commerce (ТВ-коммерция);
- Silent-commerce (silent1-коммерция).
u-Сommerce подразумевает такую организацию бизнеса, при которой транзакции можно будет осуществлять везде и в любое время, независимо от наличия электрической сети и телефонных проводов.
По сравнению с традиционной электронной коммерцией u-Сommerce — это более персонифицированный сервис, опирающийся на более дешевые устройства, чем настольные ПК.
На рис. 2 показаны результаты масштабного опроса о перспективах внедрения u-Сommerce. В опросе участвовало более 800 руководителей предприятий (на уровне членов Совета директоров) из 25 стран из Европы, Азии и США. Результаты опроса были представлены в отчете «The unexpected eEurope». Эти данные были обнародованы во время проведения первого российско-американского круглого стола по вопросам сотрудничества в области ИТ-технологий в Москве в рамках визита Президента США Дж. Буша в Россию в марте 2002 года.
Согласно упомянутому исследованию в ближайшие два года не следует ожидать тотального внедрения u-Сommerce. Около половины респондентов считают, что они еще не успели организовать традиционный электронный бизнес: внедрение проектов, связанных с e-Commerce, оказалось более длительным и проблемным, чем ожидалось.
Судя по рис. 2, пока наиболее широкое распространение получила только беспроводная коммерция (ее используют около 17% опрошенных), однако к 2004 году почти половина всех руководителей, участвовавших в опросе, планируют применять Wireless-commerce на базе использования мобильных телефонов, PDA и Laptop-компьютеров. TV-commerce сейчас мало используется, однако прогнозы темпов ее роста максимальны. Применение Voice-commerce и Silent-commerce также должно многократно увеличиться в ближайшие два года. А теперь расскажем подробнее о каждом из видов электронной коммерции.
Wireless-commerce
ireless-commerce существенно расширяет границы электронной коммерции — дает возможность оперативного взаимодействия между сотрудниками в любое время, предоставляет постоянный доступ к центральному хранилищу информации, то есть позволяет осуществлять бизнес в любое время и в любом месте. Сегодня большинство пользователей имеют мобильные телефоны второго поколения, так называемые 2G mobile phones. Эти устройства оптимизированы для обмена голосовыми сообщениями в гораздо большей степени, чем для обмена данными. Скорость доступа к данным мала, а интерфейс не удобен. Однако скоро будет внедрена технология 3G, позволяющая иметь постоянное подключение по приемлемым ценам.
Ожидается, что к 2005 году количество пользователей мобильных телефонов возрастет в Европе до 175 млн. человек.
Как следует из рис. 3, беспроводная коммерция наиболее активно будет развиваться в сфере финансовых услуг.
Рис. 4 свидетельствует, что основное внимание будет уделяться технологиям высокоскоростной беспроводной связи и совершенствованию аппаратов для выхода в Интернет.
Voice-commerce
oice-commerce подразумевает использование современных технологий аутентификации и распознавания речи, компьютерного озвучивания с целью ускорения бизнес-процессов. Технологии Voice-commerce могут быть критичны для развития мобильной коммерции. Очевидно, что голосовое управление намного привычнее для большинства пользователей, чем посредством клавиатуры. Особенно актуальна данная технология для автомобилистов.
Согласно рис. 5 наиболее широкого применения Voice-commerce следует ожидать на предприятиях телекоммуникационного профиля и в сфере высоких технологий.
TV-commerce
огда-то телевидение не было связано с коммерцией, затем реклама стала занимать достаточно много эфирного времени. Всем знаком способ продажи товаров по ТВ, когда рекламируемый товар можно заказать, позвонив по телефону. Последнее время подобный заказ все чаще производится по Интернету в интерактивной форме. Однако, по данным исследований Yankee Group, многим потребителям не нравится плохо структурированный контент Интернета, где поиск нужного товара порой весьма затруднителен. По всей видимости, цифровое интерактивное телевидение сможет существенно продвинуть концепцию TV-commerce. Во всех странах, где проводился опрос, число людей, имеющих телевизор, намного превышает количество владельцев ПК. Цифровое интерактивное телевидение представляет собой платформу для двустороннего общения посредством сравнительно дешевого канала.
Судя по рис. 6, наиболее активное применение технологии TV-commerce в ближайшее время следует ожидать в секторе финансовых услуг.
Silent-commerce
озунг данной технологии звучит следующим образом: «Любые объекты интеллектуальны и интерактивны!» Наиболее распространенным примером использования Silent-сommerce является применение RFID-чипов (Radio Frequency Identification). Данные устройства позволяют отслеживать движение товаров по некоторой технологической или коммерческой цепочке. В настоящее время такие системы внедряются преимущественно в рамках отдельных организаций, однако постепенно область их применения расширяется.
Как следует из рис. 7, перспективность внедрения технологии Silent-сommerce в ближайшие три года возрастет в десятки раз. Если в 2002 году технология в первую очередь использовалась преимущественно в высокотехнологичной сфере, то через три года она будет наиболее активно применяться в сфере обслуживания и в торговле. На второе место по использованию выйдет Silent-commerce на производственных предприятиях, а в области высоких технологий — на третье место.
Нельзя сказать, что технология, лежащая в основе новомодного термина Silent-сommerce, появилась недавно: она существует уже несколько десятков лет. Другое дело, что за последние годы произошло резкое падение стоимости чипов, что и определило новые возможности их использования в коммерции. Цена пассивных RFID-бирок снизилась с 55 (в 1995 году) до 20 центов. На дорогих товарах уже предпочтительнее использовать RFID-бирки, а не штрих-коды. По прогнозам стоимость RFID-бирок будет составлять около 5 центов через три года и 1 цент через десять лет, скорее всего, к этому времени практически все товары будут снабжены подобными бирками.
Технология Silent-сommerce позволяет отслеживать путь товара на всех стадиях его производства, доставки потребителю, на стадиях эксплуатации и ремонта вплоть до утилизации. Технология Silent-сommerce будет генерировать огромное количество информации, которое потребует интеграции с существующими системами Back Office.
Как работает RFID
FID состоит из бирки и считывающего устройства. Бирки навешиваются на предмет, который необходимо распознавать и отслеживать в некотором технологическом, производственном или коммерческом цикле. Это могут быть различного рода заготовки, товары, животные и даже люди. Каждая бирка включает чип, который может хранить уникальную информацию о предмете.
Бирки могут быть активными и пассивными. Активные имеют собственные источники энергии, благодаря которым информация, сохраняемая в бирке, изменяется в соответствии с какими-либо параметрами. В пассивных бирках информация постоянна, они миниатюрнее активных и обычно имеют более длительный срок службы.
RFID-бирки дают гораздо больше возможностей по сравнению с штрих-кодами. Покраска, грязь и любые неметаллические покрытия не влияют на их читаемость. Если чтение бар-кодов происходит только в зоне прямой видимости, то для чтения RFID-бирок соблюдение этого условия не требуется. Некоторые модели позволяют уже сегодня считывать информацию на расстоянии до 30 м. Активные бирки позволяют модифицировать информацию, например, по мере продвижения по производственной цепочке.
RFID-бирки — это не единственный компонент технологии Silent-сommerce. MEMS (micro-electro-mechanical-systems, то есть микроэлектромеханические системы) комбинируют возможности RFID с микросенсорами. Подобные чипы могут, например, производить мониторинг окружающей среды, записывать эту информацию и выдавать ее по мере необходимости.
MEMS-бирки позволяют контролировать качество поставляемых продуктов питания, например сообщают, свежие они или нет.
По данным Forrester, к 2005 году большинство производителей электронных устройств будет снабжать их встроенными MEMS-устройствами для отслеживания продвижения товаров в потребительских сетях.
Технология Silent-сommerce активно развивается и уже сегодня можно назвать множество предприятий, которые используют данную технологию в самых разных областях.
Например, в аэропорту Хитроу (Лондон) RFID-бирки используются для отслеживания багажа пассажиров. Национальная почтовая служба Италии использует RFID-бирки, чтобы снизить ошибочные пересылки. Чешская компания OP Prostejov использует RFID-бирки для проверки комплектности. Например, если после серии примерок в магазине потеряются пиджак или брюки от костюма, то разыскать их помогут RFID-бирки. В Англии эта технология используется на складах, что позволяет предотвратить воровство и ошибочную выдачу материалов. В Швеции RFID-бирки применяются в системе железнодорожного транспорта для учета вагонов. Список этот можно продолжать еще очень долго.
В принципе технология Silent-сommerce в будущем качественно изменит наше представление о бизнес-процессах. Со временем эта технология должна выстроить информационную (безмолвную) цепочку, в которой, например, одни машины будут информировать другие о необходимости поставки для них определенных деталей без вовлечения в этот процесс человека.
Отношение в мире к e-Commerce и u-Commerce
ельзя сказать, что подавляющее большинство руководителей видят в электронной коммерции панацею от всех бед.
Показатели, касающиеся России, мало отличаются от средних по миру. Однако по степени внедрения соответствующих технологий в разных странах мира имеются существенные различия. На рис. 8 показано, как используются технологии e-Commerce и u-Commerce.
Все страны разделены на четыре категории (выделены прямоугольниками) и шесть групп (выделены эллипсами).
Лидеры в области инноваций
В эту категорию попали страны — лидеры обоих направлений.
Любопытно отметить, что здесь оказались только скандинавские страны — лидирует в этой группе Финляндия и Швеция.
Претенденты новой волны
В эту категорию входят страны, которые запоздали с развитием традиционных форм электронной коммерции, однако достаточно активно применяют технологию u-Commerce. В эту группу попадает только Япония.
Страны, находящиеся на стадии разработки платформ
Это наиболее многочисленная и неоднородная категория. Здесь явно выделяются четыре группы. Как видно из рис. 8, Россия попадает в группу стран с самым низким уровнем развития электронной коммерции. Однако следует отметить, что, уступая ЮАР, мы, тем не менее, опережаем Индию, которая имеет достаточно высокий потенциал в области информационных технологий. Отдельную группу составляют страны Восточной Европы, бывшие наши союзники по соцлагерю. Лидером в этой группе является Чехия.
Традиционные пользователи e-Commerce
В эту категорию попали несколько скандинавских стран и США. США уступает ряду стран по применению u-Сommerce, зато лидирует по использованию традиционных средств электронной коммерции.
Проблемы внедрения e-Commerce
уководители многих компаний свидетельствуют, что процесс внедрения систем электронной коммерции оказался более трудоемким, чем они ожидали.
Любопытно отметить, что число российских руководителей, которые заявили, что приступили к внедрению систем e-Commerce без четкой стратегии и в настоящее время утомлены этим процессом, существенно превосходит средние по Европе (рис. 9). В то же время, судя по данным рис. 10, многие российские компании, занимающиеся ИТ-технологиями, ориентированы на зарубежный рынок, а не на отечественный. В России эта тенденция проявляется сильнее, чем в среднем по Европе. В принципе подобная направленность на зарубежные рынки снижает интенсивность развития в стране информационных технологий в целом и технологий электронной коммерции в частности.
КомпьютерПресс 8'2002