Три программы для музыкального творчества

Евгений Музыченко

Многодорожечный звуковой редактор Cool Edit Pro 2.0

   Секвенсор SONAR XL 2.1

Редактор параметров и эффектов XG-Wizard

 

В этой статье мне хочется рассказать о трех программах, которые я регулярно использую для своего любительского музыкального творчества, — Cakewalk/SONAR, Cool Edit Pro и XG-Wizard. Профессиональные музыканты, возможно, не одобрят мой выбор звукового редактора и секвенсора, ибо в среде профи предпочитают Sound Forge/WaveLab и Cubase/Nuendo. Однако для любительских занятий музыкальным творчеством этих программ вполне достаточно, ибо они интуитивно понятны и удобны в работе.

Многодорожечный звуковой редактор Cool Edit Pro 2.0

та расширенная версия редактора Cool Edit 96/2000 от компании Syntrillium (www.syntrillium.com), который я уже описывал на страницах нашего журнала. Если базовые версии Cool Edit работают только с одной фонограммой в каждый момент времени, то Cool Edit Pro имеет два режима: Edit View — традиционный вид окна с одной фонограммой и Multitrack View — многодорожечный вид с несколькими фонограммами. Данный подход выгодно отличает Cool Edit Pro от таких многодорожечных программ, как N-Track, Samplitude, SAW и т.п.

Обычно говорят, что многодорожечный звуковой редактор подобен многодорожечному магнитофону. В некотором роде это верно, однако точнее было бы уподобить его набору независимых однодорожечных магнитофонов, каждый из которых снабжен еще и средствами обработки сигнала. Основное окно Cool Edit Pro в этом режиме состоит из набора независимых дорожек (tracks), каждая из которых может содержать несколько фонограмм, или блоков (рис. 1).

Принципиальная разница между одно- и многодорожечным режимами состоит в том, что в первом применяется так называемое разрушающее (destructive) редактирование, когда изменения вносятся непосредственно в фонограмму, а во втором — неразрушающее (non-destructive), при котором исходные фонограммы (называемые здесь блоками) размещаются в заданном порядке, на них накладываются кривые громкости и звуковые эффекты, а в итоге выполняется их сведение (downmix) в окончательную фонограмму. Многодорожечный режим незаменим, когда нужно составить фонограмму из множества фрагментов (музыки, различных голосов, звуков, шумов и т.п.), точно подогнав каждый из фрагментов по положению, громкости, тембру и другим параметрам. При этом возможен как вывод каждой дорожки на собственное звуковое устройство, так и смешивание их в произвольной комбинации.

Каждая дорожка имеет ряд свойств (рис. 2), отображаемых слева от нее. Кнопки R, S и M обозначают режимы Record (разрешена запись на дорожку), Solo (данная дорожка звучит, остальные заглушены) и Mute (дорожка заглушена). Поля Vol/Pan управляют относительной громкостью дорожки и ее положением на панораме; для изменения нужно нажать мышью и подвигать вверх-вниз или влево-вправо. Поля Out/Rec показывают номер выхода/входа, связанного с заданным звуковым устройством. Кнопка FX управляет назначением эффектов, Lock блокирует дорожку от случайных изменений. Окно свойств дорожки можно открыть щелчком правой кнопки мыши на свободной от кнопок/полей области, рядом с полями Vol/Pan.

Щелчок правой кнопкой на свободной от блоков части дорожки открывает ее контекстное меню. Такой же щелчок на блоке открывает меню указанного блока. В то же время перемещение мыши при нажатой внутри блока правой кнопке позволяет перетаскивать блок внутри дорожки по оси времени, добиваясь необходимого совмещения. При перетаскивании блок цепляется в тех местах, где выполняются какие-либо условия совпадения, заданные в меню Edit->Snapping. Одинарный щелчок левой кнопкой на блоке выбирает блок для последующих операций, а перемещение мыши с нажатой левой кнопкой выделяет диапазон по оси времени.

Каждый блок дорожки представляет собой независимую фонограмму, связанную со своим собственным файлом. Можно вставлять в виде блоков фонограммы, открытые в стандартном режиме (Edit View), пользуясь меню Insert, а также редактировать в стандартном режиме любой из блоков, выбирая в его контекстном меню Edit Waveform. Меню блока позволяет также открыть окно его свойств (рис. 3).

Параметры Volume/Pan задают громкость и положение на панораме относительно всей дорожки. Параметр Hue управляет цветом отображения блока на дорожке. Переключатель Mute заглушает блок, Lock in Time фиксирует по оси времени, а Lock for Play Only запрещает запись в данный блок.

В каждом блоке могут быть заданы огибающие (envelopes) относительной громкости (зеленая линия), панорамы (бирюзовая линия) и глубины каждого эффекта (линии других цветов). По умолчанию линии имеют только по две крайние точки, расположенные слева и справа от блока и обозначаемые квадратиками, когда блок выбран для операций. На линии можно создать дополнительные точки щелчком левой кнопки (при помещении указателя на линию это отмечается появлением символа «+»). Любую из точек можно передвинуть, изменяя форму огибающей. По умолчанию огибающие состоят из отрезков прямых, однако в контекстном меню блока можно включить их формирование с помощью сплайнов (splines). Каждая огибающая имеет относительный смысл, то есть результирующее значение получается сложением с общим значением параметра как для дорожки, так и для данного блока.

Выделив диапазон и выбрав один или несколько блоков, можно применить к ним пункт Crossfade из контекстного меню. В результате в выделенном диапазоне будут сформированы огибающие громкости, плавно изменяющие громкость для мягкой акустической стыковки блоков между собой.

Любой блок может быть зациклен (looped), формируя повторяющуюся фразу, ритмическую конструкцию и т.п. Окно параметров цикла позволяет выбрать различные виды зацикливания, а также привязки к общему темпу сессии (рис. 4).

Каждой дорожке и каждому блоку может быть назначен набор (rack) из одного или нескольких эффектов, окно формирования которого открывается командой Setup Rack в контекстном меню кнопки FX (рис. 5).

Виды эффектов выбираются в правое поле и расставляются там в нужном порядке кнопками Move Up/Down. Окно параметров набора эффектов открывается щелчком кнопки FX (рис. 6).

Набор эффектов может быть оформлен в виде шины (bus), которая представляет собой линейку эффектов с общим управлением, соединенную с устройством вывода и показанную в виде псевдоустройства, на которое можно также выводить любую из дорожек. Иначе говоря, шину можно рассматривать как дополнительное устройство, которое самостоятельно реализует заданную комбинацию эффектов. Шина формируется так же, как и набор эффектов дорожки, но из окна выбора устройства вывода (рис. 7).

Индикатор в виде зеленой шкалы под группой свойств дорожек показывает динамику работы фонового микшера (background mixer). Когда на одно устройство вывода назначено более одной дорожки и/или если имеется перекрытие блоков на дорожках, то микшер смешивает звуки, создавая единый звуковой поток. Фоновым микшер называется потому, что работает параллельно с воспроизведением (play) проекта. По движению индикатора можно судить, успевает ли микшер смешивать звук из различных блоков; отставание означает, что требуется более быстрый процессор и/или дисковая подсистема. Доведя проект до готовности, можно выполнить сведение командой Edit > Mixdown; в этом режиме звук смешивается точно и аккуратно, причем независимо от производительности компьютера и без попыток успеть за воспроизведением в реальном времени.

Cool Edit Pro поддерживает также извлечение звука из видеороликов в популярном формате AVI, а версия 2 позволяет и заменять звуковое сопровождение ролика с привязкой к определенным моментам видеоряда.

В работе со звуковыми устройствами редактор опирается на традиционный интерфейс MME, однако для любого устройства, имеющего драйвер WDM, может быть задан режим работы через этот более эффективный интерфейс (активацией опции Try as WDM в параметрах устройства). Cool Edit Pro поддерживает обработку цифрового звука PCM-формата с разрядностью до 32 бит, в том числе в плавающем (float) представлении IEEE. При загрузке фонограммы из файла возможно ее автоматическое преобразование в 32-разрядное представление с целью снижения погрешностей, возникающих в процессе многократных операций обработки сигнала. При сохранении файла данные могут быть преобразованы обратно в исходный формат.

Секвенсор SONAR XL 2.1

Этот музыкальный редактор разработан фирмой Twelve Tone Systems (www.cakewalk.com). Первоначально линейка секвенсоров этой фирмы называлась Cakewalk, а после версии 9 название изменилось на SONAR. Надо сказать, что возможности SONAR для меня часто оказывались избыточными, а поэтому я до сих пор держу рядом более компактный Cakewalk 6, которого вполне хватает для большинства MIDI-проектов.

Как и в Cool Edit Pro, для записи музыкальной информации в SONAR используется проект, состоящий из набора дорожек (tracks). Дорожки могут быть двух типов: MIDI — содержащие нотную информацию (партитуру) в стандарте MIDI, и Audio — содержащие оцифрованные звуковые фрагменты (digital audio). Для воспроизведения MIDI-дорожек требуется синтезатор — это может быть как аппаратное устройство (внешний модуль либо инструмент, специализированная плата расширения, чип на звуковом адаптере), так и программное решение — отдельное приложение, элемент драйвера звуковой карты, подключаемый программный модуль и т.п. Дорожки digital audio воспроизводятся через шины (buses), в каждую из которых можно подключать цепочки звуковых эффектов и затем коммутировать обработанный сигнал на указанные порты выводных устройств, в частности звуковых адаптеров. Дорожки проекта отображаются в главном окне секвенсора (рис. 8).

Левая часть окна отображает параметры дорожки, правая — ее содержимое. Для каждой дорожки задаются входное (In) и выходное (Out) устройства (для дорожек digital audio задается выходная шина), громкость звучания (Volume) и положение на стереопанораме (Pan). Для MIDI-дорожек дополнительно задаются номера MIDI-канала, банка и инструмента, а для digital audio — флаг инверсии фазы звука. К любой дорожке могут быть подключены модули звуковых эффектов для обработки сигнала в реальном времени при воспроизведении.

Для удобства работы с дорожками размеры областей отображения сделаны переменными: можно передвигать границы левой и правой частей окна, а также изменять высоту каждой дорожки. Количество параметров в левой части и масштаб отображения содержимого в правой секвенсор выбирает автоматически. Любая дорожка может быть свернута в полосу минимальной ширины либо вообще скрыта, чтобы не занимать лишнего экранного пространства.

Содержимое каждой дорожки организовано в виде специальных структурных единиц  — клипов, или фрагментов (переводить слово clips как «вырезки» или «обрезки» у меня рука не поднимается). Обычно каждый клип содержит логически завершенную музыкальную фигуру: фразу, аккорд, ритмический рисунок и т.п. Клипы можно перетаскивать с места на место, копировать, размножать, резать/склеивать и выполнять над их содержимым различные операции преобразования.

Особый случай представляют собой так называемые связанные (linked) клипы — ссылки на одинаковые фрагменты данных. При копировании такого клипа вместо копии данных создается новая ссылка на те же данные, поэтому при редактировании любого клипа в связанной группе изменяются одни и те же данные, а это изменяет звучание во всех местах, где присутствуют клипы этой группы. Связанные клипы отмечаются пунктирным контуром.

Операции в SONAR выполняются над выделенными (selected) данными. При этом можно оперативно выделять различные структурные элементы проекта:

• один или несколько клипов, расположенных на одной или разных дорожках, выделяются щелчком по самим клипам (рис. 9);

• определенный временной интервал выделяется перемещением курсора по линейке над правой частью окна при нажатой левой кнопке мыши;

• отдельная дорожка выделяется одинарным щелчком по ее номеру;

• весь проект выделяется двойным щелчком по номеру любой дорожки.

Возможно также выделение отдельных видов данных с помощью фильтра (filter)  — набора условий, которым должны удовлетворять выделяемые данные, которые задаются через меню Edit > Select > By Filter.

Кроме операций обычного монтажа, с данными могут выполняться различные операции разрушающего (destructive) преобразования. Для каждого вида данных доступны определенные операции:

• для MIDI (нотной партитуры) — транспонирование, изменение громкости/длительности, сжатие/растяжка во времени, автоматическое выравнивание (квантизация);

• для digital audio — усиление/ослабление, компрессия, эффекты задержки, реверберации, фильтрации и т.п. Кроме богатого набора встроенных возможностей, поддерживаются также подключаемые модули (plug-ins) с программным интерфейсом DirectX, а через отдельный программный «переходник» — и VST.

Интересные результаты получаются при использовании MIDI-эффектов — преобразований MIDI-событий (нот и управляющих команд) в реальном времени. Например, эффект Echo Delay позволяет легко реализовать повторение нот с задержкой, а Arpeggiator — обыгрывание аккордов последовательными звуками (рис. 10).

SONAR поддерживает и неразрушающие преобразования данных в реальном времени для дорожек обоих типов. Для дорожки могут быть заданы виды применяемых эффектов; внутри клипов могут быть созданы огибающие, которые управляют громкостью, положением на панораме, глубиной эффекта, а также произвольным MIDI-контроллером. SONAR имеет глобальную систему автоматизации, суть которой можно выразить так: «всё может управлять всем», то есть практически каждый параметр может управляться автоматически изнутри и извне секвенсора, а внешние программы/инструменты могут управляться из SONAR. Секвенсор имеет средства синхронизации с внешними программами/модулями и может выступать в роли как ведущего (master), так и подчиненного (slave).

Уникальной особенностью SONAR является наличие встроенного (хотя и не слишком развитого) языка программирования CAL, на котором можно писать программы обработки данных. Этот язык содержит средства вызова функций из произвольных DLL, что существенно расширяет спектр доступных операций.

Для удобства управления секвенсор имеет подсистему StudioWare, позволяющую создавать панели управления из заготовок, как из конструктора. Функциями секвенсора можно также управлять с помощью внешних MIDI-устройств (Remote Control). Стандартная панель Console служит для управления основными параметрами проекта (рис. 11).

SONAR содержит развитые средства работы с нотной записью (включая печать нот), которые хотя и уступают профессиональным программам-нотаторам, но вполне достаточны для редактирования музыкального текста (рис. 12). Предусмотрен специальный режим для облегчения работы с партитурами для струнных инструментов.

Традиционно MIDI-дорожки в секвенсорах выводились только на установленные в системе MIDI-устройства. После появления виртуальных синтезаторов они сначала также устанавливались в виде системных звуковых устройств, однако впоследствии были разработаны специальные интерфейсы, позволяющие оформлять синтезатор в виде подключаемого к секвенсору модуля.

SONAR поддерживает модули в стандартах DXi и ReWire и содержит в комплекте несколько таких синтезаторов — Alien Connections ReValver, Cyclone и DreamStation (рис. 13), большинство из которых имитируют традиционные аналоговые синтезаторы. Подключив модуль (Insert > DXi Synth), можно указывать его в качестве выходного устройства MIDI-дорожки, а также входного устройства Audio-дорожки, записывая на нее сгенерированный синтезатором звук.

Наряду с традиционным, но малоэффективным интерфейсом MME, SONAR поддерживает более скоростной и точный интерфейс WDM, по умолчанию отдавая ему предпочтение. В том случае, когда в системе есть WDM-устройства, интерфейс MME использоваться не будет, если только не включить его принудительно в настройках Options > Audio. Оба интерфейса одновременно секвенсор, к сожалению, использовать не может. При работе со звуковыми адаптерами поддерживается только формат PCM с фиксированной точкой и разрядностью не более 24 бит.

Как следует из вышесказанного, современный секвенсор и многодорожечный звуковой редактор имеют очень много общего. Основное же их различие состоит в том, что секвенсор ориентирован в первую очередь на оцифрованный звук, а универсальный редактор — на произвольный звуковой материал.

Последняя версия SONAR 2.2 включает поддержку популярного в профессиональной среде интерфейса ASIO, формата Windows Media версии 9, дополнительные возможности по монтажу видеороликов, а также ряд менее значительных улучшений.

В начало В начало

Редактор параметров и эффектов XG-Wizard

тот мощный редактор параметров для синтезаторов в стандарте Yamaha XG разработан Ханс-Иоахим Штульгис, автором программы XG-Gold (http://www.life-on-line.de/acusto/e_gold.htm). В отличие от более известного XG-Edit (автор — Гари Грегсон), XG-Wizard обеспечивает более полное и тонкое управление параметрами синтезатора.

XG-Wizard может управлять любыми синтезаторами, соответствующими стандарту XG, поддерживая в том числе и сменные дочерние модули (plug-ins) звуковой карты Yamaha SW-1000XG. Программа может создавать пакеты настроек «с нуля», а также импортировать файлы с командами SysEx1 и MIDI-партитурами для последующего редактирования.

В отличие от XG-Edit и XG-Gold, в которых после выбора типа XG-синтезатора соответствующим образом меняется и вид панели управления, XG-Wizard ориентируется на максимально мощный синтезатор в семействе, всегда предлагая полный спектр параметров и настроек в расчете на то, что лишние команды будут просто проигнорированы используемым в данный момент синтезатором. Это отвечает принципу масштабируемости XG: композиция, сделанная для наиболее мощного синтезатора, на менее мощном будет звучать очень похоже, пусть и менее ярко и живо.

Вследствие наличия множества управляемых параметров программа предлагает два режима работы, оптимизированных для различного разрешения экрана: small (800Ѕ600), и big (1024Ѕ768). В режиме big большая часть панелей видна одновременно, а в режиме small они перекрывают друг друга.

Основное окно редактора может отображать несколько различных панелей, содержащих группы регуляторов параметров дорожек, эффект-процессора, ударных звуков и т.п. Поскольку старшие модели синтезаторов XG имеют в составе по два MIDI-модуля, основная панель регуляторов дорожек содержит 32 части (parts), которые я буду называть дорожками (по аналогии с секвенсором). В нижней правой части окна расположена панель, отображающая параметры всего синтезатора и содержащая ряд пиктограмм, управляющих визуализацией прочих панелей (рис. 14).

Для выбора дорожки необходимо щелкнуть по соответствующему номеру, после чего параметры данной дорожки будут отображены на соответствующих панелях (если они открыты). Иконка с изображением огибающей и регуляторов (либо команда Job > Show Part Editor) позволяет открывать и закрывать панель параметров дорожки, расположенную в нижней левой части окна. Иконка с изображением барабанов (или команда Job > Show Drum Editor) открывает панель редактора параметров звуков ударных инструментов в левом верхнем углу окна (рис. 15). Если текущая дорожка является мелодической, то предварительно запрашивается тот набор ударных, который нужно назначить дорожке.

Положение регулятора или точки графика можно изменять перетаскиванием при нажатой левой кнопке мыши. Если данный параметр допускает изменение по двум координатам, то его необходимо изменять только по одной из них. Для этого можно удерживать нажатой соответствующую клавишу-модификатор: Shift — для горизонтальной координаты и Ctrl — для вертикальной. Щелчок правой кнопкой устанавливает параметр в положение по умолчанию.

Для выбора тембра текущей дорожки служит панель Voice Selector (рис. 16). Слева отображается список групп тембров, справа  — список тембров, входящих в данную группу. Названия тембров без пометок относятся ко всем синтезаторам XG, а тембры с цветными пометками представлены лишь в отдельных моделях (расшифровка их принадлежности приведена в левом нижнем углу панели).

Параметры, заданные для какой-либо дорожки, могут быть применены к другим посредством команды Job > Copy Part (рис. 17). При этом можно выборочно копировать параметры отдельных групп: амплитудные, частотные, модуляционные и т.п. Выбрав вместо номера дорожки назначения All, можно размножить и применить параметры настроек текущей дорожки ко всем остальным. Команда Job > Initialize Part устанавливает значения параметров по умолчанию.

XG-Wizard содержит транслятор контроллеров, который позволяет управлять любыми параметрами XG посредством традиционных MIDI-контроллеров. Всего может быть задано до 256 соответствий (рис. 18).

В панели Range Editor (пиктограмма с клавиатурой) настраиваются диапазоны воспроизводимых нот для каждой из дорожек. Панель Audio Parts (пиктограмма с микрофоном) обеспечивает управление параметрами аналоговых каналов синтезатора. Панель Virtual Keyboard отображает псевдоклавиатуру, на которой с помощью мыши можно извлекать как отдельные ноты, так и аккорды выбранного типа.

Функция Remote Control служит для управления программой XG-Wizard с MIDI-клавиатуры. Это дает возможность воздействовать на редактор даже в том случае, когда активной является другая программа (рис. 19).

Как уже говорилось, настраивать параметры можно либо «с нуля», либо на основе готового MIDI-файла, загружая его командой File > Merge XG & Music Data. При этом параметры синтезатора загружаются в редактор, а сама нотная партитура — во встроенный проигрыватель, органы управления которым расположены в нижней правой части окна под линейкой пиктограмм. С помощью проигрывателя можно прослушать, как звучит композиция с выбранными настройками, регулируя значения их параметров в реальном времени. При желании можно загрузить из MIDI-файла только нотную партитуру, объединив ее с текущими настройками синтезатора, — для этого служит команда File > Merge Music Data Only.

Можно отдельно сохранить параметры эффектов (FX), ударных звуков (Drum) или все это вместе с параметрами дорожек (Set). Данные сохраняются в виде файлов форматов MIDI или SysEx; оба эти формата поддерживаются всеми популярными секвенсорами. Нотная партитура, загруженная из MIDI-файла, также может быть сохранена в MIDI-файле; при этом все параметры размещаются в начале каждой дорожки перед нотной информацией.

Обилие информации и мелких обозначений в окне редактора предполагает хороший контраст между элементами панелей и удобство для зрительного восприятия. Для настройки цветовой палитры редактор предоставляет форму (Options > Settings > Color), где можно изменить цвет любого элемента управления и индикации. Там же есть и готовые цветовые гаммы, однако большинство из них вряд ли подойдет для серьезной работы.

КомпьютерПресс 8'2003


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует