Обзор новостей компьютерной аналитики
У цифрового ТВ все больше зрителей
Веселый Роджер торжествует
сследование, проведенное Business Software Alliance (BSA) и IDC, показало, что в 2003 году 36% всего используемого в мире программного обеспечения являлось пиратским. В этом году впервые исследование проводилось на более масштабном уровне с учетом операционных систем и потребительского ПО (ранее анализ проводился только на рынке прикладного бизнес-обеспечения). Подсчет осуществлялся путем сравнения продаж компьютеров и ПО. Кроме того, были взяты 5600 интервью в 15 странах и проведены консультации с аналитиками для лучшей оценки ситуации на местных рынках.
Общая сумма потерь компаний-разработчиков от распространения контрафактного софта составила 29 млрд. долл. Общая стоимость всего мирового ПО оценивается в 80 млрд. долл., при этом реально из этой суммы выплачен только 51 млрд. Можно, разумеется, поспорить о том, что считать упущенной прибылью, а что нет. В конце концов, многие пользователи просто не установили бы на компьютер ту или иную программу, если были бы вынуждены заплатить за нее сполна. Но тем не менее 29 млрд. — цифра внушительная.
Роберт Холлимен (Robert Holleyman), президент и исполнительный директор BSA, назвал пиратское ПО главным вызовом мировой экономике. Среди основных бед от пиратства Холлимен отметил недополучение налоговых выплат от продажи ПО для многих государств — «от Алжира до Новой Зеландии, от Канады до Китая», снижение количества рабочих мест на протяжении всей технологической цепи доставки ПО конечному потребителю, а также ущерб, причиняемый разработчикам софта.
Региональные показатели результатов исследования следующие:
• доля пиратского ПО в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила 53%, при этом потери в этом регионе превысили 7,5 млрд. долл.;
• Восточная Европа показала 71% с потерями более 2,1 млрд. долл.;
• пользователи Западной Европы используют 36% софта нелегально, при этом его стоимость составляет 9,6 млрд. долл.;
• суммарная доля пиратской продукции в странах Латинской Америки равна 63%; убытки составляют чуть менее 1,3 млрд. долл.;
• схожая ситуация наблюдалась в странах Ближнего Востока и Африки, где доля нелицензионного софта и ущерб от него составили 56% и 1 млрд. долл. соответственно;
• в Северной Америке, как и ожидалось, доля нелегального ПО оказалась минимальной и составила 23%, однако стоимость этой продукции оказалась равной 7,2 млрд. долл.
Siemens без телефонов
ост исполнительного директора Siemens AG в начале июля досрочно покинул Генрих фон Пирер (Heinrich von Pierer). Его преемником стал Клаус Клейнфельд (Klaus Kleinfeld), известный в компании своими новаторскими идеями по поводу дальнейшего развития компании. Уже в 2005 году Клейнфельд планирует объединить два подразделения корпорации, одно из которых отвечает за выпуск оборудования для мобильной связи (Information Communication Mobile, ICM), а второе — за сетевое оборудование (Information Communication Networks, ICN).
Такое объединение позволит Siemens стать третьим (после Nokia и Lucent) по величине производителем оборудования для мобильной связи и сетей в мире. Как утверждают в компании, слияние отвечает современным тенденциям на рынке и позволяет повысить качество предоставляемых услуг.
Между тем многие аналитики считают, что действия Клейнфельда направлены на придание бизнесу товарного вида перед его продажей. Не секрет, что выпуск мобильных телефонов убыточен для Siemens и избавление от этого направления — только вопрос времени. Похоже, новый исполнительный директор решил заняться этим вплотную.
Из мира струйников
огласно данным IDC, потребление расходных материалов для струйных принтеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию) в I квартале 2004 года сократилось на 4% по сравнению с показателем IV квартала предыдущего года. Всего расходников было продано на 845 млн. долл.
Старший менеджер соответствующего регионального подразделения IDC Ло Хвуэй Фунг (Loh Hwuei Foong) объяснила этот спад в первую очередь затоваренностью рынка и сезонными факторами и предположила, что в течение года будет наблюдаться увеличение продаж расходников, поскольку спрос на фотопринтеры и цифровые фотоаппараты продолжает расти. Следующим фактором роста Ло назвала постоянно увеличивающиеся продажи струйных многофункциональных периферийных устройств (MultiFunction Peripherals, MFPs). За год рынок MFPs увеличился на 100%, а к концу года ожидается продать 11-миллионное устройство. При этом из проданных в I квартале 828,5 тыс. устройств 62% работают в корпоративной сфере.
Соотношение отгрузок оригинальных и совместимых картриджей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (источник — IDC, 2004)
В настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе соотношение проданных устройств (включая как MFPs, так и обычные струйники) и картриджей составляет 1:3. Учитывая участившиеся случаи перехода со струйников на MFPs в таких странах, как Индия, Индонезия и Малайзия, IDC прогнозирует к 2008 году изменение коэффициента до 1:1,335. При этом все большую долю рынка расходников контролируют производители совместимых картриджей. В I квартале необычную активность в приобретении альтернативных расходников проявили австралийцы, что Ло опять же объяснила действием сезонного (послепраздничного) фактора, но отметила, что доля совместимых картриджей на рынке расходников увеличивается в первую очередь из-за их низкой стоимости по сравнению с оригинальными.
У цифрового ТВ все больше зрителей
еобычайная популярность DVD-плееров наряду с возрастающим интересом к плазменным и жидкокристаллическим дисплеям в итоге приводит к распространению цифрового телевидения (Digital TeleVision, DTV) во всем мире. С учетом заинтересованности правительственных структур объем этого рынка, согласно прогнозу IDC, к 2008 году может достигнуть 70 млрд. долл.
Существенным сдерживающим фактором развития этого рынка в настоящее время является неосведомленность многих потребителей о преимуществах DTV. Такие термины, как коэффициент сжатия или разрешающая способность, непонятны и по большому счету безразличны рядовому потребителю. На решение пользователя сменить ТВ-оборудование больше повлияет его личное впечатление от четкой насыщенной картинки, сходной с изображением в современных кинотеатрах.
Аналитики IDC привели также следующие прогнозы:
• мировые продажи всех телевизоров возрастут с 170 млн. в 2003 году до 196 млн. в 2008-м, причем рост будет обусловлен переходом от аналогового ТВ к цифровому. Соответственно объем рынка увеличится с 61 до 86 млрд. долл.;
• в 2003 году доля продаж цифровых ТВ-устройств составила 7,1%. В этом году предполагается увеличение этого показателя до 12%, а к 2008 году уже 60% телевизоров будут цифровыми.
Wi-Fi по-русски
оссийское подразделение компании J’son & Partners опубликовало информационный бюллетень с подведением итогов российского рынка Wi-Fi-технологий за первое полугодие 2004 года. Именно в этом году начался повсеместный запуск отечественных Wi-Fi-услуг. Средняя стоимость сервиса составляет 6-10 долл./ч. В России сегодня насчитывается всего 1200-1400 активных пользователей технологии, однако свои услуги им уже готов предложить 21 провайдер (Wireless Internet Service Provider, WISP1). При этом в бюллетене приведена следующая классификация провайдеров:
• девять провайдеров предлагают свой сервис на коммерческой основе, взимая почасовую оплату или используя иные тарифные планы;
• три провайдера относятся к Wi-Fi как к основному направлению деятельности: именно они создают и развивают новый рынок;
• пять провайдеров рассматривают Wi-Fi как альтернативную технологию «на всякий случай»;
• определилась «большая тройка» сотовых операторов, тестирующих услугу на коммерческую привлекательность.
К 2007 году общее число хот-спотов в Москве и Санкт-Петербурге может достичь более 550 точек. На конец же 2004 года планируется установить только 140-150 хот-спотов.
Распространение хот-спотов по городам России (первая половина 2004 года)
Хот-споты в мире: 2002-2004
Также интерес представляют факты, касающиеся целевой аудитории пользователей Wi-Fi в России:
• 60% (800-1000) пользователей хот-спотов — студенты, что объясняется большим количеством бесплатных хот-спотов в университетах страны;
• второе место по активности использования занимают бизнесмены: сейчас Wi-Fi регулярно пользуются 400-600 деловых людей, которые дают 70% дохода от сервиса;
• объем трафика и число пользователей во время выходных увеличивается более чем на 50%.
Места предоставления и особенности использования услуги в России охарактеризованы так:
• самые популярные кафе и бары, посещаемые молодыми обеспеченными людьми, постоянными пользователями технологии;
• в отелях и аэропортах расположена треть всех хот-спотов, основные потребители которых — бизнесмены;
• среднее время онлайн-сеанса составляет полчаса;
• самый популярный тарифный план — «безлимитка», стоимость которой составляет 25-30 долл. в день.
1 Беспроводной ISP.
Нашего полку прибыло…
’son & Partners представила еще один бюллетень, посвященный российскому рынку Интернет-доступа и количеству отечественных пользователей Сети.
Рост российской аудитории пользователей Интернета
По состоянию на июнь 2004 года, согласно данным J’son & Partners, российская недельная аудитория составляла 5,9 млн. человек, что на 1,4 млн. больше уровня прошлого года. К концу года это число может увеличиться до 7,6 млн. человек. Интернетом хотя бы раз в неделю пользуется 5% взрослого населения, раз в месяц — 10%. К концу года уровень проникновения Сети может составить 6,5% при расчете по недельной аудитории и 12,5% — по месячной. Количество российских пользователей увеличивается в год на 30%.
Объем недельной Интернет-аудитории (сравнение динамики 2004 и 2003 годов)
Объем аудитории изменяется и в соответствии с сезонным фактором. Число пользователей медленно растет в начале года, уменьшается летом и стремительно возрастает в оставшиеся месяцы.
Доходы операторов от доступа в Интернет и передачи данных, млн. долл.
По официальной информации Министерства связи и Госкомстата РФ, доход операторов связи от услуг передачи данных и телематики (кроме IP-телефонии) составил в 2003 году около 715 млн. долл. Однако J’son & Partners приводит другую цифру — 880 млн. и объясняет разницу тем, что в официальных данных не были отражены доходы большинства небольших провайдеров и домовых сетей, а также некоторых крупных региональных провайдеров, не отчитывающихся по доходам за услуги связи. Рост доходов провайдеров составил в 2003 году 38%, однако рост трафика нейтрализуется снижением тарифов, в результате чего в 2004 году ожидается очередное снижение темпов роста до 25%.
В настоящее время основные потребители Интернета в России относятся к корпоративному сектору, но дальнейший рост пользователей планируется за счет домашних пользователей.