Платы для ввода-вывода видео и нелинейного монтажа
Полезные программы в Интернете
ля того чтобы перевести видеозаписи (аналоговые или цифровые) в компьютер, а потом записать на CD- или DVD-диск, вам понадобится специальная плата видеозахвата (иначе видеоизображение с магнитной ленты в компьютер попасть не сможет).
Если у вас современная цифровая камера, то в этом случае проблема решается просто: для ввода видео в компьютер вам понадобится недорогая плата интерфейса IEEE-1394 (FireWire), если, конечно, ваш компьютер или ноутбук не будет сразу оснащен таким интерфейсом (многие современные ноутбуки и материнские платы производятся со встроенным контроллером IEEE-1394).
В принципе, можно купить любую такую плату (цены на них варьируются от 25 до 50 долл.), но проследите, чтобы в комплекте был кабель с маленьким 4-штырьковым разъемом (то есть без питания), которым вы будете соединять эту плату с цифровой камерой (такие кабели в комплект с камерой обычно не входят). Впрочем, стоимость подобного кабеля, если он приобретается отдельно, сегодня не превышает 10 долл. Обратите внимание, что виды кабелей и разъемов на плате IEEE-1394 различные. Они могут иметь либо 4-, либо 6-штырьковые разъемы или их комбинации. Лучше иметь на плате разъемы сразу двух видов (чтобы можно было подключать различные FireWire-устройства в будущем), но для работы с видео предпочтительнее кабель 4Ѕ4 штырька. Тогда вы сможете с помощью этого же шнура переписывать видео с камеры на камеру, минуя компьютер.
Плата может быть самой простой и дешевой; если ее установка прошла без проблем и она нормально заработала, то и дальше будет работать ничуть не хуже дорогой. После этого практически любая современная программа видеомонтажа справится с поставленной задачей — введет видео и звук в компьютер, отредактирует их и подготовит для записи на CD- или DVD-диск.
Обладателей же старых аналоговых камер или видеозаписей ждет некоторое разочарование — цены на приличные платы захвата аналогового видео существенно выше (от 150 долл. без программного обеспечения) и зависят к тому же от таких параметров, как возможность кодирования и разрешение получаемого кадра. В принципе, для оцифровки низкокачественного аналогового сигнала можно воспользоваться и видеовходом стандартной компьютерной видеокарты (если последняя будет оснащена опцией VIVO — Video In/Video Out) или видеовходом TV-тюнера, но в этом случае вы получите неудовлетворительное качество сигнала, которое ухудшится еще больше после применения MPEG-сжатия. Не верьте заявлениям производителей, в которых качественные показатели таких плат или TV-тюнеров сравниваются с аналоговым видео и утверждается, что качество оцифровки соответствует стандарту VHS. Дефекты сжатого цифрового изображения отличаются от дефектов изображения аналогового, даже если аналоговое видео воспроизводится с неказистого бытового видеомагнитофона. А уж если вы «испортите» видео еще при захвате и оцифровке, то сжатие в MPEG многократно усугубит аналоговые огрехи и добавит свои, цифровые артефакты.
Кроме того, стандартные мониторные видеоплаты и тюнеры, как правило, не производят захват полного кадра, при работе с ними возможны пропуски кадров, а при обработке полученного изображения его кодирование в цифровой формат приходится выполнять программно, что снижает качество и требует дополнительных затрат времени. Кроме того, на таких устройствах возникают трудности с синхронизацией звука и видео.
Полноценная современная плата аналогового видеозахвата производит одновременную оцифровку и видео, и звукового сигнала, а некоторые платы при этом сразу осуществляют сжатие вводимого изображения по определенному алгоритму (M-JPEG, DV, а иногда и в MPEG-1 или в MPEG-2), что ускоряет передачу данных в компьютер, экономит место на диске и облегчает дальнейшую работу с фильмом. Очевидно, что чем меньше степень сжатия, которую могут обеспечить такие платы, тем выше качество видеоматериала, но тем дороже они стоят. Кроме качественной оцифровки, специализированные платы видеозахвата обладают возможностью аппаратного просчета спецэффетов и переходов, что снижает нагрузку на систему в целом и уменьшает ожидание при рендеринге финального фильма.
Кроме плат, существуют внешние аппаратные конверторы (рис. 1). Как правило, это DV-преобразователи, которые переводят аналоговый сигнал в DV-формат, но можно проделать и обратную операцию. Эти устройства уменьшают нагрузку на компьютер, не занимают PCI-слот и позволяют конвертировать аналоговые записи в цифровую форму (и обратно). Подключаются они к обычным контроллерам IEEE-1394 или USB и имеют коммутационную панель с аналоговыми входами-выходами для подключения бытовых устройств. Стоят они порядка 300 долл., и их удобно использовать при временном наличии аналоговой видеокамеры и необходимости редактирования захваченного изображения до тех пор, пока вы не приобретете камеру одного из цифровых форматов.
Рис. 1
Существуют также аппаратные конверторы в MPEG-1 или в MPEG-2. Такие устройства подключаются к компьютеру через USB-интерфейс (обратите внимание, что на компьютере в этом случае должен быть интерфейс USB 2.0, так как стандарт 1.1 позволяет работать только с очень низким потоком, а чем больше максимальная пропускная способность преобразователя, тем лучшим качеством будет обладать вводимый видеоматериал).
При таком захвате также возможна коррекция параметров видео (яркость, контраст, цветность) и звука (уровень, баланс), а полученный файл можно сразу записать на DVD-видео, что значительно экономит время, затрачиваемое обычно при программном просчете. Стоят такие устройства, в зависимости от качества кодека, от 200 долл. и выше.
На самом деле подобных плат и внешних конверторов выпускается не так уж и много — пожалуй, во всем мире наберется всего с десяток. Такие решения традиционно предлагают компании Matrox, Pinnacle, Canopus и Dazzle, а теперь, возможно, выпускают и малоизвестные фирмы, информация о которых до нас еще не дошла. Приличные платы с программными кодеками стоят около 400 долл. в RTL-комплектах (то есть с программным обеспечением).
Рассмотрим такие решения на примере Canopus Let’s EDIT RT+ (это PCI-карта для видеомонтажа в реальном времени, обладающая определенной универсальностью, — помимо аналоговых входов и выходов RCA/S-Video in/out она имеет цифровой интерфейс IEEE-1394). Кодирование/декодирование видео осуществляет компьютер, но некоторые спецэффекты просчитываются в реальном времени.
Упомянем также более сложную плату для захвата и монтажа видео от того же производителя — Canopus DV Storm SE (S-VHS/DV/ IEEE-1394), но она уже имеет аппаратный кодек, поэтому компоузинг и все 2D- и 3D-эффекты выполняет в реальном времени, но и стоит значительно дороже — под тысячу долларов.
Canopus Let’s EDIT RT+
лата Canopus Let’s EDIT RT+ (рис. 2) позиционируется компанией Canopus как решение для редактирования цифрового видео в реальном времени. Ее стоимость вместе с программным обеспечением — около 400 долл. (впрочем, программа Canopus Let’s EDIT, продающаяся отдельно для редактирования DV-видео, стоит около 150 долл.).
Рис. 2
Canopus Let’s EDIT RT+ имеет цифровой интерфейс IEEE-1394, аналоговые входы-выходы для композитного видео (RCA-тюльпаны), входы-выходы S-Video, а также гнезда для подключения звукового сигнала. Существует и другой вариант Canopus Let’s EDIT RT (без плюса), который, в отличие от предыдущего, не имеет аналоговых выходов (только входы), но стоит при этом примерно на 100 долл. меньше. Обратите внимание, что если вычесть стоимость ПО из цены, то последний вариант как раз и будет стоить 150 долл., как и более простые платы видеозахвата.
Let’s Edit это очень простая программа видеомонтажа начального уровня с обработкой и эффектами, выполняющимися в реальном времени. Программа разработана на базе линейки программ Canopus Edit, которые шли с платами видеомонтажа средней ценовой категории. Let’s Edit может работать с любыми FireWire-контроллерами. Программа позволяет создавать многодорожечные проекты с 2D/3D-эффектами и фильтрами, имеет две дорожки для видео, пять дорожек для титров и четыре дорожки для звука. Кроме того, в Let’s Edit есть встроенные инструменты для цветокоррекции и изменения скорости воспроизведения. В качестве выходных форматов для сохранения результата могут использоваться MPEG-1, MPEG-2, Real Media, Quicktime и Windows Media.
Полезные программы в ИнтернетеПосле захвата (оцифровки) видеоизображения начинается наиболее кропотливая работа по редактированию и монтажу видео. Одной из самых распространенных программ для видеомонтажа считается Adobe Premiere, но не менее функциональны и другие пакеты, такие как Ulead Media Studio Pro и Pinnacle Edition. Можно отметить также полностью русифицированную (причем официально) программу Pinnacle Studio, у которой недавно вышла 9-я версия. Однако не стоит забывать и самую простую, бесплатно распространяемую программу для захвата и редактирования видео VirtualDub (http://www.virtualdub.org), а также специальный restoration-фильтр для VirtualDub (тоже бесплатный), который позволит восстановить видео, особенно подпорченное в результате хранения на устаревших аналоговых носителях.
|
||
Семейство продуктов Canopus Let’s EDIT RT можно рассматривать в качестве альтернативы младшим продуктам компании Pinnacle с ПО Pinnacle Studio (которые продавались когда-то под торговой маркой Miro и были широко известны видеолюбителям).
Минимальные системные требования к платам Canopus Let’s EDIT RT довольно невысоки: достаточно процессора Intel Pentium III 800 МГц или AMD Athlon 800 МГц; 256 Мбайт ОЗУ; Windows 2000 с SP3 или XP с SP1; платы вставляются в слот PCI версии 2.1 или выше; от видеокарты требуется поддержка DirectDraw overlay; глубина цвета не менее 24 бит; разрешение монитора 1024Ѕ768; жесткий диск должен обеспечивать скорость передачи данных около 10 Мбайт/с. Может также потребоваться дополнительная звуковая карта для записи речевых комментариев (напомним, что звук эти платы поддерживают самостоятельно — два канала по 48/44,1/32 кГц, 16 бит).
Однако для более эффективной работы компания Canopus рекомендует использовать процессоры Intel Pentium 4 с тактовой частотой от 2 ГГц или AMD Athlon от 2 ГГц (утверждается, что многопроцессорные системы и технология Hyper-Threading поддерживаются, хотя особой разницы в работе мы не обнаружили). Естественно, что для комфортной работы с видео объем памяти также лучше увеличить хотя бы до 512 Мбайт.
На платах расположены следующие разъемы: двунаправленный (вход-выход) i-Link, он же IEEE-1394 (четыре штырька), двунаправленный IEEE-1394 (шесть штырьков). Версия RT, кроме того, имеет S-Video/RCA-вход и стереофонический аудиовход (RCA-тюльпаны). Версия RT+, кроме входов, имеет еще и выходы S-Video/ RCA, а также вход-выход стерео 3,5 мм Phono mini-jack (переходник c minijack на RCA-тюльпаны имеется в комплекте).
В комплект, кроме самой платы, входит ПО (Let’s Edit и Ulead DVD Movie Factory), кабель FireWire (4-4), переходник RCA на S-Video (у RT+ их два — 7-штырьковый комбинированный miniDIN, совместимый с S-Video, и RCA-композит), а также, как мы уже сказали, у RT+ дополнительно предусмотрены переходники phono-RCA.
Обе платы поддерживают видеостандарты PAL или NTSC (они переключаются на плате), разрешение до 720Ѕ576, частоту кадров — 25 кадров в секунду для PAL и 29,9 — для NTSC. Стандарты звука — PCM, Wave. Утверждается, что в платах реализована аппаратная поддержка 2D- и 3D-эффектов, ускоряющая просчет финального изображения.
Подробнее о характеристиках этих плат и их особенностях можно узнать на сайтах производителя http://www.canopuscorp.ru и http://www.canopuscorp.com.
Полевые испытания
озможности программы Let’s Edit нас не впечатлили, а ее интерфейс показался крайне неудобным, к тому же он сильно отличается от известных нам аналогов, которые стали стандартом де-факто в области нелинейного монтажа (рис. 3).
Рис. 3
В принципе, обе платы поставляются с программой Ulead DVD Movie Factory, так что захват видео можно проводить прямо из нее, однако в этом случае вы лишаетесь возможности редактирования видео и вынуждены либо выходить из Movie Factory после оцифровки, либо писать видео на DVD напрямую, минуя этап монтажа.
Что касается платы Canopus Let’s EDIT RT (без плюса), то ее судьба незавидна — покупка за 300 долл. решения без аналоговых выходов, которые позволили бы контролировать процесс монтажа, например, на обычном телевизоре, да еще с такой неудобной программой для редактирования, как Let’s Edit, представляется нам сомнительной. Именно аналоговый выход Canopus Let’s EDIT RT+ (по документации плата называется ACEDVio) превращает это решение в полноценный монтажный комплекс с возможностью двунаправленной конвертации аналогового видео в цифровое (и наоборот), а также редактирования полученного видео в реальном времени с постоянным контролем на большом экране телевизора. Canopus Let’s EDIT RT+, пожалуй, одно из немногих решений в этой ценовой категории, которое имеет аналоговый выход для DV-формата.
Однако так можно работать только с оригинальным кодеком ACEDVio в редакторе Let’s Edit, а при переходе в другой редактор, например в Adobe Premiere, потребуется пересчет и возможности отображать редактируемое видео на телевизоре уже не будет. В свою очередь, при работе с программой Let’s Edit имеется ограничение на размер файла в 2 Гбайт, которое характерно для всех софтверных кодеков Video for Windows предыдущего поколения (эта проблема была решена только после перехода разработчиков к стандарту DirectShow). Получается, что невозможно оцифровать в DV-формат аналоговый видеофрагмент размером более 10 мин, что не всегда удобно (тем более что аналоговый источник, в отличие от DV-камеры, никак не управляется по временному коду и любое позиционирование на ленте осуществляется на глазок). Такое положение удивительно для плат этого уровня. В чем причина подобного ограничения для платы, активно использующей DirectDraw, выяснить так и не удалось (возможно, виновата программа Let’s Edit). В других программах эта плата работает как стандартный контроллер IEEE-1394 (FireWire) и таких проблем не возникает.
Впрочем, качество оцифровки довольно высокое (см. рис. 3), и если вас не смущают недостатки редактора Let’s Edit, то выбор платы RT+ (ACEDVio) в качестве универсального решения (то есть для работы и с аналоговым, и с цифровым видео) вполне оправдан.