3G: воплощение мечты
Похоже, прогнозы фантастов о том, что скоро можно будет общаться по мобильному телефону и видеть лицо своего собеседника на экране, начинают сбываться. Правда, люди, имеющие подобную возможность, не одеты в скафандры и не летают в капсулах с антигравитационным двигателем. Они спокойно прогуливаются по улицам Лондона или Вены, носят деловые костюмы или джинсы, а ездят на обычных «фордах» или «фольксвагенах». Просто в их странах уже введены в коммерческую эксплуатацию сети третьего поколения, а имена операторов мобильной связи Hutchinson 3G и Mobilkom не сходят со страниц бизнес-изданий.
то же скрывается за загадочной аббревиатурой 3G? Это сокращение от 3rd Generation (третьe поколение), названия набора спецификаций Международного института электросвязи (ITU) для сотовых сетей третьего поколения. Первое поколение было представлено аналоговыми сотовыми сетями (например, NMT-450), а второе — цифровыми сотовыми сетями (GSM, CDMA). Хотя возможность передачи цифровых данных появилась еще в сетях второго поколения, стандартная скорость передачи данных изначально была довольно низкой (9,6 Кбит/с), и лишь после модернизации ее удалось довести до 115 Кбит/с.
Одна из основных особенностей 3G-сетей состоит в гораздо более высоких скоростях передачи данных: 384 Кбит/с для неподвижных абонентов и пешеходов, передвигающихся со скоростью не более 3 км/ч и 144 Кбит/с при движении в автомобиле со скоростью не более 120 км/ч. Кроме того, специальные стационарные терминалы позволяют передавать данные со скоростью до 2 Мбит/с.
Вместе с 3G появилась реальная технологическая основа для реализации таких футуристических видов услуг, как мобильная видеотелефонная связь, действительно высокоскоростной доступ в Интернет, а также загрузка видеороликов и музыки на мобильный терминал. И конечно же, открываются широчайшие перспективы для мобильной коммерции (m-commerce), развитие которой сдерживалось техническим несовершенством сотовых сетей второго поколения.
Если отбросить технические нюансы, то основными конкурирующими способами реализации 3G в мире сегодня являются стандарты UMTS1 (WCDMA) и разновидности cdma20002 . В настоящий момент все европейские операторы сотовой связи, уже развернувшие сети третьего поколения, а также Япония, выбрали WCDMA. На эту же технологию ориентируются отдельные американские операторы, но далеко не все. В числе сторонников конкурирующего стандарта реализации 3G — cdma2000 — китайские, корейские и некоторые американские операторы и операторы ряда других стран, где традиционно велико влияние упомянутых государств и используется стандарт сотовой связи CDMA.
Ведущие российские операторы сотовой связи еще в прошлом году развернули и протестировали собственные тестовые сети 3G, использующие технологию UMTS (WCDMA). В частности, компания «Вымпелком» (сеть «БиЛайн») в середине мая 2003 года провела демонстрацию работоспособности тестовой сети 3G/UMTS, построенной на базе оборудования французской компании Alcatel. Опытные 3G-сети были развернуты и компанией MTC, использовавшей оборудование Siemens, NEC и китайской компании Huawei. Компания «Соник Дуо» (сеть «Мегафон») также протестировала оборудование Siemens и Nokia для построения 3G-сетей. Стоит отметить, что три крупнейших российских оператора сотовой связи применяли серийно выпускаемое оборудование, которое производители готовы поставлять в необходимых количествах — были бы деньги и желание.
Однако для начала коммерческой эксплуатации сотовых сетей 3G необходимо решить и юридическую сторону вопроса, то есть произвести лицензирование данного вида услуг. Информация о механизме лицензирования сетей 3G в России остается пока довольно противоречивой. Судя по высказываниям официальных лиц, такие лицензии получат четыре оператора. До сих пор не понятно, будет ли распространяться действие лицензии на всю территорию России или же только на конкретные федеральные округа. Если же говорить о ныне существующей практике, то, например, действие лицензий на право развертывания и эксплуатации сотовых сетей стандарта GSM распространяется на территории определенных административных единиц РФ.
Хотя выдача лицензий будет происходить на конкурсной основе, уже сейчас понятно, какие компании будут лидировать. Вряд ли какие-либо фирмы смогут составить серьезную конкуренцию трем китам российской сотовой связи. Не ясно также, когда начнется выдача лицензий. Теоретически это может произойти уже в конце нынешнего года, но реально это, скорее всего, произойдет гораздо позже — в 2004-2006 годах. Минсвязи пока не торопится, ожидая, когда на рынке появится достаточное количество серийного 3G-оборудования.
Впрочем, у российских операторов сотовой связи также нет особого желания ускорять данный процесс. И это вполне объяснимо: в России еще не до конца освоен потенциал сетей второго поколения и по темпам их развития Россия в несколько раз отстает от ведущих европейских стран. Еще совсем недавно операторы ввели в коммерческую эксплуатацию сервис GPRS, только-только абоненты заметили странные символы (типа буквы G) на дисплеях своих телефонов, куда уж тут до 3G… И пока число реальных пользователей GPRS в Москве измеряется десятками тысяч, а не миллионами, вряд ли кто-нибудь отважится инвестировать серьезные средства в развитие 3G-сетей.
Конечно, сравнение популярности GPRS и 3G не совсем корректно. GPRS ориентирован на относительно небольшую прослойку пользователей. Для настройки этого сервиса от пользователя требуются желание и определенная квалификация. Поэтому сегодня GPRS востребован преимущественно теми, кто вынужден пользоваться беспроводным доступом в Интернет, работая вдали от проводных каналов связи (например, с ноутбуком на даче), а также желающими просматривать WAP-сайты на экранах своего мобильника. Много ли интересного на таких сайтах? Много ли услуг в сфере m-commerce предлагается в России? Вопросы, увы, риторические.
Другое дело 3G. В этом случае от использования мобильного терминала можно получить вполне очевидные удовольствия: посмотреть в глаза любимой во время сеанса видеотелефонной связи, скачать новый музыкальный клип, изучить новости на большом цветном экране, да мало ли чего еще? Если перевести сравнение в фигуральную плоскость, то GPRS это лишь телеграфный аппарат, а 3G уже телевизор. Что из них вошло в каждый дом? Да и аргументация: «пока не раскупите все телеграфные аппараты, не получите телевизоров» сразу теряет свою убедительность.
Первые терминалы 3G
отовые видеокоммуникаторы 3G (их принято называть 3G-терминалами) производят сегодня практически все компании, занимающие лидирующие позиции на рынке мобильных телефонов. Большинство нынешних 3G-терминалов — двухрежимные модели, которые могут работать как в традиционных сотовых сетях GSM или CDMA, так и в 3G (UMTS/WCDMA или cdma2000). Для того чтобы коммуникатор смог полностью реализовать технический потенциал 3G, ему необходим большой цветной экран и встроенная цифровая камера. Поэтому не удивительно, что размеры 3G-терминалов значительно больше, чем у привычных сотовых аппаратов: компактность приносят в жертву большей функциональности.
Одну из первых моделей сотового 3G-терминала разработала компания Motorola. Ее аппарат A820 предназначен преимущественно для тестирования опытных сетей третьего поколения и наглядных демонстраций 3G-сервисов. Полтора года назад A820 выглядел настолько необычно, что лицензию на его производство приобрела компания Siemens. И вряд ли стоит удивляться внешнему сходству Motorola A820 и Siemens U10 — ведь фактически это один и тот же аппарат.
Сегодня Motorola выпускает модифицированную версию своего 3G-терминала — модель A830, внешне очень похожую на предыдущую. Motorola A830 имеет довольно оригинальную конструкцию: цифровая видеокамера, объектив которой возвышается над экраном, выполнена съемной — ее можно без труда отсоединить от корпуса аппарата вместе с накладкой задней крышки. В этом случае в распоряжении владельца оказывается более компактный и легкий аппарат с внешней антенной (на фото она спрятана под кожухом камеры). На боковых кромках аппарата расположены традиционные для Motorola интеллектуальная клавиша (обычно используется для активации голосового набора), кнопка включения диктофона и другие сервисные клавиши. Собственная память телефона составляет 2 Мбайт и распределяется динамически в соответствии с аппетитами всех приложений. В качестве внешнего носителя информации используются сменные карты флэш-памяти MMC/SD.
Motorola A830 может работать в сотовых сетях как третьего (UMTS), так и второго поколения (GSM 900/1800/1900). Аппарат поддерживает GPRS, снабжен встроенной почтовой программой и программным MP3-плеером, а также беспроводным адаптером Bluetooth. Встроенная цифровая камера позволяет получать статичные изображения с разрешением до 640Ѕ480 пикселов, а также записывать видео в формате MPEG-4. ЖК-дисплей с разрешением экрана 176Ѕ220 пикселов позволяет отображать 4096 цветов.
Аппарат оснащен полимерным литиевым аккумулятором емкостью 800 мА•ч, обеспечивающим один-два дня не очень активной работы. При габаритах 117Ѕ59Ѕ27 мм Motorola A830 весит около 210 г, что вдвое превышает аналогичный параметр современных сотовых телефонов стандарта GSM.
Samsung SGH-Z100 относится уже к 3G-терминалам нового поколения и рассчитан на работу в сетях UMTS, а также GSM 900/1800. Он гораздо больше похож на традиционный телефон-«раскладушку» и отличается компактностью. Отдельными чертами, в частности расположением камеры, этот аппарат напоминает модель SGH-V200. Правда, основное предназначение камеры SGH-Z100 — запись и трансляция видео во время видеотелефонных сессий. Максимальная скорость приема данных достигает 384 Кбит/с.
Внутренний дисплей Samsung SGH-Z100 по своим размерам и разрешению (128Ѕ160 пикселов) уступает телефонам Motorola, зато при этом позволяет отображать до 260 тыс. оттенков — в 4 раза больше, чем дисплеи самых современных сотовых трубок. Терминал поддерживает большинство коммуникационных интерфейсов, включая GPRS (4+1).
В качестве ближайшего конкурента Samsung SGH-Z100 можно рассматривать модель Sony Ericsson Z1010 (даже названия похожи!). Данный 3G-терминал также выполнен в конструктиве «раскладушки», поддерживает работу в сотовых сетях UMTS и GSM (включая сервис GPRS). Встроенная камера имеет двойное назначение и может использоваться как для организации сеансов видеоконференций, так и в качестве цифрового фотоаппарата. Как и все терминалы, упомянутые в этом обзоре, Sony Ericsson Z1010 при работе в сети UMTS позволяет отправлять данные со скоростью до 64 Кбит/с, а принимать — со скоростью до 384 Кбит/с. Аппарат оснащен внешним монохромным и внутренним цветным ЖК-дисплеями (176Ѕ220 пикселов, 65 тыс. оттенков). Имеются встроенный адаптер Bluetooth, ИК-порт и интерфейс USB. Для расширения памяти используются сменные носители Memory Stick Duo. Встроенный аудиоплеер позволяет воспроизводить MP3 и некоторые другие форматы сжатых аудиофайлов.
Nokia 6650 представитель первой волны 3G-терминалов финской компании, поддерживающих работу в сетях UMTS (WCDMA) и GSM 900/1800. Внешне мало что выдает в нем 3G-терминал, разве что «глаз» видеокамеры на задней панели да вес 141 г наводят на некоторые подозрения. Впрочем, моделей мобильных телефонов со встроенной камерой сегодня пруд пруди. Дисплей с разрешением 128Ѕ128 пикселов позволяет отображать 4 тыс. оттенков в общем-то, ничего примечательного.
Из прочих характерных черт Nokia 6650 стоит отметить поддержку GPRS (4+2), возможность загрузки Java-приложений и встроенный адаптер Bluetooth. Аппарат оснащен 7 Мбайт внутренней памяти, распределяемой динамически.
Как видно из примеров, приведенных в обзоре, дизайн и функциональное оснащение 3G-терминалов первой волны не отличаются революционностью. Понятно, что речь идет лишь о «первых блинах», переходных моделях вполне заурядного внешнего вида, основная миссия которых — обкатка новых технологических решений и ознакомление пользователей с потенциальными возможностями 3G. Разумеется, по мере роста сетей 3G и увеличения количества их абонентов производители рискнут предложить принципиально новые концепции аппаратов. А пока же первым абонентам сетей 3G придется умышленно переводить тему разговора на третье поколение, чтобы иметь возможность похвастаться своими необычными аппаратами.