Альтернативы традиционной IT-инфраструктуре
Альтернативы суете с CD-кейсом
Копирование образов жестких дисков
Тонкий клиент и толстый сервер
IT-инфраструктура типичного современного офиса это то или иное количество серверов и рабочих станций, каждая из которых содержит некий набор установленных на ней приложений (какой именно зависит от специфики компании и от обязанностей пользователя). Чем дальше сфера деятельности пользователей этих рабочих станций от информационных технологий, тем сложнее и дороже оказывается их поддержка. По данным аналитической компании IDC, в некоторых компаниях до 60% расходов на информационные технологии составляют расходы, затрачиваемые на оплату труда персонала, который, в свою очередь, до половины рабочего времени тратит на выполнение ручных операций, связанных с сопровождением программного обеспечения.
оворя об альтернативных решениях, нельзя обойти вниманием и альтернативы вышеописанной традиционной организации IT-инфраструктуры. Рассматривать их следует хотя бы потому, что во многих случаях применение альтернативных решений снижает затраты, связанные с поддержкой работоспособности рабочих станций, а следовательно, с потерями рабочего времени их пользователей.
Альтернативы суете с CD-кейсом
колько времени занимает установка и настройка операционной системы и минимально необходимого набора приложений (например, офисного пакета, клиентской части серверной СУБД и корпоративного приложения) на рабочую станцию? При традиционном способе установки как минимум час, плюс какое-то время требуется на регулярное обновление и поддержку. Но если таких рабочих станций несколько десятков или даже сотен, человеко-часы складываются в человеко-месяцы ведь даже самое надежное программное обеспечение иногда требует переустановки, перенастройки или обновления.
Что можно противопоставить традиционному способу установки обновлений с компакт-дисков или файлового сервера? На самом деле способов обновления ПО, альтернативных традиционному, довольно много. Ниже мы кратко перечислим основные их виды от недорогих утилит до корпоративных средств управления приложениями.
Копирование образов жестких дисков
Идея оснащения программным обеспечением однотипных рабочих станций с помощью копирования образов жестких дисков за относительно короткое время довольно проста. На одну из рабочих станций программное обеспечение устанавливается традиционным способом (например, с компакт-дисков). Затем на файловом сервере с помощью специально предназначенного для этой цели приложения создается файл, содержащий образ жесткого диска данной рабочей станции. После этого на оставшиеся рабочие станции загружается с дискеты или с компакт-диска какая-либо DOS-подобная операционная система, содержащая драйвер сетевой карты и клиентскую часть операционной системы файлового сервера, и в этой операционной системе запускается утилита, формирующая содержимое жесткого диска на основании образа, хранящегося на файловом сервере.
Из утилит, работающих с файловыми серверами под управлением различных версий Windows, в первую очередь отметим утилиту Norton Ghost компании Symantec и утилиты DriveImage и ServerImage компании PowerQuest (первая из них предназначена для формирования образов жестких дисков рабочих станций с настольными операционными системами, вторая для формирования образов жестких дисков серверов). Указанными утилитами пользуются обычно системные администраторы учебных центров, которым зачастую необходимо обновить программное обеспечение учебных классов за один вечер, а нередко и администраторы компаний, имеющих много однотипных рабочих станций, в случае проблем с программным обеспечением образ жесткого диска (или его раздела) просто копируется на рабочую станцию. Случается, что образ раздела с установленным программным обеспечением создают и домашние пользователи всякое бывает…
Отметим, что средства автоматического развертывания операционных систем на рабочих станциях, носящие название Remote Installation Services, входят в состав серверных версий Microsoft Windows, начиная с Windows 2000. Их принцип действия также основан на хранении образов, и поддерживают они клиентские версии Windows, начиная с Windows 2000 Professional. Помимо этого в состав Windows Server 2003 входит служба для автоматического развертывания большого количества серверных версий Windows Automated Deployment Services.
Управление обновлениями ПО
Если компании нужна высокая надежность обновлений ПО и гарантия того, что какое-либо обновление не забыли установить на ту или иную рабочую станцию, стоит подумать не только об утилитах создания образов дисков, но и о средствах управления обновлениями. Такие средства выпускают многие компании, включая производителей средств создания дистрибутивов InstallShield и Wise, а также производителей операционных систем, в том числе IBM, Microsoft, Novell. Подобные приложения хранят сведения о том, какие обновления устанавливались на каждую рабочую станцию, предоставляют соответствующие отчеты, а некоторые из них могут обращаться к службам обновлений за сведениями о том, какие новые обновления появились для того или иного продукта (например, к службе Windows Update).
Отметим, что в состав Windows Server 2003 также входят средства управления обновлениями операционных систем рабочих станций и некоторых приложений самой Microsoft Software Update Services, позволяющие избежать многократной загрузки обновлений на каждую рабочую станцию. Для управления всеми типами обновлений и развертыванием любых видов Windows-клиентов предназначен отдельный продукт Microsoft Systems Management Server.
Управление приложениями
Зачастую помимо управления обновлениями возникает потребность и в средствах управления приложениями. Подобные средства относятся к весьма дорогим продуктам, но они осуществляют не только конфигурирование и обновление программного обеспечения, но и отслеживание сбоев в управляемых компьютерах, автоматическое устранение их причин, исправление их последствий, выполняют действия по их предотвращению, управляют производительностью компьютеров и приложений. Приложение для управления программным обеспечением может выполняться на рабочем месте администратора сети или на другом компьютере, и его назначение собирать сведения об управляемых компьютерах и иных устройствах, которые поступают от так называемых агентов приложений или сервисов операционной системы, выполняющихся на управляемых компьютерах и устройствах.
Из наиболее известных продуктов подобного класса можно назвать IBM Tivoli, Microsoft Operations Manager, Novell ZENworks, BMC Patrol, HP OpenView.
Тонкий клиент и толстый сервер
днако средства автоматического конфигурирования рабочих станций и управления приложениями не самый радикальный способ решения проблемы технической поддержки большого офиса. Если спросить любого администратора, какую рабочую станцию проще всего поддерживать, то, скорее всего, он ответит: «Ту, на которой установлен минимум приложений».
Идея тонкого клиента (в данном случае рабочей станции, на которой нет почти ничего, кроме операционной системы) не нова, и способов ее реализации в настоящее время немало. Рассмотрим некоторые из них.
Веб-приложения
Поскольку в состав большинства популярных настольных операционных систем входят веб-браузеры, именно они чаще всего и становятся программным обеспечением для тонких клиентов. В этом случае все корпоративные приложения реализуются как веб-приложения (стоит отметить, что сегодня имеются обладающие веб-интерфейсом реализации давно существующих продуктов, таких как Microsoft Project или Microsoft Outlook, которые называются соответственно Project Web Access и Outlook Web Access). По сути, это вовсе не Outlook и не Project, а серверные Web-приложения, предоставляющие доступ к данным Microsoft Exchange или Microsoft Project Server, но, с точки зрения конечного пользователя, они выглядят как обычные настольные приложения Microsoft Outlook и Microsoft Project, выполняющиеся в браузере.
Не все настольные приложения легко превратить веб-приложения, но при очередном их обновлении всегда необходимо задумываться о будущих проблемах сопровождения возможно, принимая решение о разработке очередного корпоративного приложения, имеет смысл выбрать многозвенную архитектуру с тонким клиентом, реализованным на основе браузера. И даже если не получится в этом случае оставить на рабочей станции только операционную систему уменьшить количество операций, связанных с установкой и настройкой приложений, все равно удастся.
Корпоративные порталы
На крупных предприятиях, оснащенных большим количеством рабочих станций и использующих широкий спектр разнообразных корпоративных приложений, как правило, имеет смысл внедрить корпоративный портал. Современные корпоративные порталы обычно предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия, и пользователи такого портала получают персонифицированный доступ к предназначенным им сервисам и приложениям в соответствии с их ролью и исходя из персонального профиля. Нередко пользовательский интерфейс портала представляет собой окно, в разных частях которого отображаются средства доступа или непосредственно пользовательские интерфейсы корпоративных приложений.
Как правило, порталы обладают открытой архитектурой, позволяющей расширять их функциональность за счет добавления сторонних приложений или дополнительных компонентов, называемых портлетами, гаджетами или веб-частями (у разных производителей они называются по-разному).
Последние версии средств создания корпоративных порталов обычно поддерживают клиентов с веб-интерфейсом, что во многих случаях позволяет избежать установки ряда применяющихся в компании корпоративных приложений на рабочие станции.
Подробное обсуждение применения корпоративных порталов выходит за рамки данной статьи, но на нашем компакт-диске вы сможете найти несколько обзоров на эту тему, опубликованных в нашем журнале в последние несколько лет. Отметим лишь, что средства для создания порталов поставляют многие ведущие разработчики программного обеспечения, в том числе BEA, IBM, Microsoft, Plumtree, SAP, Sun Microsystems. Многие производители, в частности IBM и Мicrosoft, выпускают версии ПО для создания порталов, предназначенные не только для крупных предприятий, но и для небольших компаний и отделов (например, одно из таких средств службы SharePoint Services бесплатно доступно пользователям операционной системы Мicrosoft Windows Server 2003).
Терминальный доступ
Приложения с веб-интерфейсом и внедрение корпоративного портала далеко не всегда решают все проблемы, связанные с поддержкой работоспособности многочисленных рабочих станций и своевременного обновления их программного обеспечения. Как минимум, при подобной организации работы на рабочих станциях остается часть офисных приложений (таких как текстовые процессоры, электронные таблицы, средства подготовки презентаций), иное прикладное ПО (например, издательские системы, геоинформационные системы, CAD-приложения).
Наиболее радикальным способом решения проблемы поддержки указанных приложений является внедрение в компании средств терминального доступа. Принцип их действия заключается в следующем. Пользователь запускает на рабочей станции клиентское приложение средства терминального доступа и с его помощью обращается к удаленному компьютеру-серверу, содержащему соответствующую серверную часть данного средства. В случае успешной аутентификации серверная часть средства терминального доступа создает для пользователя собственный сеанс работы, в котором либо самим пользователем, либо автоматически (это зависит от настроек сеанса и прав доступа) в адресном пространстве сервера запускаются нужные пользователю приложения. При этом пользовательский интерфейс запущенных таким образом приложений доступен пользователю рабочей станции в окне клиентской части средства терминального доступа, и пользователь с помощью клавиатуры и мыши рабочей станции может управлять данным приложением. По окончании сеанса все выполнявшиеся в нем приложения закрываются.
При подобном подходе пользователю реально передается графическое изображение пользовательского интерфейса (в ряде случаев только изменения в изображении), а от него на сервер поступают сведения о его манипуляциях с мышью и клавиатурой. Это означает, что ничто не препятствует тому, чтобы клиент и сервер выполнялись под управлением разных платформ, в том числе и несовместимых между собой. Иными словами, таким образом можно предоставить пользователю Windows доступ к UNIX-приложению (или наоборот).
Преимущества указанного подхода становятся очевидны при наличии большого количества рабочих станций. Если доступ к приложениям осуществляется с помощью средства терминального доступа, то на рабочие станции устанавливаются только операционная система и клиентская часть этого средства; сами же приложения, с которыми работают пользователи, устанавливаются на сервер. Собственно, в качестве клиента средства терминального доступа могут использоваться недорогие рабочие станции, выбор операционных систем для которых сейчас весьма широк.
Из наиболее известных производителей средств терминального доступа следует отметить Microsoft (средства терминального доступа входят в состав серверных версий Windows), Citrix Systems (Citrix MetaFrame XP Presentation Server является сегодня лидирующим средством терминального доступа и доступен в версиях для Windows и UNIX) и Tarantella Enterprise 3, поддерживающий широкий спектр серверных платформ (Linux, UNIX, Windows, AS/400, операционные системы для мэйнфреймов).
Заключение
так, мы видим, что альтернатив традиционной организации IT-инфраструктуры более чем достаточно, а выбор средств их реализации на рынке программного обеспечения весьма широк и зависит от масштабов, потребностей и бюджета компании. При этом правильный выбор решения действительно может сэкономить немало средств, затрачиваемых на обслуживание рабочих станций, снизить время простоя пользователей из-за проблем сопровождения ПО, повысить эффективность их работы а ведь именно для этого и существуют IT-отделы.