Новый цифровой видеоформат Digital8
Что предпочесть сегодня: DV или Digital8?
Разработки знаменитой фирмы Sony способствуют стиранию границ между аналоговыми и цифровыми форматами. Ее новое семейство цифровых видеоустройств, выполненное по технологии Digital8, использует цифровую запись DV на хорошо зарекомендовавшей себя пленке Hi8.
Sony анонсировала новый цифровой формат видеозаписи еще в начале января нынешнего года. Он обеспечивает такое же качество записи изображения и звука, что и формат DV (напомним, что максимальная разрешающая способность видео — около 500 линий, а звук 12/16 бит стерео). Кроме того, все видеокамеры Digital8 оснащены i.LINK-коннектором (то есть снабжены интерфейсом IEEE1394 или FireWire) для подсоединения камеры к компьютеру или другому DV-устройству, который позволяет осуществлять перезапись без потери качества. А то, что в новых камерах используются обычные аналоговые кассеты Hi8, позволяет фирме «убить двух зайцев»: во-первых, это должно привлечь к цифровым камерам гораздо больше потребителей, чем к устройствам DV, где используются специальные (и довольно дорогие) кассеты, и стимулировать пользователей формата Hi8 к переходу в цифру (тем более, что с покупкой камеры Digital8 мы получаем и прекрасный перекодировщик старых аналоговых записей), а во-вторых, — в связи с тем, что в новых камерах используется старая «механика» (например, лентопротяжный механизм тот же, что и в «раскрученных» камерах Hi8), да и по внешнему виду, габаритам, конструкции и оптике они напоминают проверенные временем камеры Hi8 серии HandyCam, — цена новых цифровых камер значительно ниже, чем DV, и сопоставима с ценами на аппаратуру Hi8. Фактически видеоформат Hi8 «превратился» в цифровой формат Digital8.
В настоящее время компания Sony представила пять моделей камер Digital8, которые начали продаваться на российском рынке: DCR-TRV110, TRV310, TRV410, TRV510 и TRV7000. В компании надеются, что с появлением на рынке Digital8 доля цифровых видеоустройств (включая камеры DV) к концу 1999 года достигнет 25-30% от общего объема продаж.
Технические подробности
Итак, цифровая запись изображения и звука осуществляется на обычную кассету формата Hi8. Декларируемое видеоразрешение — до 500 ТВЛ (различимых телевизионных линий). Скорость ленты увеличилась в полтора раза, поэтому на двухчасовую кассету Hi8 помещается только 1 ч 20 мин цифровой записи, а на часовую, соответственно, — 40 мин. Особенно важно отметить, что новые камеры полностью совместимы с аналоговыми форматами Video8 и Hi8, причем они могут не только воспроизводить их, но и одновременно оцифровывать сделанные в этих форматах записи. Как и все современные камеры фирмы Sony, они имеют систему ночной съемки с инфракрасной подсветкой NightShot и стабилизатор изображения Super Steady Shot, а кроме того, снабжены цифровым интерфейсом i.LINK (IEEE 1394) для связи с другими цифровыми устройствами и системой инфракрасной связи Laser Link.
Как уже упоминалось выше, все пять камер могут записывать внешний видеосигнал, как цифровой, так и аналоговый (через стандартный композитный RCA- или S-Video-вход/выход). Таким образом, они по сути совмещают в себе функции видеокамеры и цифрового кодера (или пишущего видеоплейера). При этом возможно воспроизведение смешанной записи — как аналоговой, так и цифровой.
Более широкая лента Hi8 позволяет записывать ту же информацию, что и в формате DV, благодаря секционированию дорожек. При этом информация о кадре записывается на вдвое меньшем количестве дорожек. Каждая дорожка делится на секторы, каждый из которых предназначен для определенной цели. В секторе вспомогательных кодов Sub Code хранится информация о временном коде (Time Code), индексах для поиска эпизодов (Index ID) и индексов для записи и воспроизведения стоп-кадров (PP-ID). Сектор видеоданных Video использует усовершенствованные алгоритмы сжатия данных для записи максимального объема на каждой дорожке. В секторе аудиоданных Audio записывается динамический цифровой стереозвук в 16- или 12-разрядном формате. И, наконец, сектор ITI содержит информацию для видеомагнитофона, в том числе и данные для трекинга при дополнительном озвучивании (см. рисунок).
Что предпочесть сегодня: DV или Digital8?
Теперь, когда все большую популярность приобретают miniDV-камеры и каждая из ведущих фирм выпускает свои модели, неожиданный ход Sony, выпустившей семейство видеокамер с новым стандартом записи Digital8, несомненно, омрачил светлые перспективы DV-формата. Появление нового формата — всегда минус для имеющихся, особенно, если сами устройства еще и дешевле.
Общие тенденции очевидны: цифровые камеры становятся более компактными (кстати, более миниатюрная miniDV-кассета дает больше возможностей для миниатюризации самой камеры), легкими и доступными, больше внимания уделяется режиму съемки последовательности кадров в специальном фоторежиме. Многие DV-камеры не только имеют встроенную вспышку, но и помимо телевизионного чересстрочного режима развертки используют прогрессивный режим, который обеспечивает абсолютно четкий стоп-кадр (его удобно обрабатывать на компьютере, а затем печатать как фотографию). Предлагаются также более простые способы передачи изображений на компьютер (сменные карты памяти, поддержка различных компьютерных интерфейсов и пр.). Одним словом, они все более органично интегрируются в общую структуру цифрового мира и даже берут на себя функции цифрового фотоаппарата.
У камер Digital8 многих «продвинутых» функций DV-камер пока нет (но ведь и выпускает их сегодня только сама фирма Sony). Впрочем, с точки зрения «дальнего прицела на цифру» формат DV является таким же «промежуточным», как и новый формат Digital8, так как налицо новая тенденция перехода к DVD, а следовательно, и к альтернативному методу компрессии — MPEG 2 (фирмы Panasonic и Hitachi уже представили камеры с записью в MPEG 2). Возможно, что именно по этому пути пойдут цифровые камеры в будущем…
Дополнительную информацию о новом формате вы можете получить по адресу: http://www.sel.sony.com/SEL/consumer/handycam/models/index.html, а о платах для работы с цифровым видео на компьютере читайте в статье «IEEE-1394, FireWire, или i.LINK?» в КомпьютерПресс № 6’99.
КомпьютерПресс 10'1999