Никто не может без Excel
Основные понятия электронных таблиц на примере Excel 2000
Использование диапазонов ячеек
Данная публикация посвящена основам организации работы с электронными таблицами в Excel 2000.
Статья рассчитана на начинающих пользователей, которые не знакомы с электронными таблицами более ранних версий Excel. Многие ошибочно считают, что Excel нужен только финансистам и бухгалтерам, однако программа настолько универсальна, что полезна представителям практически любой специальности. C помощью Excel можно решать массу задач в самых разных областях деятельности — от построения графиков или диаграмм до решения дифференциальных уравнений численными методами. Начните знакомство с Excel, и эта программа вам обязательно пригодится.
Основные понятия электронных таблиц на примере Excel 2000
Основная идея всех электронных таблиц очень проста — она состоит в том, чтобы, помещая данные в одни ячейки таблицы, в других ячейках задавать законы их преобразования и там же автоматически получать результаты вычислений.
Итак, рассмотрим, как выглядит таблица Excel 2000. Базовым элементом электронных таблиц является ячейка, которая соответственно образуется на пересечении строк и столбцов таблицы (рис. 1). Адрес ячейки задается путем указания номера столбца (обозначаются буквами A, B, C…) и номера строки (обозначаются цифрами). В частности, на рис. 1 выделена ячейка D7, адрес выделенной ячейки показан в Поле Имени. Совокупность ячеек составляет Рабочий лист.
Рабочий лист максимально может иметь 256 столбцов и 16 384 строк и соответственно содержать 256 x 16 384 ячейки.
Совокупность рабочих листов образует Рабочую книгу. Каждая рабочая книга может иметь максимум 256 листов и соответственно 256 x 256 x 16 384 ячеек.
В ячейки можно вводить один из трех типов данных: текст, числа и формулы. В качестве примера (см. рис. 1) показана таблица учета расхода средств на строительство с суммированием расходов по месяцам. Например, в ячейках с номерами А5 и А6 содержатся текстовые данные, в ячейке D6 — числовые, а в ячейке D7 — формула, предписывающая суммировать ячейки D5 и D6.
![]() |
Ввод данных
Чтобы ввести данные в ячейку, сначала ее нужно активизировать, щелкнув по ней мышью. Жирная рамочка свидетельствует о том, что ячейка активизирована и в нее можно вводить данные. После ввода данных в ячейку (чтобы связать их с ячейкой) необходимо щелкнуть на кнопке Ввод (рис. 2) или просто нажать клавишу Enter.
Excel позволяет автоматически заполнять ряд ячеек последовательными логически связанными значениями.
Так, например, в ячейки от B4 до G4 можно ввести названия месяцев вручную, а можно автоматически. Для этого впечатайте текст «янв» в ячейку В4 и потяните мышью вправо за маркер заполнения (черный квадратик, находящийся в нижнем правом углу активной ячейки). В результате названия месяцев появятся во всей строчке (рис. 3).
Стандартное имя адреса ячейки, например D5, вы можете заменить на собственное название, например «Март_Кирпич» (рис. 4). Переименовать ячейку можно, изменив ее имя в Поле Имени. Имя, которое вы присвоите ячейке, должно начинаться с буквы и не иметь пробелов. Нажатием на кнопку со стрелочкой рядом с полем имени раскрывается список имен ячеек, на которые соответственно легко можно перейти, щелкнув необходимое имя из данного списка.
Теперь рассмотрим, как задать формулы, которые позволяют суммировать данные в столбцах (см. рис. 1).
![]() |
Создание формул
Для того чтобы получить в ячейке B7 сумму значений ячеек B5 и B6, необходимо в ячейке B7 определить формулу сложения этих двух ячеек (рис. 5). Для начала введите знак «=», который всегда предшествует формуле, а затем запишите все выражение B5+B6 и нажмите Enter, в результате чего в ячейке появится результат вычисления.
Выше был описан не самый лучший способ задания формулы. Более просто данную формулу можно было записать, не впечатывая имена ячеек слагаемых, а просто щелкая мышью по соответствующим ячейкам.
Получив результат в ячейке B7, можно продолжить определять соответствующие формулы в каждой из ячеек строки, а можно опять-таки прибегнуть к автоматическому методу, который мы рассмотрим ниже.
![]() |
Использование диапазонов ячеек
Давайте модифицируем нашу таблицу (см. рис. 1) и добавим еще один столбец, в котором просуммируем данные по каждому из материалов «Кирпич» и «Цемент», для того чтобы выяснить, сколько средств ушло на каждый из материалов за весь период с января по июнь.
Для этого в ячейку H5 следовало бы поместить формулу =(B5+C5+D5+E5+F5+G5). Нетрудно увидеть, что ячейки с B5 по G5 образуют смежный диапазон. В Excel для экономии ручных операций смежные диапазоны определяются адресами начала и конца диапазона и разделяются двоеточием «:». Таким образом, обсуждаемую формулу можно записать как =СУММ(B5:G5). СУММ — одна из встроенных функций, которые поддерживает Excel. (О других встроенных функциях, доступных в Excel, мы расскажем позже.)
На практике требуемую операцию можно выполнить еще проще. Просчитаем суммарные затраты по цементу следующим образом: щелкнем мышью по ячейке, в которой должен появиться результат ( в данном случае H6), и нажмем на кнопку с изображением знака «сумма». В результате программа выделит всю строку пунктирной линией и впишет формулу суммирования всей строки (рис. 6). Таким образом, вам останется лишь подтвердить правильность формулы нажатием клавиши Enter. Конечно, возможен вариант, когда вам нужно суммировать не всю строку, например не с января, а с февраля. В этом случае щелкните на ячейке С6 и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, протяните указатель, выделяя весь ряд ячеек, которые хотите использовать в формуле.
Помимо смежных диапазонов в электронных таблицах существует понятие несмежных диапазонов. Например, если мы вновь обратимся к нашему примеру и предположим, что нам надо просуммировать расходы на цемент за февраль, апрель и июнь, то формула для ячейки H6 примет вид =СУММ(С6;E6;G6). Соответственно диапазон С6;E6;G6 называется несмежным диапазоном. В качестве разделителя несмежных ячеек используется точка с запятой.
![]() |
Копирование формул
Вернемся к рис. 6, в котором рассматривается формула копирования расходов по цементу по всем месяцам =СУММ(B6:G6). Получить формулу суммирования по следующей строке можно еще одним способом: методом копирования. Копирование осуществляется так же, как в программе Word. Выделите ячейку, из которой необходимо скопировать формулу, затем скопируйте ее, нажав кнопку Копировать на стандартной панели или набрав комбинацию клавиш <Ctrl+C>. После этого выделите ячейку, в которую вы хотите вставить формулу, и щелкните на кнопке Вставить стандартной панели.
![]() |
Просмотр формул
Поскольку ячейки, в которых заданы формулы и посчитаны значения, представленные в числах, внешне ничем не отличаются от ячеек, где заданы просто числа (рис. 1-6), в Excel есть удобная функция просмотра формул. Для того чтобы увидеть формулы, нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+`>, в результате чего таблица примет такой вид, как показано на рис. 7. При повторном нажатии данной комбинации клавиш формулы будут снова заменены числами.
![]() |
Редактирование формул
Для редактирования формул щелкните на исправляемой формуле, и тогда она появится в строке формул. Перенесите курсор в строку формул и отредактируйте выражение. Формулу можно также отредактировать непосредственно в ячейке, предварительно дважды щелкнув на ней мышью.
![]() |
Операторы
После того как мы ознакомились с примерами записи формул, нам следует сформулировать эти правила в общем виде. Написание формулы начинается со знака равенства, за которым идут вычисляемые элементы, разделяемые операторами. Порядок вычисления в формуле управляется с помощью скобок.
В Excel используется четыре вида операторов: арифметические, текстовые, операторы сравнения и операторы ссылок. Рассмотрим их подробнее.
Арифметические операторы
Оператор |
Назначение |
Пример |
Результат |
---|---|---|---|
+ |
Сложение |
5+5 |
10 |
– |
Вычитание |
6–1 |
5 |
* |
Умножение |
4*3 |
12 |
/ |
Деление |
7/2 |
3,5 |
% |
Процент |
50% |
0,5 |
^ |
Возведение в степень |
5^2 |
25 |
Операторы сравнения
Оператор |
Назначение |
Пример |
Результат |
---|---|---|---|
= |
Равно |
5=8 |
ЛОЖЬ |
> |
Больше |
8>5 |
ИСТИНА |
< |
Меньше |
5<6 |
ИСТИНА |
>= |
Больше или равно |
6>=3 |
ИСТИНА |
<= |
Меньше или равно |
7<=1 |
ЛОЖЬ |
<> |
Не равно |
1<>1 |
ЛОЖЬ |
Текстовый оператор объединения
Оператор |
Назначение |
Пример |
Результат |
---|---|---|---|
& |
Объединяет несколько текстовых строк в одну |
«Генеральный» & «секретарь» |
«Генеральный секретарь» |
Операторы ссылки
Оператор |
Значение |
Пример |
---|---|---|
: (двоеточие) |
Оператор диапазона используется для ссылки на все ячейки между крайними ячейками диапазона, включая эти ячейки |
СУММ(D5:D10) |
; (точка с запятой) |
Оператор объединения объединяет несколько ссылок в одну ссылку |
СУММ(A5;A10;A15) |
![]() |
Наименования как части формул
Если вам неудобно работать с буквенно-цифровыми адресами ячеек, то можно использовать имена заголовков соответствующих строк и столбцов. Для того чтобы программа воспринимала имена в формулах, необходимо установить соответствующий флажок-указатель в активное положение (рис. 8).
Для вызова вкладки необходимо выполнить команду Сервис Параметры а Вычисления.
Например, вычислить затраты в январе, отображаемые в ячейке В7, можно по формуле (=янв Кирпич+янв Цемент) — рис. 9. Если названия заголовков состоят из нескольких слов, то в формулах их нужно приводить в одинарных кавычках.
![]() |
Встроенные функции
Функция суммирования вынесена на стандартную панель как наиболее часто используемая. Кроме суммирования, Excel поддерживает множество стандартных функций. Рассмотрим, как ими пользоваться. Вернемся к нашему примеру и просчитаем, например, в ячейке Н5 вместо суммы затрат на кирпич по месяцам — среднее значение затрат в месяц. Для того чтобы вызвать функцию, щелкнем мышью на кнопке на стандартной панели с изображением функции. В результате появится мастер функций (рис. 10).
Щелкните на нужной функции (в данном случае СРЗНАЧ), и программа автоматически выделит строку и выдаст результат (рис. 11). Таким образом, мы только что вычислили, что на кирпич в среднем в месяц уходило примерно 10,83 млн. руб.
В принципе, чтобы получить необходимую функцию, следует выбрать категорию функций и пролистать список. Все функции в Excel поделены на пять категорий:
- Функции обработки даты и времени.
- Математические и тригонометрические функции.
- Статистические функции.
- Текстовые функции.
- Логические функции.
Примеры использования некоторых из этих функций мы рассмотрим в следующей статье, посвященной использованию Excel.
КомпьютерПресс 10'2000