Работаем с PowerPoint 2000
Что должна «уметь» презентационная программа
Планирование вида презентации на базе прототипов
Редактирование и оформление слайдов
Использование панели структуры презентации
Перемещение слайда в панели структуры презентации
Преобразование заголовков в подзаголовки
Использование Панели замечаний
Данная публикация является продолжением цикла статей о работе с Office 2000 и посвящена основам организации работы с презентационным пакетом PowerPoint 2000.
Программа PowerPoint нашла широкое применение как средство создания презентаций. И это не случайно. Предлагая полный арсенал средств создания презентации, программа с самого начала работы до завершения процесса разработки направляет действия пользователя, предлагая продуманный интерфейс, удобную систему подсказок, шаблонов и помощи. Надеемся, что настоящая статья позволит начинающим легко освоить PowerPoint и с успехом применить его на практике для создания презентаций.
Что должна «уметь» презентационная программа
Прежде всего напомним, какие задачи стоят перед презентационным пакетом вообще, а затем рассмотрим, как они решены в рамках Power Point 2000.
Создание презентации в большинстве случаев включает четыре основных этапа (рис. 1). Сначала необходимо спланировать общий вид презентации, при этом программа должна напомнить, какие этапы целесообразно включить в создание презентации выбранного типа. Затем следует отредактировать тексты презентации и поместить рисунки. На этом этапе программа должна предоставить удобные средства редактирования текстов и рисунков. Кроме того, современные презентации должны позволять задавать специальные эффекты, определяющие тип демонстрации. Появление каждого нового слайда может сопровождаться тем или иным анимационным эффектом. Например, слайд может растворяться на экране, «вылетать» с него или даже распадаться на части.
Естественно, программа должна обеспечивать вывод презентации на печать. Последний этап — «упаковка». Она необходима в случае переноса презентации на мобильный компьютер для транспортировки к месту проведения презентации.
Возможности PowerPoint 2000
Планирование вида презентации на базе прототипов
Многие из вас, наверное, согласятся, что написать первую фразу и набросать план будущего произведения на бумаге — это чуть ли не самое сложное. Начинать с некоего прототипа всегда гораздо проще. В качестве такой помощи PowerPoint предлагает два варианта: воспользоваться Мастером автосодержания или применить готовые шаблоны.
Первый способ подразумевает пошаговый метод создания новой презентации, второй — предлагает готовый макет, который можно модифицировать. Рассмотрим подробнее оба варианта.
Мастер автосодержания
Для того чтобы запустить Мастер автосодержания, выполните команду Файл а Создать, в результате чего откроется окно (рис. 2), содержащее вкладку Общие, из которой и запускается Мастер автосодержания.
Мастер автосодержания (рис. 3) позволяет последовательно выбрать сначала Вид презентации потом Стиль презентации и так далее. Предлагается около двадцати различных видов презентаций, в том числе «Общий доклад», «Бизнес-план», «Мозговой штурм», «Диплом» и др.
Выберите наиболее подходящий тип, например «Общий доклад», и щелкните на кнопке Далее (рис. 4).
Затем программа предложит вам определить Стиль презентации. Следует отметить, что стили различаются способом вывода. Вы можете выбрать презентацию на экране, в Интернете, черно-белые «прозрачки» и т.д. Выберите, что вам подходит, и вновь щелкните мышью на кнопке Далее.
На следующем этапе — Параметры презентации — вам будет предложено ввести заголовок и нижний колонтитул в соответствующие текстовые поля. Например, такой, как показано на рис. 5.
Теперь щелкните на кнопке Готово, и программа отобразит первый слайд вашей презентации (рис. 6).
Как видим, для будущей презентации-доклада уже готова основная канва. Программа предлагает вначале объявить цель доклада, затем представиться, далее определить основные тезисы и так далее, что, в общем, весьма логично, а главное — позволяет избежать мучительных раздумий, с чего же начать?
При этом PowerPoint дает не только формальные советы, но и такие, например, как «приведите пример из жизни», «расскажите анекдот». Подобные вставки сделают созданную вами презентацию живой и интересной. Возможно даже, слушатели поведают о вашей презентации или докладе своим коллегам, начав с пересказа анекдота или случая из вашей жизни.
Встроенные шаблоны
PowerPoint предлагает два типа шаблонов: шаблоны оформления и шаблоны содержания.
Шаблоны содержания
Шаблоны содержания предлагают уже оформленные слайды с текстом на различные темы, которые можно изменять по своему усмотрению. Кроме того, на основе уже имеющейся презентации вы можете создавать свои шаблоны. Добавленный в Мастер автосодержания новый шаблон будет доступен при следующем использовании мастера.
Для использования шаблонов содержания после выполнения команды Файл а Создать перейдите на вкладку Презентации (рис. 1) и выберите необходимую вам тему, например Обзор продукции и услуг (рис. 7), в результате программа автоматически предложит вам соответствующую презентацию (рис. 8), которую нужно будет «немного доделать», вставив логотипы, фотографии и вписав конкретные данные. Ничего не зная о вашей продукции, PowerPoint тем не менее предусмотрела все необходимые для презентации пункты, в которых вы сможете обосновать или просто подробно описать преимущества вашего товара.
Шаблоны оформления
Шаблоны оформления предлагают разные стили форматирования и разное цветовое оформление отдельных слайдов. Для использования шаблонов оформления после выполнения команды Файл Создать перейдите на вкладку Шаблоны оформления и выберите наиболее подходящий к теме вашего доклада стиль цветового оформления, благо выбор весьма широк (рис. 9).
После выбора цветового решения, например оформление в стиле «Ржавый замок», вы можете подобрать необходимый автомакет (рис. 10).
Вы, вероятно, уже заметили, что PowerPoint практически все может сделать за вас: предложить вам ту или иную тему, представить канву доклада и наиболее подходящее цветовое решение для вашей презентации. Однако, проделав все это, вы получите всего лишь заготовку, нуждающуюся в доработке. Здесь уже понадобится более детальное знание инструментов программы.
Редактирование и оформление слайдов
Прежде чем приступить к редактированию слайдов, напомним читателю основные обозначения интерфейса.
Окно PowerPoint имеет три панели: Панель структуры презентации, Панель слайда и Панель заметок (рис. 11). Такая структура позволяет охватить все аспекты подготовки презентации на одном экране, что весьма удобно. Надо заметить, что такая (трехпанельная) организация экрана впервые появилась именно в PowerPoint 2000.
В левом нижнем углу экрана (рис. 11) расположены пиктограммы переключения между режимом показа. В увеличенном масштабе эти пиктограммы показаны на рис. 12. Помимо обычного режима, объединяющего все три панели, имеются режим структуры — отображающий текстовое содержание презентации и позволяющий удобно вводить и редактировать текст, режим слайды — позволяющий создавать и корректировать отдельные слайды, режим сортировки — показывающий миниатюры всех слайдов, равномерно расположенных на экране. Режим показа слайдов соответственно убирает с экрана все вспомогательные панели и инструменты и оставляет только текущий слайд.
Использование панели структуры презентации
Панель структуры презентации позволяет быстро просматривать общую структуру презентации, оперативно получать доступ к заголовкам слайдов, редактировать текст слайдов и менять порядок их следования в презентации. В панели структуры презентации отображаются заголовки слайдов, расположенные справа от маленьких прямоугольников (пиктограмм слайдов) и подзаголовков, начинающихся с маркера – жирной точки.
Сворачивание текста слайда
Если презентация большая и даже в панели структуры презентации трудно охватить ее целиком, PowerPoint предлагает перейти от изображения текстов слайда к изображению только одних заголовков.
Дважды щелкните мышью по пиктограмме слайда — и текст подзаголовков будет свернут, а заголовок будет подчеркнут (рис. 12). Для того чтобы вернуть текст слайда, повторно дважды щелкните мышью на пиктограмме слайда.
Перемещение слайда в панели структуры презентации
При желании порядок слайдов вашей презентации можно изменить.
Подведите указатель мыши к пиктограмме слайда (в результате чего он примет вид четырехнаправленной стрелки), после этого, удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите слайд в новое положение. Во время перемещения горизонтальная линия подсказывает вам, куда «встанет» данный слайд, когда вы отпустите кнопку мыши.
Преобразование заголовков в подзаголовки
На стандартной панели PowerPoint имеются две стрелочки влево и вправо, которые соответствуют командам Повысить уровень (стрелочка влево) и соответственно стрелочка вправо — Понизить уровень.
Для того чтобы подзаголовок сделать заголовком, необходимо повысить его уровень, а именно выделить текст подзаголовка и щелкнуть мышью на стрелочке влево. В результате подзаголовок станет заголовком добавленного слайда.
Редактирование текста
В приведенном примере (см. рис. 11) на слайде уже имеется текст, полученный посредством использования шаблона. Имеющийся текст можно редактировать непосредственно в окне структуры презентации. Чтобы добавить новый подзаголовок, подведите курсор к концу последней записи и нажмите клавишу Enter — появится строка нового подзаголовка. Введите необходимый текст. Чтобы поменять положение записи в пределах слайда, подведите курсор к маркеру в начале подзаголовка (в результате чего он примет вид четырехнаправленной стрелки) и, удерживая левую кнопку мыши, переместите подзаголовок (аналогично перемещению слайда) в нужное место.
Добавление нового слайда
Для добавления нового слайда поместите указатель мыши между пиктограммой и заголовком слайда. Нажмите Enter. В результате перед текущим слайдом появится новый слайд.
Удаление слайда
Чтобы удалить слайд, подведите указатель мыши к пиктограмме слайда и щелкните один раз мышью по пиктограмме слайда. В результате этого заголовок и текст слайда будут выделены. Затем нажмите клавишу Delete.
Использование панели слайдов
Для того чтобы видоизменить надпись в панели слайдов (рис. 14), щелкните мышью на этой надписи — и вокруг нее образуется граница с белыми квадратиками-маркерами, а в тексте появится курсор.
Теперь вы можете модифицировать надпись: изменить ее размер, переместить по слайду, удалить и отредактировать текст.
Работа с текстом
Редактирование текста надписи
Появление белой границы-рамки и курсора свидетельствует о том, что вы можете редактировать текст, используя операции, доступные в текстовом редакторе.
Изменение размера надписи
Подведите указатель мыши к одному из восьми маркеров, в результате чего он примет вид двунаправленной стрелки, позволяющей соответственно изменять горизонтальный, вертикальный или одновременно оба размера вашей надписи.
Перемещение надписи
Подведите указатель мыши к границе текста между маркерами — и он примет вид четырехнаправленной стрелки, позволяющей перемещать всю надпись в пределах слайда соответственно направлениям стрелки.
Удаление надписи
Для удаления надписи щелкните указателем мыши по ее границе, в результате чего рисунок границы изменится, а затем нажмите клавишу Delete — весь текст вашей надписи исчезнет.
Работа с рисунками
Добавление рисунка
Для того чтобы в презентацию добавить рисунок, который, например, вы подготовили в том или ином графическом редакторе и который уже хранится в виде одного из файлов на вашем жестком диске, выполните команду Вставка а Рисунок а Из файла. В результате выполнения данной команды появится панель Добавить рисунок (рис. 15), в которой можно просмотреть содержимое ваших папок и найти необходимый файл. Щелкнув по названию файла мышью, вы увидите изображение этого файла в панели. После этого необходимо нажать кнопку Вставка — и файл появится на слайде, как, например, это показано на рис. 16.
Рисунок, помещаемый на слайд, появляется вместе с рамкой из восьми маркеров (рис. 16). Аналогично процедуре изменения размеров и положения текста в пределах слайда, описанной выше, можно манипулировать положением и формой рисунка.
Дополнительные изменения в помещенный рисунок можно внести, используя панель Настройка изображения (рис. 16). Используя данную панель, можно модифицировать рисунок, например, перевести его в черно-белое изображение, увеличить или уменьшить контрастность и т.д.
Изменение цветовой схемы слайда
На рис. 16 видно, что помещенный на слайд рисунок с белыми полями на черном фоне смотрится неудачно: вместо окружности диска в глаза бросается белый квадрат. Конечно, можно модифицировать вставленный рисунок, обратившись к графическому редактору, в котором он создан. Однако гораздо проще использовать цветовые схемы слайдов PowerPoint.
Выполните команду Формат а Цветовая схема слайда и выберите вкладку Cтандартная (рис. 17). На вкладке Стандартная выберите вместо левой цветовой схемы центральную, в результате чего слайд презентации, показанный на рис. 16, примет другой вид (рис. 18).
При выборе вкладки Специальная в панели цветовая схема (рис. 19) отразится перечень всех цветов, используемых для отображения различных элементов слайда.
Щелкните мышью на элементе слайда, цвет которого вы хотите изменить (Фон, Тени и т.д.), а затем на кнопке Изменить цвет — в результате появится диалоговое окно Цвет, которое и позволит выбрать необходимый цвет (рис. 20).
Использование Панели замечаний
Итак, мы рассмотрели главные панели — Панель структуры презентации и Панель слайдов. Теперь буквально несколько слов о Панели замечаний.
Как не трудно догадаться, Панель замечаний позволяет добавлять текст замечаний к любому слайду. При этом текст замечаний на самом слайде не отображается. Для того чтобы внести текст замечания, необходимо просто поместить курсор в Панель замечаний и набрать соответствующий текст.
Рассказ об основных возможностях программы PowerPoint 2000 мы продолжим в следующем номере журнала.
КомпьютерПресс 10'2000