Коленная сборка? Нет, российский бренд!
Имя производственной компании «Аквариус» в последнее время все чаще можно увидеть на страницах специализированных и массовых изданий. В июле «Аквариус» объявил об итогах первого полугодия, главным событием которого явилось открытие нового производства «Аквариуса» на территории НИИ «Восход» (г. Москва), инвестиции в которое составили 400 тыс. долл. О планах компании и о ситуации на производстве журналу КомпьютерПресс рассказал Леонид Шиканович Гольденберг, председатель совета директоров группы «Аквариус».
КомпьютерПресс: Леонид Шиканович, большинству наших читателей не нужно представлять вашу компанию. За 11 лет работы на российском информационном рынке группа компаний «Аквариус», одним из подразделений которой и является Производственная компания «Аквариус», заработала репутацию достойного и ответственного производителя. Одной из причин такого положения является то, что именно ваша компания стала первой в России негосударственной организаций, открывшей собственное заводское производство персональных компьютеров. «Аквариус» заявляет о себе как о разработчике и организаторе производства персональных компьютеров и серверов с торговой маркой Aquarius, обращая особое внимание на развитие и поддержку региональной партнерской сети и на расширение региональной сервисной инфраструктуры. Но, в принципе, любое уважающее себя производство, готово говорить о себе в не менее патетическом духе. Не могли бы вы рассказать, как позиционируется компания на российском рынке?
Леонид Гольденберг: Так сложилось, что уже 11 лет «Аквариус» работает на рынке корпоративных заказчиков. Можно сказать, что в этой сфере мы стали асами. А чем выше уровень мастерства, тем более сложные и интересные задачи стараешься поставить перед собой. В настоящее время мы прилагаем усилия для построения достаточно специфического для российского рынка канала продаж компьютеров — двухуровневого. Вообще, «Аквариус» изначально не располагал собственным каналом. Мы работаем через дистрибьюторов и их дилеров — их сегодня около 400. Профессиональная работа наших партнеров проявляется, например, в том, что в регионах появились сети магазинов наших компьютеров. И это при условии, что «Аквариус» никогда не занимался построением сети розничных продаж и продвижением моделей домашних компьютеров на рынке. Кстати, хотелось бы прояснить вопрос о домашних компьютерах. Если вы прямо спросите, чем отличается домашний компьютер от корпоративного, я вам ответить не смогу. Основной отличительной чертой домашнего компьютера в его массовом варианте является дешевизна. Но за меньшей стоимостью, что совершенно естественно, скрывается меньшая надежность. Наша компания не может позволить себе выпускать дешевые компьютеры с низким качеством, поэтому пока мы не видим необходимости перестраиваться для работы под индивидуальных пользователей. Рискуя показаться моралистом, я тем не менее повторюсь: «Аквариус» дорожит своими позициями на рынке и не пойдет на снижение качества выпускаемой техники.
КП: Можно ли сказать, что ваш лозунг Best Quality Forever (Всегда лучшее качество) на самом деле является критерием техники Aquarius? Как в таком случае выстраивается система контроля качества и контроль за качеством в вашей компании?
Л.Г.: Если ты желаешь, чтобы производимый тобой компьютер хорошо работал, ты должен либо прочитать массу умных книжек, либо посоветоваться с умными людьми. В 1998 году мы решили пройти полную (подчеркиваю: полную, а не укороченную) процедуру сертификации качества производства по международному стандарту ISO 9002. Результатом этой акции, после четырех месяцев сложнейшей и крайне напряженной работы, стал огромный шкаф документации, не только регламентирующей каждый шаг производства техники, но и прописывающей все вопросы взаимодействия со службой логистики и даже вопросы, имеющие отношение к товарному виду готовой продукции. Когда мы, основываясь на этих предписаниях, попробовали совместить логистику с производством, последовали отчаянные протесты со стороны работников производственной линии — необходимо было обмениваться огромным количеством бумаг, всякого рода инструкций. Парадокс заключался в том, что, начав требовать четкого выполнения инструкций, мы получили резкий взлет производительности. И теперь нам остается только следить за тем, чтобы все четко следовали букве технологических инструкций, тогда процесс идет.
КП: Не свидетельствует ли такая политика о присутствии консервативного духа, и об отказе от рационализаторства?
Л.Г.: Мы против рационализации, проведенной с помощью «отвертки», так как именно подобное вмешательство в четко выверенную технологию производства приводит к «взрывам» на линии. И это относится ко всем этапам процесса — начиная от закупки комплектующих и заканчивая упаковкой готовых ПК. Приведу в качестве примера только один случай, происшедший недавно с нашим поставщиком: в заказе не был четко оговорен номер памяти, и поэтому при выборе из двух возможных, нам была поставлена та, что дешевле. В результате пришлось в 400 серверах по всей стране менять память, а это очень большие деньги. Причем партнер поступил правильно: когда возникла ситуация выбора, он поставил нам то, что счел нужным. Так что я снова повторюсь: необходимо четко оговаривать малейшие нюансы производственного процесса, следовать технологии, и тогда, и только тогда можно быть уверенным в качестве производимого. А если вернуться к вопросу о рационализаторстве, то я хотел бы отметить такой интересный факт. «Аквариус» — единственная российская компания, входящая в Intel Channel Server Council. Это международный консультационно-совещательный орган, объединяющий ведущих производителей серверов по всему миру. Надеюсь, что Intel выбрал среди российских фирм «Аквариус» в том числе и потому, что нам совсем не чуждо рационализаторство.
КП: Что из себя представляет сервисная сеть «Аквариуса»?
Л.Г.: Мы работаем по трехуровневой схеме сервисного обслуживания. Во главе стоит московский сервисный центр «Аквариус», который является партнером наших региональных сервисных центров, обслуживающих технику Aquarius на местах. В самом низу этой пирамиды находятся сервисные партнеры, которые обслуживают нашу технику по договору с конкретным заказчиком. Такая многоступенчатая система необходима для того, чтобы была возможность на деле увидеть, как работает наш новый партнер, какие вопросы возникают при взаимодействии. Специалисты нашей компании реализуют систему обучения персонала региональных партнеров и сервис-центров, а все получаемые от них данные проходят маркетинговый анализ. И только после того, как будет окончательно отшлифована технология проведения сервисного обслуживания и партнер пройдет процедуру авторизации, мы объявляем о появлении нового регионального сервисного центра. С момента получения фирмой статуса регионального сервис-центра «Аквариуса», она имеет деньги уже за сервис, что позволяет обеспечить качественное региональное обслуживание. Проиллюстрируем это примером. Если, допустим, сервер Aquarius куплен в Москве для работы в одной из компаний Воронежа, то при возникновении любых проблем воронежский сервисный центр должен помочь данному клиенту. И за эту работу сервисный центр получает от нас либо деньги, либо детали, либо оборудование — по его желанию. В настоящее время «Аквариус» имеет 30 сервисных центров по всей стране, и до конца года мы планируем довести эту цифру до 40. Полагаем, мы без труда этого добьемся.
КП: Леонид Шиканович, ваша компания, как и любая другая, претендующая на лидерство в сфере высоких технологий, должна подтверждать свой статус, разрабатывая новинки в компьютерной технике. Я знаю, что среди подразделений ПК «Аквариус» существует тестовая лаборатория. Какова ее роль в проведении системы качества вашей продукции?
Л.Г.: Тестовая лаборатория существует у нас уже три года. Кстати, ее наличие прописано в документации по системе качества ISO 9002. Ни одна деталь, которая представлена в прайс-листах наших поставщиков, не минует тестовую лабораторию. Так, например, на протяжении двух лет у нас были проблемы с вентилятором для системного блока: он нагревался, лопасти закручивались и, как следствие, перегревался процессор. В рамках тестовой лаборатории был приобретен стенд, на котором теперь мы проверяем абсолютно каждую поставку. Что касается пресловутых вентиляторов, то тестируются они в особо тяжелых климатических условиях в течение 144 часов по пять штук, и если из этих пяти из строя вышло три, то мы просто отказываемся от этой партии. Мы собрали аналитические данные по норме выхода из строя для каждого вида используемых комплектующих, поставляемых всеми нашими поставщиками, а это значительно повышает надежность выпускаемой нами техники. Но главной задачей тестовой лаборатории является написание технологических карт, что особенно важно для конвейерного производства, где жизненно необходима четкость и слаженность процесса. На конвейере просто некогда думать — думать нужно в тестовой лаборатории... Естественно, при этом растут затраты. Наша компания вкладывает в НИОКР до 10% доходов компании, но это — стандартная цифра для высокотехнологичных компаний по всему миру. Вообще, затраты на производство растут по экспоненте: так в частности, мы обращаемся сегодня к телекоммуникационным системам, где разговор идет о возможностях созданий готовых решений.
КП: Вы считаете, что у рынка телекоммуникационных систем хорошие перспективы развития?
Л.Г.: Только ленивый не видит перспективу в столь энергично развивающейся отрасли. Просмотрите аналитические материалы, посвященные рынку телекоммуникаций, — его емкость увеличивается скачкообразно. А это значит, что не только растет количество провайдеров связи и Интернета, но и увеличивается их мощность, а это требует частой и систематической смены оборудования.
КП: Леонид Шиканович, как известно, «Аквариус» не прибегает к обнародованию списка своих партнеров. Это своеобразная игра в вашем бизнесе?
Л.Г.: О каких партнерах вы говорите? О поставщиках? О реселлерах? Что касается партнеров среди поставщиков, то мы стараемся не раскрывать, с кем мы работаем по комплектации, что и от кого получаем. Например, мы работаем с тремя поставщиками материнских плат, поскольку время от времени у всех них возникают проблемы как с качеством, так и с количеством, хотя наши поставщики входят в пятерку мировых лидеров. Приятно отметить тот факт, что западные поставщики уже не бояться вести дела с нами и что у нас хорошие отношения со всеми, в том числе и с нашими партнерами-реселлерами. Мы с удовольствием наблюдаем за их успехами. К дилерам наших дистрибьюторов мы тоже относимся хорошо...
КП: Чем отличается бренд под названием российская производственная группа «Аквариус» от типичной коленной сборки?
Л.Г.: На этот вопрос легко ответить. Что нужно для того, чтобы собрать хороший компьютер? Нужен десятиклассник, который в этом разбирается, некоторая сумма денег и поход на митинский рынок. Чтобы собрать 10 таких компьютеров, нужно 10 десятиклассников, а при хорошей производительности — 8 человек да тележка с осликом или старый папин «москвич», дабы привезти все необходимое. А что будет, если мы захотим собрать 100 ПК? Вот тут-то и начинаются сложности: по мере увеличения объемов производства уже нельзя пойти по вышеописанному пути, так как мы выбиваемся из заданной ценовой ниши, к тому же возникают проблемы качества производства, закупки-сбыта, изучения качества на выходе. А это уже процесс, который основан на системе контроля. Перед производителем встают множество проблем, разрешить которые — его святая обязанность. Допустим, компьютер уехал во Владивосток, и тут выясняется, что при упаковке забыли положить сетевой провод... Предусмотреть множество подобного рода мелочей возможно только при хорошо отлаженной системе качества разработки, проектирования и производства техники.
КП: Давайте поговорим не о Владивостоке, а о том, что ближе, — о второй производственной линии в Москве, которую вы открыли летом этого года. Вполне логично поинтересоваться, зачем вам вторая линия производства, когда у вас уже есть шуйский завод «Аквариус»?
Л.Г.: Тут все просто: шуйский завод рассчитан на массовое производство однотипной техники, а при наличии большого количества заказов на мелкие партии разнородных ПК их производство является просто невыгодным для такого огромного завода. Понятно, что для удовлетворения индивидуальных требований наших партнеров и заказчиков «Аквариусу» было необходимо мелкосерийное производство, объем которого должен быть меньше, чем в Шуе.
КП: В заключение хотелось бы услышать о планах «Аквариуса».
Л.Г.: Планов, как всегда, очень много, причем все они сулят хорошие перспективы. Есть большое желание до конца этого года начать строить третью производственную линию.
КП: Еще одну?
Л.Г.: Сегодня ситуация с объемом запрашиваемой техники такова, что к следующему году нам придется отказаться от некоторых заказов, а делать этого очень не хочется. Какой может быть выход? Создавать новые производственные мощности. Я не знаю пока, где мы начнем строительство нового завода, но возможно, это будет ближнее Подмосковье.
Беседу провела Наталья Туркина.
КомпьютерПресс 10'2001